ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-225/20 от 12.01.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Кулинич О.Н. Дело № 2-225/2020

Докладчик Рукавишников Е.А. Дело № 33-11590/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Рукавишникова Е.А.,

судей Дроня Ю.И., Власкиной Е.С.,

при секретаре Ведерниковой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке в городе Новосибирске 12 января 2021 года апелляционную жалобу УПФР в Мошковском районе Новосибирской области (межрайонное) на решение Мошковского районного суда Новосибирской области от 22 июня 2020 года по делу по иску ФИО1 к УПФР в Мошковском районе Новосибирской области (межрайонное) о включении в стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, обязании назначить пенсию.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Рукавишникова Е.А., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мошковском районе Новосибирской области (межрайонное), в котором просит признать недействительным (незаконным) и не порождающим правовых последствий со дня его принятия решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мошковском районе Новосибирской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать ответчика включить в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды, с учетом уточнения: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в должности пионерской вожатой в МКОУ Карасевская СОШ Болотнинского района Новосибирской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации; обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента обращения; взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины.

В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 более 25 лет осуществляет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в Болотнинском районе Новосибирской области. В настоящее время работает учителем истории в Муниципальном казенном образовательном учреждении Карасевской СОШ Болотнинского района Новосибирской области.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Мошковском районе Новосибирской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии согласно п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с педагогической деятельностью.

Согласно решению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Мошковском районе Новосибирской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии ей было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа - 25 лет. При этом в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, не были включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности художественного руководителя в Карасевском Доме культуры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пионерской вожатой в МКОУ Карасевской СОШ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком. В связи с этим, на дату ДД.ММ.ГГГГ. ее страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона составлял <данные изъяты> года <данные изъяты> месяц <данные изъяты> день. Специалистом Пенсионного фонда ей было рекомендовано отработать недостающие 11 месяцев педагогического стажа и обратиться повторно за назначением досрочной страховой пенсии в сентябре 2019 года.

ДД.ММ.ГГГГ она повторно обратилась в УПФР в Мошковском районе Новосибирской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с педагогической деятельностью. Согласно решению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Мошковском районе Новосибирской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии ей было снова отказано.

При этом в ее стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию не были включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности художественного руководителя в Карасевском Доме культуры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности методиста в МКОУ Карасевской СОШ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности пионерской вожатой в МКОУ Карасевской СОШ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком. В связи с этим, на дату ДД.ММ.ГГГГ, ее страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона составлял 25 лет 3 месяца 03 дня.

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий», ее право на пенсию на дату ДД.ММ.ГГГГ не наступило.

Вышеизложенные обстоятельства явились основанием для обращения в суд.

Решением Мошковского районного суда Новосибирской области от 22.06.2020 исковые требования удовлетворены частично.

Решение УПФР в Мошковском районе Новосибирской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным.

На УПФР в Мошковском районе Новосибирской области (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стажФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период работы в должности пионервожатой в МКОУ Карасевская СОШ Болотнинского района Новосибирской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации.

На УПФР в Мошковском районе Новосибирской области (межрайонное) возложена обязанность назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Взысканы с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мошковском районе Новосибирской области (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.

С указанным решением не согласилось УПФР в Мошковском районе Новосибирской области (межрайонное), в апелляционной жалобе начальник пенсионного органа ФИО2 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней приводит доводы о несогласии с включением в специальный стаж ФИО1 спорных периодов работы и курсов повышения квалификации.

Полагает, что территориальные органы ПФР в силу своего статуса и выполняемых функций являются правоприменительными органами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с полномочиями, определенными законодательством, в число которых входят полномочия по назначению пенсии в соответствии с действующим законодательством на основании представленных документов. Правовые основания для назначения пенсии без факта начисления и уплаты дополнительных страховых взносов, а также установления выполняемых заявителем функций, условий и характера деятельности тем работам, которые предусмотрены Списком должностей и учреждений, у территориальных органов ПФР отсутствуют.

Считает, что у истца не возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по п. 19 ч. 1ст. 30 Закона № 400 «О страховых пенсиях», для зачета стажа работы в должности пионервожатой не выработано 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения.

Апеллянт также выражает несогласие с решением суда в части взыскания с него расходов по уплате государственной пошлины со ссылкой на положение пп.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

В остальной части решение суда не оспаривается.

На апелляционную жалобу УПФР в Мошковском районе Новосибирской области (межрайонное) поступили возражения от истца ФИО1, в которых заявитель просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не усматривает.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п.п. 19 ч. 1 ст. 30 указанного Закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мошковском районе Новосибирской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением указанного пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа связанного с осуществлением педагогической деятельности.

При этом в специальный стаж не были включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности методиста в МКОУ Карасевской СОШ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – время нахождения на курсах повышения квалификации.

По мнению пенсионного органа, стаж педагогической деятельности истца составляет 25 лет 3 месяца 3 дня.

Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что имеются предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж спорных периодов и назначения ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения за назначением пенсии.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, оснований для иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы о том, что должность методист Списком не предусмотрена, и что ФИО1 не выработано 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, подлежат отклонению, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Судом установлено, что ФИО1 осуществляла трудовую деятельность в Карасевской средней школе, с ДД.ММ.ГГГГ - была принята временно на должность пионервожатой и работала в этой должности по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно трудовой книжке, справке, уточняющей период работы лица, осуществляющего педагогическую деятельность, а также архивных справок, выданных отделом архивной работы администрации Болотнинского района Новосибирской области, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла педагогическую деятельность в должности пионервожатой МКОУ Карасевской СОШ с ДД.ММ.ГГГГ (Приказ РОНО от ДД.ММ.ГГГГ п. 2 (по внутреннему приказу от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии временно на должность пионерской вожатой»).

Согласно пояснениям свидетелей, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактически работала пионервожатой, до конца 1993 года, в школе ставки методиста никогда не было. В настоящее время должность пионервожатой называется организатор по работе с детьми.

На основании представленных доказательств, суд первой инстанции счел возможным установить юридически значимый факт выполнения истцом работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в должности пионервожатой в МКОУ Карасевской СОШ.

Допустимых и достоверных доказательств, опровергающих данный вывод суда и подтверждающих факт работы ФИО1 в указанный период не пионервожатой, а методистом, ответчиком не представлено.

Правовое регулирование назначения пенсий лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, закреплено в п. 19 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015 и действующего на момент обращения истца 10.09.2019 в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Частью 8 ст. 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Пунктом 19 ч. 1, а также частями 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом указанные периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Этим постановлением предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Кроме того, данным Постановлением Правительства предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, а также Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781. Однако по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "м" пункта 1 настоящего Постановления (педагогическая деятельность в учреждениях для детей), применяются Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.; Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.

Работа в качестве пионервожатого с 01.01.1992 в силу действовавшего на тот момент закона перестала включаться в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. С указанного момента начал действовать Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, в котором должность пионервожатого (старшего пионервожатого) отсутствовала. Нет этой должности и в последующих Списках и Правилах, указанных выше.

В ранее действовавшем Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") должность пионервожатого также не была поименована. Однако пунктами 2 и 4 "Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного тем же Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г., было предусмотрено, что время работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. При этом по смыслу закона, указанная работа должна была осуществляться именно в тот период, когда законодатель признавал ее дающей право на досрочную пенсию и гражданин при выборе работы руководствовался действующим на тот момент законом.

Данные нормативные акты утратили силу с 01.10.1993 на основании Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 N 953.

Таким образом, с 01.01.1992 до 01.10.1993 одновременно действовали как Списки 1991 года, так и Положение, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959, и имел место переходный период.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Верховный Суд РФ, давая разъяснение по вопросу включается ли в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы в должности "пионервожатая", если на момент выполнения работы в указанной должности действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" и впоследствии работником было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, указал, что исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года, вопрос N 10).

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ в целях урегулирования сложившейся ситуации Пенсионный Фонд РФ по результатом работы с Верховным Судом РФ, Министерством здравоохранения и социального развития РФ закрепил вышеуказанную позицию в письме от 25.08.2010 N ЛЧ-25-24/9044 "О включении периода работы в должности пионервожатой в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью", согласно которой периоды работы в должности пионервожатой, имевшие место до 01.01.1993, могут быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии, что работа протекала по штатной должности пионервожатой, включая старшей пионервожатой, и при условии наличия требуемого на день установления пенсии не менее 2/3 необходимого стажа на соответствующих видах работы (16 лет 8 мес).

Таким образом, учитывая положения действовавшего в период осуществления истцом означенной трудовой деятельности законодательства, указанная работа (в должности пионервожатой) подлежит включению в стаж при условии, что на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии истцом выработано не менее 2/3 необходимого педагогического стажа в учреждениях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Принимая во внимание, что при обращении истца за назначением пенсии такое условие было выполнено (с учетом периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя в МКОУ Карасевской СОШ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по УВР с учебной нагрузкой в должности учителя МКОУ Карасевской СОШ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора с учебной нагрузкой в должности учителя МКОУ Карасевской СОШ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя МОКУ Карасевской СОШ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по УВР с учебной нагрузкой в должности учителя МКОУ Карасевской СОШ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя МКОУ Карасевской СОШ), суд обоснованно включил спорный период ее работы в должности пионервожатой в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Доводы ответчика об обратном подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права. Более того, данный довод, изложенный в дополнениях к апелляционной жалобе, противоречит позиции ответчика, изложенной в его решении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором период работы истца в должности пионервожатой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию.

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Исходя из приведенных норм, периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которые работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Доводы апеллянта о необоснованности включения в стаж ФИО1 периодов нахождения на курсах повышения квалификации, в течение которых фактически педагогическая работа с детьми не осуществлялась, являются несостоятельными.

Как видно из материалов дела, на курсы повышения квалификации истец направлялась на основании приказов работодателя, за ней сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в пенсионный орган.

Поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации должны приравниваться к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, а исчисление стажа в данные периоды времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Кроме того, повышение квалификации для педагогических работников является обязательным условием выполнения работы.

Судебная коллегия находит несостоятельными и доводы апелляционной жалобы о незаконности судебного решения в части возложения судом на ответчика понесенных истцом судебных расходов на уплату государственной пошлины, как основанного на неверном толковании норм материального и процессуального права.

Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины.

Вместе с тем Налоговый кодекс Российской Федерации не регулирует вопросы, связанные с возмещением судебных расходов стороне, в пользу которой принят судебный акт.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Из анализа приведенных законоположений следует, что выступающие в качестве ответчиков органы в случае удовлетворения искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную истцом при обращении в суд государственную пошлину.

Таким образом, вопреки доводам жалобы с УПФР в Мошковском районе Новосибирской области (межрайонное) как ответчика в рамках судебного разбирательства могут быть взысканы судебные расходы истца на уплату государственной пошлины, несмотря на положения подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, поскольку освобождение соответствующих органов от уплаты государственной пошлины не означает освобождения их от возмещения судебных расходов другой стороне по делу.

В остальной части решение суда не оспаривается, в связи с чем, его законность и обоснованность в силу положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии. В данном случае апелляционная инстанция связана доводами жалобы. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Мошковского районного суда Новосибирской области от 22 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УПФР в Мошковском районе Новосибирской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи