ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-226/2021 от 21.09.2021 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-3213/2021

судья Шокол Е.В. 1 инст. №2-226/2021 (2-2259/2020)

УИД 75RS0025-01-2020-003180-33

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Комковой С.В.,

судей краевого суда Алёкминской Е.А., Трифонова В.А.,

при секретаре Воложанине С.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 21 сентября 2021 г. гражданское дело по иску прокурора Забайкальского края в интересах муниципального образования сельского поселения «Смоленское», неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Смоленское», ФИО1 о признании договора безвозмездного пользования земельным участком № 08 от 01.09.2019 г. недействительным, применении последствий недействительности сделки, об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения и возврате в первоначальном виде, об обязании Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края обеспечить внесение в информационную программу ФИС «НаДальнийВосток.РФ» сведения о признании судом договора безвозмездного пользования земельным участком № 08 от 01.09.2019 г. недействительным

по апелляционному представлению прокурора края Ершова М.О.

на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 09 апреля 2021 г., которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Забайкальского края в интересах муниципального образования сельского поселения «Смоленское», неопределенного круга лиц – оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Комковой С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокуратурой Забайкальского края проведена проверка по факту предоставления администрацией сельского поселения «Смоленское» ФИО1 в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Установлено, что 01.09.2019 администрацией сельского поселения «Смоленское» в лице главы сельского поселения «Смоленское» ФИО2 с ФИО1 заключен договор № 08 безвозмездного пользования земельным участком, согласно которому ФИО1 в рамках федеральной программы «Дальневосточный гектар» в безвозмездное пользование для строительства магазина предоставлен земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> из земель «населенного пункта» общей площадью 1040 кв.м., с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Исходя из п. 2.1 данного договора срок его действия составляет 5 лет со дня его государственной регистрации. Обязанность по государственной регистрации договора и права безвозмездного пользования земельным участком возложена на администрацию сельского поселения «Смоленское» (п. 3.2.3 договора). На момент совершения сделки данный земельный участок являлся собственностью муниципального образования сельского поселения «Смоленское», является он таковым и в настоящее время. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 159 556,8 руб. Согласно акту приема-передачи от 01.09.2019 на основании указанного договора данный земельный участок передан ФИО1 в фактическое пользование. Проведенной проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен ФИО1 незаконно, с нарушением порядка, предусмотренного ст.ст. 3, 4, 5 Федерального закона № 119-ФЗ за взятку, что подтверждается вступившим 18.08.2020 в законную силу приговором Читинского районного суда Забайкальского края от 07.08.2020. Согласно приговору суда, глава сельского поселения «Смоленское» ФИО2 осуждена по п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ за получение 13 и 15 ноября 2019 года от ФИО1 и ФИО3 через посредника ФИО4 взятки в виде денег в крупном размере в сумме 100 000 руб. (при этом умысел был направлен на получение взятки в размере 600 000 руб.) за предоставление ФИО1 земельного участка с кадастровым номером , расположенного по вышеуказанному адресу в безвозмездное пользование и оформление данного земельного участка по федеральной программе «Дальневосточный гектар». Глава сельского поселения «Смоленское» ФИО2, минуя установленный ст.ст. 3, 4, 5 Федерального закона № 119-ФЗ порядок, предоставила ФИО1 за взятку уже сформированный земельный участок, с внесением соответствующих сведений в информационную программу ФИС «НаДальнийВосток.РФ», тем самым лишив права других граждан обратиться в администрацию поселения с заявлением о его предоставлении в безвозмездное пользование. 20.01.2020 следователем СУ СК РФ по Забайкальскому краю вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1 по п. «б» ч. 4 ст. 291 УК РФ (дача взятки должностному лицу через посредника в крупном размере) на основании примечания к статье 291 УК РФ, поскольку она добровольно сообщила в правоохранительные органы о совершенном ею преступлении. Поскольку договор безвозмездного пользования земельным участком №08 от 01.09.2019 заключен главой сельского поселения «Смоленское» с ФИО1 с нарушением федерального законодательства за взятку, то он в силу ст.ст. 166, 168 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) является ничтожным. В силу требований ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) договор безвозмездного пользования земельным участком, заключенный на срок свыше 1 года подлежит государственной регистрации. Договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации (ч. 3 ст. 433 ГК РФ). Договор безвозмездного пользования земельным участком № 08 от 01.09.2019 в установленном законом порядке не зарегистрирован, в связи с чем он считается незаключенным и как следствие право на указанный земельный участок, включая право на его использование у ФИО1 не возникло. Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, находится в фактическом пользовании ФИО1 без законных оснований, что делает невозможным его представление администрацией сельского поселения «Смоленское» иным лицам (гражданам), что нарушает их права на получение свободного земельного участка. Уточненными исковыми требованиями прокурор просил суд признать договор безвозмездного пользования земельным участком № 08 от 01.09.2019, заключенный между муниципальным образованием - сельским поселением «Смоленское» в лице главы сельского поселения «Смоленское» ФИО2 и ФИО1 о предоставлении ФИО1 в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1040 кв.м., недействительным; применить последствия недействительности сделки, обязав ФИО1 вернуть муниципальному образованию - сельскому поселению «Смоленское» земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1040 кв.м. в первоначальном виде; обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края обеспечить внесение в информационную программу ФИС «НаДальнийВосток.РФ» сведений о признании судом договора безвозмездного пользования земельным участком № 08 от 01.09.2019, заключенного между администрацией сельского поселения «Смоленское» и ФИО1, недействительным (т. 1, л.д. 4-9, 184-185).

Определением суда от 14.01.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального района Читинский район Забайкальского края (т. 1 л.д. 86).

Определением суда от 12.03.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (т. 1, л.д. 180).

Определением суда от 19.03.2021 в связи с уточнением исковых требований изменено процессуальное положение третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края привлечен к участию в деле в качестве соответчика (т. 1, л.д. 196).

Судом постановлено приведенное выше решение (т. 2, л.д. 2-19).

В апелляционном представлении прокурор края Ершов М.О. просил решение суда отменить, исковое заявление удовлетворить. В целях реализации федеральной программы создана и действует федеральная информационная система «НаДальнийВосток.РФ» (далее - ФИС «НаДальнийВосток.РФ») доступ к которой осуществляется через официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В данной программе приведены сведения о земельных участках, которые могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в рамках федеральной программы «Дальневосточный гектар». Согласно ответу заместителя руководителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края ФИО5 от 15.01.2020 № 03-11/229, пояснениям начальника отдела по реализации программ, нацпроектов и взаимодействию с муниципальными образованиями Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края ФИО6 в соответствии с регламентом предоставления сведений в федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для внесения в федеральную информационную систему для предоставления гражданам земельных участков, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного Федерального округа, утвержденного заместителем руководителя Росреестра 13.03.2017, участки, свободные от прав третьих лиц, которые предоставляются гражданам в рамках федеральной программы «Дальневосточный гектар», содержатся в ФИС «НаДальнийВосток.РФ» в перечне земельных участков свободных для предоставления и окрашены розовым цветом. Сведения о земельных участках, свободных для предоставления в рамках программы «Дальневосточный гектар», предоставляются уполномоченным органом, в данном случае - органом местного самоуправления. Земельный участок, предоставленный ФИО1, данную процедуру не проходил и в розовый цвет окрашен не был. При предоставлении ФИО1 спорного земельного участка нарушены заявительный характер его предоставления, а также равенство прав граждан на его получение. Как установлено в судебном заседании, указанный земельный участок имеет хорошее месторасположение, расположен возле автодороги на «первой линии», ровный, является востребованным и дорогостоящим. Согласно пояснениям ФИО1 она неоднократно обращалась в администрацию сельского поселения «Смоленское» с просьбой о предоставлении ей в пользование земельного участка, однако ей отказывали, мотивируя свой отказ отсутствием свободных земельных участков. Включение данного земельного участка в программу «Дальневосточный гектар» было обусловлено желанием главы администрации сельского поселения «Смоленское» ФИО7 получить взятку от конкретного лица, поскольку участки с такими характеристиками могли быть реализованы поселением на аукционе, что с учетом дотационности бюджета села являлось целесообразным. Глава администрации сельского поселения «Смоленское» ФИО2 через посредника ФИО4 предоставили ФИО1 на подпись заявление о предоставлении в пользование указанного земельного участка, который она в установленном законом порядке не выбирала, и после его подписания заявление в установленном законом порядке не рассматривалось, что подтверждается показаниями работника администрации сельского поселения «Смоленское» ФИО8 До подписания ФИО1 заявления о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, главой администрации сельского поселения «Смоленское» ФИО2 принято решение о его предоставлении ФИО1 за взятку. Поскольку данный земельный участок в ФИС «НаДальнийВосток.РФ» не был окрашен розовым цветом и не значился как свободный от прав третьих лиц, граждане не знали о возможности его приобретения в пользование в рамках федеральной программы «Дальневосточный гектар». Согласно пояснениям ФИО6, если земельный участок не обозначен розовым цветом, то программа ФИС «НаДальнийВосток.РФ» не пропускает заявление о его предоставлении к рассмотрению. Другие лица, помимо ФИО1, не были осведомлены о возможности получения спорного земельного участка в пользование в рамках федеральной программы «Дальневосточный гектар» и тем самым были лишены возможности его получения. Данному обстоятельству судом оценка не дана. Глава администрации сельского поселения «Смоленское» ФИО7 при заключении указанного договора действовала незаконно, поскольку земельный участок с кадастровым номером предоставлен ФИО1 с нарушением порядка, предусмотренного ст.ст. 3, 4, 5 Федерального закона № 119-ФЗ, за взятку, что подтверждается вступившим 18.08.2020 в законную силу приговором Читинского районного суда Забайкальского края от 07.08.2020. При этом, глава сельского поселения «Смоленское» ФИО2, минуя установленный ст.ст. 3, 4, 5 Федерального закона № 119-ФЗ порядок, предоставила ФИО1 за взятку земельный участок, с внесением соответствующих сведений в информационную программу ФИС «НаДальнийВосток.РФ», тем самым лишив права других граждан обратиться в администрацию поселения с заявлением о его предоставлении в безвозмездное пользование. Выводы суда о добросовестности действий ФИО1 при получении в пользование земельного участка не соответствуют исследованным в судебном заседании доказательствам. Согласно показаниям ФИО1 в августе 2019 года ФИО4 предоставила ей для подписания бланк заявления о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, из которого следовало, что земельный участок предоставляется ей по программе «Дальневосточный гектар», ей было известно, что в соответствии с данной программой участок предоставляют безвозмездно, и ей стало понятно, что у неё вымогают взятку. Тем не менее, поняв, что ФИО4 и работники администрации сельского поселения «Смоленское» действуют незаконно, ФИО1 их действия не пресекла, сразу в правоохранительные органы с соответствующим заявлением не обратилась, а 19.08.2019 подписала заявление о предоставлении ей земельного участка, 01.09.2019 заключила с администрацией сельского поселения «Смоленское» в лице главы администрации ФИО7 договор № 08 и в этот же день подписала акт приема-передачи земельного участка, совершила все действия, направленные на получение ею земельного участка. В правоохранительные органы с соответствующим заявлением ФИО1 обратилась в середине октября 2019 года после того как были подписаны все документы, касающиеся предоставления ей земельного участка, что подтверждается показаниями ФИО1, ФИО3, а также сотрудника УФСБ России по Забайкальскому краю Свидетель №2 и, если бы ФИО4 не стала требовать денежные средства, ФИО1 в правоохранительные органы бы не обратилась. То, обстоятельство, что ФИО1 передавала денежные средства в качестве взятки главе администрации сельского поселения «Смоленское» ФИО7 под контролем сотрудников УФСБ России по Забайкальскому краю, не свидетельствует о добросовестности ее действий. Кроме того, в силу требований ст. 26 Земельного кодекса РФ договор безвозмездного пользования земельным участком, заключенный на срок свыше 1 года подлежит государственной регистрации. Договор безвозмездного пользования земельным участком № 08 от 01.09.2019 в установленном законом порядке не зарегистрирован, в связи с чем он считается незаключенным и как следствие право на указанный земельный участок, включая право на его использование, у ФИО1 не возникло (т. 2, л.д. 29-36).

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик ФИО1 просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации муниципального района «Читинский район», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявляли, в связи с чем, руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без их участия.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, на основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, заслушав процессуального истца прокурора Пневу Е.М., представителя ответчика администрации сельского поселения «Смоленское» ФИО9, полагавших необходимым удовлетворить апелляционное представление, решение суда подлежащим отмене, ответчика ФИО1, полагавшую необходимым решение оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 119-ФЗ) земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории Забайкальского края, может быть предоставлен лицу, указанному в статье 1 этого закона, однократно в безвозмездное пользование. При этом площадь земельного участка не должна превышать одного гектара.

В статьях 5, 7 указанного Федерального закона регламентирован порядок предоставления земельного участка гражданину в безвозмездное пользование, а также приведены основания для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование.

Материалами дела установлено, что согласно выписке из ЕГРН от 10.06.2020 г., право собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> принадлежит муниципальному образованию сельское поселение «Смоленское» (т. 1, л.д. 40-42).

ФИО2 решением Совета сельского поселения «Смоленское» от 26.08.2016 г. № 175 избрана главой сельского поселения «Смоленское».

Постановлением администрации муниципального района «Читинский район» от 26.09.2019 г. № 24-НПА утвержден регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление гражданам в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории муниципального района «Читинский район» Забайкальского края в рамках ФЗ от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ» (т. 1, л.д. 117-125).

ФИО1 19.08.2019 г. обратилась в администрацию сельского поселения «Смоленское» с заявлением о предоставлении ей в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером , площадью 1040 кв.м. с видом разрешенного использования земельного участка «для строительства магазина». Просила проект договора безвозмездного пользования земельным участком, иные документы передавать лично в руки (т. 1, л.д. 32).

Между администрацией сельского поселения «Смоленское» и ФИО1 01.09.2019 г. заключен договор № 08 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью 1040 кв.м. в безвозмездное пользование сроком на 5 лет (т. 1, л.д. 33-37).

Актами приема-передачи земельного участка от 01.09.2019 г., 17.10.2019 г. администрация сельского поселения «Смоленское» передала ФИО1 земельный участок площадью 1040 кв.м. с кадастровым номером (т. 1, л.д.38, 39).

Из ответа администрации сельского поселения «Смоленское» от 30.10.2020 г. № 724 следует, что договор с ФИО1 от 01.09.2019 г. № 08 не расторгнут. Согласно программе ФИС «НаДальнийВосток.РФ» статус договора указан как «договор зарегистрирован в Росреестре». Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.06.2020 г. договор безвозмездного пользования в установленном законом порядке не зарегистрирован (т. 1, л.д. 31).

Из ответа Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 15.01.2020 г. № 03-11/229 следует, что участки, свободных от прав третьих лиц, содержатся в ФИС в перечне земельных участков, свободных для предоставления и окрашены розовым цветом. Данные земельные участки вносятся в ФИС в соответствии с регламентом от 13.03.2017 г. «Предоставление сведений в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для внесения в ФИС для предоставления гражданам земельных участков, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа». Участок, выбранный ФИО1 данную процедуру не проходил (т. 1, л.д. 99-100).

Из ответа заместителя генерального директора Автономной некоммерческой организации «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике» ФИО10 следует, что согласно справочной информации по объектам недвижимости в режиме онлайн официального портала Росреестра в отношении земельного участка с кадастровым номером отсутствуют сведения о государственной регистрации договора безвозмездного пользования данным земельным участком. Имеются основания полагать, что уполномоченным органом не были произведены действия, предусмотренные частью 12 статьи 5 Федерального закона № 119-ФЗ в части обращения с заявлением о государственной регистрации договора безвозмездного пользования земельным участком. Администрацией сельского поселения «Смоленское» Читинского района Забайкальского края (уполномоченный орган) 01.09.2019 были внесены сведения в федеральную информационную систему «НаДальнийВосток.РФ» о поступлении заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, поданное ФИО1 на бумажном носителе 19.08.2019 г., 01.09.2019 о направлении ФИО1 проекта договора безвозмездного пользования; 01.09.2019 г. о заключении с ФИО1 договора безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером по программе «Дальневосточный гектар»; 17.10.2019 о государственной регистрации договора безвозмездного пользования земельным участком органом регистрации прав (т. 1, л.д. 232-235).

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, указал, что порядок предоставления гражданину земельного участка в безвозмездное пользование соблюден. Сделка совершена в надлежащей форме и подлежит государственной регистрации в соответствии ч.2 ст.165 ГК РФ. Спорный земельный участок предоставлен ФИО1 не в связи с дачей взятки должностному лицу и его предоставление не явилось следствием дачи взятки, поскольку действия по передаче денежных средств в размере 600 000 руб. посреднику ФИО4 за спорный земельный участок от ФИО1 и ФИО3 произведены в рамках оперативных мероприятий правоохранительных органов. Неправомерные действия администрации сельского поселения «Смоленское» по вымогательству денежных средств в размере 600 000 руб. в виду взятки не влияют на действительность договора безвозмездного пользования земельным участком №08 от 01.09.2019.

Судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Довод апелляционного представления о том, что при предоставлении ФИО1 спорного земельного участка нарушены заявительный характер его предоставления, а также равенство прав граждан на его получение, судебная коллегия находит заслуживающим внимание.

Пунктом 1 статьи 166 ГК РФ обусловлено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В силу пункта 2 названной статьи сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии пунктами 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

Из содержания пункта 1 статьи 10 ГК РФ следует, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, нарушения интересов неопределенного круга лиц.

Приговором Читинского районного суда Забайкальского края от 07.08.2020 г. ФИО2 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного п.в ч.5 ст.290 УК РФ, назначено наказание с применением ст.64 УК РФ в виде лишения свободы сроком 4 года 6 мес. со штрафом в сумме 1 200 000 руб. с лишением права занимать должности, связанные с организационно-распорядительными, административно-хозяйственными функциями в органах местного самоуправления сроком на 3 года. В силу ст.73 УК РФ наказание считать условным с испытательным сроком на 4 г. 6 мес. ФИО4 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного п.б ч.3 ст.291.1 УК РФ, назначено наказание с применением ст.64 УК РФ в виде лишения свободы сроком 2 г. 8 мес. со штрафом в сумме 1 200 000 руб. В силу ст.73 УК РФ наказание считать условным с испытательным сроком на 2 г.8 мес. (т.1, л.д.21).

Постановлением от 20.01.2020 г. в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1 отказано на основании примечания к ст.291 УК РФ (т.1, л.д.25).

Согласно части 4 статьи 61 ГПК РФ, вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Принимая во внимание обстоятельства, установленные названным приговором суда общей юрисдикции, свидетельствующие о том, что заключение договора, которым в безвозмездное пользование предоставлен земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и расположенный на территории Забайкальского края, площадь которого не превышает одного гектара, являлось формальной процедурой, которой была придана видимость возможности подачи любым гражданином заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, в соответствии со ст.4 Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что является заведомо недобросовестным осуществлением гражданских прав, нарушает прямо выраженный законодательный порядок, предусмотренный ст.ст.3,4,5 ФЗ №119-ФЗ, статьей 10 ГК РФ, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о недействительности договора купли-продажи от 01.09.2019 в силу статьи 168 ГК РФ, применив последствия, предусмотренные статьей 167 ГК РФ.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в федеральной информационной системе для предоставления гражданам земельных участков (далее - информационная система) содержится следующая информация, доступ к которой обеспечивается посредством официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт), в том числе: 1) о порядке и об условиях предоставления гражданам земельных участков в безвозмездное пользование, аренду, собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом; 8) о местоположении границ земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости и о предоставлении которого гражданином подано заявление о предоставлении в безвозмездное пользование;

Информационная система должна обеспечивать с использованием официального сайта возможность:

1) подготовки схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте в форме электронного документа. При этом такая схема не может предусматривать размещение земельного участка в границах территорий, земель, зон, указанных в пункте 2 части 1 настоящей статьи, или предусматривать образование земельных участков из земельных участков, указанных в пунктах 3, 4 и 10 части 1 настоящей статьи;

2) подготовки и направления гражданином в уполномоченный орган в форме электронного документа заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, аренду или собственность, иных документов и сведений, представление которых гражданином в уполномоченный орган предусмотрено настоящим Федеральным законом;

3) подготовки и направления в уполномоченный орган указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части документов и сведений по заявлению гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, аренду или собственность, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии (далее - орган регистрации прав);

4) информирования уполномоченным органом гражданина о решениях, принятых в связи с заявлением гражданина о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, аренду или собственность;

5) направления уполномоченным органом гражданину проекта договора безвозмездного пользования земельным участком, аренды или купли-продажи земельного участка, решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, иных документов и сведений, направление которых уполномоченным органом гражданину предусмотрено настоящим Федеральным законом.

3.1. Сведения о территориях, которые определены в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона законами субъектов Российской Федерации и в соответствии с частью 3.3 статьи 2 настоящего Федерального закона высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе о площади, местоположении границ таких территорий (координатах характерных точек данных границ), в целях их отображения в информационной системе направляются в форме электронного документа органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в орган регистрации прав в течение трех дней со дня принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что земельный участок, свободный для предоставления гражданам в соответствии с положениями Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ, должен быть окрашен в розовый цвет в соответствии с регламентом «Предоставление сведений в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для внесения в ФИС для предоставления гражданам земельных участков, расположенных на территории субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа». Спорный участок не прошел указанную регистрацию. Тем самым не был доступен для осмотра иным гражданами РФ, у которых отсутствовала возможность подачи заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, аренду или собственность, иных документов и сведений, представление которых гражданином в уполномоченный орган предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ, рассмотрение заявлений граждан о предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование осуществляется уполномоченным органом в порядке их поступления. В течение семи рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование уполномоченный орган при отсутствии оснований для возврата, предусмотренных частью 2 настоящей статьи:

1) обеспечивает без взимания платы с заявителя подготовку на публичной кадастровой карте в форме электронного документа с использованием информационной системы схемы размещения земельного участка, местоположение границ которого соответствует местоположению границ земельного участка, указанному в схеме размещения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной в форме документа на бумажном носителе, в случае, если к заявлению о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование приложена схема размещения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная в форме документа на бумажном носителе;

2) размещает в информационной системе информацию о поступлении заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование и обеспечивает отображение в информационной системе сведений о местоположении границ испрашиваемого земельного участка.

Уполномоченный орган в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование и по результатам этих рассмотрения и проверки:

1) осуществляет подготовку проекта договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и направляет их для подписания заявителю, если сведения об испрашиваемом земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

2) осуществляет действия, предусмотренные частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, и направляет принятое решение заявителю. В данном решении должны быть указаны все основания для отказа.

Согласно материалам дела, рассмотрение заявления ФИО1 в соответствии с положениями ст.5 вышеуказанного закона не имело место, так как, минуя установленный законом порядок рассмотрения заявления земельный участок был предоставлен ФИО1 за взятку. Поступившее заявление ФИО1 не проверялось на наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование. Размещение в информационной системе информации о поступлении заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование и обеспечивание отображения в информационной системе сведений о местоположении границ испрашиваемого земельного участка отсутствовало. Не проверялось наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, уполномоченный орган не направлял межведомственные запросы с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Довод представления о том, что договор до настоящего времени не зарегистрирован судебная коллегия находит заслуживающим внимание. Пояснение ФИО1 в суде апелляционной инстанции о том, что договор не был зарегистрирован ввиду отсутствия документов, изъятых органами следствия, судебной коллегией отклоняется. ФИО1 договор № 08 с администрацией сельского поселения «Смоленское» был заключен 01.09.2019 и в этот же день подписан акт приема-передачи земельного участка, то есть земельный участок находился в пользовании ответчика, но договор не был зарегистрирован, а в следственные органы ФИО1 обратилась лишь в октябре 2019 г., что также не указывает о добросовестности ответчика.

С ФИО1 подлежит взысканию в бюджет муниципального района «Читинский район» государственную пошлину в размере 300 руб.

С учетом изложенного, решение подлежит отмене.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционное представление удовлетворить.

Решение Читинского районного суда Забайкальского края от 09 апреля 2021 г. отменить. Исковые требования прокурора Забайкальского края удовлетворить. Принять новое решение по делу.

Исковые требования прокурора Забайкальского края удовлетворить.

Признать договор безвозмездного пользования земельным участком №08 от 01 сентября 2019 г., заключенный между муниципальным сельским поселением «Смоленское» в лице главы сельского поселения «Смоленское» ФИО2 и ФИО1 о предоставлении ФИО1 в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1040 кв.м., недействительным.

Применить последствия недействительности сделки.

Обязать ФИО1 вернуть муниципальному образованию сельскому поселению «Смоленское» земельный участок с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1040 кв.м.

Обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края обеспечить внесение в информационную программу Федеральная информационная система «НаДальнийВосток.РФ» сведений о признании судом договора безвозмездного пользования земельным участком №08 от 01.09.2019, заключенного между администрацией сельского поселения «Смоленское» и ФИО1 недействительным.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 300 руб. в бюджет муниципального района «Читинский район».

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 28 сентября 2021 года.

Председательствующий: С.В.Комкова

Судьи: Е.А.Алёкминская

В.А.Трифонов