Судья - Делидова П.О.
Дело № 33-8108/2021
( № 2-2303/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Рубан О.Н.,
судей Владыкиной О.В., Кляусовой И.В.,
при секретаре Козловой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 11 августа 2021 года дело по апелляционной жалобе администрации города Перми на решение Ленинского районного суда города Перми от 25.05.2021, которым постановлено:
«возложить на администрацию города Перми обязанность предоставить ФИО1, ** года рождения, на территории муниципального образования города Пермь по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (при этом жилая площадь помещения не менее 14 квадратных метров) за счет субвенций, передаваемых в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.».
Заслушав доклад судьи Кляусовой И.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений. В обоснование исковых требований указывает, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Б1. решением Карагайского районного суда Пермского края от 08.07.2010 года лишена родительских прав, сведения об отце в запись акта о рождении внесены на основании заявления матери. Распоряжением начальника управления жилищных отношении администрации города Перми от 19.02.2021 года за № 318 истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории города Перми. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
Судом постановлено приведенное выше решение об удовлетворении иска.
Не согласившись с решением, администрация города Перми обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Ссылается на то, что финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций. На сегодняшний момент субвенции на исполнение указанных полномочий не переданы, ввиду чего обеспечить жилым помещением истца не представляется возможным. Правовые основания для возложения обязанности на администрацию города предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда истцу, отсутствуют.
Представитель истца в судебном заседании просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика- без удовлетворения.
Истец в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Ответчик администрация города Перми о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, от ответчика администрации города Перми поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Третье лицо – Управление жилищных отношений администрации города Перми о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направили, от Управления жилищных отношений администрации города Перми поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
На основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).
Согласно ч.1 ст.3 Закона Пермского края от 10.05.2017 г. № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 г. № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:
1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон №1939-419) в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 кв.м. общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 кв.м.; жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа).
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1, ** года рождения, на дату обращения в суд с настоящим иском – 20.04.2021 года достиг 18-летнего возраста, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать – Б1. на основании решения Карагайского районного суда Пермского края от 08.07.2010 года лишена родительских прав (л.д. 9-11), согласно справке о рождении № ** сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д. 7), в связи с чем на основании приказа Межрайонного Территориального управления №2 Министерства социального развития Пермского края от 23.03.2010 года над несовершеннолетним установлена опека, опекуном назначена Т., определено место жительства несовершеннолетнего совместно с опекуном по адресу: **** (л.д. 12).
Согласно распоряжению № 318 от 19.02.2021 года Управления жилищных отношений администрации города Перми ФИО1 включен с 06.05.2020 года в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Перми (л.д. 14).
ФИО1 был зарегистрирован в период с 18.01.2017 года по 16.01.2021 года по адресу: ****, и временно зарегистрирован с 19.12.2020 года до 17.06.2021 года по адресу: **** (л.д. 30, 49).
Из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество следует, что на жилое здание, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. ****, зарегистрировано право собственности Р. (л.д. 41 оборот), на часть жилого дома, состоящего из квартиры, расположенного по адресу: **** (л.д. 40-41), зарегистрировано право собственности Т. и Я. (по 1/2 доли у каждого).
Согласно отзыву администрации города Перми на исковое заявление на сегодняшний день порядковый номер ФИО1 в списке - ** (л.д. 35).
Жилых помещений на праве собственности ФИО1 не имеет, что подтверждается сведениями, предоставленными ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю, ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» (л.д. 32-33), доказательств обратного ответчиком не представлено (ст. 56 ГПК РФ), в судебном заседании не исследовалось.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела ФИО1 жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не обеспечен, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд первой инстанции верно руководствовался вышеназванными положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 г. № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
Поскольку в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, требования истца о возложении на администрацию города Перми обязанности по предоставлению жилого помещения, являются законными и обоснованными.
При этом, данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28 и жилой площадью не менее 14 квадратных метров, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Истец, относящийся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при её наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.
Ссылка администрации города Перми на то, что денежные средства, выделяемые муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории, (субвенции) не переданы, не влечет необходимость отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения.
Необходимость выполнения ответчиком обязанности по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной льготной категории должна быть исполнена вне зависимости от получения ответчиком денежных средств, выделяемых для приобретения жилых помещений.
Решение суда первой инстанции подлежит исполнению за счет субвенций бюджету муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
При этом в решении суда имеется специальное указание на то, что жилое помещение для истца должно быть приобретено не за счет средств местного бюджета, но за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет иных средств, имеющих целевое назначение.
Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда города Перми от 25 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Перми – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: