Судья Шамшутдинова Г.К. дело №2-2283/2020
№33-2787/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 24 сентября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Костиной Л.И.,
судей областного суда Егоровой И.В., Ожеговой И.Б.,
при секретаре Шнейдмиллер Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой И.В. гражданское дело по частной жалобе администрации МО «Город Астрахань» на определение Кировского районного суда г. Астрахани от 3 августа 2020 года о прекращении производства по делу,
УСТАНОВИЛА:
Администрация МО «Город Астрахань» обратилась в суд с иском к ООО «Мясокомбинат Астраханский» об обязании ответчика демонтировать за свой счет павильон по реализации продуктов питания, расположенный по адресу: <адрес>.
В дальнейшем по ходатайству истца произведена замена ответчика с ООО «Астраханский мясокомбинат» на ИП ФИО1
Определением Кировского районного суда г. Астрахани от 3 августа 2020 года производство по указанному исковому заявлению прекращено по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В частной жалобе администрация МО «Город Астрахань» просит определение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Ссылаясь на Правила благоустройства территории МО «Город Астрахань», утвержденные Решением Городской Думы МО «Город Астрахань» № от ДД.ММ.ГГГГ, указывают на то, что требования к внешнему виду нестационарных торговых объектов определяются муниципальным правовым актом и согласовываются с администрацией МО «Город Астрахань».
Самовольная установка нестационарных торговых объектов запрещается.
На заседании судебной коллегии ИП ФИО1, представители администрации Кировского района г. Астрахани, Управления Росреестра по Астраханской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не присутствовали, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц, в том числе, путем размещения информации на сайте Астраханского областного суда, в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав докладчика по делу, выслушав представителя ФИО1ФИО2, возражавшую против удовлетворения частной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит частную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
Согласно положениям пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым данным кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции исходил того, что администрацией МО «город Астрахань» поставлен вопрос о демонтаже павильона, расположенного на земельном участке, который находится в собственности собственников помещений многоквартирного дома, в связи с чем права и законные интересы администрации не затрагиваются.
Судебная коллегия с данным выводом согласиться не может, считает его ошибочным по следующим основаниям.
Собственники земельного участка вправе по своему усмотрению совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (пункт 2 статьи 209, пункт 1 статьи 260 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 и части 4 статьи 36 Жилищного кодекса РФ объекты общего имущества в многоквартирном доме, в число которых входит земельный участок, могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Принятие решений о благоустройстве земельного участка, в том числе, о размещении элементов благоустройства на указанном земельном участке, и о предоставлении в пользование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме иным лицам относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (статья 44 Жилищного кодекса РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме, реализуя правомочия, закрепленные статьей 209 Гражданского кодекса РФ, статьями 36, 44 Жилищного кодекса РФ, по общему правилу вправе предоставлять принадлежащий им земельный участок (его часть) для размещения нестационарных торговых объектов.
При этом размещение таких объектов не должно нарушать интересы иных лиц и противоречить требованиям нормативных актов, принятых соответствующими органами в пределах их компетенции.
Указанное распоряжение земельными участками должно осуществляться с учетом установленных обязанностей соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологичес-ких, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, а также требований об использовании земельных участков в соответствии с их целевым назначением (подпункт 8 пункта 1 статьи 1, статья 42 Земельного кодекса РФ, пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса РФ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, принадлежащий в качестве общего имущества на праве долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, предназначен прежде всего для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома.
Соответственно, торговая деятельность, будучи дополнительным видом использования такого участка, допустима лишь как дополнение к основным видам благоустройства придомовой территории, непосредственно направленным на удовлетворение потребностей граждан в жилищной сфере и в комфортной среде обитания (озеленение, организация мест для отдыха и т.д.) и не может подменять данные виды или препятствовать их осуществлению (Определение Конституционного Суда РФ № 3273-О от 5 декабря 2019 года).
Действующее законодательство не исключает возможности размещения нестационарного торгового объекта на придомовой территории при соблюдении установленных градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.
Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством РФ (часть 7 статьи 10 Закона о торговой деятельности).
В силу пункта 25 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится, в том числе, утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
Правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (статья 2 вышеуказанного закона).
Согласно части 36 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Полномочиями по решению вопросов местного значения наделены органы местного самоуправления (статья 2 Закона № 131-ФЗ).
Таким образом, органы местного самоуправления не только утверждают правила благоустройства, но и осуществляют контроль за их соблюдением.
В соответствии с пунктом 28 статьи 8 Устава муниципального образования «Город Астрахань» к вопросам местного значения МО «Город Астрахань» относятся, в том числе, утверждение правил благоустройства территории МО «Город Астрахань», осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории МО «Город Астрахань» в соответствии с указанными правилами.
Решением Городской Думы МО «Город Астрахань» № от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены Правила благоустройства территории МО «Город Астрахань».
В соответствии с пунктом 1.2 указанных Правил Правила действуют на всей территории МО «Город Астрахань», требования настоящих Правил являются обязательными для исполнения всеми юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 1.4 Правил Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения нормы и правила в сфере благоустройства территории МО «Город Астрахань» и содержат:
- требования по размещению и содержанию объектов благоустройства;
- требования к зданиям, сооружениям и земельным участкам, на которых они расположены;
- требования к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений.
Требования к некапитальным строениям, сооружениям (которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений) установлены пунктом 4.4.7 указанных Правил.
Как следует из пункта 4.4.7.3, некапитальные строения, сооружения размещаются на территории МО «Город Астрахань» таким образом, чтобы не мешать пешеходному движению, не ухудшать визуальное восприятие среды населенного пункта и благоустройство территории и застройки.
Согласно пункту 4.4.7.8, требования к внешнему виду нестационарных торговых объектов определяются муниципальным правовым актом и согласовываются с администрацией МО «Город Астрахань».
Самовольная установка нестационарных торговых объектов запрещается.
Таким образом, в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за размещением на них движимых и недвижимых объектов, осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах вывод суда о том, что администрацией МО «Город Астрахань» не обоснованно заявлены требования о демонтаже павильона, расположенного на земельном участке, который находится в собственности собственников помещений многоквартирного дома, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению, является ошибочным, в связи с чем определение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с направлением дела в Кировский районный суд г. Астрахани для рассмотрения по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Кировского районного суда г. Астрахани от 3 августа 2020 года отменить, гражданское дело по иску администрации МО «Город Астрахань» к ИП ФИО1 о возложении на нее обязанности демонтировать торговый павильон направить в Кировский районный суд г. Астрахани для рассмотрения по существу.