ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2283/2021 от 25.11.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Никитушкина Е.Ю. дело № 33-22338/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 ноября 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Юрченко Т.В.,

судей Корниенко Г.Ф., Головнёва И.В.

при секретаре Бархо В.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2283/2021 по иску Емельянова Сергея Николаевича к Администрации г.Новочеркасска, Городской Думе города Новочеркасска, ГУ ОПФ РФ по РО, третье лицо Управление труда и социального развития Администрации г.Новочеркасска о признании незаконным решения комиссии по вопросам стажа муниципальной службы, по апелляционной жалобе Емельянова Сергея Николаевича на решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 30 августа 2021 года.

Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия

установила:

Емельянов С.Н. обратился в суд с иском к Администрации г.Новочеркасска, Городской Думе города Новочеркасска, ГУ ОПФ РФ по РО, третье лицо Управление труда и социального развития Администрации г.Новочеркасска о признании незаконным решения комиссии по вопросам стажа муниципальной службы НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 28 января 2021г. «О перерасчете ранее назначенных выплат муниципальной пенсии за выслугу лет по новым критериям в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Положения о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, утвержденного решением Городской Думы г.Новочеркасска от 25.12.2020г. №27 «Об утверждении Положения о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Город Новочеркасск», обязании администрации г.Новочеркасска устранить допущенные нарушения.

В обоснование требований истец указал, что 04.03.2021г. ему направлена выписка из указанного протокола заседания комиссии по вопросам стажа муниципальной службы №1 от 28.01.2021г., из которого следует, что комиссия решила считать установленным стаж муниципальной службы Емельянову С.Н. 28 лет 4 дня, в том числе, в органах местного самоуправления города Новочеркасска 2 года 10 месяцев 4 дня. Произвести перерасчет (п.1) и назначить муниципальную пенсию за выслугу лет Емельянову С.Н. в размере фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленном частью 1 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Решения Думы от 25.12.2020г. №27, начиная с 01.02.2021г.

Истец считает данное решение незаконным, нарушающим его пенсионные права.

Согласно справке ГУ ОПФР в г.Новочеркасске от 04.10.2011г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Емельянов С.Н., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, получает пенсию по старости, назначенную с 18.10.2011г. в соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Размер пенсии за сентябрь 2011 г. составляет 6403,49 руб., в том числе: фиксированный базовый размер – 2963,07 руб., страховая часть – 3440,42 руб., в том числе сумма валоризации – 593,07 руб.

Согласно информации УТСР Администрации г.Новочеркасска от 29.11.2011г. №359о, в соответствии с постановлением Администрации города от 21.1.2011г. №2187 «О назначении муниципальной пенсии за выслугу лет» истцу назначена муниципальная пенсия за выслугу лет с 25.10.2011г. исходя из общей суммы 47108,68 руб., с учетом назначенного размера пенсии.

Истец считает, что в связи с принятым комиссией решением размер его пенсии значительно уменьшился.

Истец, анализируя действующее законодательство о государственной гражданской и муниципальной службе, указывает, что условия предоставления права муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются актами органов местного самоуправления. При этом одним из обязательных условий для назначения ежемесячной пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии является основание увольнения. Истец был уволен по собственному желанию, что являлось основанием для назначения ему соответствующей пенсии с учетом продолжительности стажа службы и до принятия оспариваемого решения комиссии пенсия ему выплачивалась полностью в установленном Администрацией г.Новочеркасска размере.

Согласно ст. 13 Положения о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, утвержденного решением Городской Думы г.Новочеркасска от 25.12.2020г. №27 «Об утверждении Положения о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Город Новочеркасск» за лицами, проходившими муниципальную службу, приобретшими право на пенсию за выслугу лет в соответствии с решением Городской Думы от 14.05.2015г. №576 «Об утверждении положения о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Город Новочеркасск» и уволенным со службы до 01 января 2017 года; лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017г. должности муниципальной службы и имеющими на 1 января 2017 года стаж муниципальной службы, дающий право на муниципальную пенсию за выслугу лет, не менее 20 лет; лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 года должности муниципальной службы не менее 15 лет и приобретшими до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на пенсию за выслугу лет в соответствии с решением Городской Думы от 14.05.2015г. №576 без учета приложения №6 к настоящему Положению, введенного в связи с принятием Федерального закона от 23.05.2016г. №143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан.

На основании изложенного, считает, что на него не распространяется действие указанного положения, поскольку он уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию до 01 января 2017г. и имел на момент увольнения стаж муниципальной службы не менее 15 лет.

Кроме того, при вынесении оспариваемого решения комиссией не учтен период работы в Новочеркасском городском суде с 11.05.2004г. по 11.10.2004г., который подлежал включению в общий стаж муниципальной службы. Стаж службы истца в рядах ВС РФ с 21.11.1969г. по 16.11.1971г. засчитан неверно в календарном исчислении, поскольку он проходил службу по призыву, считает, что указанное время нахождения на военной службе по призыву согласно ч.4 ст. 2 Положения, утв. решением Городской Думы г.Новочеркасска от 25.12.2020г. №27 указанный период должен быть включен как один день военной службы по призыву за два дня работы.

Уточнив исковые требования, просил признать недействующим решение №27 Городской Думы г.Новочеркасска от 25.12.2020г. (протокол №5) «Об утверждении Положения о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Город Новочеркасск» в той мере, в какой оно предоставляет право распространять действие Положения на лиц, которым назначена пенсия в соответствии с решением Городской Думы города Новочеркасска от 14.05.2015г. №576 (протокол №77) «Об утверждении Положения о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы»; признать незаконным решение комиссии по вопросам стажа муниципальной службы №1 от 28 января 2021г. «О перерасчете ранее назначенных выплат муниципальной пенсии за выслугу лет по новым критериям в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Положения о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, утвержденного решением Городской Думы г.Новочеркасска от 25.12.2020г. №27 «Об утверждении Положения о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Город Новочеркасск»; обязать администрацию г.Новочеркасска устранить допущенные нарушения.

Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 30 августа 2021 года в удовлетворении исковых требований Емельянову С.Н. отказано.

В апелляционной жалобе Емельянов С.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Заявитель жалобы считает, что выводы, указанные в решении суда, не соответствуют действительности. Так, вывод суда о том, что не могут являться основанием для признания незаконным решения комиссии по вопросам стажа муниципальной службы №1 от 28.01.221г. необоснованные доводы истца о том, что в стаж не был включен период работы в Новочеркасском городском суде и неправильно рассчитан период службы. Истцом в порядке ст. 56 ГПК РФ заслуживающие внимания суда доводы не представлены. Заявитель указывает, что в порядке ст. 56 ГПК РФ суду была представлена трудовая книжка Емельянова С.Н., в которой содержится вся необходимая информация о месте, продолжительности работы, должности, на которую он был принят. Считает, что трудовая книжка наглядно информирует о наличии необходимого, не включенного в расчет стажа, но суд проигнорировал данное доказательство, нарушив нормы процессуального права.

Истец полагает, что суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению, ссылаясь на положения Указа Президента РФ от 16.08.1995г. №854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы», Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которыми органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений Указа за счет собственных средств. При этом устанавливаемый правовой механизм реализации права указанных лиц на пенсионное обеспечение за выслугу лет, включая порядок выплаты назначенных им пенсий, не должен допускать чрезмерного ограничения прав и свобод граждан.

Апеллянт считает, что суд нарушил нормы материального права в части положений о применении обратной силы закона. Поскольку в данном случае нарушаются его пенсионные права, решение Городской Думы не может иметь обратной силы. Кроме того, суд не дал оценки тому обстоятельству, что на истца не распространяется действие Положения о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Город Новочеркасск», утвержденное решением №27 Городской Думы г.Новочеркасска от 25.12.2020г., поскольку он уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию до 01 января 2017 года и имел на момент увольнения стаж муниципальной службы не менее 15 лет.

Суд проигнорировал нормы международного права и не применил закон, подлежащий применению, чем нарушил право истца на доступ к правосудию, поскольку правосудие в отношении истца не было справедливым.

Дело рассмотрено в соответствии со ст.167 ГПК Российской Федерации в отсутствие истца Емельянова С.Н., извещённого о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о чем имеется уведомление (л.д.210), с учетом поступившего 28.10.2021г. в электронном виде в Ростовский областной суд заявления истца о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.125,126).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Администрации г.Новочеркасска Шестакова Д.А., действующая на основании доверенности, Управления труда и социального развития Администрации г.Новочеркасска Винокуров Э.А., действующий на основании доверенности, Городской Думы г.Новочеркасска Батыщева В.В., действующая на основании доверенности, полагали решение суда законным и обоснованным, просили решение суда оставить без изменения.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены решения суда.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что постановлением Администрации г.Новочеркасска от 21.11.1011г. №2187 Емельянову С.Н. назначена муниципальная пенсия за выслугу лет с 25.10.2011г., исходя из общей суммы 47108,68 руб., с учетом назначенного размера пенсии в соответствии с Положением о назначении муниципальной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, утвержденным решением Городской Думы от 23.12.2008г. №513 (л.д. 105).

Из протокола НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН заседания комиссии по вопросам стажа муниципальной службы для назначения муниципальной пенсии за выслугу лет от 08.11.2011г. следует, что Емельянов С.Н. с 21.11.1969г. по 16.11.1971г. проходил службу в Вооруженных Силах СССР; с 18.12.1971г. по 26.03.1993г. проходил службу в органах внутренних дел; с 30.08.2001г. по 08.01.2002г. замещал должность муниципальной службы главного специалиста организационного отдела Администрации г.Новочеркасска; с 09.01.2002г. по 23.04.2002г. замещал должность муниципальной службы начальника юридического отдела Администрации г.Новочеркасска; с 24.04.2002г. по 04.01.2003г. замещал должность муниципальной службы главного специалиста организационного отдела Администрации г.Новочеркасска; с 27.04.2010г. замещал должность муниципальной службы заместителя Главы Администрации г.Новочеркасска; 24.10.2011г. уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, п.3 ст. 77 ТК РФ. Стаж муниципальной службы Емельянова С.Н. составляет 28 лет 4 дня.

Емельянов С.Н. получал пенсию за выслугу лет в ОПО ЦФО ГУ МВД России по Ростовской области, выплата пенсии прекращена с 01.10.2011г. (справка от 20.09.2011г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН). В соответствии со справкой ГУ УПФР от 04.10.2011г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Емельянову С.Н. назначена пенсия по старости в соответствии с п.1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 18.10.2011г. Комиссия решила считать установленным стаж муниципальной службы Емельянову С.Н. 28 лет 4 дня (п1), установить право на муниципальную пенсию за выслугу лет Емельянову С.Н. с 25.10.2011г. (п.2) (л.д.106-107).

Согласно расчету муниципальной пенсии за выслугу лет с 25.10.2011г. оплату производить исходя из суммы пенсии по старости и муниципальной пенсии 47108,68 руб. (л.д.108).

Согласно справке о пенсионере от 22.01.2020г. по УПФР Новочеркасска Емельянов С.Н. за январь 2020г. получил страховую пенсию по старости на общих условиях путем зачисления на счет в сумме 14749,1 руб. (л.д.103).

С 01.10.2020г. сумма пенсии по старости и муниципальной пенсии 75% учитываемого месячного денежного содержания по соответствующей должности муниципальной службы составляла 62190,82 руб. (л.д.100).

Решением №27 Городской Думы города Новочеркасска 7-го созыва (протокол №5 от 25.12.2020г.) утверждено Положение о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Город Новочеркасск», признаны утратившими силу ранее принятые решения Городской Думы об утверждении Положения о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы (л.д.136-137).

Указанным Положением определены условия предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Город Новочеркасск», порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет.

Частью 2 статьи 13 Положения определено, что назначение и выплата муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, приобретшим право на указанную пенсию до 01.01.2021г., осуществляется в порядке и на условиях, установленных Положением, утвержденным Решением Городской Думы города Новочеркасска №27 от 25.12.2020г.

Согласно части 1 статьи 4 Положения муниципальная пенсия за выслугу лет назначается в таком размере, чтобы сумма пенсии с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, к которой назначена муниципальная пенсия за выслугу лет, и муниципальной пенсии за выслугу лет составляла для:

1) лиц, замещавших муниципальные должности от трех до пяти лет, - 55 процентов их среднемесячного денежного содержания, от пяти лет – 75 процентов их среднемесячного денежного содержания, определенного в соответствии со статьей 5 настоящего Положения;

2) лиц, замещавших должности муниципальной службы в размере фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленном частью 1 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях»;

3) лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Город Новочеркасск» свыше пяти лет (включительно) размер муниципальной пенсии составляет 45 процентов их среднемесячного денежного содержания, определенного в соответствии со ст.5 Положения;

4) размер муниципальной пенсии за выслугу лет, установленный в соответствии с пунктом 3 части 1 настоящей статьи, увеличивается на 3 процента среднемесячного денежного содержания за каждый полный год стажа муниципальной службы сверх требуемого Приложением №6 к настоящему Положению стажа муниципальной службы.

Согласно части 3 статьи 4 Положения размер муниципальной пенсии за выслугу лет не может быть меньше размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленного частью 1 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Таким образом, пунктом 2 части 1 статьи 4 Положения установлено, что муниципальная пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы (до трех лет), устанавливается в размере фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленного частью 1 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии с ч.2 ст.13 Положения Комиссией по вопросам стажа муниципальной службы был произведен перерасчет и размер получаемой муниципальной пенсии Емельяновым С.Н. приведен в соответствие со статьей 4 Положения.

Как следует из выписки из протокола заседания комиссии по вопросам стажа муниципальной службы НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 28.01.2021г., Емельянов С.Н. с 21.11.1969г. по 16.11.1971г. проходил службу в Вооруженных Силах СССР из расчета один день службы за 1 день работы (1 год 11 месяцев 26 дней); с 18.12.1971г. по 26.03.1993г. проходил службу в органах внутренних дел (21 год 3 месяца 8 дней); с 30.08.2001г. по 08.01.2002г. замещал должность муниципальной службы главного специалиста организационного отдела Администрации г.Новочеркасска (4 месяца 9 дней); с 09.01.2002г. по 23.04.2002г. замещал должность муниципальной службы начальника юридического отдела Администрации г.Новочеркасска (3 месяца 14 дней); с 24.04.2002г. по 04.01.2003г. замещал должность муниципальной службы главного специалиста организационного отдела Администрации г.Новочеркасска (8 месяцев 11 дней); с 27.04.2010г. замещал должность муниципальной службы заместителя Главы Администрации г.Новочеркасска; 24.10.2011г. уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, п.3 ст. 77 ТК РФ (1 год 5 месяцев 27 дней). Общий стаж работы Емельянова С.Н. в органах местного самоуправления города Новочеркасска составляет 2 года 10 месяцев 4 дня.

Комиссия решила считать установленным стаж муниципальной службы Емельянову С.Н. 28 лет 4 дня (п.1). Произвести перерасчет и назначить муниципальную пенсию за выслугу лет Емельянову С.Н. в размере фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленном частью 1 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Решения Думы от 25.12.2020 №27, начиная с 01.02.2021г. (л.д.40).

04.02.2021 г. администрацией города Новочеркасска Ростовской области в адрес истца направлена копия выписки из протокола заседания комиссии по вопросам стажа муниципальной службы от 28.01.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.19).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ст. 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст.24 Федерального закона 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 86 БК РФ, учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, и исходил из того, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления; поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Принимая во внимание, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, суд первой инстанции исходил из того, что само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих, решение принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных действующим в рассматриваемой сфере правоотношений федеральным и региональным законодательством, с учетом возможности местного бюджета.

Суд пришел к выводу о том, что размер пенсии за выслугу лет истцу определен соответствии с установленным порядком выплаты пенсий муниципальным служащим, исходя из установленного стажа муниципальной службы истца; а перерасчет размера установленной пенсии производился при наступлении обстоятельств, предусмотренных в качестве основания для такого перерасчета.

Поскольку пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, является, по своей сути, доплатой к страховой пенсии, при том, что доказательств уменьшения базовой (страховой) части в материалах дела не представлено, суд первой инстанции обоснованно счел пенсионные права истца ненарушенными.

Судебная коллегия, соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Отклоняя, как несостоятельные, доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального права, судебная коллегия считает, что доводы заявителя основаны на неверном толковании подлежащих применению к спорным правоотношениям норм.

Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Приведенные нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Особенности организации муниципальной службы в Ростовской области урегулированы Законом Ростовской области от 09 октября 2007 года № 786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области». В соответствии со статьей 10 названного областного закона условия предоставления муниципальному служащему права на государственную пенсию за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, которые исполняются указанными органами с учетом положений вышеуказанных законов субъекта РФ в части размера государственной пенсии муниципального служащего.

Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Учитывая, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования страховым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение муниципальных служащих и ухудшающее положение Емельянова С.Н.

Из материалов дела следует, что при перерасчете размера муниципальной пенсии право на получение муниципальной пенсии за выслугу лет Емельяновым С.Н. утрачено не было.

Правоотношения по выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим носят длящийся характер, порядок расчета получаемой пенсии изменен на будущее время после издания правового акта, направленного на обеспечение равенства муниципальных служащих муниципального образования «Город Новочеркасск» независимо от даты назначения им указанной пенсии, в связи с чем доводы заявителя о том, что размер его пенсии по выслуге лет как муниципального служащего не может быть ниже ранее установленного, нельзя признать правильным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства дела, поскольку неправильно рассчитан период службы, судебной коллегией отклоняются как необоснованные.

Переходные положения, предусмотренные частью 1 статьи 13 Положения, утвержденного Решением №27 Городской Думы города Новочеркасска от 25.12.2020г., распространяются на лиц, проходивших муниципальную службу, приобретших право на пенсию за выслугу лет в соответствии с решением Городской Думы от 14.05.2015г. №576 и уволенным со службы до 1 января 2017 года и лиц, продолжающих замещать на 1 января 2017 года должности муниципальной службы и имеющие соответствующий стаж.

Поскольку право у Емельянова С.Н. возникло в 2011 году и муниципальная пенсия за выслугу лет ему была назначена в соответствии с Решением Городской Думы от 23.12.2008г. №513, часть 1 статьи 13 Положения, утвержденного Решением №27 Городской Думы города Новочеркасска от 25.12.2020г., не подлежит применению.

Доводы жалобы о нарушении судом норм материального права в части положений о применении обратной силы закона со ссылкой на п.1 ст. 4 ГК РФ, не основаны на законе и судебной коллегией отклоняются, как несостоятельные.

Как следует из Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом ВС РФ 22.06.2016г.), п.16, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления, которые с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок, условия и размеры выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Суд первой инстанции правильно указал, что отношения сторон по настоящему делу, связанные с правовым положением муниципальных служащих, исходя из положений статьи 2 ГК РФ не регулируются гражданским законодательством. Более того, правоотношения по выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим носят длящийся характер, порядок расчета получаемой истцом пенсии изменен на будущее время после издания органом местного самоуправления правового акта, направленного на обеспечение равенства муниципальных служащих данного муниципального образования независимо от момента назначения им указанной пенсии.

Исходя из того, что финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, проведение муниципальными образованиями перерасчета размеров таких пенсий в случае изменения органами местного самоуправления правил их исчисления не противоречит названным выше положениям федерального и регионального законодательства.

Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания незаконным решения комиссии по вопросам стажа муниципальной службы НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 28.01.2021г.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые бы нуждались в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, и основаны на ином толковании норм материального права, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене решения суда.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой представленным доказательствам, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался Емельянов С.Н. в суде первой инстанции в обоснование своих требований, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им была дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.

Разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 30 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Емельянова Сергея Николаевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.12.2021г.