ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-230/2021 от 11.01.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 января 2022 г. по делу № 33-113/2022

Судья Бердников Н.С. Дело № 2-230/2021

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи Дубровиной И.Л,

судей Костицыной О.М., Маркина В.А.,

при секретаре Страбыкине Д.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское делопо иску прокурора Нолинского района Кировской области в интересах Российской Федерации и муниципального образования Нолинский муниципальный район Кировской области к обществу с ограниченной ответственностью «Эко-Трейд» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,

по апелляционному представлению помощника прокурора Нолинского района Кировской области Ширяева В.А. на решение Нолинского районного суда Кировской области от 14 октября 2021 г., которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований прокурора Нолинского района Кировской области в интересах Российской Федерации, муниципального образования Нолинский муниципальный район Кировской области к обществу с ограниченной ответственностью «Эко-Трейд» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду - отказать.

Заслушав доклад судьи областного суда Маркина В.А., пояснения старшего прокурора отдела облпрокуратуры Новиковой И.В., поддержавшей требования и доводы представления, представителя ООО «Эко-Трейд» по доверенности Князева Н.В., возражавшего против его удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда

УСТАНОВИЛА:

прокурор Нолинского района Кировской области, действуя в интересах Российской Федерации и муниципального образования Нолинский муниципальный район Кировской области, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью ООО «Эко-Трейд» (по тексту также – ООО «Эко-Трейд», Общество) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду (по тексту также – НВОС). В обоснование требований указал, что прокуратурой района в ходе анализа информации и отчетных данных, имеющихся в Западно-Уральском межрегиональном управлении Росприроднадзора, были установлены допущенные со стороны ответчика нарушения законодательства при расчете и внесении платы за НВОС от размещения твердых коммунальных отходов (по тексту также – ТКО). Для осуществления своей деятельности Общество использует полигон ТКО, расположенный на земельном участке с кадастровым номером: на <адрес>. В силу статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» Общество обязано вносить плату за НВОС, поскольку занимается размещением отходов на указанном полигоне ТКО. При проверке полноты и правильности заполнения Обществом декларации о плате за НВОС, полноты и своевременности внесения им платы выявлено, что указанная в декларации информация о количестве принятых на указанный полигон ТКО не соответствует информации, представленной региональным оператором - АО «Куприт», согласно данным которого плата за НВОС за 2019 год должна была составлять 882 186,90 руб., однако ответчиком внесена на сумму 58 576,26 руб. В целях устранения данного нарушения 18 декабря 2020 г. в адрес директора ООО «Эко-Трейд» прокурором района внесено представление. Вместе с тем, по результатам его рассмотрения мер к устранению нарушения не принято. С учетом уточнения требований просил взыскать с ООО «Эко-Трейд» плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в размере 823 610 руб. в пользу Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора (л.д. 154 том 2).

Решением Нолинского районного суда Кировской области от 14 октября 2021 г. в удовлетворении требований отказано.

В апелляционном представлении помощник прокурора Нолинского района Кировской области Ширяев В.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора района. Полагает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Так суд, придя к выводу о том, что плата за НВОС за 2019 год внесена Обществом в полном объеме, не учел, что акты приема выполненных работ были приняты региональным оператором - АО «Куприт» с возражениями на меньший объем и сумму, со ссылкой на то, что Общество не представило материалы, подтверждающие определение массы ТКО с использованием средств измерения. В связи с этим коммерческий учет ТКО, размещенных на данном полигоне в 2019 году, производился исходя из уменьшенной вдвое установленной вместимости кузова транспортных средств (ТС), перевозящих отходы, с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов в соответствии с технической документацией на ТС. Указанные акты подписаны представителем ответчика и не оспорены им. Это доказывает то, что ответчик согласился с такими расчетами. Полагает несостоятельным вывод суда о том, что оснований для осуществления коммерческого учета в таком порядке не имелось, поскольку на полигоне ТКО имелось надлежащее весовое оборудование. Суд не учел, что акт допуска средств измерения к эксплуатации в 2019 году был подписан представителем АО «Куприт» с особым мнением, согласно которому весы не могли быть допущены к эксплуатации для коммерческого учета. Полагает, суд не принял во внимание, что на протяжении всего 2019 года взвешивание на полигоне ТКО не производилось, что подтверждается проверкой прокуроры района совместно с представителем Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 30 декабря 2019 г., в ходе которой выявлено, что средством измерения полигон не оборудован, измерение массы ТКО не осуществляется, средство измерения к эксплуатации не допущено, в журнале фиксируется лишь дата приема, транспортное средство, а также кем осуществлена доставка ТКО. При этом ответчиком в материалы дела были представлены первичные документы, подтверждающие, что велся учет также и массы ТКО, только за один квартал 2019 года. За весь год документы не представлены. Также в 2019 году производился осмотр территории полигона ТКО представителем Центра гигиены и эпидемиологии, согласно экспертному заключению которого учет принимаемых отходов ведется по объему в неуплотненном состоянии, масса доставленных отходов определяется по грузоподъемности и объему кузова ТС. Главным специалистом отдела министерства охраны окружающей среды и экологии Кировской области по Уржумскому району Самарцевым Е.А. в 2019 году по поручению Правительства Кировской области также производился осмотр территории полигона. Согласно справке Самарцева Е.А. от 5 февраля 2019 г., весовое оборудование имеется, но оно отключено от электросети и взвешивание не производится.

В письменном отзыве директор ООО «Эко-Трейд» Козлов А.В. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить апелляционное представление без удовлетворения. Ссылается на то, что весовое оборудование на полигоне использовалось Обществом весь 2019 год, основания для непринятия его в эксплуатацию, предусмотренные постановлением Правительства РФ № 505 от 3 июня 2016 г., отсутствовали. В указанный период весовое оборудование было исправно, из строя не выходило, жалоб и заявлений от регионального оператора не поступало. Поэтому оснований, предусмотренных указанным постановлением Правительства РФ, для осуществления коммерческого учета массы ТКО предлагаемым в апелляционном представлении способом не имелось.

Лица, участвующие в деле (за исключением представителя прокурора и ответчика), в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения были извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ, плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Аналогичные положения содержаться в статье 23 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Согласно статье 16.2 Федерального закона № 7-ФЗ, в редакции действовавшей в спорный период 2019 года, платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база) (пункт 1). Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления, на основе данных производственного экологического контроля (пункты 2 и 3). При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение (пункт 4). Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 5).

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 13 статьи 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 16.5 Федерального закона № 7-ФЗ, контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16.5 Федерального закона № 7-ФЗ).

Во исполнение постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Правила исчисления и взимания платы за НВОС).

Согласно пункту 4 Правил исчисления и взимания платы за НВОС, контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также - администратор платы).

В пункте 35 Правил исчисления и взимания платы за НВОС указано, что лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.

Предметом контроля за исчислением платы являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы, обязанность по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и настоящими Правилами возложена на лицо, обязанное вносить плату (пункт 38 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).

В случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок (пункт 40 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).

Если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (абзац второй пункта 44 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).

В случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней (пункт 46 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).

При неисполнении в течение 10 календарных дней лицом, обязанным вносить плату, требования, указанного в пункте 46 настоящих Правил, администратор платы начинает процедуру взыскания платы в судебном порядке (пункт 47 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).

Согласно разделу V приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», главным администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду является Росприроднадзор.

Абзацем вторым пункта 1 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный администратор доходов бюджета формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета.

Приказом Росприроднадзора от 29 февраля 2016 г. утвержден Перечень территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, осуществляющих полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов согласно приложению 1 (далее – Перечень).

Согласно пункту 17 Перечня, Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора осуществляет полномочия администратора доходов бюджетов Кировской области и муниципальных образований на территории Кировской области.

В соответствии с положениями статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что между администрацией Нолинского района Кировской области (арендодатель) и ООО «Эко-Трейд» (арендатор) 26 ноября 2018 г. был заключен договор аренды муниципального имущества, по условиям которого арендодатель передает за плату во временное владение и пользование недвижимое имущество, указанное в Приложении , а именно: полигон твердых бытовых отходов <адрес> (1-я очередь строительства), расположенный по адресу: <адрес>, год ввода в эксплуатацию – <дата>, цель использования: для размещения и утилизации отходов от населения и социальной сферы <адрес>. Имущество передано 26 ноября 2018 г. по акту приема-передачи (л.д. 163-166, вт.ч. оборот, том 2).

Обществу выдана бессрочная лицензии от 14 декабря 2017 г. на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (т.2 л.д.167).

Между ООО «Эко-Трейд» (исполнитель) и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области - АО «Куприт» (Заказчик) заключен договор от 30 декабря 2018 г. , по условиям которого исполнитель обязуется оказать услуги по размещению твердых коммунальных отходов, а заказчик обязуется передавать отходы исполнителю и оплачивать услугу по размещению отходов по регулируемым тарифам (пункт 1.1 договора). Исполнитель осуществляет деятельность по размещению отходов на основании вышеназванной лицензии на указанном полигоне (пункт 1.2 договора). Исполнитель обязан обеспечить учет количества поступающих от заказчика отходов в соответствии с установленными требованиями и условиями настоящего договора (пункт 2.1.4 договора). Заказчик вправе: контролировать исполнение настоящего договора, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность исполнителя; осуществлять контроль за исправностью и работоспособностью применяемых на полигоне средств измерения массы ТКО; осуществлять общий контроль соблюдения законодательства в области обращения с отходами и применяемой технологией размещения отходов (пункт 2.4 договора).

Приложением к договору являются форма журнала учета ТКО и перечня транспортных средств (л.д. 53-62 том 1, л.д. 90-99 том 2).

Во исполнение статьи 5 Федерального закона № 89-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее – Правила коммерческого учета ТКО), вступившие в силу 15 июня 2016 г., которые устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1 Правил коммерческого учета ТКО).

Коммерческому учету подлежат объем и (или) масса твердых коммунальных отходов, поступающих на объекты обработки, обезвреживания и (или) захоронения твердых коммунальных отходов (далее - объекты) и транспортируемых с таких объектов (пункт 2 «в» Правил коммерческого учета ТКО).

Согласно пункту 9 Правил коммерческого учета ТКО, в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами (далее - владельцы объектов), коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 настоящих Правил, т.е. исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Пунктом 10 Правил коммерческого учета ТКО предусмотрено, что владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 13 Правил коммерческого учета ТКО для допуска к эксплуатации средства измерения, установленного на объекте, владельцем объекта формируется комиссия по допуску средства измерения к эксплуатации (далее - комиссия) в следующем составе: а) представитель владельца объекта; б) представитель регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; в) представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку сдаваемого в эксплуатацию средства измерения.

Согласно пункту 17 Правил коммерческого учета ТКО, при проведении мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации проверяются: а) соответствие заводских номеров, нанесенных на средство измерения, номерам, указанным в его паспорте (формуляре); б) соответствие схемы установки средства измерения представленной проектной документации; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых средств измерения); г) работоспособность средства измерения; д) работоспособность телеметрических устройств (при их наличии).

Пунктом 18 Правил коммерческого учета ТКО предусмотрено, что по результатам проведения мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации составляется акт о допуске средства измерения к эксплуатации, в котором указывается, в том числе: решение о допуске средства измерения к эксплуатации или об отказе в таком допуске с перечнем выявленных недостатков и указанием пунктов настоящих Правил, положения которых нарушены.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что между ИП Шуплецовой Е.В. (поставщик) и ООО «Эко-Трейд» 1 ноября 2018 г. был заключен договор поставки весового оборудования с предоставлением услуг взвешивания, по условиям которого поставщик обязуется: предоставить и установить весовое оборудование: весы неавтоматического действия <данные изъяты> на полигоне ТБО для <адрес>; сдать весы в эксплуатацию заказчику и представителю регионального оператора в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505. Ежедневно оказывать услугу по взвешиванию поступающих на полигон отходов (пункт 1.1 договора). Поставщик обязуется обеспечить бесперебойную работу весов в период всего срока действия договора и исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505; обеспечить наличие у лиц, непосредственно осуществляющих техническую работу по взвешиванию, документов на право заниматься деятельностью по обращению с отходами I-IV классов опасности; в случае возникновения неисправности на установленном весовом оборудовании в период осуществления деятельности незамедлительно информировать заказчика и ответственного представителя регионального оператора; предоставить заказчику паспорт и свидетельство о поверке на весы и копию документа на право работать с отходами I-IV классов опасности; обеспечить ежедневное взвешивание всего объема отходов, поступающего на полигон (л.д. 12-14 том 2).

Во исполнение своих обязанностей по указанному договору ИП Шуплецова Е.В. выдала доверенность на имя Сморкалова И.Н. от 1 ноября 2018 г. , со сроком действия до 31 декабря 2021 г., в соответствии с которой Сморкалов И.Н. уполномочен представлять, принимать и подписывать документы, вносить в них изменения, осуществлять технические действия, принимать отходы, производить взвешивание отходов (л.д. 15 том 2).

Сморкалов И.Н. имеет документы на право заниматься деятельностью по обращению с отходами I-IV классов опасности (л.д. 16,17 том 2).

Согласно акту о допуске средства измерения к эксплуатации от 14 декабря 2018 г., комиссия в составе: л.. - представителя регионального оператора по обращению с ТКО – АО «Куприт»; К.. – представителя владельца объекта – ООО «Эко-Трейд»; С..- представителя организации – ИП Шуплецовой Е.В., осуществляющей монтаж и наладку сдаваемого в эксплуатацию средства измерения, проверила все показатели, предусмотренные пунктом 17 Правил коммерческого учета ТКО, и приняла решение о допуске средства измерения к эксплуатации, констатировав, что весовое оборудование установлено без нарушения, недостатков не выявлено. В акте стоят подписи членов комиссии (л.д. 155 том 1).

Вместе с тем, представитель АО «Куприт» Л.., подписал акт с особыми мнением, в котором указал, что установленное средство измерения массы - «Весы неавтоматического действия» <данные изъяты> имеет максимальный предел измерения 2 000 кг., что не позволит выполнять определение массы (взвешивание) транспортного средства, осуществившего доставку ТКО на объект размещения отходов, с грузом и без него, что приведет к невыполнению ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и пунктов 53, 54 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272. Указал также, что диапазон измерений установленного средства измерения (до 2 000 кг) не соответствует требуемому диапазону измерений массы от 3 900 кг (масса контейнеровоза на шасси Газон без груза), установленное на объекте средство измерения не может быть допущено к эксплуатации для коммерческого учета ТКО, вывод комиссии о допуске средства измерения массы ТКО к эксплуатации изменить на «Комиссия принимает решение о не допуске средства измерения к эксплуатации» (л.д. 156 том 1).

По данным Общества за 2019 год на полигон поступило на размещение ТКО: 1 квартал: отходы 4-го класса опасности - 74,225 тонн, отходы 5-го класса опасности - 296,903 тонн; 2 квартал: отходы 4-го класса опасности 121,87 тонн, отходы 5-го класса опасности - 487,484 тонн; 3 квартал: отходы 4-го класса опасности - 107,095тонн, отходы 5-го класса опасности - 428,384 тонн; 4 квартал: отходы 4-го класса опасности - 128,671 тонн, отходы 5-го класса опасности - 514,685 тонн. Итого за 2019 год: отходы 4-го класса опасности - 431,861 тонн, отходы 5-го класса опасности – 1727,456 тонн. ИТОГО: 2159,32 тонн отходов. При этом годовой лимит размещения отходов полигона ТКО для города Нолинска составляет 5200 тонн (л.д. 48-50, 217-218 том 1).

За 2019 год ООО «Эко-Трейд» подало в Росприроднадзор декларацию о плате за НВОС за 2019 г. от 4 марта 2020 г., согласно которой плата за НВОС – плата за размещение ТКО составила 58576,26 руб. (л.д. 6-8 том 1).

Указанная сумма была перечислена ООО «Эко-Трейд» в адрес администратора - Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора платежным поручением от 28 февраля 2020 г. (л.д. 214 том 1).

ООО «Эко-Трейд» в течение всего 2019 году, в конце каждого месяца направлялись в адрес АО «Куприт» акты, в которых были указаны объемы размещения ТКО доставленных на полигон по договору от 30 декабря 2018 г. (л.д. 105-116 том 2).

Однако представителем АО «Куприт» эти акты принимались с возражениями на меньший объем и сумму со ссылкой на письма: от 17 июля 2019 г., 24 июля 2019 г., 24 сентября 2019 г., 16 октября 2019 г., 22 октября 2019 г., 28 ноября 2019 г., 27 декабря 2019 г., 23 января 2020 г., в которых было указано, что ООО «Эко-Трейд» не предоставило АО «Куприт» материалы, подтверждающие определение массы ТКО с использованием средств измерения, в связи с чем, АО «Куприт» осуществляло коммерческий учет ТКО в соответствии с пунктом 11 Правил коммерческого учета ТКО, исходя из уменьшенной вдвое установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство (л.д. 64-84 том 2).

30 января 2020 г. АО «Куприт» направило в адрес ООО «Эко-Трейд» информацию о наименованиях и количестве ТКО, переданных региональным оператором Кировской области по обращению с ТКО для захоронения на объекте размещения отходов «Полигон ТБО» в I-IV кварталах 2019 года в общей массе 10 915,56 тонн (л.д. 19-21 том 1, 180-184 том 2).

Кроме того, указанные сведения были переданы в Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, которое на их основании 11 ноября 2020 г. выставило ООО «Эко-Трейд» требование о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за НВОС за размещение ТКО в сумме 823 610,64 руб., а также пени в сумме 33 136,60 руб. (л.д. 13 том 1).

Рассмотрев письмо АО «Куприт» от 5 октября 2020 г. «О предоставлении информации», возражения ООО «Эко-Трейд», изложенные в письме от 17 ноября 2020 г. , декларацию о плате за НВОС за 2019 г. от 4 марта 2020 г., проведя контроль за исчислением платы за НВОС, Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора пришло к выводу о невнесении в полном объеме Обществом платы за 2019 год в размере 823610,64 руб., а также нарушении срока внесения платы в указанном размере с 3 марта 2020 г. по 11 декабря 2020 г., о чем составлен Акт от 11 декабря 2020 г. и произведен расчет (л.д. 15-18 том 1).

Плата Обществом внесена не была.

17 июня 2021 г. руководитель Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора направил информацию об указанных обстоятельствах прокурору Нолинского района Кировской области, который, в свою очередь, внес предписание Обществу о принятии мер, направленных на устранение нарушений (л.д. 3-4 том 1).

Поскольку Обществом плата за НВОС за 2019 г. не была внесена, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормативно-правовыми актами, пришел к выводу об отсутствии законных оснований для довзыскания с Общества платы за НВОС за 2019 год в заявленном размере.

Посчитал, что в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ни прокурором, ни Росприроднадзором, ни АО «Куприт» не были доказаны обстоятельства, на которые они ссылались в подтверждение своей позиции. В том числе, согласно выводам суда, ими не доказано, что на протяжении всего 2019 года на полигоне ТБО, принадлежащем ООО «Эко-Трейд», отсутствовало надлежащее весовое оборудование и коммерческий учет массы ТКО должен осуществляться расчетным путем, предусмотренным пунктом 11 Правил коммерческого учета ТКО.

Суд пришел к выводу, что ООО «Эко-Трейд» осуществляло взвешивание ТКО допущенным к эксплуатации средством измерения в соответствии с Правилами коммерческого учета ТКО, данные учета в области обращения с отходами заполнялись на основании Порядка учета в области обращения с отходами, декларация о плате за НВОС за 2019 год представлена в установленные сроки на основании реальных данных учета, плата за НВОС внесена в полном размере.

Судебная коллегия полностью соглашается с указанными выводами районного суда и не находит оснований для удовлетворения апелляционного представления прокурора.

В соответствии с пунктом 11 Правил коммерческого учета ТКО, в случае если объект не оборудован средством измерения или средство измерения вышло из строя (неисправно), коммерческий учет массы твердых коммунальных отходов осуществляется исходя из средней плотности твердых коммунальных отходов и объема твердых коммунальных отходов, определяемого: а) в течение 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) - исходя из установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство; б) по истечении 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) или при отсутствии средства измерения - исходя из уменьшенной вдвое установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство.

Средство измерения считается вышедшим из строя (неисправным) в случае: а) неотображения средством измерения результатов измерения; б) наличия признаков несанкционированного вмешательства в работу средства измерения; в) нарушения контрольных пломб или знаков поверки, нанесенных на средство измерения; г) механического повреждения средства измерения; д) превышения допустимой погрешности показаний средства измерения, установленной в технической документации на средство измерения; е) истечения межповерочного интервала поверки средства измерения.

Суд обоснованно указал в решении, что указанные обстоятельства, при которых учет массы ТКО осуществляется исходя из средней плотности твердых коммунальных отходов и объема твердых коммунальных отходов, в данном случае отсутствуют.

Вопреки доводам АО «Куприт», законодательство, действовавшее в спорный период, не содержало требование, что полигон ТКО должен быть оборудован средствами измерения массы ТКО, которые позволяют выполнять определение массы (взвешивание) транспортного средства, осуществившего доставку ТКО на объект размещения отходов, с грузом и без него, т.е. автовесами.

В том числе, таких требований не содержит Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272, на которые сослался представитель АО «Куприт» Л.. в особым мнении.

Напротив, представленные ответчиком доказательства подтверждают, что установленное на полигоне ТКО, принадлежащем Обществу, средство измерения массы - «Весы неавтоматического действия» <данные изъяты>», исходя из утвержденного Технологического регламента процесса взвешивания, иллюстрированного фотоматериалом, позволяло производить таковое в полном объеме и без каких-либо существенных погрешностей (л.д. 212-213, 234-238 том 1, л.д. 168-179 том 2).

Кроме того, Правилами коммерческого учета ТКО не предусмотрено составление какого-либо особого мнения членом комиссии при проведении мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации.

Лицами, которые в настоящем споре выступали на стороне истца, также не было доказано, что средство измерения, установленное на полигоне ТКО, принадлежащего ответчику, считалось вышедшим из строя (неисправным) в спорный период.

Суд первой инстанции, действуя в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дал правильную правовую оценку доказательствам, которые были представлены в подтверждение того, что в спорный период взвешивание ТКО не производилось, средство измерения не функционировало, учет поступающих ТКО по массе не велся, в том числе: справке главного специалиста отдела министерства охраны окружающей среды и экологии Кировской области по Уржумскому району С. от 5 февраля 2019 г. с приложенным к ней фотоматериалом, протоколу инспекционных мероприятий по контролю за обращением с ТКО от 24 мая 2019 г., составленному АО «Куприт», экспертному заключению (л.д. 58-60, 88, 156-158 том 2).

Мотивы отклонения данных доказательств подробно приведены в решении, не согласиться с данной мотивировкой судебная коллегия оснований не находит.

В дополнение к этому обоснованию судебная коллегия считает необходимым указать, что контроль за исчислением платы за НВОС осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (пункт 37 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).

Между тем, доказательств, свидетельствующих о том, что представителями Росприроднадзора или по его поручению другими органами и лицами осуществлялся осмотр полигона ТБО, имеющегося на нем средства измерения, а также контролировалось соблюдение требований по взвешиванию поступающих ТКО, представлено не было. Кроме того, не было представлено доказательств соблюдения требований указанного Федерального закона, которым предусмотрены основания и порядок проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В апелляционном представлении имеется ссылка на проведенную 30 декабря 2019 г. прокуратурой района совместно с представителем Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора проверку, в ходе которой выявлено, что средством измерения полигон не оборудован, измерение массы ТКО не осуществляется, средство измерения к эксплуатации не допущено, в журнале фиксируется лишь дата приема, транспортное средство, а также кем осуществлена доставка ТКО.

Однако никаких доказательств проведения такой проверки в материалы дела представлено не было.

Напротив, ответчик представил в материалы дела доказательства того, что взвешивание ТКО в спорный период фактически производилось и данные его соответствуют тем, которые указаны в декларации о плате за НВОС за 2019 год (л.д. 180-203, 204-211 том 1, л.д. 9, 19-23 том 2).

Учитывая требования закона и установленные обстоятельства дела, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционном представлении, не свидетельствуют о наличии оснований, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации влекут отмену или изменение решения суда.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение районного суда следует оставить без изменения, а апелляционное представление – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нолинского районного суда Кировской области от 14 октября 2021 г. оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 13 января 2022 г.

Определение19.01.2022