Председательствующий по делу Дело №33-2408/2021
Судья Аксёнова Е.С.
(дело в суде первой инстанции №2-2307/2021,
УИД 75RS0001-02-2021-002164-51)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Алекминской Е.А.
судей Трифонова В.А., Процкой Т.В.
при секретаре Воложанине С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 20 июля 2021 года гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чите Забайкальского края (межрайонному) о признании незаконным уведомления об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала
по апелляционной жалобе начальника УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) ФИО2
на решение Центрального районного суда г. Читы от 13 мая 2021 года, которым постановлено:
исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) удовлетворить.
Признать незаконным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чита Забайкальского края (межрайонное) № от 11.01.2021 года об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чита Забайкальского края (межрайонное) направить средства материнского капитала по государственному сертификату серии <данные изъяты>№, выданному на имя ФИО1, в размере 118500 руб., на оплату образовательных услуг по договору возмездного оказания услуг с законным представителем несовершеннолетнего ребенка (с условием расчета материнским (семейным) капиталом) № от 23 июля 2020 г на получение дошкольного образования несовершеннолетней (ФИО 1)<Дата> г.р в «<данные изъяты>» ИП ФИО3
Заслушав доклад судьи Процкой Т.В., судебная коллегия
установила:
Обращаясь в суд, ФИО1 ссылалась на то, что обратилась в УПФР (ГУ) в г. Чите (межрайонное) с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала с целью расчета за присмотр и уход за ребенком с частным детским садом, открытым ИП ФИО3, которая имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности. Решением УПФР (ГУ) в г. Чите (межрайонного) от 11 января 2021 года № в удовлетворении заявления отказано по мотиву того, что перечисление средств материнского (семейного) капитала на счета индивидуальных предпринимателей не предусмотрено. Данный отказ нарушает право истца на использование мер государственной поддержки и требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Просила признать незаконным уведомление об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала № от 11 января 2021 года на имя истца и восстановить нарушенное право путем перечисления средств материнского капитала по заявлению № от 4 декабря 2020 года в размере 118500 рублей (л.д. 6).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 39-41).
В апелляционной жалобе начальник УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) ФИО2 выражает несогласие с решением суда. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не предусматривает возможность направления средств материнского (семейного) капитала на оплату образовательных услуг и иных расходов, связанных с получением образования, по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями. Ссылаясь на часть 3 статьи 7, части 1, 3, 4 статьи 11 Федерального закона №256-ФЗ, пункты 8.1-8.3 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года №926, статью 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьи 23, 48 ГК РФ, судебную практику и то, что не принят законопроект о предоставлении возможности семьям использовать материнский капитал на оплату услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, предоставляемых индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности ввиду нехватки мест в государственных и муниципальных образовательных организациях дошкольного образования, указывает, что образовательной организацией может быть лишь некоммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, ИП ФИО3, детский развивающий клуб «<данные изъяты>» не является юридическим лицом и, соответственно, образовательной организацией. Решением суда на ответчика возложена обязанность по направлению средств материнского (семейного) капитала на плату стоимости услуг по содержанию ребенка (ФИО 1), тогда как предметом договора с ИП ФИО3 является предоставление образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу за ребенком. Просит решение районного суда отменить (л.д. 43-45).
В суд апелляционной инстанции представитель ответчика УПФР в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) ФИО4, третье лицо ФИО3 не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель УПФР в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) ФИО4 просила дело рассмотреть в её отсутствие. На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Проверив материалы дела, заслушав истца ФИО1, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что согласно свидетельству о рождении <данные изъяты>№ от 22 декабря 2015 года ФИО1, (ФИО 2) являются родителями (ФИО 1), <Дата> года рождения (л.д. 15).
6 сентября 2019 года индивидуальный предприниматель ФИО3, действующая на основании свидетельства о государственной регистрации (ОГРНИП №) и лицензии на осуществление образовательной деятельности серия <данные изъяты>№№ от 6 июня 2018 года с приложением № (серия <данные изъяты>№), выданной министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, (исполнитель) и ФИО1 (заказчик) заключили договор возмездного оказания услуг, по условиям которого исполнитель обязуется по заданию заказчика предоставить услуги по присмотру и уходу за ребенком заказчика (ФИО 1), дата рождения <Дата>, с 15 ноября 2019 года по 31 октября 2020 года (п.п. 1.1, 1.2).
Цена договора составляет 127550 рублей, в том числе по месяцам: 6000 рублей за ноябрь 2019 года, с декабря 2019 года по октябрь 2020 года по 11050 рублей в месяц (п. 3.1).
Оплата услуг производится за счет средств материнского (семейного) капитала, которые могут быть направлены на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования. В соответствии с п. 20 ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность (п. 3.2).
Оплата производится единым платежом не позднее 3-х месяцев с даты заключения договора, на основании заявления о распоряжении средствами, поданного заказчиком в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, путем безналичного перечисления средств территориальными органами Пенсионного фонда РФ на расчетный счет исполнителя. Право на материнский (семейный) капитал подтверждается государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал серия <данные изъяты>№, выданный государственным учреждением – управлением Пенсионного фонда России в г. Чите Забайкальского края на (ФИО 1) (п. 3.3).
В случае досрочного расторжения договора денежные средства, подлежащие возврату, перечисляются на счет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года №926 (п. 3.5) (л.д. 8-9).
Согласно справке о состоянии финансовой части лицевого счета лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, от 4 декабря 2020 года, сертификат <данные изъяты>№ от 22 марта 2016 года, ФИО1, объем средств МСК на 1 января текущего года с учетом индексации 360938,78 рублей. Перечислено в соответствии с заявлениями о распоряжении 30 июня 2020 года сумма 127550 рублей. Остаток средств МСК на счете 233388,78 рублей (л.д. 35).
23 июня 2020 года индивидуальный предприниматель ФИО3, действующая на основании свидетельства о государственной регистрации (ОГРНИП №) и лицензии на осуществление образовательной деятельности серия <данные изъяты>№№ от 6 июня 2018 года с приложением № (серия <данные изъяты>№), выданной министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, (исполнитель) и ФИО1 (заказчик) заключили договор возмездного оказания услуг, по условиям которого исполнитель обязуется по заданию заказчика предоставить услуги по присмотру и уходу за ребенком заказчика (ФИО 1), дата рождения <Дата>, с 1 декабря 2020 года по 30 ноября 2021 года (п.п. 1.1, 1.2).
Цена договора составляет 118500 рублей, в том числе по месяцам: 9875 рублей в месяц (п. 3.1).
Оплата услуг производится за счет средств материнского (семейного) капитала, которые могут быть направлены на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования. В соответствии с п. 20 ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность (п. 3.2).
Оплата производится единым платежом не позднее 3-х месяцев с даты заключения договора, на основании заявления о распоряжении средствами, поданного заказчиком в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, путем безналичного перечисления средств территориальными органами Пенсионного фонда РФ на расчетный счет исполнителя. Право на материнский (семейный) капитал подтверждается государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал серия <данные изъяты>№, выданный государственным учреждением – управлением Пенсионного фонда России в г. Чите Забайкальского края на (ФИО 1) (п. 3.3).
В случае досрочного расторжения договора денежные средства, подлежащие возврату, перечисляются на счет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № (п. 3.5) (л.д. 32-33).
4 декабря 2020 года ФИО1 обратилась в УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) с заявлением № о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, серия и номер сертификата <данные изъяты>№, в котором просила направить часть средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных, связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов: на оплату присмотра и ухода за ребенком образовательной организации в размере 118500 рублей. К заявлению прилагается договор возмездного оказания услуг с законным представителем несовершеннолетнего ребенка, паспорт (л.д. 29-33).
Как следует из решения, уведомления об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от 11 января 2021 года № ГУ УПФР в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) приняло решение № об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 на распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) на оплату присмотра и ухода за ребенком в образовательной организации в сумме 118500 рублей в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ, нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении (согласно ст. 11 Закона №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года средства М(С)К направляются на получение образования ребенком в образовательной организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание образовательных услуг. Нормами Закона №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года и Правил №926 от 24 декабря 2007 года перечисление средств М(С)К на счета индивидуальных предпринимателей не предусмотрено) (л.д. 7, 28, оборотная сторона л.д. 35).
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края выдало лицензию № от 17 ноября 2020 года серия <данные изъяты>№ на осуществление образовательной деятельности ИП ФИО3, ОГРНИП №, детский развивающий клуб «<данные изъяты>», на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящей лицензии. Лицензия предоставлена бессрочно. Лицензия предоставлена на основании приказа министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 17 ноября 2020 года №. Лицензия имеет приложение (приложения), являющееся ее неотъемлемой частью.
Согласно приложению к лицензии на осуществление образовательной деятельности от 17 ноября 2020 года №, указано общее образование, уровень образования – дошкольное образование (л.д. 10-12).
Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что индивидуальный предприниматель ФИО3 имеет необходимые для осуществления образовательной деятельности разрешительные документы, решение УПФР в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) № от 11 января 2021 года незаконное, в связи с чем на ответчика возложена обязанность направить средства материнского капитала по государственному сертификату серии <данные изъяты>№, выданному на имя ФИО1, в размере 118500 руб., на оплату образовательных услуг по договору возмездного оказания услуг с законным представителем несовершеннолетнего ребенка (с условием расчета материнским (семейным) капиталом) на получение дошкольного образования несовершеннолетней (ФИО 1) в «<данные изъяты>» ИП ФИО3
Судебная коллегия соглашается с суждениями районного суда о наличии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах и представленных в материалы дела доказательствах, оценка которым дана в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, выводы суда в полной мере согласуются с материальным законом.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что, Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не предусматривает возможность направления средств материнского (семейного) капитала на оплату образовательных услуг и иных расходов, связанных с получением образования, по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями; ссылки на пункт 3 статьи 7, части 1, 3, 4 статьи 11 Федерального закона №256-ФЗ, пункты 8.1-8.3 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года №926, статью 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьи 23, 48 ГК РФ, судебную практику и то, что не принят законопроект о предоставлении возможности семьям использовать материнский капитал на оплату услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, предоставляемых индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности ввиду нехватки мест в государственных и муниципальных образовательных организациях дошкольного образования, с указанием, что образовательной организацией может быть лишь некоммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, ИП ФИО3, детский развивающий клуб «<данные изъяты>» не является юридическим лицом и, соответственно, образовательной организацией, не могут быть приняты.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на получение образования ребенком (детьми).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 8 Федерального закона №256-ФЗ в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 11 Федерального закона №256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг.
Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг; на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования как родным ребенком (детьми), так и усыновленным (усыновленными), в том числе первым, вторым, третьим ребенком и (или) последующими детьми. Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.
Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года №926, средства могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг; на оплату иных связанных с получением образования расходов, предусмотренных пунктами 6 и 8(1) настоящих Правил.
Согласно пункту 8(1) Правил №926 средства могут быть направлены на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
При направлении средств на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, к заявлению о распоряжении средствами прилагается договор между организацией и лицом, получившим сертификат, включающий в себя обязательства организации по содержанию ребенка (детей) и (или) присмотру и уходу за ребенком (детьми) в организации и расчет размера платы за содержание ребенка (детей) и (или) присмотр и уход за ребенком (детьми) в организации (пункт 8(2) Правил №926).
В силу пункта 8(3) Правил №926 средства направляются на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с договором между организацией и лицом, получившим сертификат, включающим в себя обязательства организации по содержанию ребенка (детей) и (или) присмотру и уходу за ребенком (детьми) в организации и расчет размера платы за содержание ребенка (детей) и (или) присмотр и уход за ребенком (детьми) в организации, путем безналичного перечисления на счета (лицевые счета) данной организации, указанные в договоре между организацией и лицом, получившим сертификат.
Статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определяющей основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, предусмотрено:
18) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
19) организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
34) присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Частями 2-4 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование.
Образовательные программы определяют содержание образования (часть 1 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ).
К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (пункт 1 части 3 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ).
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (часть 6 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями. На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников (часть 1 статьи 32 Федерального закона № 273-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения (часть 3).
При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляются сведения о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности (часть 5).
В силу статьи 90 Федерального закона № 273-ФЗ государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований. Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя лицензирование образовательной деятельности; государственную аккредитацию образовательной деятельности; государственный контроль (надзор) в сфере образования.
В силу частей 1, 2 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Согласно части 1 статьи 92 Федерального закона № 273-ФЗ государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.
По смыслу приведенных норм в совокупности, к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, реализующим программу дошкольного образования, относятся также индивидуальные предприниматели, данная образовательная деятельность подлежит лицензированию, в отношении нее не проводится государственная аккредитация, и средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования ребенком в таких организациях.
Учитывая, что индивидуальный предприниматель ФИО3 имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, оказывает образовательные услуги по реализации программы дошкольного образования, средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования ребенком истца у данного индивидуального предпринимателя.
При этом следует учитывать, что дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе, и возможность получения государственной поддержки в форме материнского (семейного) капитала), предусмотрены законодателем в целях создания условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, в частности, реализацию дополнительных возможностей для детей в сфере образования.
Право на получение ребенком за счет средств материнского (семейного) капитала образования в любой организации и у любого индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации, имеющих право на оказание соответствующих образовательных услуг, не подлежит умалению путем ограничительного толкования закона, в противном случае произойдет отрыв от общего принципа его реализации, вытекающего из толкования правовых норм в их совокупности.
Аргумент апелляционной жалобы о том, что решением суда на ответчика возложена обязанность по направлению средств материнского (семейного) капитала на плату стоимости услуг по содержанию ребенка (ФИО 1), тогда как предметом договора с ИП ФИО3 является предоставление образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу за ребенком, не может быть принят.
В соответствии с условиями заключенного ИП ФИО3 и ФИО1 договора возмездного оказания услуг от 23 июля 2020 года исполнитель обязуется по заданию заказчика предоставить услуги по присмотру и уходу за ребенком заказчика (ФИО 1), дата рождения <Дата>, с 1 декабря 2020 года по 30 ноября 2021 года (пункт 1.1 договора). Оплата услуг производится за счет средств материнского (семейного) капитала, которые могут быть направлены на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования. (пункт 3.2 договора).
При этом, в соответствии с лицензией № от 17 ноября 2020 года ИП ФИО3, детский развивающий клуб «<данные изъяты>» имеет право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ, а именно по дошкольному образованию (л.д.10-12, 32-33).
Следовательно, оснований полагать, что средства материнского капитала направлены в том числе, не на образовательные услуги не имеется.
При таких условиях решение районного суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 13 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.А.Алекминская
Судьи: Т.В.Процкая
В.А.Трифонов
мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 22 июля 2021 года