ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2273/20 от 16.11.2020 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-4187/2020

Номер дела в суде первой инстанции № 2-2273/2020

УИД 72RS0013-01-2020-001624-77

Апелляционное определение

г. Тюмень 16 ноября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи Елфимова И.В.

судей: Ситниковой Л.П., Чесноковой А.В.,

при секретаре Михеенко О.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Охалиной В.В. на решение Калининского районного суда города Тюмени Тюменской области от 26 июня 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования Государственной жилищной инспекции Тюменской области удовлетворить.

Обязать Охалину В.В., Охалину В.В., Ширикова В.В., Ширикова В.В. обеспечить Государственной жилищной инспекции Тюменской области доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: г.Тюмень, <.......> для проведения проверки на предмет выявления нарушений правил содержания жилого помещения».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Елфимова И.В. об обстоятельствах дела, принятому по делу судебному постановлению, доводах апелляционной жалобы и возражениях на неё, заслушав объяснения Охалиной В.В., поддержавшей доводы своей апелляционной жалобы и просившей отменить решение суда, отказать в удовлетворении требования инспекции, представителя Государственной жилищной инспекции <.......> Рыболовлевой П.Н., действующей на основании прав по доверенности от <.......>, просившей отставить судебное решение без изменения как постановленное в соответствии с требованиями закона, судебная коллегия Тюменского областного суда,

установила:

Заявитель Государственная жилищная инспекция Тюменской области обратился в суд с иском к Охалиной В.В., Охалиной Е.В., Ширикову Д.П., Ширикову К.П. о возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение по адресу: город Тюмень, <.......> для проведения проверки на предмет выявления нарушений правил содержания жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что в Государственную жилищную инспекцию Тюменской области поступило обращение жителей указанного дома о нарушении правил содержания жилого помещения, расположенного по адресу: город Тюмень, <.......><.......>. Ответчики являются собственниками указанной квартиры. В ходе проверки установить факт нарушения правил содержания жилого помещения не представилось возможным по причине отсутствия доступа в жилое помещение.

Представитель истца Государственной жилищной инспекции Тюменской области, ответчики Охалина Е.В., Шириков Д.П., Шириков К.П. в судебное заседание при надлежащем извещении не явились.

Ответчик Охалина В.В. в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения исковых требований.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласна ответчик Охалина В.В. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что не согласна с решением суда, поскольку доказательств нарушения жилищных прав жителей дома либо несовершеннолетних детей, истцом не представлено. Не было проведено объективного обследования мест общего пользования или других квартир, не установлено наличие посторонних запахов и то, что они исходят именно из её квартиры. Обращение товарищества собственников жилья «На Ямской» составлено со слов жильцов, с которыми у неё сложились неприязненные отношения. Жилищным кодексом Российской Федерации не запрещено содержание в жилом помещении домашних животных. Её животные содержатся в надлежащих условиях, собака выгуливается на улице в установленных местах, у кошек имеются специальные лотки, для туалета используются наполнители, которые своевременно меняются и никаких запахов из её квартиры не исходит. Актом обследования регионального социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Семья» от <.......> установлено, что условия проживания её детей в указанной квартире удовлетворительные.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Государственная жилищная инспекция Тюменской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 сентября 2020 года апелляционная инстанция перешла к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде 1 инстанции.

Проверив материалы данного гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований заявителя.

Как следует из материалов дела, Охалина В.В., Охалина Е.В., Шириков Д.П., Шириков К.П. являются собственниками жилого помещения по адресу: город Тюмень, <.......>. Доля в праве общей долевой собственности Охалиной В.В. составляет 2/5, у остальных по 1/5 доле. (л.д.6-10)

<.......> в Государственную жилищную инспекцию Тюменской области поступило обращение товарищества собственников жилья «На Ямской» о нарушении санитарных норм жильцами квартиры по адресу: город Тюмень, <.......>, в котором указывалось, что из указанной квартиры распространяется стойкий запах жизнедеятельности домашних животных. Неоднократные попытки со стороны руководства ТСЖ и жильцов подъезда наладить контакт с Охалиной В.В. не привели к результату. (л.д.5)

На основании указанного обращения Государственной жилищной инспекцией Тюменской области <.......> издан приказ о проведении внеплановой выездной проверки жилого помещения по адресу: город Тюмень, <.......>. (л.д.10)

17, 23, <.......> ответчикам направлялись уведомления о проведении выездной внеплановой проверки, однако доступ в жилое помещение ответчиками не обеспечен. (л.д.12-32)

В соответствии с частями 3, 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 8 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статьёй 10 указанного Федерального закона РФ установлена обязанность граждан выполнять требования санитарного законодательства и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благополучную среду обитания.

Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам (статья 23 указанного Федерального закона РФ).

В силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

Согласно пункту 2.1. Положения о Государственной жилищной инспекции в Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 26 мая 2010 года № 147-п, к полномочиям инспекции относится организация и осуществление регионального жилищного надзора в Тюменской области.

Пунктом 1.4 Административного регламента по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, утверждённого распоряжением Государственной жилищной инспекции Тюменской области от 20 мая 2013 года № 2-р предусмотрено, что предметом регионального государственного жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, за исключением лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, в отношении которых осуществляется лицензионный контроль, и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе: а) к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности: требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию.

Должностные лица инспекции, являющиеся государственными жилищными инспекторами, при осуществлении регионального государственного жилищного надзора обязаны проводить проверки на основании приказа начальника (заместителя начальника) инспекции (подпункт «в» пункта 1.5.4 Административного регламента).

Из указанных норм права следует, что Государственная жилищная инспекция Тюменской области обладает полномочиями по обследованию жилых помещений с целью проверки на предмет соблюдения требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, установленных законодательством Российской Федерации, а поскольку ответчики препятствуют в предоставлении доступа в принадлежащее им жилое помещение, на них должна быть возложена обязанность обеспечить доступ в жилое помещение по адресу: город Тюмень, <.......> для проведения проверки на предмет выявления нарушений правил содержания жилого помещения.

Представленные в дело доказательства с очевидностью свидетельствуют о том, что ответчики препятствуют исполнению истцом установленной законодательством обязанности по контролю соблюдения жилищного законодательства, в том числе, по проведению в этих целях обследования помещения. Поскольку в апелляционной жалобе Охалина В.В. не отрицает наличие в её квартире домашних животных, судебная коллегия считает, что возложение на ответчиков обязанности обеспечить доступ в принадлежащее им жилое помещение представителей надзорного органа с целью проверки на предмет наличия нарушений законодательства, способных затронуть права и законные интересы других проживающих в доме граждан, права и законные интересы ответчиков не нарушит.

Ссылка ответчика на акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, составленный автономным учреждением социального обслуживания населения Тюменской области и дополнительного профессионального образования «Региональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья» от <.......> подлежит отклонению, поскольку указанный акт не содержит выводов о соответствии жилого помещения по адресу: город Тюмень, <.......> требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, их использованию и содержанию.

В связи с чем, судебная коллегия считает необходимым отменить судебное постановление суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований заявителя в полном объеме.

Руководствуясь частью 4 статьи 198, статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Калининского районного суда города Тюмени Тюменской области от 26 июня 2020 года отменить и принять по делу новое решение.

«Исковые требования Государственной жилищной инспекции Тюменской области удовлетворить.

Обязать Охалину В.В., Охалину В.В., Ширикова В.В., Ширикова В.В. обеспечить Государственной жилищной инспекции Тюменской области доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <.......> для проведения проверки на предмет выявления нарушений правил содержания жилого помещения.

В удовлетворении апелляционной жалобы Охалиной В.В. – отказать.»

Председательствующий

Судьи коллегии: