ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-223/2022 от 26.07.2022 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

Гражданское дело №2-223/2022

УИД 89RS0007-01-2022-000565-75

Судья Слюсаренко А.В.

Апелл. дело № 33-1938/2022

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Гниденко С.П.,

судей коллегии Савельевой Е.Н., Старовойтова Р.В.,

при ведении протокола помощником судьи Шекуровой И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пуровского района в интересах ФИО1 к Администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации пгт. Уренгой, некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» о признании права на заключение Соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества без доплаты разницы с рыночной стоимости предоставляемых и изымаемых объектов недвижимости, освобождении от выплаты разницы в рыночной стоимости предоставляемых и изымаемых объектов недвижимости,

по апелляционной жалобе представителя ответчика некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» на решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 апреля 2022 года, которым постановлено:

«удовлетворить исковое заявление прокурора Пуровского района в интересах ФИО1 к Администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации пгт. Уренгой, некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» о признании права на заключение Соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества без доплаты разницы в рыночной стоимости предоставляемых и изымаемых объектов недвижимости, освобождении от выплаты разницы в рыночной стоимости предоставляемых и изымаемых объектов недвижимости.

Признать право ФИО1 на заключение с Администрацией Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа в лице Администрации пгт. Уренгой, Некоммерческой организацией «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа Соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества - жилого помещения, расположенного по адресу: , а также доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, на условиях предоставления жилого помещения, расположенного по адресу: , общего имущества в многоквартирном доме, включая земельный участок, без выплаты разницы в рыночной стоимости предоставляемых и изымаемых объектов недвижимости.

Освободить ФИО1 при заключении с Администрацией Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа в лице Администрации пгт. Уренгой, Некоммерческой организацией «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» Соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества - жилого помещения, расположенного по адресу: , а также доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, на условиях предоставления жилого помещения, расположенного по адресу: , общего имущества в многоквартирном доме, включая земельный участок, от выплаты разницы в рыночной стоимости предоставляемых и изымаемых объектов недвижимости».

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Савельевой Е.Н., пояснения помощника прокурора Исламгуловой А.Ф., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Пуровского района, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации пгт. Уренгой, некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» о признании права на заключение Соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества без доплаты разницы с рыночной стоимости предоставляемых и изымаемых объектов недвижимости, освобождении от выплаты разницы в рыночной стоимости предоставляемых и изымаемых объектов недвижимости. В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: . Распоряжением Администрации п. Уренгой от 25 декабря 2017 года № 464-РА многоквартирный дом признан аварийными подлежащим сносу. Постановлением Администрации п. Уренгой от 15 сентября 2021 года № 530-ПА принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме для муниципальных нужд. Сопроводительным письмом от 11 февраля 2022 года № 35/01-08/274 Администрацией пгт. Уренгой в адрес ФИО1 направлен проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, согласно которому от ФИО1 принимается квартира общей площадью 54 кв.м., находящаяся по адресу: , рыночной стоимостью 2760000 рублей, а взамен предоставляется в собственность квартира , общей площадью 62,1 кв.м., рыночной стоимостью 4972000 рублей, с возложением обязанности по выплате НО «Фонд жилищного строительства ЯНАО» разницы в стоимости квартир в размере 2212000 рублей. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: , включен в комплексную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 февраля 2020 года № 112-П. При этом данной программой не предусмотрено возложение на собственника обязанности по оплате разницы между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями. Предоставление дополнительных мер поддержки предусмотрено положениями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе». Основания их не предоставления введены законом и вступили в силу с 25 декабря 2019 года (после принятия решения о развитии застроенной территории), тем самым, не могут быть применены к спорным отношениям, поскольку ухудшают положение истца. Полагает, что площадь изымаемого жилого помещения не превышает площадь вновь предоставляемого жилого помещения более чем на 10 кв.м., следовательно, истец вправе претендовать на заключение соглашения на условиях без доплаты разницы между изымаемым и предоставляемым жилым помещением.

Помощник прокурора Пуровского района Гонтарь А.О. настаивала на удовлетворении требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец ФИО1 в суд не явилась, извещена о дате и времени судебного заседания, просила рассмотреть дело без ее участия.

Представители ответчиков , Администрации пгт. Уренгой, НО «Фонд жилищного строительства ЯНАО» в суд не явились, извещены о дате и времени судебного заседания, в суд направили отзывы, в которых просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше. С данным решением не согласен представитель ответчика некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа».

В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом положений ч. 8.1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положений ст. 28-6 Закона ЯНАО от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», согласно которым предоставление дополнительных мер поддержки собственнику изымаемого жилого помещения в аварийном доме возможно, если собственник жилого помещения в аварийном доме не совершал за последние пять лет до заключения соглашения действия и гражданско-правовые сделки с иными жилыми помещениями, пригодными для постоянного проживания, которые привели к их отчуждению. Поскольку ФИО1 произвела отчуждение жилых помещений, тем самым, утратила право на получение дополнительных мер поддержки, установленных ст. 28-6 Закона ЯНАО № 36-ЗАО.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Пуровского района просит оставить решение суда без изменения, полагая, что нормы материального права применены судом верно.

В суде апелляционной инстанции помощник прокурора Исламгулова А.Ф. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в ней, судебной коллегии пояснила, что истец приобрела право на получение дополнительных мер поддержки по Закону ЯНАО № 36-ЗАО «О порядке обеспечения помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», поскольку в сложившихся правоотношениях необходимо руководствоваться положениями жилищного законодательства, которые действовали на момент заключения договора о комплексной застройки территории от 13 июня 2012 года между НО «Фонд жилищного строительства ЯНАО» и Администрацией муниципального образования п. Уренгой. Просила оставить решение без изменения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили, в связи с чем, на основании статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец ФИО1 является собственником жилого помещения в виде двухкомнатной квартиры , площадью 54,0 кв.м., расположенной по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, , на основании договора купли-продажи квартиры от 4 мая 2000 года (л.д. 25-26 т. 1). Право собственности на жилое помещение зарегистрировано 4 мая 2000 года, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (л.д. 22-23 т. 1).

Распоряжением администрации муниципального образования поселок Уренгой от 25 декабря 2017 года № 464-РА на основании заключения от 22 декабря 2017 года № 4 межведомственной комиссии многоквартирный жилой дом , расположенный по адресу: , признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 54 т. 1).

Распоряжением Администрации Пуровского района от 15 сентября 2021 года № 530-РА принято решение об изъятии для муниципальных нужд муниципального округа Пуровский район земельного участка с кадастровым номером площадью 2318 кв.м. (л.д. 55-56 т. 1).

Письмом от 11 февраля 2022 года истцу направлено трехстороннее соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд от 2022 года, из пункта 1 которого следует, что собственник передает, Администрация муниципального округа Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа принимает в муниципальную собственность, а некоммерческая организация «Фонд жилищного строительства Ямал-Ненецкого автономного округа» предоставляет возмещение за недвижимое имущество - квартиру, расположенную по адресу: , общей площадью 54,0 кв.м., этаж 01, а также долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме подлежащее передаче, включая земельный участок с кадастровым номером (л.д. 57-62 т. 1).

Из пункта 3 Соглашения следует, что размер возмещения за жилое помещение, определенный по соглашению Фонда и Собственника, составляет 2760000 руб.

Согласно пункту 6 Соглашения Фонд обязуется уплатить Собственнику возмещение за Жилое помещение путем передачи ему в собственность жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: ЯНАО, муниципальный округ Пуровский район, поселок городского типа , общей площадью 62,1 кв.м., этаж 2, кадастровый номер объекта , а также доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок- кадастровый номер объекта . Рыночная стоимость указанной квартиры определяется на основании Отчета от 21 января 2022 года № 7/1-22 и составляет 4972000 руб.

Из пункта 7 Соглашения следует, что в связи с тем, что рыночная стоимость квартиры выше рыночной стоимости жилого помещения, согласно п. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ Собственник обязуется возместить Фонду разницу в рыночной стоимости Квартиры и Жилого помещения в сумме 2212000 руб.

Соглашение об изъятии жилого помещения между сторонами не заключено.

Фактически истец поддерживается позиция, что при предоставлении ей жилого помещения взамен аварийного она не должна произвести доплату за вновь предоставляемое жилое помещение, тем самым, считает, что ответчики ограничивают право истца на получение жилого помещения взамен аварийного без доплаты.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ни федеральным законодательством, ни адресной программой, действующей на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на момент возникновения правоотношений, не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого, исходя из действия жилищного законодательства во времени. Суд руководствовался дополнительными мерами поддержки, предоставленными гражданам согласно ст. 28-6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2006 года № 36-ЗАО в редакции закона № 89-ЗАО от 29 ноября 2019 года.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может в связи с неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, 13 июля 2012 года между Администрацией муниципального образования поселок Уренгой и некоммерческой организацией «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» заключен договор о развитии застроенной территории № 316/1, ограниченной улицами Геологов, ФИО2 и ФИО3 в поселке городского типа Уренгой, границы которой утверждены решением Собрания Депутатов муниципального образования поселок Уренгой от 30 августа 2011 года № 257 (л.д. 20 т. 1).

Пунктом 1.2 указанного договора установлено, что в общий перечень многоквартирных домов, попадающих под снос в связи с развитием застроенной территории в рамках реализации Адресной Программы развития застроенной территории муниципального образования поселок Уренгой на 2011-2020 годы, утвержденной решением Собрания Депутатов муниципального образования поселок Уренгой от 30 августа 2011 года №257, включен, в том числе, жилой дом (л.д. 20, 36-42 т. 1).

В пункте 3.1.4 договора о развитии застроенной территории №316/1 определено, что в срок не позднее, чем за 6 месяцев до срока сноса многоквартирных жилых домов, и в соответствии с принятым решением администрации поселка, застройщик обязан уплатить выкупную цену за изымаемые у собственников помещения, или с их согласия предоставить им равноценные помещения на территории муниципального образования поселок Уренгой, в районе месторасположения недвижимого имущества, попадающего под снос, в связи с развитием застроенной территории, заключив трехстороннее соглашение между застройщиком, администрацией поселка и собственником помещения (л.д. 38 т. 1).

11 февраля 2022 администрацией муниципального образования поселка городского типа Уренгой в адрес ответчика направлено соглашение, в котором истцу ФИО1 предложено подписать соглашение об изъятии жилого помещения по адресу: путем передачи ей в собственность жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: , общей площадью 62,1 кв.м., этаж 2 с доплатой разницы в размере 2212000 рублей (пункты 6,7 Соглашения, л.д. 57-60 т. 1).

Предложив ФИО1 заключить соглашение на условиях доплаты разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого, Администрация муниципального округа Пуровский район действовала в рамках предоставленных ей полномочий, предусмотренных частью 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ (введена в Жилищный кодекс Российской Федерации на основании Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ и вступила в силу с 28 декабря 2019 года), согласно которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа действует Закон ЯНАО от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе", который предоставляет дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений.

Во исполнение положения жилищного законодательства Законом ЯНАО от 23 декабря 2019 года № 130-ЗАО внесены изменения в статью 28-6 Закона ЯНАО от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - Закон ЯНАО № 36-ЗАО).

Из части 1 ст. 28-6 Закона ЯНАО № 36-ЗАО следует, что обеспечение жилищных прав граждан, являющихся собственниками жилых помещений, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством путем выкупа указанных жилых помещений физическим или юридическим лицом, заключившим договор о развитии застроенной территории с органом местного самоуправления.

Согласно части 2 ст. 28-6 Закона ЯНАО № 36-ЗАО физическое или юридическое лицо, заключившее договор о развитии застроенной территории, вправе по соглашению с собственником жилых помещений, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, предоставить ему другое жилое помещение взамен сносимого.

Если взамен жилого помещения, подлежащего сносу, предоставляется однокомнатная квартира или общая площадь предоставляемого жилого помещения не превышает общую площадь сносимого жилого помещения более чем на десять квадратных метров, то возмещение собственником сносимого жилого помещения разницы в стоимости жилых помещений не осуществляется.

Предоставление жилого помещения в соответствии с абзацем вторым настоящей части осуществляется при условии, если собственник жилого помещения, подлежащего сносу, и проживающие совместно с ним члены его семьи не имеют в собственности на территории Российской Федерации иных жилых помещений, пригодных для проживания, и не совершали за последние пять лет до заключения соглашения действия и гражданско-правовые сделки с такими жилыми помещениями, которые привели к их отчуждению, за исключением безвозмездного отчуждения в федеральную собственность, собственность автономного округа или собственность муниципальных образований в автономном округе, либо имеют в собственности на территории Российской Федерации иные жилые помещения, пригодные для проживания, но обеспечены общей площадью таких жилых помещений на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения, подлежащего сносу.

Администрацией поселка городского типа Уренгой было установлено, что ФИО1 за пять лет до планируемого заключения соглашения (а именно 4 декабря 2018 года и 16 марта 2020 года соответственно) произвела отчуждение квартиры, расположенной по адресу: , и квартиры по адресу: (признана аварийной), что следует из выписки ЕГРН (л.д. 22-23), в связи с чем, утратила право на предоставление дополнительных мер поддержки по Закону ЯНАО № 36-ЗАО о предоставлении жилого помещения без доплаты, при условии, что общая площадь предоставляемого жилого помещения не превышает общую площадь сносимого жилого помещения более чем на десять квадратных метров.

Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы ответчика, что право у ФИО1 на предоставление ей жилого помещения по Соглашению об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд без доплаты утрачено в силу следующего.

Так обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулировано статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 приведенной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Согласно части 6 этой же статьи, возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В силу части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В соответствии с частью 8 указанной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» настоящий Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 указанного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

В тоже время, в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включён в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Как следует из материалов дела, дом не включен в региональную адресную программу, утвержденную постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 апреля 2019 года № 346-П.

Жилой дом программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 - 2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 февраля 2020 года №112-П.

Комплексная программа не тождественна Региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 апреля 2019 года во исполнение Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Таким образом, включение жилого дома в комплексную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденную постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 февраля 2020 года № 112-П, права выбора обеспечения жилищных прав не дает, поскольку указанная программа была утверждена не во исполнение положений Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, расположенного под многоквартирным домом по адресу: принято 15 сентября 2021 года (л.д. 55), следовательно, к правоотношениям по изъятию, в том числе, по предоставлению другого жилого помещения взамен жилого помещения, подлежащего сносу, применяются положения законодательства на указанную дату.

С 25 января 2020 года Постановлением Правительства ЯНАО от 19 февраля 2021 года № 99-П внесены изменения в Раздел III Комплексной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 - 2025 годы, согласно которым, при обеспечении жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в аварийном жилищном фонде, в рамках части 8 статьи 32 ЖК РФ, в случае если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника. Дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, установлены в соответствии с главой 1 раздела III-I Закона № 36-ЗАО.

Из части 1 ст. 28-6 Закон ЯНАО от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" (в ред. Закона ЯНАО от 23 апреля 2021 № 48-ЗАО, действовавшего по состоянию на дату изъятия земельного участка, то есть на 15 сентября 2021 года) следует, что в случае предоставления собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, отвечающем критериям, установленным в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и включенном в границы подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки при осуществлении комплексного развития территории жилой застройки (далее - жилое помещение в доме, отвечающем критериям), взамен жилого помещения в доме, отвечающем критериям (в виде квартиры или комнаты), передаваемого безвозмездно в собственность автономного округа или собственность муниципальных образований в автономном округе либо, если это предусмотрено договором о комплексном развитии территории жилой застройки, в собственность лица, с которым заключен такой договор, соответственно однокомнатной квартиры или одной комнаты, когда размер возмещения за освобождаемое жилое помещение в доме, отвечающем критериям, меньше стоимости предоставляемого жилого помещения, размер возмещения за освобождаемое жилое помещение в доме, отвечающем критериям, приравнивается к стоимости предоставляемой однокомнатной квартиры или одной комнаты. В случае если жилое помещение в доме, отвечающем критериям, принадлежит на праве общей собственности нескольким собственникам, мена жилого помещения в доме, отвечающем критериям, осуществляется при наличии согласия всех собственников. Мена долей в праве общей собственности на жилое помещение не осуществляется.

Согласно части 8 ст. 28-6 Закона ЯНАО № 36-ЗАО установлено, что указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи собственникам жилых помещений в доме, отвечающем критериям, которые приобрели право собственности на жилое помещение в доме, отвечающем критериям, после принятия решения о комплексном развитии территории жилой застройки, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями, предусмотренные настоящей статьей, не предоставляются.

Дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями, предусмотренные настоящей статьей в отношении указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи собственников жилых помещений в доме, отвечающем критериям, предоставляются при условии, если на дату принятия решения о комплексном развитии территории жилой застройки собственник жилого помещения в доме, отвечающем критериям, и проживающие совместно с ним члены его семьи не имеют иных жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, находящихся в их собственности либо занимаемых на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, либо имеют такие жилые помещения, но обеспечены общей площадью жилых помещений на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения в доме, отвечающем критериям, а также если собственник жилого помещения в доме, отвечающем критериям, и проживающие совместно с ним члены его семьи не совершали за последние пять лет до заключения соглашения действия и гражданско-правовые сделки с иными жилыми помещениями, пригодными для постоянного проживания, которые привели к их отчуждению, за исключением безвозмездного отчуждения в федеральную собственность, собственность автономного округа или собственность муниципальных образований в автономном округе.

Учитывая названные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу, что на момент принятия решения Администрацией Пуровского района об изъятии земельного участка для муниципальных нужд ФИО1 утратила право на предоставление ей другого жилого помещения взамен жилого помещения, подлежащего сносу, исходя из того, что произвела отчуждение квартиры, расположенной по адресу: , за пять лет до заключения Соглашения.

При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

К такому выводу судебная коллегия приходит еще и в связи с тем, что возлагая на некоммерческую организацию «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» обязанность по заключению с ФИО1 соглашения, суд первой инстанции в соответствии с вышеприведенными нормами материального права не учел, что обязанность по предоставлению истцу другого равнозначного жилого помещения в целях обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в аварийном многоквартирном доме, реализуется органом местного самоуправления в рамках утвержденной программы, которая не возлагает на некоммерческую организацию по обеспечению граждан, переселяемых из авариных домов, равнозначными жилыми помещениями.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 апреля 2022 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Пуровского района в интересах ФИО1 к Администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации пгт. Уренгой, некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» о признании права на заключение Соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества без доплаты разницы с рыночной стоимости предоставляемых и изымаемых объектов недвижимости, освобождении от выплаты разницы в рыночной стоимости предоставляемых и изымаемых объектов недвижимости - отказать.

Апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи