ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-227/20 от 18.08.2022 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

89RS0012-01-2020-000544-35

Гражданское дело № 2-227/2020

Судья Евдокимова О.А.

Апелляционное дело № 33-1995/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 августа 2022 года город Салехард

Судья судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа Нех Т.М., при секретаре судебного заседания Ишметовой Д.А., рассмотрев частную жалобу Администрации Тазовского района на определение судьи Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 июня 2022 года о замене стороны правопреемником,

УСТАНОВИЛ:

Судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу Китаев К.К. обратился в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве.

В обоснование доводов заявления указал, что вступившим в законную силу решением Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 октября 2020 года на Администрацию муниципального образования с. Антипаюта возложена обязанность в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить наружное противопожарное водоснабжение: домов №№1,2,3,4,4а,6,8 по ул. Тундровая, домов №№ 6,6а,7,8,9 по ул. Вэлло, домов №№ 1,2,3,4,5,6,7,8,9,11 по ул. Московская, домов №№ 3,6,8,10,12,14,24 по ул. Ленина, домов №№ 4,5,6,18,32,21,16,10,19,12,22,29,30 мкр. Буровиков, домов по улицам Новой, Геофизиков, Летной в селе Антипаюта.

Решением Думы Тазовского района от 22 сентября 2020 года Администрация Тазовского района определена правопреемником Администрации п. Тазовский, в связи с чем, просил произвести замену должника Администрацию п. Тазовский на её правопреемника Администрацию Тазовского района.

Настоящее заявление рассмотрено судом в отсутствие судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу Китаева К.К., представителей Администрации Тазовского района и Администрации села Антипаюта Администрации Тазовского района, прокурора Тазовского района, извещенных о месте и времени рассмотрения заявления надлежащим образом.

Определением Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 июня 2022 года произведена замена должника - Администрации муниципального образования село Антипаюта по решению Тазовского районного суда от 28 октября 2020 года на правопреемника Администрацию Тазовского района.

С указанным определением не согласен представитель Администрации Тазовского района Козырчикова М.В.

В частной жалобе представитель ставит вопрос об отмене определения суда, поскольку оснований для замены ответчика правопреемником не имелось.

В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ настоящая частная жалоба на определение суда первой инстанции рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы частной жалобы, оснований к отмене или изменению определения суда не нахожу.

Судом установлено и следует из материалов дела, что вступившим в законную силу решением Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 октября 2020 года на Администрацию муниципального образования с. Антипаюта возложена обязанность в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить наружное противопожарное водоснабжение: домов №№1,2,3,4,4а,6,8 по ул. Тундровая, домов №№ 6,6а,7,8,9 по ул. Вэлло, домов №№ 1,2,3,4,5,6,7,8,9,11 по ул. Московская, домов №№ 3,6,8,10,12,14,24 по ул. Ленина, домов №№ 4,5,6,18,32,21,16,10,19,12,22,29,30 мкр. Буровиков, домов по улицам Новой, Геофизиков, Летной в селе Антипаюта.

30 марта 2021 года на основании исполнительного листа Отделом судебных приставов по Тазовскому району УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу в отношении должника Администрации села Антипаюта возбуждено исполнительное производство № 8702/21/89012-ИП, которое впоследствии было передано для исполнения в МОСП по ОИП УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу.

30 марта 2021 года МОСП по ОИП УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу возбуждено исполнительное производство № 1138/22/89017-ИП в отношении должника Администрации села Антипаюта.

Решением Думы Тазовского района от 22 сентября 2020 года № 1-17-17 на основании Конституции Российской Федерации, статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Тазовский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа» Администрация Тазовского района определена правопреемником Администрации села Антипаюта.

Разрешая требования о процессуальном правопреемстве, суд пришел к верному выводу о наличии оснований для их удовлетворения, поскольку Администрация села Антипаюта ликвидирована, и её полномочия переданы администрации Тазовского района.

Доводы частной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм процессуального права и не могут являться основанием к отмене оспариваемого определения в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

Согласно статье 52 Федерального закона от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.

Приведенные положения законодательства, допускают возможность процессуального правопреемства лишь на стадии, когда исполнительное производство не окончено и в части, которой судебный акт не исполнен.

При этом, как разъяснено в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» в случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (статья 44 Гражданского процессуального кодекса РФ, статья 44 Кодекса административного судопроизводства РФ, статья 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункт 1 часть 2 статьи 52 Закона об исполнительном производстве).

По вопросу правопреемства в суд могут обратиться: судебный пристав-исполнитель, стороны исполнительного производства, лицо, считающее себя правопреемником выбывшей стороны исполнительного производства.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса муниципального округа в связи с наделением его статусом городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом муниципального округа или статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с названным выше федеральным законом.

Частью 10 статьи 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Тазовский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа» муниципальные образования поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка преобразованы путем их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование с наименованием муниципальный округ Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - муниципальный округ Тазовский район).

Установлено, что в результате преобразования и со дня вступления в силу указанного закона муниципальные образования поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка и Тазовский район утрачивают статус муниципальных образований.

Муниципальное образование, образованное путем указанного преобразования изменения состава территории муниципального образования Тазовский район, наделяется статусом муниципального округа.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО наименование местной администрации (исполнительно-распорядительного органа) муниципального округа Тазовский район - Администрация села Антипаюта.

Со дня первого заседания Думы Тазовского района первого созыва прекращаются полномочия представительных органов муниципальных образований поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка и Тазовский район (часть 4 статьи 9 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО).

Со дня вступления в должность первого Главы Тазовского района прекращаются полномочия глав муниципальных образований поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка и Тазовский район. Днем вступления в должность первого Главы Тазовского района является день принятия Думой Тазовского района решения о его избрании (часть 5 статьи 9 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО).

Со дня формирования Администрации Тазовского района прекращаются полномочия местных администраций (исполнительно-распорядительных органов) муниципальных образований поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка и Тазовский район, за исключением полномочий по исполнению бюджетов муниципальных образований поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка и Тазовский район на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и осуществлению контроля за их исполнением (часть 6 статьи 9 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО).

Полномочия, связанные с внесением изменений в решения о бюджетах муниципальных образований поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка и Тазовский район на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, до дня формирования органов местного самоуправления муниципального округа Тазовский район осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка и Тазовский район.

Со дня формирования органов местного самоуправления муниципального округа Тазовский район полномочия, связанные с внесением изменений в решения о бюджетах муниципальных образований поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка и Тазовский район на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, осуществляют органы местного самоуправления муниципального округа Тазовский район раздельно по каждому указанному поселению и муниципальному образованию Тазовский район в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 9 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО).

Статьёй 10 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО установлено, что настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых настоящим Законом установлен иной срок вступления в силу. Статьи 4 и 6 настоящего Закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня вступления в силу настоящего Закона в случае отсутствия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Со дня вступления в силу настоящего Закона до приведения нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствие с настоящим Законом муниципальный округ Тазовский район участвует в бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях, органы местного самоуправления муниципального округа Тазовский район решают вопросы местного значения, осуществляют установленные полномочия и права, соблюдают требования и исполняют предписания законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа наравне с городскими округами и органами местного самоуправления городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе, если иное не предусмотрено указанными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Ямало-Ненецкого автономного округа.

На основании статьи 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО органы местного самоуправления муниципального округа Тазовский район в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания муниципального округа Тазовский район осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

До урегулирования муниципальными правовыми актами муниципального округа Тазовский район вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания муниципального округа Тазовский район осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

Из материалов дела следует, что решением Думы Тазовского района от 20 октября 2020 года № 2-1-23 на должность Главы Тазовского района избран Паршуков В.П.

На основании Постановления от 20 октября 2020 года № 12 Глава муниципального образования поселок Тазовский Яптунай О.Е. прекратил полномочия с 20 октября 2020 года.

Согласно имеющимся в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведениям на официальном сайте ФНС России в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице - Администрация Тазовский район 19 ноября 2020 года внесены изменения на основании Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО.

Таким образом, в соответствии с положениями приведенных правовых актов муниципальное образование село Антипаюта утратило статус муниципального образования с даты вступления в силу Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО (данный закон был опубликован на официальном сайте Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.yanao.ru, 23 апреля 2020 года), то есть 23 апреля 2020 года (за исключением отдельных положений), полномочия администрации муниципального образования села Антипаюта прекращены с момента формирования органов местного самоуправления муниципального округа Тазовский район и переданы администрации Тазовского района.

Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу Китаева К.К.

В связи с чем, оснований для удовлетворения требований частной жалобы и отмены определения суда не имеется.

На основании изложенного руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, судья судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 июня 2022 года оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.

Судья Т.М. Нех