ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2301/20 от 12.10.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Костылева А.В.

Дело №33-9146 12 октября 2020 г.

Номер дела в суде первой инстанции 2-2301/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Пьянкова Д.А., судей Стрельцова А.С. и Петуховой Е.В. при секретаре Шумилиной А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 12 октября 2020 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Дзержинского районного суда г.Перми от 10 июля 2020 г., которым постановлено:

«В удовлетворении исковый требований ФИО1 к ООО УК «Комфорт Плюс» о возложении обязанности представить ответ на обращение от 24.03.2019г., направить ФИО1 на адрес электронной почты: копии актов обследования технического состояния дома за 2015, 2016, 2017, 2018гг., копии годовых перечней работ и услуг за 2015, 2016, 2017, 2018гг., взыскании судебной неустойки – отказать.»

Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в Дзержинский районный суд г. Перми с иском к ООО УК «Комфорт Плюс» о возложении обязанности представить ответ на обращение, направить истцу на адрес электронной почты копии актов обследования технического состоянию дома за 2015, 2016, 2017, 2018 годы, копии годовых перечней работ и услуг за 2015, 2016, 2017, 2018 годы, взыскании судебной неустойки в размере 2000 руб. единовременно и 200 руб. за каждый день просрочки исполнения.

В обосновании заявленных исковых требований указаны следующие обстоятельства – ФИО1 является собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: ****. Управление многоквартирным домом осуществляет управляющая компания ООО УК «Комфорт Плюс». 24.03.2019г. электронным обращением ответчику истец направил запрос о предоставлении актов обследования технического состояния многоквартирного дома и годовых перечней работ, услуг за 2015-2018гг. Ответа не последовало. Запрошенная истцом информация на досках объявлений, расположенных в подъездах многоквартирного дома, законом не предусмотрена, и предоставляется собственникам по требованию без ограничения, в том числе без ограничения способа предоставления. Ответчику предписано в срок 10 дней по электронному обращению заявителя направлять на его адрес электронной почты затребованные копии документов, заверенные по просьбе, чем нарушил права истца на получение информации.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда первой инстанции не явились, были извещены.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец просит об отмене постановленного судом решения, удовлетворении иска. Приводит доводы аналогичные содержанию искового заявления. Выражает несогласие с выводом суда о недоказанности получения ответчиком заявления истца с использованием электронной почты по адресу, указанному ответчиком на официальном портале в сети Интернет. Полагает, что поскольку истцом доказано направление сообщения риск его неполучения и доказательства данного обстоятельства должен нести ответчик.

Лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со ст.ст.56, 67 ГПК РФ, ФИО1 является собственником 3-комнатной квартиры, расположенной по адресу: **** на основании договора купли-продажи от 31.12.2010г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.06.2011г. (л.д. 75).

Управление многоквартирным домом по адресу: **** осуществляет ООО УК «Комфорт-Плюс».

Согласно распечатке с официального сайта ООО УК «Комфорт Плюс» адрес электронной почты ответчика - komfortplus_ruk@mail.ru. (л.д. 26).

В материалы дела представлено обращение ФИО1, адресованное ООО УК «Комфорт Плюс» от 24.03.2019г., согласно которому истец просит предоставить акты обследования технического состояния многоквартирного дома 2015-2018гг.; годовые перечни работ, услуг 2015-2018гг.; акты осмотра общего имущества дома за 2015-2018гг. о техническом состоянии коллективных (общедомовых) приборов учета и сведения о проведении из ремонта, замены, поверки; акты осмотра, проверки период 2015-2018гг. состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического и санитарно-технического и иного оборудования; акты о приемке результатов работ периода 2015-2018гг., сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; акты проверок периода 2015-2018гг. готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду; акты осмотров периода 2015-2018гг., прилагаемых к журналам, паспортам; паспорта готовности дома периода 2015-2018гг. к эксплуатации в зимних условиях; акты испытания 2015-2018гг. оборудования котельных, тепловых сетей и тепловых пунктов; акты осмотра периода 2015-2018гг. содержания помещений и придомовой территории, акты устранения выявленных недостатков 2015-2018гг.; акты осмотра и проведения планово-предупредительного ремонта периода 2015-2018гг.; акты испытания периода 2015-2018гг. на прочность и плотность оборудования систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и центрального кондиционирования; акты периода 2015-2018гг. ремонта и замены нагревательных приборов, трубопроводов, запорно-регулирующей арматуры, воздуховыпусные устройств и другого оборудования; акты периода 2015-2018гг. детального осмотра разводящих трубопроводов; акты периода 2015-2018гг. проверки исправности запорно-регулирующей арматуры; акты периода 2015-2018гг. снятия задвижек для внутреннего осмотра и ремонта; акты периода 2015-2018гг. проверки плотности закрытия и смены сальниковых уплотнителей регулировочных кранов на нагревательных приборах; акты проверки периода 2015-2018гг. исправности трубопроводов и арматур систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях; акта ремонта систем горячего водоснабжения; акты периодических проверок периода 2015-2018гг. дымоходов и вентиляционных каналов; акты осмотра и проведения периода 2015-2018гг. пылеуборки и дезинфекции чердачных помещений; акты осмотра периода 2015-2018гг. работ, планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации; акты об оказании услуг и выполнения работ периода 2015-2018гг.; сведения из паспорта 2015-2018гг. и готовности дома к эксплуатации в зимних условиях; журнал регистрации осмотров жилого дома за 2015-2018гг.; акты 2015-2018гг. о профилактической прочистке сети ливневой канализации; акты периода 2015-2018гг. проведения в теплых чердаках уборки помещений от мусора; акты осмотра периода 2015-2018гг. о чистке кровли от мусора и грязи (л.д. 11-13).

Согласно снимку экрана электронного почтового ящика (скриншот), в качестве получателя письма, содержащего запрос актов периода 2015-2018гг. по исполнению услуг, работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, указан адрес электронной почты: komfortplus_ruk@mail.ru; Ирина Семеновна, в качестве отправителя указан адрес электронной почты – **, дата создания 24.03.2019г. в 20:31ч. (л.д. 7).

В ходе судебного заседания на предоставленном представителем истца ноутбуке осуществлен осмотр содержимого почтового ящика электронной почты **. При осмотре электронного почтового ящика ** зафиксирован факт наличия по состоянию на 24.03.2019г. электронного сообщения с содержанием запроса актов периода 2015-2018гг. по исполнению услуг, работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, указанное сообщение идентично обращению от 24.03.2019г., представленному в материалы дела. В качестве получателей указаны адреса электронной почты: komfortplus_ruk@mail.ru; Ирина Семеновна. Принадлежность данного сообщения, находящегося в почтовом ящике **, какому-либо лицу установить не представляется возможным.

В качестве доказательств отправки электронного запроса истца от 24.03.2019г. с электронной почты ** на электронную почту komfortplus_ruk@mail.ru представителем истца на обозрение суду представлено содержание своего электронного почтового ящика (Ирина Семеновна), при осмотре которого зафиксирован факт наличия электронного сообщения, направленного с электронного ящика ** 24.03.2019г. в 20:31ч. с содержанием запроса актов периода 2015-2018гг. по исполнению услуг, работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

В качестве возражений относительно заявленных исковых требований ответчиком в материалы дела представлен журнал входящих, исходящих документов ООО УК «Комфорт Плюс» за период с 26.02.2019г. по 02.12.2019г., согласно которому входящей корреспонденции от 24.03.2019г. от ФИО1 не зарегистрировано.

Установив данные обстоятельства в соответствие с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями ст.ст.8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п.5, 6, 27, 24, 35, 36 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. №416, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того обстоятельства, что ответ на обращение истца в письменной форме был дан ответчиком в установленном законом порядке. Факт же получения ответчиком электронного письма от 24.03.2019 о предоставлении актов обследования технического состояния многоквартирного дома и годовых перечней работ, услуг за 2015-2018гг., суд признал недоказанным ввиду того, что для признания электронного сообщения относимым, допустимым и достоверным доказательством необходимо зафиксировать факт направления, факт получения и содержание сообщения, что из материалов дела достоверно не установлено.

Кроме того, судом указано на то, что что действующее законодательство не предусматривает право требовать от управляющей компании любых интересующих заинтересованных лиц сведений о своей деятельности.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.

Судебная коллегия отмечает, что предел обязательств управляющей организации установлен правовыми положениями ст. 161, 165 ЖК РФ; Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. на основании Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491; Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. на основании Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416; Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. на основании Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; а также Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".

Так, в силу части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства утверждена Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 (в ред. от 16.10.2017) "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2016 N 42350).

Указанным Приказом утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, согласно подразделов 3 и 4 раздела 10 которого в состав информации, подлежащей размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, включаются, в том числе, сведения о перечне предоставляемых услуг, выполняемых и выполненных работах по управлению многоквартирным домом.

Таким образом, действующим в настоящее время законодательством на ответчика, являющегося управляющей компанией дома, возложено обязательство по предоставлению потребителю информации о перечнях, объемах, качестве, датах выполнения, стоимости оказанных работ и услуг, носящей общий справочный и информационный характер, в том числе сведений о выполненных работах в форме размещения в государственной информационной системе ЖКХ.

Вместе с тем, истцом не представлено доказательств отсутствия запрашиваемой информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо несоответствия информации фактическим обстоятельствам дела.

Судебная коллегия также отмечает, что по запросам граждан управляющая организация обязана предоставлять определенную информацию о выполненных работах и оказанных (предоставленных) услугах, о ценах (тарифах) и размерах платы за такие работы и услуги, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и внеочередных собраниях собственников помещений, а также иную предусмотренную информацию в срок от одного до десяти рабочих дней (ч. 2 ст. 165 ЖК РФ; п. п. 34, 36 Правил N 416).

К указанной информации относятся информация об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах. (ч.2 ст.165 ЖК РФ).

Исходя из положений п.п.31-34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.03.2018 N 331 (в ред. от 13.09.2018), по запросу граждан предоставляется следующая информация: наименование (фирменное наименование) управляющей организации; адрес местонахождения управляющей организации; контактные телефоны управляющей организации, адрес электронной почты; режим работы управляющей организации; адрес официального сайта управляющей организации (при наличии) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет"; контактные телефоны управляющей организации, представительства управляющей организации, аварийно-диспетчерской службы и аварийных служб ресурсоснабжающих организаций; уведомления о предстоящих работах, проверках оборудования, восстановительных работах, иных мероприятиях, которые могут повлечь неудобство для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме либо потребовать присутствия таких собственников и пользователей или их представителей в помещении в многоквартирном доме в определенное время, с указанием времени проведения таких мероприятий; уведомления об изменении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги; пошаговая инструкция о порядке установки индивидуального прибора учета; информация о сроках внесения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения такой платы, об обязательных и (или) рекомендуемых сроках передачи показаний приборов учета исполнителю коммунальных услуг в соответствии с порядком и условиями приема таких показаний, которые установлены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; информация об органе государственного жилищного надзора (функции, наименование, адрес, контактный телефон, фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя); сведения о размерах цен (тарифов), подлежащих применению при определении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, и о реквизитах нормативных правовых актов, решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (при их наличии), которыми они установлены; сведения о нормативах потребления коммунальных услуг и нормативах потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) - сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений; информационная памятка о правилах безопасного использования газа в быту, информация об обязанности потребителя заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования; информационная памятка, содержащая сведения о составе ежемесячной платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, контактные телефоны лиц, ответственных за начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги; образцы заполнения заявок, жалоб и иных обращений граждан и организаций; перечень предлагаемых управляющей организацией работ и услуг; сведения о местах накопления отходов, сбора (в том числе раздельного сбора) отходов I - IV классов опасности; информация о правилах обращения с отходами I - IV классов опасности, порядке осуществления раздельного сбора отходов; информационная памятка о правилах безопасного использования ртутьсодержащих ламп и приборов.

В свою очередь запрошенные истцом, документы, оформленные при выполнении работ по текущему ремонту многоквартирного дома (акты обследования состояния дома), годовые перечни работ, в которых зафиксирована информация о выполнении названных работ, не отнесены законодателем к информации и документам, подлежащим передаче по запросу потребителя в соответствии с вышеуказанными положениями ст.165 ЖК РФ, Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.

Положениями ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации гарантируется защита жилищных прав, при этом защита жилищных прав может осуществляться, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, и данный способ защиты подлежит применению только в случае, когда имеет место реальное нарушение законных прав и интересов лица, требующего их защиты.

Из положений ст. 46 Конституции Российской Федерации и требований ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

Указанное предполагает наличие конкретной обязанности, установленной законом, неисполнение которой приводит к нарушению права потребителя и необходимость ее восстановления судом.

В данном случае обязанность по предоставлению по запросу потребителя в сфере жилищно-коммунальных услуг указанных истцом документов на управляющую организацию прямо не возложена, право потребителя на предоставление ему этой документации также не установлено.

При изложенных обстоятельствах не имеется оснований полагать, что право заявителя на предоставление указанной информации было нарушено ответчиком, поскольку такое право у истца и корреспондирующая ему обязанность ответчика отсутствует.

С учетом указанных обстоятельств не имеют правового значения для разрешения спора доводы истца о доставке ответчику заявления о предоставлении информации с использованием электронной почты.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.

Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дзержинского районного суда г.Перми от 10 июля 2020 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: