Дело № 2-229/2018 Председательствующий судья – Артюхова О.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 33-4241/2018
гор. Брянск 11 декабря 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю.В.
судей Кулешовой Е.В., Сокова А.В.
при секретаре Голодухиной А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца администрации Брянского района на решение Брянского районного суда Брянской области от 18 сентября 2018 года по делу иску администрации Брянского района к ФИО1, ФИО2, ФИО3 о взыскании неправомерно использованной социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.В., объяснения представителя истца администрации Брянского района ФИО4, возражения ответчика ФИО1, представителя третьего лица УФК по Брянской области ФИО5, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Брянского района обратилась в суд с настоящим иском, указав, что решением комиссии по реализации программы «Социальное развитие села до 2012 года», подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей» и «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области» на территории Брянского района, на основании обращения семья Ч-ных (ФИО1, ФИО2, ФИО3) включена в списки молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» с 01.02.2008 года.
Впоследствии данной семье было выдано свидетельство серия СВ/2014 №093 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома и предоставлена социальная выплата в размере 946 822 руб. на цели приобретения (строительства) жилья на территории Брянского района.
06.07.2015 года семья Ч-ных заключила договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Цена недвижимости определена в размере 1 000 000 руб., в том числе жилого дома - 800 000 руб., земельного участка - 200 000 руб.
В результате контрольных мероприятий, проведенных контрольно-счетной палатой Брянской области по проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств, выявлено, что средства социальной выплаты, предоставленной семье Ч-ных в сумме 146 822 руб. неправомерно направлены на оплату приобретенного в соответствии с заключенным договором от 06.07.2015 года земельного участка.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, администрация Брянского района просила суд:
взыскать с ФИО1 в доход бюджета Брянского муниципального района денежные средства в размере 48 940,67 руб. неправомерно использованных получателем социальной выплаты на оплату приобретенного земельного участка;
взыскать с ФИО2 в доход бюджета Брянского муниципального района денежные средства в размере 48 940,67 руб. неправомерно использованных получателем социальной выплаты на оплату приобретенного земельного участка;
взыскать в равных долях с ФИО1 и ФИО2, действующих в интересах несовершеннолетнего сына ФИО3 в доход бюджета Брянского муниципального района денежные средства в размере 48 940,67 руб. неправомерно использованных получателем социальной выплаты на оплату приобретенного земельного участка.
Решением Брянского районного суда Брянской области от 18 сентября 2018 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец администрация Брянского района Брянской области просит решение суда отменить, с вынесением нового решения об удовлетворении иска.
Указывает на то, что Порядком предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья определен закрытый перечень целей, на которые может быть использована социальная выплата – это приобретение жилого дома, но не земельного участка. При оформлении заявления о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» областной жилищной программы «Жилище» на 2011-2015 годы ответчики были ознакомлены с условиями участия в соответствующей подпрограмме, в том числе с Порядком. Земельный участок стороны могли приобрести за счет иных средств, но не целевых.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца администрации Брянского района ФИО4, возражения ответчика ФИО1, представителя третьего лица УФК по Брянской области ФИО5, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 30.12.2014 года молодой семье в составе ФИО2, ФИО1, ФИО3 выдано свидетельство серия СВ/2014 №093 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, согласно которому молодой семье Ч-ных, являющейся участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Строительство, архитектура и дорожное хозяйство Брянской области» 2014-2020 годы, предоставляется социальная выплата в размере 946 822 руб. на приобретение (строительство) жилья на территории Брянского района.
06.07.2015 года ФИО6 на основании договора купли-продажи приобретено в общую долевую собственность в равных долях следующее недвижимое имущество: жилой дом, назначение: жилое, 1-этажный, общей площадью 86,6 кв.м.; земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1 496 кв.м., с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>.
Согласно п.4 договора, определена согласованная цена недвижимости в размере 1 000 000 руб., в том числе: жилого дома в размере 800 000 руб. и земельного участка в размере 200 000 руб.
В силу п.5 договора оплата стоимости приобретаемой недвижимости производится следующим образом:
сумма в размере 946 822 руб. безналичным путем за счет средств
федерального бюджета, выделяемых участникам подпрограммы
«Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы
«Строительство, архитектура и дорожное хозяйство Брянской области» (2014-2020 годы) ФИО2, ФИО1, ФИО3 по свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома серия СВ/2014 №09 3, выданному 30.12.2014 года, перечисляются продавцу после подписания договора купли-продажи в Управлении Росреестра по Брянской области, в сроки не позднее 2-х месяцев с даты подачи заявления о распоряжении социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
сумма в размере 53 178 руб. передается продавцу покупателями до
подписания настоящего договора.
Право собственности на земельный участок с расположенным на нем жилым домом зарегистрировано за Ч-ными 23.07.2015 года. Истцом не оспаривалось, что администрацией Брянского района было дано банку распоряжение на перечисление продавцу 946 822 руб. за счет средств федерального бюджета.
По результатам проверки контрольного мероприятия, оформленного актом от 11.07.2017 года, установлено, что в нарушение п. 1 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 05.06.2015 года №271-п, средства социальной выплаты, предоставленной семье Ч-ных в сумме 146,8 тыс. руб. неправомерно направлены на оплату приобретенного в соответствии с заключенным договором от 06.07.2015 года земельного участка.
По результатам указанной проверки администрация Брянского района обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что использование социальной выплаты в данном случае соответствовало назначению денежных средств, не является нарушением установленного порядка распоряжения средствами социальной выплаты, в связи с чем, пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в силу следующего.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Предоставление социальных выплат на приобретение жилья условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая мероприятия по оказанию государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в рамках мероприятий по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, обеспечению жильем молодых семей и обеспечению жильем отдельных категорий граждан на основании решений Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации.
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы предусматривает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат на приобретение или строительство жилья.
В соответствии с разделами V и VI подпрограммы средства на реализацию приведенной подпрограммы, предоставляются из федерального бюджета субъектам РФ для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, также предусматривающей выделение из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов средств на финансирование названной подпрограммы.
Постановлением Правительства Брянской области от 30.12.2013 года №833-п утверждена государственная программа «Строительство, архитектура и дорожное хозяйство Брянской области» (2014-2020 года).
Согласно паспорту программы «Строительство, архитектура и дорожное хозяйство Брянской области» (2014-2020 года) в программу входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» (2014-2020 года).
Постановлением Правительства Брянской области от 11.08.2014 года №371-п утвержден Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" (2014 - 2020 годы) государственной программы "Строительство, архитектура и дорожное хозяйство Брянской области" (2014 - 2020 годы), которым определены условия предоставления молодой семье бюджетных субсидий на улучшение жилищных условий и возникающие при этом взаимоотношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и уполномоченными организациями (уполномоченными банками или организациями, выдающими ипотечные жилищные кредиты или займы и осуществляющие операции по целевому перечислению субсидий).
Согласно п.1 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат, социальные выплаты предоставляемые молодой семье могут быть использованы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
В соответствии с п.32 Порядка при получении свидетельства молодая семья информируется о порядке, условиях получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.
Установлено, что 30.12.2014 года молодой семье в составе ФИО2, ФИО1, ФИО3 выдано свидетельство серия СВ/2014 №093 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в размере 946 822 руб.
При получении указанного свидетельства ответчики были ознакомлены с порядком и условиями получения и использования социальной выплаты, о чем свидетельствует подпись ФИО1, ФИО2 в заявлении на выдачу свидетельства.
Из условий договора купли-продажи следует, что согласованная цена приобретаемой недвижимости составляет 1 000 000 руб., в том числе: жилого дома в размере 800 000 руб. и земельного участка в размере 200 000 руб.
Оплата стоимости приобретаемой недвижимости в размере 946 822 руб. производится безналичным путем за счет средств
федерального бюджета, выделяемых участникам подпрограммы
«Обеспечение жильем молодых семей», сумма в размере 53 178 руб. передается продавцу покупателями до подписания настоящего договора.
Из буквального толкования текста договора следует, что стоимость земельного участка будет оплачена за счет средств федерального бюджета, выделяемых участникам подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Строительство, архитектура и дорожное хозяйство Брянской области» 2014-2020 годы, что запрещено Порядком предоставления молодым семьям социальных выплат, поскольку указанные средства могут быть использованы только на приобретение жилья.
Вместе с тем, предоставление средств областного бюджета Брянской области органам местного самоуправления на субсидирование молодой семьи осуществляется через агентство главного распорядителя средств бюджета. Исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления перечисляет средства областного бюджета на именной счет молодой семьи. Субсидирование молодых семей за счет средств бюджетов муниципальных образований осуществляется в объемах, предусмотренных бюджетными ассигнованиями на соответствующих финансовый год.
Исходя из приведенных правовых норм основанием для получения гражданином субсидии является принимаемое в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления решение о предоставлении субсидии. При этом обязанность проверить соответствие действительности представляемых гражданином сведений, признаваемых условиями для выдачи субсидии, возлагается на указанный орган местного самоуправления.
В силу раздела 4 подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Строительство, архитектура и дорожное хозяйство Брянской области» 2014-2020 годы контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет, в том числе, орган местного самоуправления муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что при обращении в администрацию Брянского района с заявлением о включении в состав участников программы
"Обеспечение жильем молодых семей" ФИО1, ФИО2 были представлены необходимые документы, содержащие сведения о составе семьи, наличии несовершеннолетних детей и о жилищных условиях, в которых проживает семья.
Как пояснила в настоящем судебном заседании представитель администрации Брянского района Брянской области ФИО4, договор купли-продажи жилого дома и земельного участка Ч-ными был представлен в отдел администрации, осуществляющий, в том числе, контроль за целевым использованием денежных средств, после чего дано распоряжение Банку о перечислении необходимой денежной суммы.
Какие-либо данные, подтверждающие несоответствие действительности представленных заявительницей сведений, органом местного самоуправления установлены не были. Не установлены и судом при рассмотрении настоящего дела данные, свидетельствующие о недобросовестности ответчиков и совершении ими противоправных действий, направленных на получение за счет бюджетных средств субсидии, являющейся по своему характеру социальной выплатой, предоставляемой гражданину в качестве меры социальной поддержки.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно подтвержденной в ряде принятых судебных постановлениях, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О).
Возложение на гражданина обязанности возвратить денежные средства, которые были предоставлены ему в установленном нормативными правовыми актами порядке в качестве меры социальной поддержки, при отсутствии данных о недобросовестности с его стороны или счетной ошибки не согласуются с приведенными общепризнанными правовыми принципами.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности отказа в удовлетворении иска судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Брянского районного суда Брянской области от 18 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца администрации Брянского района – без удовлетворения.
Председательствующий Ю.В. Горбачевская
Судьи А.В. Соков
Е.В. Кулешова