ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-227/2021 от 10.12.2021 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья: Охотина М.М.

Дело № 33-7268/2021

Докладчик: Маслов Д.А.

г. Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего

Хмара Е.И.

судей

Поповой Т.В. и Маслова Д.А.

при секретаре судебного заседания Торцевой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-227/2021 по иску Мельникова Вадима Николаевича к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» об обязании сохранить непрерывный трудовой стаж работы и выплате сохраняемого среднего месячного заработка на период трудоустройства за четвертый, пятый и шестой месяцы после увольнения в связи с ликвидацией организации, по апелляционным жалобам Мельникова Вадима Николаевича, федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» на решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 6 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции

установил:

Мельников В.Н. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее – ФКУ «ОСК Северного флота») об обязании сохранить непрерывный трудовой стаж работы и выплате сохраняемого среднего месячного заработка на период трудоустройства за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения в связи с ликвидацией организации, сославшись на то, что ДД.ММ.ГГГГ в связи с расформированием 142 отделения территориального эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерства обороны РФ с ним был расторгнут трудовой договор в связи с ликвидацией организации, по которому он исполнял обязанности в должности инженера отделения. В установленный частью 2 статьи 318 ТК РФ месячный срок после увольнения он зарегистрировался в центре занятости населения в целях оказания помощи в трудоустройстве. Работодателем в лице ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» начислено и выплачено выходное пособие и в последующем среднемесячный заработок за второй и третий месяцы после увольнения. За последующие периоды – четвертый, пятый и шестой месяцы выплаты не были произведены, поскольку не были представлены решения центра занятости о сохранении средней заработной платы за данные периоды. На все его обращения разъяснялось, что данные выплаты возможны лишь при условии представления соответствующего решения службы занятости населения, с чем нельзя согласиться, поскольку расформированное отделение дислоцировалось на территории ЗАТО, где предусмотрены особые условия. В Министерстве обороны РФ порядок выплат работникам сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства при ликвидации организации МО РФ регулируется требованиями Закона о ЗАТО, приказом от ДД.ММ.ГГГГ МО РФ и Отраслевым соглашением между профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и МО РФ на 2020-2022 годы. В соответствии с указанными нормами выплата сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства осуществляется при предъявлении паспорта и трудовой книжки, при этом предоставление справки от органа по трудоустройству работникам, уволенным с работы в связи с ликвидацией организации, не требуется. С учетом уточнений просит признать незаконным требование ответчика о необходимости представления решения органа службы занятости населения для выплаты среднего заработка в течение четвертого, пятого, шестого месяца со дня увольнения; обязать ответчика сохранить непрерывный стаж работы за 1, 2, 3, 4, 5 и 6 месяцы со дня увольнения и выплатить средний месячный заработок за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.

В судебном заседании Мельников В.Н. заявленные требования поддержал, указав на то, что порядок выплат работникам сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства при ликвидации организации МО РФ предусмотрен нормами Закона о ЗАТО, приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ и Отраслевым соглашением между профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и МО РФ на 2020-2022 годы, где указано, что выплата сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства осуществляется при предъявлении паспорта и трудовой книжки, а представление справки от органа по трудоустройству не требуется. В связи с чем требование ответчика о предоставлении справки службы занятости населения о сохранении за ним среднемесячного заработка за 4, 5 и 6 месяцы после увольнения является необоснованным. Также указал, что согласно сообщения пенсионного органа до настоящего времени за ним не сохранен непрерывный трудовой стаж работы за 1, 2 и 3 месяцы после увольнения. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ФКУ «ОСК Северного флота» в судебном заседании не участвовал, представил возражения, в котором указал на то, что реализация права на получение среднемесячного заработка за 4, 5 и 6 месяцы после увольнения связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения, в связи с чем они обоснованно требовали от истца предоставления соответствующего решения органа службы занятости населения.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей третьих лиц ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения», Территориальной профсоюзной организации «Космодрома Плесецк».

Решением Мирнинского городского суда Архангельской области от 6 июля 2021 года постановлено: «Исковые требования Мельникова Вадима Николаевича к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» удовлетворить частично.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Северного флота» сохранить непрерывный трудовой стаж работы Мельникова Вадима Николаевича за первый, второй и третий месяцы работы после увольнения с 09 января 2020 года и подать соответствующие сведения в органы Пенсионного фонда РФ.

В удовлетворении исковых требований Мельникова Вадима Николаевича к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» об обязании сохранить непрерывный трудовой стаж работы и выплате сохраняемого среднего месячного заработка на период трудоустройства за четвертый, пятый и шестой месяцы после увольнения в связи с ликвидацией организации - отказать».

С данным решением не согласились Мельников В.Н. и ФКУ «ОСК Северного флота», подали на указанное решение суда апелляционные жалобы.

В поданной апелляционной жалобе Мельников В.Н. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании сохранить непрерывный трудовой стаж работы и выплате сохраняемого среднего месячного заработка на период трудоустройства за четвертый, пятый и шестой месяцы после увольнения в связи с ликвидацией организации расположенной на территории ЗАТО, принять по делу новое - об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает на то, что судом на ответчика возложена обязанность сохранить за ним непрерывный трудовой стаж работы за первый, второй и третий месяцы работы после увольнения ДД.ММ.ГГГГ. Во-первых - первый, второй и третий месяцы после увольнения он не работал. Во-вторых - пунктом 4 статьи 7 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992 года № 3297-1 предусматривается сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, в период работы трудовой стаж и так не прерывается.

Суд обосновал отказ в удовлетворении его исковых требования тем, что согласно «Отраслевому соглашению между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020-2022 годы» (Соглашение) и Приказом Министра обороны Российской Федерации «О порядке увольнения работников при передислокации (выводе) воинских частей, учреждении, военно-учебных заведении, предприятии и организации Министерства обороны Российской Федерации и выплате им пособий и компенсаций» от 5 октября 1992 года № 170, не предусматривают безусловное сохранение за работником, уволенным в связи с ликвидацией организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. В связи с чем, порядок сохранения и выплаты среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения должны производиться в соответствии с ч. 2 ст. 318 ТК РФ, только лишь по решению органа занятости населения в исключительных случаях.

Полагает, что указанные основания, являются незаконными и противоречат действующему законодательству и нормам Конституции Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации «О порядке увольнения работников при передислокации (выводе) воинских частей, учреждении, военно-учебных заведении, предприятии и организации Министерства обороны Российской Федерации, и выплате им пособий и компенсаций» от 5 октября 1992 года № 170 утверждены «Указания о порядке увольнения работников в связи с ликвидацией (расформированием), реорганизацией, передислокацией (выводом) воинских частей, сокращением численности или штата работников» (Указания).

Министр обороны Российской Федерации в п. 1 Приказа указанным в нем должностным лицам, приказал: организовать соблюдение при увольнении работников в связи с ликвидацией (расформированием), реорганизацией, передислокацией (выводом) воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, сокращением численности или штата работников, действующего законодательства, и прилагаемых Указаний о порядке увольнения работников в связи с ликвидацией (расформированием), реорганизацией, передислокацией (выводом) воинских частей, сокращением численности или штата работников.

Приказ издан в период действия Кодекса законов о труде РСФСР и полностью соответствует требованиям кодекса. Льготы и компенсации высвобождаемым работникам при расторжении трудового договора (контракта) в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизации и ликвидации предприятий, учреждений, организаций устанавливались статьей 40.3 КЗоТ РСФСР, законами и нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Так, согласно статье 40.3 КЗоТ РСФСР, «работникам, высвобождаемым с предприятий, из учреждений, организаций при расторжении трудового договора (контракта) в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата:

1) выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка;

2) сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия;

3) сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, в порядке исключения, и в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа по трудоустройству при условии, если работник заблаговременно (в двухнедельный срок после увольнения) обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выплата месячного выходного пособия и сохраняемого среднего заработка производится по прежнему месту работы.

За указанными работниками сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв в работе после увольнения не превысил трех месяцев.

При реорганизации и ликвидации предприятий, учреждений, организаций за высвобожденными работниками сохраняется на период трудоустройства, но не более чем на три месяца, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.

Высвобожденным работникам предоставляются также другие льготы и компенсации в соответствии с законодательством».

Таким образом, КЗоТ РСФСР, устанавливалось для категории работников, уволенных по сокращению численности или штата, безусловное сохранение средней заработной платы до двух месяцев, а также возможность сохранения средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения в исключительных случаях при условии принятия соответствующего решения органа по трудоустройству. Для категории работников, уволенных в связи с реорганизацией и ликвидацией предприятий, учреждений, организаций устанавливался безусловный срок сохранения средней заработной платы до трех месяцев, при этом требование о необходимости принятия для этого решения органа по трудоустройству КЗоТ РСФСР не устанавливал.

Содержание п. 5 - 6 Указаний полностью повторяет содержание статьи 40.3 КЗоТ РСФСР.

После введение в действие Трудового кодекса РФ в ноябре 2002 года в Приказ внесены изменения, однако содержание пунктов 5-7 Указаний осталось прежним.

Пунктом 7 Указаний установлен порядок выплаты выходного пособия и выплаты сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства, согласно которым, выплата лицам, уволенным с работы в связи с реорганизацией или ликвидацией воинской части производится по предъявлении паспорта и трудовой книжки за весь период трудоустройства, до трех месяцев, без предъявления справки органа по трудоустройству.

Специальной нормой п. 4 ст. 7 Закона о ЗАТО, работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации расположенной на территории закрытого административного - территориального образования (ЗАТО), устанавливается период сохранения средней заработной платы и непрерывного стажа работы до шести месяцев, как дополнительная защита прав работника в условиях ограниченной возможности в трудоустройстве на территории ЗАТО. Закон о ЗАТО введен в действие с июля 1992 года, в период действия КЗоТ РФ, вносимые изменения в который не затронули положения п. 4 ст. 7.

Других нормативных правовых актов, регулирующих вопросы порядка сохранения средней заработной платы и непрерывного стажа работы до шести месяцев работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации, не было. В связи с чем, возникает вопрос: Каким образом реализовывались гражданами установленные законом меры государственной поддержки в тот период? Если следовать позиции суда, то поскольку ни КЗоТ РСФСР, ни Приказ, ни Закон о ЗАТО не предусматривали безусловное сохранение за работником, уволенным в связи с ликвидацией организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы, то соответственно начиная с четвертого месяца, меры государственной поддержки, установленная п. 4 ст. 7 Закона о ЗАТО не могли быть в принципе реализованы. Соответственно, все выплаты работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации, расположенной на территории ЗАТО сохраненной средней заработной платы с сохранением непрерывного стажа работы начиная с четвертого месяца трудоустройства, до вступления в действие ТК РФ являются незаконными.

Полагает, что такая позиция суда не может быть признана законной, поскольку предполагает невозможность исполнения мер государственной поддержки, установленных Законом о ЗАТО.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В связи с чем, введение в действие ТК РФ никоим образом не может ухудшить реализацию мер государственной поддержки работников, увольняемых в связи с ликвидацией организации, расположенной на территории ЗАТО путем введения ограничения в сохранении средней заработной платы и непрерывного стажа работы, устанавливая дополнительные требования, такие как, реализация мер только лишь по соответствующему решению органа службы занятости населения в исключительных случаях. Поскольку в противном случае нарушается требование Конституции РФ так как изменяется порядок реализации мер государственной поддержки в худшую сторону.

Судом не были исследованы и выяснены следующие обстоятельства, непосредственно затрагивающие предмет спора:

- действующим ли является Приказ;

- имеются ли в Приказе требования о необходимости предъявления для выплаты сохраняемой средней месячной заработной платы работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации, решения органа службы занятости населения;

- на основании каких документов осуществляется выплата сохраняемой средней месячной заработной платы;

- ухудшают ли требования Приказа при реализации мер государственной поддержки требованиям ТК РФ;

- в праве ли ответчик не исполнять требования приказа Министра обороны РФ.

Так же, соответствуют или противоречат действия ответчика требованиям:

- п. 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской устанавливающей основной принцип строительства Вооруженных Сил - единоначалие. Которое заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Которое выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение;

- статьи 39 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии с которой, приказом является распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение. Приказ, отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части. Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы;

- пункта 22 «Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации» утвержденной приказом Министра обороны РФ № 170 от 4 апреля 2017 г., согласно которому, запрещается требовать представления сведений и документов, не предусмотренных приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации.

Считает, что ответчик обязан выполнить требования Приказа, поскольку в период действия КЗоТ РСФСР требования Приказа в части реализации мер государственной поддержки установленные п. 4. ст. 7 Закона о ЗАТО исполнялись без каких либо дополнительных требований, порядок их реализации после введения в действие ТК РФ Министром обороны РФ не изменен, требования Приказа не противоречат трудовому законодательству. Невыполнение Приказа противоречит основному принципу построения Вооруженных Сил РФ и является не допустимым.

Средний месячный заработок за второй и третий месяцы после увольнения службой занятости населения за истцом не сохранялся.

Представитель ФКУ «ОСК Северного флота» Ануфриева А.Ф. просит решение суда в части удовлетворения иска о возложении на данного ответчика по делу обязанности сохранить непрерывный трудовой стаж работы Мельникова В.Н. за первый, второй и третий месяцы работы после увольнения с ДД.ММ.ГГГГ и подать соответствующие сведения в органы Пенсионного фонда РФ, принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Так, приказом командующего Северным флотом от ДД.ММ.ГГГГ-е отделение территориальной эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерства обороны РФ зачислена с ДД.ММ.ГГГГ на финансовое обеспечение в филиал ФКУ «ОСК Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба».

Филиал ФКУ «ОСК Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба» осуществляет свою деятельность на основании Положения о филиале, утвержденного приказом командующего Северным флотом от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Положению в функции службы входит:

- своевременное проведение расчетов, в том числе с государственными внебюджетными фондами, составление и предоставление отчетности по месту дислокации обслуживаемых войсковых частей;

- организациями документооборота со штабами, кадровыми органами, состоящим на обслуживании войсковых частей, для обеспечения предусмотренными выплатами органами личного состава этих войсковых частей.

При этом войсковые части (учреждения, состоящие на финансовом обеспечении «3 финансово-экономическая служба» осуществляют функции кадрового учета гражданского персонала непосредственно на местах.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», 3 финансово-экономическая служба Северного флота после поступления кадровых документов от воинских частей осуществляет представление сведений о застрахованных лицах в органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с положениями приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организации Вооруженных Сил Российской Федерации», работодателями в отношении работников воинских частей, в чьем непосредственном подчинении состоит данная воинская часть.

Учитывая представленные работодателем сведения, 3 ФЭС формирует сведения индивидуального (персонифицированного) учета и установленным порядком направляет в орган Пенсионного фонда с указанием сведений об увольнении, основаниях и о причинах прекращения трудовых отношений.

Из норм пенсионного законодательства следует, что после направления сведений об увольнении истца ФКУ «ОСК «Северного флота» в лице филиала - «3 финансово-экономическая служба» не уполномочено представлять сведения о страховом стаже в дальнейшем. Также следует отметить, что страховые взносы от выплат сохраненного среднего заработка на период трудоустройства не начисляются.

Следовательно, выводы суда первой инстанции о том, что на данном ответчике лежит обязанность сохранить непрерывный трудовой стаж Мельникова В.Н. после его увольнения (ДД.ММ.ГГГГ) - ошибочны, приняты с нарушением норм материального права.

Более того, на основании п. 1.6 Постановления Правления ПФ РФ от 6 декабря 2018 № 507п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ), на застрахованных лиц, признанных в установленном законодательством РФ порядке безработными, сведения по форме СЗВ-СТАЖ представляются органами службы занятости населения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы каждой апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу истца, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено по делу, Мельников В.Н. работал инженером в 142 отделении территориальном эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерства обороны Российской Федерации, расположенном в городе Мирном - в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на территории закрытого административно-территориального образования (далее – ЗАТО).

Приказом от 17 декабря 2019 года № 45 Мельников В.Н. уволен ДД.ММ.ГГГГ из 142 отделения территориального эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерства обороны Российской Федерации с должности инженера в связи с ликвидацией организации, а именно расформированием 142 отделения территориального эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерства обороны Российской Федерации, по пункту 1 части 1 статьи 81 ТК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный месячный срок, он обратился в отделение занятости населения по <адрес> за оказанием услуги социального содействия в целях поиска подходящей работы.

В связи с отсутствием вакансий по истечении трех месяцев со дня увольнения Мельников В.Н. трудоустроен не был, на протяжении этого времени посещал отделение занятости для поиска подходящей работы.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии ГКУ <адрес> «<адрес> ЦЗН» отделения занятости населения по <адрес> по рассмотрению оснований для выдачи (либо отказе в выдаче) решения о сохранении среднего заработка за Мельниковым В.Н. за четвертый месяц со дня увольнения, принято решение от ДД.ММ.ГГГГг. об отказе Мельникову В.Н. в выдаче решения о сохранении месячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого месяца со дня увольнения, поскольку документов, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, в связи с которыми можно было претендовать на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, не было представлено.

Разрешая возникший спор, суд принял во внимание то обстоятельство, что у ответчика отсутствуют основания для сохранения за истцом среднего заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня его увольнения, так как из материалов дела следует, что за Мельниковым В.Н. органом занятости реально сохранен средний месячный заработок за второй и третий месяцы после его увольнения.

Вместе с тем, согласно решению суда и по сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Мельникова В.Н. на ДД.ММ.ГГГГ, непрерывный трудовой стаж за первый, второй и третий месяцы со дня увольнения с ДД.ММ.ГГГГ отсутствует, такие сведения ответчиком не переданы установленным порядком в пенсионный орган.

В этой же связи суд пришел к выводу о том, что на ответчике лежит обязанность сохранить непрерывный трудовой стаж работы Мельникова В.Н. за первый, второй и третий месяцы работы после увольнения с ДД.ММ.ГГГГ и подать соответствующие сведения в органы Пенсионного фонда РФ, соответственно, исковые требования Мельникова В.Н. к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» подлежат частичному удовлетворению.

Судебная коллегия с выводом и решением суда о частичном удовлетворении иска не может согласиться по следующим основаниям.

Так, частично удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что за Мельниковым В.Н. органом занятости был сохранен средний месячный заработок за второй и третий месяцы после увольнения, данные выплаты были произведены, однако по сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Мельникова В.Н. на ДД.ММ.ГГГГ непрерывный трудовой стаж за первый, второй и третий месяцы со дня увольнения с ДД.ММ.ГГГГ отсутствует, такие сведения ответчик не передал в пенсионный орган, соответственно, на ответчике лежит обязанность сохранить непрерывный трудовой стаж работы Мельникова В.Н. за первый, второй и третий месяцы работы после увольнения с ДД.ММ.ГГГГ и подать соответствующие сведения в органы Пенсионного фонда РФ.

С данным выводом и решением суда в части возложения на ответчика соответствующей обязанности судебная коллегия не может согласиться по доводам апелляционной жалобы ответчика, согласно следующим основаниям.

В соответствии со статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 настоящего Кодекса (статьи 313 - 327).

Согласно части 1 статьи 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).

Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены статьей 318 ТК РФ.

Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (в редакции действовавшей на момент возникновения правоотношений).

Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.

Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.

Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено частью 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.

Данные обстоятельства никем из сторон не отрицаются.

Вместе с тем по делу видно, что после направления сведений об увольнении Мельникова В.Н. с указанной должности, ФКУ «ОСК «Северного флота» (как финансовый орган, на обеспечении которого находился работодатель), по месту нахождения филиала - «3 финансово-экономическая служба», не уполномочено представлять сведения о страховом стаже в дальнейшем, при том, что страховые взносы от выплат сохраненного среднего заработка на период трудоустройства не начисляются.

Следовательно, выводы суда в данной части о том, что на ответчике лежит обязанность сохранить непрерывный трудовой стаж Мельникова В.Н. после его увольнения, ДД.ММ.ГГГГ, являются ошибочными, принятыми с нарушением норм материального права.

При таком положении доводы апелляционной жалобы ФКУ «ОСК «Северного флота» следует признать обоснованными, а решение суда в части удовлетворения иска подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.

Вместе с тем позиция истца в его апелляционной жалобе о том, что согласно Отраслевому соглашению между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020-2022 годы» и Приказу Министра обороны Российской Федерации «О порядке увольнения работников при передислокации (выводе) воинских частей, учреждении, военно-учебных заведении, предприятии и организации Министерства обороны Российской Федерации и выплате им пособий и компенсаций» от 5 октября 1992 года № 170, не предусматривают безусловное сохранение за работником, уволенным в связи с ликвидацией организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. В связи с чем, порядок сохранения и выплаты среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения должны производиться в соответствии с частью 2 статьи 318 ТК РФ, только лишь по решению органа занятости населения в исключительных случаях, что не основано на материалах дела, нельзя по вышеприведенным доводам признать состоятельными.

Соответственно, исковые требования Мельникова В.Н. к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» не подлежат удовлетворению в полном объеме, как противоречащие нормам материального нрава и фактическим обстоятельствам дела.

Таким образом, апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 6 июля 2021 года отменить в части и принять по делу новое решение, которым:

Мельникову Вадиму Николаевичу в удовлетворении иска к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о признании незаконным требования о необходимости представления решения государственного казенного учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» для сохранения среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения в связи с ликвидацией организации, обязании сохранить непрерывный трудовой стаж работы за первый, второй, третий, четвертый, пятый и шестой месяцы после увольнения на период трудоустройства в связи с ликвидацией организации и подать об этом сведения в органы Пенсионного фонда РФ – отказать.

Апелляционную жалобу Мельникова Вадима Николаевича оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Е.И.Хмара

Судьи:

Т.В.Попова

Д.А.Маслов