В суде первой инстанции дело № 2-227/2023
Дело № 33-8391/2023 г. Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего Овсянниковой И.Н.,
судей Плотниковой Е.Г., Юдаковой Ю.Ю.,
при секретаре Шишкине Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 декабря 2023 года гражданское дело по иску прокурора Нанайского района Хабаровского края, действующего в интересах ФИО1, к Краевому государственному бюджетному учреждению "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" о взыскании незаконно удержанных денежных средств, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Краевого государственного бюджетного учреждения "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на решение Нанайского районного суда Хабаровского края от 25 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Плотниковой Е.Г., объяснения прокурора Доськовой Т.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Нанайского района Хабаровского края обратился в суд с иском к КГБУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" о взыскании незаконно удержанных денежных средств, возложении обязанности, в обоснование требований указав, что прокуратурой Нанайского района проведена проверка по соблюдению требований действующего законодательства о социальной защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, в ходе которой установлено, что ФИО1 с 2012 года является получателем социальных услуг в стационарной форме в МУ "Дом-интернат милосердия для престарелых граждан и инвалидов" (в настоящее время КГБУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов") на основании договора № 21 от 24.10.2012. Согласно договору, размер ежемесячной платы за получение услуг составляет 75% назначенной ФИО1 пенсии. Дополнительным соглашением от 10.01.2020 внесены изменения в договор о размере ежемесячной платы, а именно размер платы за стационарное обслуживание определяется из расчета 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Так, ежемесячно в счет платы за предоставляемые социальные услуги с ФИО1 в пользу КГБУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов", помимо пенсии, удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты. За период с июля 2020 по декабрь 2020 года с ФИО1 удержано 17 533,92 руб., в 2021 году удержано 36 643,04 руб., в 2022 году удержано 39 618,74 руб., в 2023 году (6 месяцев) удержана сумма 21 915,32 руб., итого общая сумма необоснованных удержаний составила 115 711,02 руб.
Просил, с учетом уточнений исковых требований, обязать КГБУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" производить удержание за предоставляемые социальные услуги с ФИО1 в размере, не превышающем 75 процентов пенсии. Взыскать с КГБУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" в пользу ФИО1 незаконно удержанные за период с 01.07.2020 по 30.06.2023 денежные средства в сумме 115 711,02 руб. в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.
Решением Нанайского районного суда Хабаровского края от 25.09.2023 исковые требования удовлетворены.
Судом постановлено:
обязать КГБУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" производить удержание за предоставляемые социальные услуги ФИО1 в размере, не превышающем 75 процентов пенсии;
взыскать с КГБУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" в пользу ФИО1 денежные средства в размере 115 711 руб. 02 коп. в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.
В апелляционной жалобе КГБУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что размер платы сохраняется в случае, если не изменился объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальной услуги. Между тем, после 01.01.2015 введены новые социальные услуги, которые ранее гражданам не оказывались. Суд неверно квалифицировал отношения, сложившиеся между учреждением и получателем социальных услуг, которые длятся в течение срока действия индивидуальной программы предоставления социальных услуг. Изменение размера платы за социальное обслуживание произведено правомерно.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Нанайского района Хабаровского края полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В письменном отзыве Министерство социальной защиты Хабаровского края поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит отменить решение суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Доськова Т.Ю. просила решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, кроме того, информация о движении дела также размещена на официальном сайте Хабаровского краевого суда, в связи с чем на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, заслушав доводы лица, принимавшего участие в рассмотрении дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 с 22.03.2005 установлена вторая группа инвалидности бессрочно.
24.10.2012 между КГКУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и ФИО1 заключен договор № 21 о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (далее – Договор).
05.08.2013 между КГКУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и ФИО1 заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в Договор, согласно п. 1 которого, в связи с увеличением цен на продукты питания, мягкий инвентарь, с 01.09.2013 ежемесячный размер платы за стационарное обслуживание, вносимой "Заказчиком" составляет – 75% назначенной ему суммы пенсии, но не более 5 285 руб. 35 коп.
02.11.2015 между КГКУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и ФИО1 заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в Договор, согласно п. 2 которого пункт 2.1 раздела 2 договора изложен в следующей редакции: "2.1 Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание вносимой Заказчиком, составляет 75% пенсии, но не более конкретного размера ежемесячной платы за стационарное обслуживание, утвержденного Министерством социальной защиты населения Хабаровского края. Конкретный размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, вносимой Заказчиком, составляет 7 000 руб. 00 коп.".
15.06.2018 между КГКУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и ФИО1 заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в Договор, согласно п. 1 которого пункт 2.1 раздела договора излагается в следующей редакции "2.1. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, вносимой Заказчиком, составляет 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг, утвержденного Министерством социальной защиты населения Хабаровского края".
10.01.2020 между КГКУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и ФИО1 заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в Договор, согласно п. 1 которого пункт 2.1 раздела договора излагается в следующей редакции "Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, вносимой Заказчиком, составляет 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг и с 01.01.2020 составит 14 465,23 руб. ".
В материалах дела имеется заявление ФИО1 в пенсионный фонд Нанайского муниципального района, из которого следует, что ФИО1 просит с 01.07.2018 производить удержание 75% с ЕДВ и перечислять их на счет интерната в счет платы за стационарное обслуживание.
С ФИО1 в пользу КГКУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты: за период с 01.07.2020 по 30.06.2023, итого общая сумма составила 115 711,02 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст.16, 24 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", п. 1 постановления Правительства РФ от 17.04.2002 N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", действовавших до 01.01.2015, ст.ст. 3, 17, 31, 32, 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", п. 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 N 1075, исходил из того, что отношения между ФИО1 и КГБУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" являются длящимися и возникли до 31.12.2014, начисление платы за социальные услуги в размере не более 75% среднедушевого дохода получателя услуг ухудшают его правовое положение в части ежемесячного размера платы за предоставление социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для него по состоянию на 31.12.2014, в связи с чем пришел к выводу, что ответчиком незаконно удерживались денежные средства за период с 01.07.2020 по 30.06.2023, что составило 115 711,02 руб., которые подлежат взысканию с ответчика в пользу ФИО1
Оснований для несогласия с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется по следующим основаниям.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления ФИО1 в КГБУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (24.10.2012) регулировались Федеральным законом от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
В соответствии с названным федеральным законом, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17.04.2002 N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов".
Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
С 01.01.2015 правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Из части 4 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ следует, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 N 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Вместе с тем в силу части 2 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31.12.2014, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31.12.2014.
Поскольку ФИО1 находится на стационарном обслуживании в КГБУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов " с 2012 года, то есть социальные услуги начали оказываться ему до вступления 01.01.2015 в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к правильному выводу о том, что на момент введения нового правового регулирования, возникшие между сторонами спора правоотношения по предоставлению социальных услуг являлись длящимися, в связи с чем ответчик обязан оплачивать социальные услуги в размере не более 75% получаемой истцом пенсии.
Указанные выводы суда согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной им в пункте 19 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.06.2020, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2022 N 78-КГ22-36-К3.
Доводы заявителя жалобы о расширении объема социальных услуг новым правовым регулированием, введенным с 01.01.2015, о необходимости изменения условий оплаты социальных услуг, противоречат части 2 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", которая устанавливает запрет на повышение для граждан, получавших социальное обслуживание в стационарной форме до 01.01.2015, размера платы за предоставление им социальных услуг, определенного по состоянию на 31.12.2014, одного из существенных условий договора о предоставлении социальных услуг.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным ответчиком в суде первой инстанции и которым судом дана надлежащая правовая оценка, по существу сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований, для переоценки которых у судебной коллегии не имеется, оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат и признаются судебной коллегией несостоятельными.
Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, выводы суда постановлены с учетом положений статей 55, 56 ГПК РФ, оценка установленным обстоятельствам по делу дана по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Таким образом, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нанайского районного суда Хабаровского края от 25 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи