ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2244/19 от 05.01.2019 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Брижатюк И.А. № 33-7608/2019

55RS0005-01-2019-002946-48

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 27 ноября 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Масленкиной С.Ю.,

судей Магденко И.Ю., Крицкой О.В.,

при секретаре Ким М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2244/2019 по апелляционной жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Бизнес-Ресурс» - ФИО2 Асхатовны

на заочное решение Первомайского районного суда г. Омска от 19 августа 2019 года

по иску Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Бизнес-Ресурс» о возложении обязанности предоставить корректирующие формы индивидуального (персонифицированного) учета.

Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (далее УПФР в Советском АО г. Омска) обратилось в суд с иском к ООО УК «Бизнес-Ресурс», в обоснование которого указало, что в ходе проверки правильности исчисления, полноты и своевременности (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов было установлено, что ответчик предоставил истцу недостоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета в части страхового стажа и начисленных страховых взносов за 2015-2016 год на двух застрахованных лиц. По результатам проверки ответчику предложено в течение 5 рабочих дней представить соответствующие корректирующие формы, решением УПФР в Советском АО г. Омска ответчик привлечен к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, но до настоящего времени такие сведения ответчик не предоставил.

Просит обязать ООО УК «Бизнес-Ресурс» предоставить в УПФР в Советском АО г. Омска корректирующие формы индивидуального (персонифицированного) учета в части трудового стажа за 2015 год на 1 застрахованное лицо <...> за 2016 год на 1 застрахованное лицо; корректирующие формы индивидуального (персонифицированного) учета в части начисленных страховых взносов за 2015 год на 1 застрахованное лицо <...> по форме РСВ-1 с разделами 2.5.1, 2.5.2, 4 и 6 (6.1.-6.6) с уточнением суммы заработка (дохода) за расчетный период – 2015, 2016 год.

В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом

Судом постановлено заочное решение, которым заявленные требования удовлетворены полностью, с ООО УК «Бизнес-Ресурс» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6 000 рублей.

В апелляционной жалобе представитель ООО УК «Бизнес-Ресурс» выражает несогласие с постановленным решением, просит его отменить, ссылается на ошибочное толкование судом действующего законодательства, регулирующего порядок разрешения споров между страхователями и органами пенсионного обеспечения, которое не наделяется последнего полномочиями на обращение в суд с подобного рода требованиями. Полагает, что судом необоснованно проигнорировано наличие судебного разбирательства в Арбитражном суде Омской области между участниками настоящего спора по поводу законности решения органа пенсионного обеспечения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах, которое было, более того, неправомерно признано при рассмотрении настоящего дела вступившим в силу.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца УПФР в Советском АО г. Омска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика ООО УК «Бизнес-Ресурс» ФИО2 доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала в полном объеме.

Представитель истца УПФР в Советском АО г. Омска ФИО3, поддержала письменные возражения на апелляционную жалобу.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в частности, являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит апелляционную жалобу представителя ответчика подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО УК «Бизнес-Ресурс» <...> зарегистрировано в качестве юридического лица с местом нахождения в Омской области (<...>).

3 апреля 2012 года ООО УК «Бизнес-Ресурс» зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию в территориальном органе Пенсионного фонда РФ – УПФР в Советском АО г. Омска по месту своей регистрации.

Согласно акту выездной проверки № 61 от 27 декабря 2018 года УПФР в Советском АО г. Омска установлен факт предоставления страхователем ООО УК «Бизнес-Ресурс» недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которые выразились в следующем:

- в части страхового стажа в отношении застрахованного лица <...> за 2015-2016 годы (<...>) – <...> оказывает ООО УК «Бизнес-Ресурс» по договору № <...> услуги по подключению, установке, техническому обслуживанию оргтехники, как видно из актов выполненных работ он оказывал услуги сроком на один день, в то время как в форме РСВ-1 ПФР п.п. 6.8. раздела 6 Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица общество указывает страховой стаж продолжительностью в один год (приложение № 5);

- в части суммы заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2015 год в отношении застрахованного лица <...> (<...>) – обществом занижена база по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование на 17 500 рублей, поскольку правомерность возмещения данной суммы, как командировочных расходов (суточные и оплата упаковки багажа), и соответственно ее исключения из базы обложения страховыми взносами документально не подтверждены (приложение № 8).

Как следует из указанного акта, по результатам проверки предложено взыскать с ООО УК «Бизнес-Ресурс» сумму неуплаченных страховых взносов в размере 4 742 рубля 50 копеек, в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015-2016 годы 3850 рублей и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2015-2016 годы – 891 рубля 50 копеек, плательщику страховых взносов представить корректирующие формы ИС в части трудового стажа и корректирующие формы в части начисленных страховых взносов, привлечь к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 42 и статьей 48 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ в виде штрафа.

Решением УПФР в Советском АО г. Омска № 3 от 6 февраля 2019 года ООО УК «Бизнес-Ресурс», как плательщик страховых взносов, привлечено к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде взыскания недоимки в сумме 4 742 рубля 50 копеек, пени 869 рублей 30 копеек, штрафа 35 200 рублей.

Данное решение направлено ответчику 12 февраля 2019 года.

25 февраля 2019 года ответчиком в адрес УПФР в Советском АО г. Омска направлены возражения по названному выше акту выездной проверки № 61 относительно всех выявленных органом пенсионного обеспечения нарушений с просьбой при принятии решения по итогам выездной проверки их отменить.

Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями индивидуального (персонифицированного) учета и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда РФ, установленных актом выездной проверки № 61, в течение пяти рабочих дней с момента вступления в силу решения по акту имеющихся расхождений, получено ООО УК «Бизнес-Ресурс» 27 февраля 2018 года.

Поскольку ответчиком указанные нарушения в установленный срок (в течение пяти рабочих дней с момента вступления в силу решения УПФР в Советском АО г. Омска № 3 от 6 февраля 2019 года) устранены не были, корректирующие формы индивидуального (персонифицированного) учета в части страхового стажа, начисленных страховых взносов истцу не представлены, УПФР в Советском АО г. Омска обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения, поскольку в ходе рассмотрения дела установлен факт непредставления ответчиком корректирующих форм индивидуального (персонифицированного) учета в отношении двух застрахованных лиц, что является нарушением действующего законодательства.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неверном применении и толковании норм материального права.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Закон № 167-ФЗ), страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

Застрахованными лицами являются в частности, работающие по трудовому договору, в том числе руководителя организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (статья 7 Закона № 167-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Закон № 27-ФЗ) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные данным пунктом.

В соответствии с абзацами 3, 4 пункта 2 статьи 14 Закона № 27-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального персонифицированного учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Абзацем 3 части 2 статьи 16 Закона № 27-ФЗ установлено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных этим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

В силу статьи 18 Закона № 27-ФЗ споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.

Суд первой инстанции посчитал, что вышеприведенные нормы законодательства об обязательном пенсионном страховании и индивидуальном (персонифицированном) учете позволяют возложить на ответчика, как работодателя, страхователя и плательщика страховых взносов, обязанность представить корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении указанных застрахованных лиц.

В то же время судом не было учтено следующее.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод (часть 1 статья 46).

Однако конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность для лица, обращающегося за таковой, по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания - они определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.

Как предусмотрено в пункте 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно статье 2 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

При этом по общим правилам заинтересованное лицо обращается за судебной защитой своих нарушенных прав.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц только в случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса РФ).

С учетом специфики отношений, возникающих между страхователями (плательщиками страховых взносов) и органами Пенсионного фонда Российской Федерации в сфере обязательного пенсионного страхования, последние наделены определенными властными полномочиями и контрольными функциями.

Так, согласно статье 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом и при этом обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета определены в Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 года № 766н.

Организации и проведение документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными постановлением Правительства ПФ РФ от 30 января 2002 года № 11п.

Положения статьи 17 Закона № 27-ФЗ, как и принятые в их развитие вышеуказанные нормативные акты, регламентируют действия территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в случае обнаружения в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

При выявлении данного нарушения составляется соответствующий акт с выводами и предложениями должностного лица, на который страхователем могут быть поданы возражения, также страхователю направляется уведомление об устранении ошибок (недостоверных сведений).

Акт, документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, подлежит рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, по результатам которого должно быть вынесено решение либо о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, либо об отказе в привлечении к такой ответственности.

Указанное решение может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации, после его вступления в законную силу страхователю направляется требование об уплате финансовых санкций, в случае неуплаты их взыскание производится в судебном порядке.

Кроме того, за непредставление в установленный Законом № 27-ФЗ срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке индивидуальных сведений, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде страхователь несет административную ответственность в соответствии со статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Таким образом, действующим законодательством установлены специальные меры воздействия, которые подлежат применению в случае неисполнения страхователем возложенных на него законом публично-правовых обязанностей по предоставлению сведений о застрахованных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Объем действительных обязанностей страхователя по предоставлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета (как следствие, по дополнительной уплате страховых взносов и уплате финансовых санкций) может быть определен органом контроля его решением, которое принимается по результатам проведенной им проверки деятельности страхователя (плательщика страховых взносов), и которое в случае возникновения разногласий может стать предметом судебного спора в арбитражном суде.

Из материалов дела усматривается, что истцом в полной мере реализованы полномочия, предусмотренные вышеуказанными нормами: в отношении ответчика проведена проверка достоверности представленных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выявлены ошибки, которые нашли отражение в акте, направлено уведомление об их устранении, принято решение о привлечении к ответственности в виде взыскания недоимки по страховым взносам и уплаты финансовых санкций.

Ответчик воспользовался своим правом на оспаривание решений, принятых по результатам проверки, предъявив соответствующий иск в арбитражный суд, который до настоящего времени между сторонами не разрешен.

Действующее законодательство о пенсионном страховании и индивидуальном (персонифицированном) учете, а также нормы гражданского процессуального законодательства не предусматривают право Пенсионного фонда Российской Федерации (его территориальных органов) на обращение в суд в защиту публичных интересов или конкретного застрахованного лица с иском о понуждении плательщика страховых взносов к совершению действий по исправлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Предъявление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации настоящего иска не может быть расценено и как направленное на защиту своих прав, поскольку таковые действиями ответчика не нарушены.

Право требовать в судебном порядке исправления (уточнения) сведений, представленных страхователем и содержащихся в индивидуальном лицевом счете, законодатель предоставил только застрахованному лицу (абзац 4 статьи 14 Закона № 27-ФЗ).

Учитывая приведенные нормы права и принимая во внимание, что требование органа пенсионного обеспечения не связано с защитой своих прав или публичных интересов, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы ответчика о том, что истец правом на обращение в суд с таким иском не обладает.

При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Заочное решение Первомайского районного суда г. Омска от 19 августа 2019 года отменить, принять по делу новое решение.

Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска отказать в удовлетворении иска к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Бизнес-Ресурс» о возложении обязанности предоставить корректирующие формы индивидуального (персонифицированного) учета.

Председательствующий

Судьи