ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-230/2022 от 21.06.2022 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Перегонцева Н.В. № 33а-1185/2022

№ 2-230/2022

67RS0004-01-2021-003114-08

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июня 2022 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Ивановой О.А.,

судей: Туникене М.В., Штейнле А.Л.,

при помощнике судьи Трищенкове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ивановой О.А. административное дело по апелляционной жалобе Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области на решение Вяземского районного суда Смоленской области от 28 января 2022 г., которым постановлено:

«исковые требования Вяземского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о понуждении совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда представить на согласование в Главное Управление Смоленской области по культурному наследию проект зоны охраны на объект культурного наследия - Дом жилой (Городжанского), расположенный по адресу: ..., а также положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы по проекту»,

установила:

Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области о понуждении к исполнению законодательства об охране объектов культурного наследия.

Старший помощник Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области Тарасенкова А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области Гуляев Д.С. требования не признал.

Представитель третьего лица – Главного управления Смоленской области по культурному наследию в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также указал на то, что обязанность предоставить на согласование в Главное управление проект зон охраны объекта культурного наследия с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы должна быть возложена на Администрацию МО «Вяземский район» Смоленской области.

Вяземским районным судом Смоленской области 28.01.2022 постановлено названное выше решение, которое просит отменить как незаконное и необоснованное Администрация МО «Вяземский район» Смоленской области по доводам жалобы.

В силу ч. 2 ст. 307 КАС РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.

Учитывая положения указанной правовой нормы, а также ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, в соответствии с которым неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя прокуратуры – Серенковой Ю.В., проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 3 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Согласно п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания; принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.

Согласно ст. 221 КАС РФ состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (часть 1).

Частью 1 ст. 43 КАС РФ предусмотрено, что в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.

Из материалов дела следует, что судом к участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация МО «Вяземский район» Смоленской области, на которую решением суда возложена обязанность по предоставлению в уполномоченный орган проекта зоны охраны на объект культурного наследия, в качестве третьего лица – Главное управление Смоленской области по культурному наследию.

При этом судом не учтено следующее.

В соответствии с п. 7 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972, разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного, наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимое разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.

Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Согласно абз. 2 ст. 4 Закона Смоленской области от 31.03.2009 № 10-з (ред. от 21.10.2021) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Смоленской области» уполномоченный орган в соответствии с федеральным и областным законодательством осуществляет мероприятия по сохранению, использованию, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Смоленской области, и мероприятия по государственной охране объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

В силу ст. 17 названного Закона финансовое обеспечение выполнения норм Областного закона является расходным обязательством Смоленской области.

Структуру и наименования органов исполнительной власти субъектов РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия субъекты РФ определяют самостоятельно. Некоторые из указанных полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия осуществляют региональные министерства культуры, соответствующие комитеты или управления и иные ведомства, входящие в структуру региональных орган исполнительной власти, утверждаемую высшим должностным лицом субъекта РФ.

В Смоленской области такими полномочиями наделяется Главное управление Смоленской области по культурному наследию, созданное Постановлением Администрации Смоленской области от 25.12.2019 № 812.

Постановлением № 812 утверждено Положение о Главном управлении Смоленской области по культурному наследию.

Согласно п. 1.1 Положения Главное управление Смоленской области по культурному наследию (далее также - Главное управление) является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществ-

ляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее также - объекты культурного наследия) на территории Смоленской области.

В силу п. 1.3 Положения Главное управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти Смоленской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, общественными объединениями и иными организациями.

В целях реализации возложенных на него задач (п. 2.2.11 Положения) Главное управление осуществляет мероприятия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в государственной собственности Смоленской области, и мероприятия по государственной охране объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

Вышеприведенные положения и правовая позиция Администрация МО «Вяземский район» Смоленской области свидетельствуют о необходимости привлечения к участию в деле в качестве административного ответчика Главного управления Смоленской области по культурному наследию, что является необходимым в случае возложения на него обязанности по представлению проекта зоны охраны на объект культурного наследия.

Разрешая спор, суд в нарушение приведенных процессуальных норм не привлек к участию в деле в качестве административного ответчика Главное управление Смоленской области по культурному наследию, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции.

С учетом допущенных судом первой инстанции нарушений норм процессуального права судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, направляет дело в районный суд на новое рассмотрение, поскольку лишена возможности устранить допущенные судом нарушения и принять решение, отвечающее требованиям законности и обоснованности.

При новом рассмотрении административного дела суду первой инстанции надлежит учесть вышеизложенное, устранить допущенные нарушения, правильно определить круг лиц, участвующих в деле, установить и исследовать все юридически значимые обстоятельства по делу, проверить все доводы и возражения сторон и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ст.ст. 309, 310 КАС РФ,

определила:

решение Вяземского районного суда Смоленской области от 28 января 2022 г. отменить, административное дело направить в Вяземский районный суд Смоленской области на новое рассмотрение.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи: