ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-225/20 от 02.12.2020 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Агапушкина Л.А. Дело № 33-8413/2020 (№ 2-225/2020)

22RS0003-01-2020-000243-83

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 декабря 2020 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Кузнецовой С.В.,

судей Варнавского В.М., Ильиной Ю.В.,

при секретаре Подлужная А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы истцов Городенцевой Юлии Сергеевны, Поповой Кристины Евгеньевны на решение Бийского районного суда Алтайского края от 01 сентября 2020 года по делу

по иску Поповой Кристины Евгеньевны, Городенцевой Юлии Сергеевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Городенцевой Софии Сергеевны, к администрации Бийского района Алтайского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата, о возложении обязанности по включению в список граждан на получение государственного жилищного сертификата,

Заслушав доклад судьи Ильиной Ю.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Попова К.Е., Городенцева Ю.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Городенцевой С.С., 17 апреля 2020 года обратились в суд с иском к администрации Бийского района Алтайского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата, о возложении обязанности по включению в список граждан на получение государственного жилищного сертификата. Иск поступил в суд 20 апреля 2020 года.

В обоснование требований указали, что проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое приобретено ими 13 августа 2011 года по договору купли-продажи на средства материнского капитала и принадлежит им на праве общей долевой собственности. Постановлением администрации Алтайского края от 29 мая 2014 года №254 на территории края, в том числе Бийском районе в связи с обильными осадками, значительным повышением уровня воды в реках, превышением критических отметок уровня воды в реках был введен режим чрезвычайной ситуации. Принадлежащий им жилой дом находился в зоне подтопления во время весенне-летнего паводка 2014 года. Техническим заключением ООО «Промгражданпроект» от 25 сентября 2014 года №318 жилой дом признан аварийным, непригодным для проживания, подлежащим сносу. Межведомственной комиссией жилой дом также был признан непригодным для проживания. В связи с утратой жилого помещения они обратились через администрацию Бийского района в Главное управление строительства, транспорта и жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края с заявлением о включении в список на получение государственного жилищного сертификата, приложив необходимый пакет документов. Решением администрации Бийского района Алтайского края истцы были включены в список граждан – получателей государственного жилищного сертификата. Однако, как ей стало известно из сообщения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее – Минстрой Алтайского края) от 20 августа 2019 года, письмом Главного управления строительства, транспорта и жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от 10 апреля 2015 года документы истцов были возвращены по причине несоответствия требованиям федерального законодательства, а именно указано, что часть домов находилась в ветхом и аварийном состоянии до наступления чрезвычайной ситуации; одновременно даны рекомендации о включении дома истцов в список домов, требующих проведения капитального ремонта. Отказ от включения в список на получение государственного жилищного сертификата ни от Минстроя Алтайского края, ни от администрации Бийского района они не получали. До настоящего времени они не могут реализовать свое право на государственный жилищный сертификат для граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Считают вывод Минстроя Алтайского края о нахождении дома в ветхом и аварийном состоянии до наступления чрезвычайной ситуации необоснованным, поскольку из акта обследования от 28 апреля 2014 года и дополнения к акту, заключения о признании жилого помещения непригодным для проживания от 22 октября 2014 года и дополнения к нему от 16 декабря 2014 года следует, что жилое помещение стало непригодным для проживания в результате паводка в период весенне-летнего наводнения 2014 года на территории Бийского района. Сведения о том, что жилой дом находился в ветхом и аварийном состоянии до наступления чрезвычайной ситуации отсутствуют. Также они обращались в администрацию Бийского района с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка. Из сообщения администрации Бийского района от 30 марта 2020 года ей стало известно, что во включении в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта было отказано, поскольку межведомственной комиссией по использованию жилого и нежилого фонда и техническому обследованию зданий и сооружений от 16 декабря 2014 года помещение по <адрес> признано непригодным для проживания.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истцы просили признать за Городенцевой Ю.С., Городенцевой С.С., Поповой К.Е. право на получение государственного жилищного сертификата вследствие резкого подъема уровня воды в реках Бия и Катунь в мае-июне 2014 года, возложить на ответчиков обязанность включить их в список граждан на получение государственного жилищного сертификата вследствие резкого подъема уровня воды в реках Бия и Катунь в мае-июне 2014 года.

Решением Бийского районного суда Алтайского края от 01 сентября 2020 года в удовлетворении исковых требований Поповой К.Е., Городенцевой Ю.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Городенцевой С.С., отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе Городенцева Ю.С. просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении иска в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права; вывод суда о невозможности зашиты прав истцов удовлетворением иска вследствие внесения изменений в законодательные акты, регулирующих порядок выделения бюджетных ассигнований, не мотивирован и несостоятелен, поскольку приведенные в обоснование вывода Правила регулируют исключительно порядок осуществления ограниченного перечня компенсационных выплаты и не регулируют порядок и формы восстановления пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций объектов жилищного фонда, находящегося в частной собственности; внесение изменений в порядок финансирования реализации меры государственной поддержки в виде погашения государственного жилищного сертификата не является правовым основанием для ограничения прав истцов; права истцов на возмещение вреда не могут быть ограничены установленным государственными органами механизмом выделения денежных средств; при разрешении спора следовало учесть положения ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие действие гражданского законодательства во времени, и разъяснения Президиума Верховного Суда Российской Федерации о том, что законы, ухудшающие положение граждан, обратной силы не имеют; судом нарушены требования ст.149 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в случае избрания истцами неверного способа защиты своего нарушенного права, суду на стадии подготовки дела к судебному разбирательству следовало определить из какого правоотношения возник спор и какие нормы права должны применяться при разрешении спора; вывод суда в обоснование пропуска ею срока исковой давности о том, что обратившись 16 июля 2015 года в администрацию Бийского района Алтайского края с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта она, тем самым, отказалась от реализации права на получение государственного жилищного сертификата, носит предположительный характер; вывод суда о ее осведомленности о невключении принадлежащего ей жилого помещения в реестр жилых помещений бездоказателен; факт отказа истцов от получения государственного жилищного сертификата материалами дела не подтверждается; об отказе от включения ее дома в реестр жилых помещений непригодных для проживания ей стало известно из сообщения Минстроя Алтайского края от 16 сентября 2019 года, доказательств обратного ответчиками не представлено; заявление на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта она подавала независимо от заявления на включение список граждан на получение государственного жилищного сертификата, указав в административном органе на то, что подавала заявление на сертификат, на что ей ответили, что в случае выдачи сертификата, ее исключат из очереди на выплату; о том, что надлежащим ответчиком по делу является Минстрой Алтайского края, она узнала лишь в судебном заседании; реализация права на получение сертификата вследствие утраты единственного жилого помещения действующим законодательством какими-либо сроками не ограничена; возмещение ущерба, причиненного имуществу гражданина вследствие чрезвычайных ситуаций, является социальной гарантией Российской Федерации и одним из видов долгового обязательства, на требования по которым исковая давность не распространяется.

В апелляционной жалобе Попова К.Е. просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении иска в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права; вывод о пропуске ею срока исковой давности несостоятелен, поскольку возможность осуществлять свои гражданские права, в том числе направленные на решение спорного вопроса, возникла у нее с момента достижения совершеннолетия – с 09 июля 2020 года, в момент рассмотрения дела; о нарушении своего права, а именно невключении, принадлежащего ей помещения в реестр жилых помещений, пострадавших в результате паводка, она узнала 17 апреля 2020 года со слов своей матери при подписании искового заявления; 14 августа 2020 года, достигнув совершеннолетия и проявив правовой интерес к реализации своего права на получение государственного жилищного сертификата, указывала в письменных возражениях на отзыв Минстроя Алтайского края на то, что срок исковой давности ее не пропущен; в ходе рассмотрения дела истцами было подтверждено право на получение меры социальной поддержки в виде государственного жилищного сертификата; вывод суда о том, что удовлетворение требований в заявленном виде не будет способствовать защите прав истцов основан не неверном толковании закона, поскольку приведенные в обоснование вывода Правила регулируют исключительно порядок осуществления ограниченного перечня компенсационных выплаты и не регулируют порядок и формы восстановления пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций объектов жилищного фонда, находящегося в частной собственности; внесение изменений в порядок финансирования реализации меры государственной поддержки не является правовым основанием для ограничения прав истцов; ее право на возмещение вреда не может быть ограничено установленным государственными органами механизмом выделения денежных средств; для реализации своего права истцам требуется решение суда, которое послужит основанием для получения бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации; при разрешении спора следовало учесть положения ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие действие гражданского законодательства во времени, разъяснения Президиума Верховного Суда Российской Федерации и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о том, что законы, ухудшающие положение граждан, обратной силы не имеют.

В письменных возражениях на апелляционные жалобы Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции истец Городенцева Ю.С., представитель истца Никитеева Н.И., поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края Домуховская А.И. возражала против удовлетворения жалоб и отмены решения суда, пояснив, что на данный момент решение суда о признании права на сертификат будет неисполнимо, поскольку выдача государственных жилищных сертификатов вследствие паводка, призошедшего в мае-июне 2014 года, полностью завершена, выдать новые сертификаты невозможно.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п.1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительство Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий, приняло 07 июня 1995 года постановление №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» (далее – постановление Правительства Российской Федерации №561 от 07 июня 1995 года), в соответствии с которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Пунктом 1 названного постановления (в редакции, действовавшей на момент режима чрезвычайной ситуации в Алтайском крае в 2014 году) признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями (абзац первый).

Установлено, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации (абзац второй пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации №561 от 07 июня 1995 года).

Пунктами 3, 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации №561 от 07 июня 1995 года предусмотрены обязанности ряда федеральных органов исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, разработать и утвердить порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов; обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать предоставление жилья гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, и другие обязанности.

Во исполнение указанного постановления 10 июля 1995 года Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации и Министром финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июля 1995 года № 916, далее - Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов).

Согласно пункту 2 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата.

Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу, справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).

Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации (пункт 4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года № 982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов №982).

В соответствии с п.п. 5, 6, 7, 9, 10 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов №982 (в редакции, действовавшей на момент режима чрезвычайной ситуации в Алтайском крае в 2014 году и на момент обращения истцов в суд с иском) Министерство финансов Российской Федерации в рамках межбюджетных трансфертов осуществляет перечисление бюджетных ассигнований бюджету субъекта Российской Федерации на основании заявки на компенсацию бюджету субъекта Российской Федерации стоимости жилого помещения, предоставляемого владельцам именных государственных жилищных сертификатов, или на социальную выплату на оплату жилого помещения (части жилого помещения), приобретаемого владельцем сертификата по договору купли-продажи, представляемой в Министерство финансов Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме согласно приложению № 3.

Выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата.

Министерство финансов Российской Федерации в месячный срок с даты получения решения Правительства Российской Федерации о выдаче бланков сертификатов направляет через Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующее количество бланков сертификатов с целью последующей их передачи финансовому органу субъекта Российской Федерации (далее - финансовый орган).

Финансовый орган в срок, не превышающий 3 месяцев с даты получения бланков сертификатов, осуществляет их заполнение и выдачу сертификатов гражданам Российской Федерации, включенным в список, в установленном порядке.

Таким образом, из нормативных положений, действовавших на момент режима чрезвычайной ситуации в Алтайском крае в 2014 году, - в их взаимосвязи следует, что право на получение государственного жилищного сертификата возникает у граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, то есть утративших единственное жилое помещение, в котором они проживали. Обязательным условием реализации этого права является обращение таких граждан в компетентные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации с соответствующим заявлением и приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов.

На основании заявлений граждан, лишившихся жилья вследствие чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, при условии предоставления ими всех необходимых документов органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которых проживают такие граждане, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.

На основании этих списков, утвержденных решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, определяется потребность в государственных жилищных сертификатах и Правительством Российской Федерации принимается решение об их выпуске, который должен осуществляться в целом в течение четырех месяцев с момента чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия (сроки в редакции, действовавшей на момент режима чрезвычайной ситуации в Алтайском крае в 2014 году).

Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Алтайского края от 29 мая 2014 года № 254 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в связи с обильными осадками, выпавшими в Республике Алтай и юго-восточных районах Алтайского края, значительно повысился уровень воды в верховьях рек Бия, Катунь, Чарыш и Ануй. В Бийском, Красногорском, Краснощековском, Солонешенском, Солтонском, Чарышском муниципальных районах и г.Бийске уровни воды в реках превысили критические отметки с 29 мая 2014 года введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

04 июня 2014 года администрацией Алтайского края принято постановление №264 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края».

Жилой дом ***, общей площадью 19,90 кв.м. <адрес> находился в затопляемой зоне в период весенне-летнего наводнения 2014 года, что подтверждается справкой администрации Малоугреневского сельсовета Бийского района Алтайского края от 17 сентября 2014 года (т.1, л.д.52).

Данный жилой дом и земельный участок по указанному адресу принадлежат с 30 августа 2011 года на праве общей долевой собственности (по 1/3 доли) Городенцевой Ю.С., Городенцевой С.С., Поповой К.Е. (т.1, л.д.46-48, 99-107).

Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28 апреля 2020 года вышеуказанное жилое помещение является единственным помещением, находящемся в собственности Городенцевой Ю.С., Городенцевой С.С., Поповой К.Е. (т.1, 82-87, 99-106).

Согласно выписке из домовой книги, адресной справке, свидетельствам о регистрации по месту жительства, справке администрации Малоугреневского сельсовета Бийского района Алтайского края и справке МУ МВД России «Бийское» Городенцаев Ю.С., Городенцева С.С., Попова К.Е. на момент возникновения чрезвычайной ситуации и по настоящее время проживают и зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> (т.1, л.д. 53, 55, 57-58, 98, 229-236).

25 сентября 2014 года составлено заключение ООО «Промграждан проект» №318, согласно которому жилой дом по вышеуказанному адресу находился на территории, периодически затапливаемой паводковыми водами, в конце мая-начале июня 2014 года дом попал в зону разлива реки Бия и некоторое время находился в затопленном состоянии, уровень воды в помещениях составлял около одного метра от пола; по результатам обследования жилой дом признан аварийным и непригодным для проживания, подлежащим сносу (т.1, л.д.27-43).

01 октября 2014 года Городенцева Ю.С. обратилась в администрацию Бийского района с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания (т.1, л.д. 21).

18 октября 2014 года межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации Бийского района Алтайского края от 22 августа 2014 года №185-р, проведено обследование жилого дома по вышеуказанному адресу, в ходе которого жилой дом признан непригодным для проживания, о чем 22 октября 2014 года межведомственной комиссией было составлено заключение №60 о признании жилого помещения непригодным для проживания (т.1, л.д.22-23).

16 декабря 2014 года межведомственной комиссией составлены дополнения к указанным выше акту и заключению межведомственной комиссии, согласно которым жилом дом по <адрес>, признан не подлежащим восстановлению и непригодным для проживания, подлежащим сносу (т.1, л.д.25-26).

Постановлением администрации Бийского района Алтайского края от 22 октября 2014 года *** жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу (т.1, л.д.17).

27 октября 2014 года Городенцева Ю.С., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Городенцевой С.С. и Попопой К.Е., обратилась в администрацию Бийского района Алтайского края с заявлением о включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилья в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в июне 2014 года, приложив необходимые документы (т.1, л.д.59).

Постановлением администрации Бийского района от 07 ноября 2014 года №715 на основании протокола жилищной комиссии администрации Бийского района Алтайского края от 28 октября 2014 года №12 и постановления администрации Бийского района от 28 октября 2014 года №686 «Об утверждении жилищной комиссии» утвержден список граждан – получателей государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате последствий паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, в который была включена Городенцева Ю.С. с составом семьи 3 человека, включая Городенцеву С.С. и Попову К.Е. (т.1, л.д.18-20).

Извещение администрации Бийского района от 31 октября 2014 года о включении по решению жилищной комиссии администрации Бийского района от 28 октября 2014 года №12 в список на получение государственного жилищного сертификата составом семьи 3 человека было получено Городенцевой Ю.С. 31 октября 2014 года (т.1, л.д.61).

Копии заявления и приложенных документов в отношении Городенцевой Ю.С. администрацией Бийского района Алтайского края были направлены в Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края для включения в список получателей государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилых помещений в результате паводка в мае-июне 2014 года.

Письмом Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от 10 апреля 2015 №37-01/ПА/5564, направленным в адрес главы администрации Бийского района, документы Городенцевой Ю.С. были возвращены со ссылкой на то, что жилое помещение, принадлежащее истцам, находилось в ветхом и аварийном состоянии до наступления чрезвычайной ситуации и не подлежит включению в реестр жилых помещений непригодных для проживания в результате паводка. Этим же письмом администрации Бийского района Алтайского края рекомендовано включить названный объект в список домов, требующих проведения капитального ремонта (т.1, л.д.166-168).

Письмом администрации Бийского района Алтайского края от 20 апреля 2015 года №204/ПОГ/1363 Городенцевой Ю.С. было сообщено о том, что Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не включено в реестр жилых помещений Алтайского края, пострадавших в результате паводка в мае – июне 2014 года, а также разъяснено право, в случае несогласия с принятым решение на обращение в судебные инстанции. В этом же письме Городенцевой Ю.С. указано на то, что согласно ее заявлению жилой дом включен в список домов, требующих капитального ремонта (т.1, л.д.169). Сведения о получении Городенцевой Ю.С. указанного письма в материалах дела отсутствуют.

16 июля 2015 года Городенцева Ю.С., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Городенцевой С.С., Попопой К.Е., обратилась в администрацию Бийского района Алтайского края с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения (т.1, л.д.63-64).

Письмом администрацию Бийского района Алтайского края от 31 августа 2015 года №204/ПОГ/4265, полученным Городенцевой Ю.С. 15 сентября 2015 года, Поповой К.Е., Городенцевой С.С. и Городенцевой Ю.С. было отказано во включении в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения на том основании, что жилое помещение межведомственной комиссией по использованию жилого и нежилого фонда и техническому обследованию зданий и сооружений признано непригодным для проживания (т.1, л.д.62).

20 августа 2019 года Городенцева Ю.С. обратилась в администрацию Бийского района Алтайского края с вопросом о предоставления государственного жилищного сертификата.

В ответе от 16 сентября 2019 года на указанное обращение Городенцевой Ю.С. было сообщено о том, что письмом Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от 10 апреля 2015 года документы Городенцевой Ю.С. были возвращены со ссылкой на то, что жилое помещение, принадлежащее истцам, находилось в ветхом и аварийном состоянии до наступления чрезвычайной ситуации и не подлежит включению в реестр жилых помещений непригодных для проживания в результате паводка (т.1, л.д.8).

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции по ходатайству представителя истца была назначена судебная строительно-техническая экспертиза (т.1, л.д.244-245).

Согласно заключению эксперта Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 30 июля 2020 года *** техническое состояние несущих строительных конструкций исследуемого жилого дома по адресу: <адрес> оценено как недопустимое, физический износ составляет 60 %; техническое состояние несущих конструктивных элементов жилого дома недопустимое, исследуемый дом в целом является непригодным для проживания, дальнейшая эксплуатация конструктивных элементов жилого дома представляет непосредственную опасность для жизни людей; ухудшение технического состояния жилого дома произошло в результате весенне-летнего паводка в Алтайском крае, произошедшего в мае-июне 2014 года; проведение капитального ремонта либо реконструкции исследуемого дома, исходя из срока его эксплуатации (1961 год), существующего на дату исследования физического износа, а также значительных материальных затрат по их устранению, с технической точки зрения нецелесообразно (т.2, л.д.18-40).

Установив указанные обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требовании к администрации Бийского района Алтайского края, поскольку последняя в рамках предоставленных законом полномочий после проведения оценки жилого помещения на предмет его аварийности и возможности проживания в нем сформировала первоначальный список пострадавших граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилых помещений в результате паводка в мае-июне 2014 года, включила в него Городенцеву Ю.С., Городенцеву С.С., Попову К.Е. и направила необходимые документы в Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края для совершения последующих действий по включению истцов в список получателей государственного жилищного сертификата, следовательно, в действиях администрации Бийского района Алтайского края нарушения прав истцов, применительно к заявленным исковым требованиям, не усматривается.

Также, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, с учетом вышеуказанного правового регулирования предоставления меры государственной поддержки в виде выдачи государственного жилищного сертификата, пришел к выводу о том, что у истцов на момент обращения с заявлением 27 октября 2014 года имелась совокупность необходимых условий, дающих право на получение мер социальной поддержки в виде государственного жилищного сертификата, выдаваемого гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий на получение жилого помещения.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку истцами в 2014 году был соблюден заявительный порядок реализации права на получение государственного жилищного сертификата; имелась совокупность условий, дающих право на его получение, а именно постоянное проживание и регистрация в жилом помещении (согласно условиям постановления Правительства Российской Федерации №561 от 07 июня 1995 года в редакции, действующей на момент обращения истцов с заявлением на получение сертификата в 2014 году), как и то, что вышеуказанное помещение является с момента паводка по настоящее время для истцов единственным жильем (согласно условию постановления Правительства Российской Федерации №561 от 07 июня 1995 года в редакции, действующей на момент обращения истцов с иском в суд).

Вместе с тем, несмотря на наличие у истцов вышеуказанного права на момент подачи заявления в Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Так, в п.6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов №982, действующих на момент обращения истцов в суд с иском, содержатся нормативные предписания по выдаче и погашению сертификатов, приведенные выше.

На основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления в 8-дневный срок с даты поступления заявления гражданина подготавливается список по форме согласно приложению № 3(1), который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения.

Начальник главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации в 3-дневный срок с даты поступления списков подписывает списки, подтверждая нахождение адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, совершения террористического акта или проведения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями.

Руководитель территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне в 10-дневный срок с даты поступления списка проверяет списки граждан на соответствие указанных в них сведений об адресе регистрации по месту жительства и паспорте сведениям об этих гражданах, которые находятся в распоряжении Министерства внутренних дел Российской Федерации, после чего подписывает их.

Список направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 3-дневный срок после утверждения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий после согласования списка в 10-дневный срок направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.

Согласно п.п. 7, 8 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов №982 внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждающие список, несут ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в списке.

Вышеприведенными нормативными положениями регламентирована правоприменительная процедура реализации права граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия, на получение государственного жилищного сертификата. Причем абз.2 п. 7 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов №982, устанавливающий, что внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается, говорит о недопустимости внесения изменений в уже утвержденный список граждан без соблюдения положений п. 6 названного Порядка.

Таким образом, учитывая вышеприведенные требования действующего законодательства, исковые требования о признании права на получение не подлежат удовлетворению. В настоящее время не представляется возможным включить истцов, в том числе минуя установленный действующим правовым регулированием порядок, в ранее утвержденные списки граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата вследствие резкого подъема уровня воды в реках Бия и Катунь в мае-июне 2014 года, по которым произведен выпуск сертификатов.

При этом истцы не лишены возможности обращения за защитой права, нарушенного по вине исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с постановлением администрации Алтайского края от 26 августа 2016 года № 297 «Об органах исполнительной власти Алтайского края» постановлено считать Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края.

Постановлением правительства Алтайского края от 16 октября 2018 года № 392 «Об органах исполнительной власти Алтайского края» Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края переименовано в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, которое в соответствии с п.2.6 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 20 декабря 2018 года №214 организует работу с государственными жилищными сертификатами, выдаваемыми гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Доводы апелляционных жалоб о том, что внесение изменений в порядок финансирования реализации меры государственной поддержки в виде погашения государственного жилищного сертификата не является правовым основанием для ограничения прав истцов, с учетом вышеизложенного не могут являться основанием для отмены судебного акта, в связи с чем подлежат отклонению.

Ссылка в жалобах на то, что реализация права по получение сертификата вследствие утраты единственного жилья действующим законодательством какими-либо сроками не ограничена, основана на неверном толковании вышеприведенных положений Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов №982.

Исковое заявление рассмотрено судом в пределах заявленных требований, процессуальных нарушений, в том числе положений ст.149 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении иска не допущено. Довод апелляционной жалобы об обратном несостоятелен.

С выводом суда первой инстанции о пропуске истцами срока исковой давности судебная коллегия не соглашается, доводы апелляционных жалоб в указанной части заслуживают внимание.

В материалах дела не имеется сведений о том, что Городенцева Ю.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Городенцевой С.С., Поповой К.Е., была поставлено в известность о принятом Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края решении об отказе включения в реестр принадлежащего указанным лицам жилого помещения.

Так из материалов дела усматривается, что письмо Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от 10 апреля 2015 *** было адресовано лишь в адрес главы администрации Бийского района (т.1, л.д.166-168). Сведения о получении Городенцевой Ю.С. направленного в ее адрес письма администрации Бийского района Алтайского края от 20 апреля 2015 года ***, в котором ей сообщалось о невключении Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края принадлежащего ей жилого дома в реестр жилых помещений Алтайского края, пострадавших в результате паводка в мае – июне 2014 года, отсутствуют. При этом принимается во внимание, что последние сведения о результатах рассмотрения заявления о включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, содержащиеся в извещении администрации Бийского района от 31 октября 2014 года и полученные Городенцевой Ю.С. в тот же день, указывали последней на включение ее по решению жилищной комиссии администрации Бийского района в список на получение государственного жилищного сертификата составом семьи 3 человека.

То обстоятельство, что Городенцева Ю.С. 16 июля 2015 года обращалась в администрацию Бийского района Алтайского края с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, не свидетельствует об осведомленности последней об отказе во включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата. Из содержания указанного заявления Городенцевой Ю.И. и ответа администрации Бийского района Алтайского края от 31 августа 2015 года на него, полученного Городенцевой Ю.С. 15 сентября 2015 года, сведений о такой осведомленности не усматривается. Само по себе обращение истицы с таким заявлением не свидетельствует об отказе от реализации права на получение государственного жилищного сертификата.

В судебных заседаниях 15 июня 2020 года, 01 сентября 2020 года Городенцева Ю.С. поясняла, что ей не было известно об отказе во включении в список граждан, имеющих право на получение сертификата, о данном факте ей стало известно лишь в 2019 году после получения ответа из администрации Бийского района Алтайского края; будучи осведомленной о фактах получения жителями соседних домов сертификатов, она также надеялась на его получение, ждала своей очереди (т.1 л.д.240, т.2 л.д.90).

Вместе с тем, ошибочность вывода суда первой инстанции о пропуске срока исковой давности не является самостоятельным основанием для отмены правильного по существу судебного акта.

Иных доводов, влияющих на законность принятого решения, апелляционные жалобы не содержат.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционных жалоб, не усматривает оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Бийского районного суда Алтайского края от 01 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы истцов Городенцевой Юлии Сергеевны, Поповой Кристины Евгеньевны – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: