Судья Турклиева Ф.М. Дело № 33-1624/2021
УИД-09RS0001-01-2021-002909-98
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Черкесск 20 октября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего – Матакаевой С.К.,
судей – Лайпанова А.И., Коркмазовой Л.А.,
при секретаре судебного заседания – Аппоевой Р.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 2311/2021 по апелляционной жалобе Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 02 сентября 2021 года по иску Кумукова Р.В., Кумуковой Н.Б., действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей Кумуковой М.Р., Кумукова М.Р., Кумуковой М.Р. к Министерству туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики о возложении обязанности предоставить социальную выплату.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Лайпанова А.И., объяснения представителя истцов – Джанибекова А.Х., представителя ответчика Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики – Токбаевой А.Р., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора КЧРКП «Дирекция капитального строительства» - Ахметовой А.З., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Кумуков Р.В., Кумукова Н.Б. действуя в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей Кумуковой М.Р., Кумукова М.Р. и Кумуковой М.Р., обратились в суд с иском Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР о возложении обязанности предоставить социальную выплату.
В обоснование иска указали, что в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и достижения стратегической цели обеспечения доступности жилья для всех категорий граждан в Российской Федерации была принята федеральная целевая программа «Жилище», реализация которой осуществлялась в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Данная программа включала в себя мероприятия, направленные на оказание государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе мероприятия по обеспечению жильем молодых семей. В целях реализации данной программы Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - «Правила»). Согласно п.3 Правил право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты. Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года № 34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики» с 01 апреля 2019 года были утверждены основные показатели подпрограммы 4 «Обеспечение жильем молодых семей». Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 4 (соисполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики. Целью подпрограммы 4 «Обеспечение жильем молодых семей» была названа Государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, а задачей - предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья эконом-класса или строительство индивидуального жилого дома эконом-класса. При этом согласно целевым показателям (индикаторам) подпрограммы 4 количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета и местных бюджетов, (единиц), должно было составить: в 2019 году - 145, в 2020 году - 55, в 2021 году - 58. Сроки реализации подпрограммы 4 определены с 01 января 2019 года по 31 декабря 2023 года. До 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года № 364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016-2020 годы», которое содержало аналогичные положения и схожие показатели (индикаторы). В порядке, установленном вышеназванными нормативными правовыми актами, их семья в составе 5-х человек стала участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», и им было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты от 17 декабря 2018 года №573. Указанное свидетельство было предъявлено в банк для открытия специального счета, на который подлежала зачислению социальная выплата в размере 1 157 832 руб. Однако до настоящего времени эта социальная выплата их семье не предоставлена. В целях внесудебного урегулирования данного вопроса в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево- Черкесской Республики было направлено заявление от 08 апреля 2021 года. На это заявление ответчик ответил отказом. Позиция Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР, считающего невозможным включение их семьи в список претендентов на получение социальной выплаты и предоставление социальной выплаты для приобретения жилого помещения, является незаконной и нарушает их права. На момент выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты их семья полностью соответствовала всем критериям, которые были установлены для молодых семей, имеющих право на социальную выплату на приобретения жилья. Все документы, которые требовались в соответствии с вышеназванными нормативными актами, были предоставлены. Выдачей свидетельства о праве на получение социальной выплаты государство в лице уполномоченного на то органа признало за их семьёй право на получение социальной выплаты в размере, указанном в этом свидетельстве. Данное право никем не оспорено. Этому праву на получение социальной выплаты корреспондирует обязанность государства произвести выплату путем перечисления денежных средств на специальный счет в банке.
Данная обязанность обязанным в правоотношении лицом (ответчиком) не исполнена, и их право на получение социальной выплаты, удостоверенное свидетельством, осталось нереализованным. В обоснование своей позиции ответчик сослался на истечение срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Между тем, данный срок не является пресекательным и правопрекращающим. Само по себе истечение этого срока не прекращает их право на получение социальной выплаты, равно как не прекращает и соответствующую обязанность государства в лице ответчика произвести выплату денежных средств. В течение срока, на который им выдано свидетельство, жилищные условия их семьи никак улучшены не были. Кроме того, их право на получение социальной выплаты в течение срока, указанного в свидетельстве, осталось нереализованным не по их вине, а по причине неисполнения ответчиком обязанности произвести выплату. При таких обстоятельствах отказ в предоставлении им социальной выплаты только лишь на том основании, что истек срок действия выданного свидетельства, является неправомерным и нарушает жилищные права их семьи.
На основании изложенного истцы просили суд:
1. Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР включить Кумукова Р.В., Кумукову Н.Б., детей Кумукову М.Р., Кумукова М.Р. и Кумукову М.Р., как молодую семью, в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2021 год.
2. Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР в течение двух месяцев со дня принятия решения суда предоставить (выплатить) Кумукову Р.В., Кумуковой Н.Б., детям Кумуковой М.Р., Кумукову М.Р. и Кумуковой М.Р. социальную выплату, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 17 декабря 2018 года №573 на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Из возражений следует, что исковое заявление и приложенные к нему материалы не содержат информации о выполнении вышеуказанных условий, следовательно, основания для перечисления на счет семьи Кумуковых предусмотренной свидетельством социальной выплаты не имеются.
В судебное заседание первой инстанции истцы Кумуков Р.В., Кумукова Н.Б., действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей Кумуковой М.Р., Кумукова М.Р. и Кумуковой М.Р., не явились. От их представителя по доверенности Джанибекова А.Х. поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР и представитель третьего лица Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» в судебное заседание не явились, о нем уведомлены, направили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица АО «Тексбанк» в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствии не просил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 02 сентября 2021 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование указывает, что суд неправильно применил нормы материального права. При рассмотрении данного дела необходимо было установить объемы субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размер бюджетных ассигнований в бюджете КЧР и местных бюджетах на соответствующий год на финансирование мероприятия ведомственной целевой программы. Судом не указано за счет каких средств ответчик должен исполнить решение суда. Судом не установлено, предъявляли ли истцы в банк до истечения срока действия свидетельства, необходимые для осуществления выплаты. Так же судом не установлено, предоставлялись истцами документы, в силу которых договор банковского счета продлевался. Банк не направил заявку на перечисление денежных средств до истечения срока действия сертификата, что судом не было учтено. Решение суда является неисполнимым и подлежит отмене.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики – Токбаева А.Р. поддержала доводы апелляционной жалобы удовлетворить, отменить решение по изложенным в ней доводам.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора КЧРКП «Дирекция капитального строительства» - Ахметовой А.З. просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истцов – Джанибеков А.Х. просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в силу ч. 1 ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1. ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены решения суда по следующим основаниям.
Государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям на территории КЧР, на период возникновения спорных правоотношений в 2018 году, предоставлялась в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050.
До 01 апреля 2019 года на территории КЧР подлежали применению положения постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года № 364, которым утверждена государственная программа «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2020 годы», в рамках которой реализовывалась подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы».
Впоследствии Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года № 34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики КЧР» с 01 апреля 2019 года утверждены основные показатели подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
Положения и показатели Постановлений Правительства КЧР № 364 и 34 аналогичны и схожи.
В соответствии с условиями указанных подпрограмм, государственная поддержка молодым семьям - участницам подпрограмм в улучшении жилищных условий оказывается путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
В соответствии с пунктом 35 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правил), являющихся Приложением N 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк. Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.
Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты (пункт 36 Правил).
Согласно пункту 46 Правил банк в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами «а» и «б» пункта 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов.
Пунктом 47 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты.
Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы со дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств (пункт 50 Правил).
Подпунктом «а» пункта 49 Правил предусмотрено, что по соглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство и документы, предусмотренные пунктами 41, 42, 44, подпунктами «а» и «б» пункта 45 и пунктом 45(1) настоящих Правил, но оплата не произведена.
Пунктом 52 Правил установлено, что если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.
Как следует из материалов дела, семья Кумуковых, состоящая из пяти человек (Кумуков Р.В., Кумукова Н.Б., несовершеннолетние дети Кумукова М.Р., Кумуков М.Р. и Кумукова М.Р.), являлась участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики в Карачаево-Черкесской Республике на 2015 - 2020 годы».
19 мая 2017 года между Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР и Карачаево-Черкесским Республиканским Казенным Предприятием «Дирекция капитального строительства» было заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, в соответствии с которым а КЧР КП «Дирекция капитального строительства» приняло на себя обязанности в том числе по своевременному ежегодному (до 1 сентября года, предшествующему планируемому) формированию списка молодых семей - участников Подпрограммы и предоставлению данных списков в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР для дальнейшего утверждения.
17 декабря 2018 года КЧР КП «Дирекция капитального строительства» Кумуковым выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 1 157 832 руб. на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства со сроком действия до 17 июля 2019 года (включительно).
Свидетельство подлежало предъявлению в банк до 17 января 2019 года.
Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР заключено соглашение о сотрудничестве в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» с ПАО АКБ «Связь-Банк» №01 от 05 февраля 2016 года, действие которого ежегодно подтверждалось дополнительными соглашениями (№4 от 29 декабря 2018 года, №5 от 18 ноября 2019 года).
10 января 2019 года между ПАО АКБ «Связь-Банк» и Кумуковой Н.Б. заключен договор банковского счета для обслуживания подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы со сроком действия: до окончания действия свидетельства.
10 января 2019 года Кумукова Н.Б. предъявила в ПАО АКБ «Связь-Банк» свидетельство на получение социальной выплаты.
24 января 2019 года по договору купли-продажи Кумуковы приобрели в собственность жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: КЧР, Ногайский район, а.Адиль-Халк, ул.Подгорная, д.29, за 3 206 099 руб. Согласно договора сумма 1 013 787 руб. уплачена Кумуковыми продавцу Зитляужеву А.В. за счет собственных денежных средства до подписания договора, оплата части сделки в сумме 408 026 руб. производится за счет средств материнского капитала, а оплата оставшейся части сделки в сумме 1 157 832 руб. производится за счет средств программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2015 - 2020 годы» по свидетельству от 17 декабря 2018 года путем перечисления средств на банковский счет, открытый в ПАО АКБ «Связь-Банк».
31 января 2019 года осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанное домовладение к Кумуковым (каждому в 1/5 доле).
Из ПАО АКБ «Связь-Банк» истребованы сведения о направлении в уполномоченный орган заявки на перечисление бюджетных средств социальной выплаты семье истцов.
10 августа 2021 года ПАО АКБ «Связь-Банк» направило ответ №231, что в связи с реорганизацией банка данная информация отсутствует.
Из пояснений ответчика следует, что согласно протокола изъятия УЭБ и ПК МВД по КЧР от 15 сентября 2020 года папки с реестрами участников подпрограммы, со списками молодых семей, получивших свидетельства, имеющих право на социальную выплату, и все иные документы касательно реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2015 - 2020 годы» изъяты у ответчика в рамках возбужденного уголовного дела.
Таким образом, данная информация отсутствует так же и у ответчика.
Третьим лицом КЧР КП «Дирекция капитального строительства» на запрос суда о предоставлении учетного дела истца также представлен протокол выемки от 28 сентября 2020 года об изъятии ГУ МВД России по СКФО сшивов документов со сводными списками получателей социальных выплат, сшивов документов со сведениями о получателях социальных выплат и иных документов, имеющих значение для уголовного дела.
01 мая 2020 года ПАО АКБ «Связь-Банк» прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к ПАО «Промсвязьбанк» (01 мая 2020 года Федеральной налоговой службой России в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись № 2207704303080 о реорганизации в форме присоединения ПАО АКБ «Связь-Банк» к ПАО «Промсвязьбанк», основанием послужили договор о присоединении и передаточный акт от 26 марта 2020 года).
В связи с указанным обстоятельством, поскольку пакет документов, который первоначально был представлен в ПАО АКБ «Связь-Банк», был передан в АО «Тексбанк», Кумукова Н.Б. обратилась с заявлением об открытии счета в АО «Тексбанк» и заключила договор банковского счета от 28 мая 2020 года.
28 мая 2020 года дополнительным соглашением к договору купли- продажи от 24 января 2019 года предусмотрено, что оплата части сделки в сумме 1 157 832 руб. производится за счет средств программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2015 - 2020 годы» по свидетельству от 17 декабря 2018 года путем перечисления средств на банковский счет, открытый в АО «Тексбанк».
24 февраля 2021 года (исх.№Ч-21/0052) АО «Тексбанк» направило заявку на финансирование (перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на приобретение жилого помещения) в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР.
Однако социальная выплата не предоставлена.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, пришел к выводу, что семья истцов Кумуковых на момент постановки на учет отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участниками подпрограммы, однако социальная выплата указанной семьей получена не была по независящим от нее обстоятельствам, что не должно каким-либо образом ущемлять права данной семьи на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что поскольку из содержания пункта 36 Правил договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а согласно подпункту «а» пункта 49 Правил следует возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор купли-продажи, однако оплата по нему не произведена.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
По данному делу юридически значимым обстоятельством являлось выяснение судом вопроса о том, был ли истцами, как участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, государственной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», нарушен порядок и сроки при реализации права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Материалами дела подтверждается, что семья истцов ответчиком признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, подпрограммы Карачаево-Черкесской Республики «Обеспечение жильем молодых семей», выдано свидетельство от 25 декабря 2018 года № 521, следовательно, семья истцов соответствовали критериям для включениях их в данную программу.
В апелляционной жалобе ответчик полагает, что истцом не соблюден порядок реализации права на получение сертификата, не представлены в банк документы, необходимые для осуществления социальной выплаты.
Однако, довод апелляционной жалобы противоречит обстоятельствам дела, поскольку истцы реализовали право на улучшение жилищных условий, приобрели по договору купли-продажи жилое помещение, переход права собственности на него зарегистрирован, счет в банке открыт, свидетельство выдано, однако не исполнено, что исключает возможность сохранения за Кумуковыми права на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях в соответствии с пунктом 52 Правил и лишило их возможности реализовать право на получение социальной выплаты.
Причиной образования задолженности перед семьей Кумуковых, согласно объяснениям Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики от 07 декабря 2020 года № 2072, является уменьшение объема средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Карачаево-Черкесской Республики на софинансирование расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечения жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики», утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года № 34.
При этом, статьей 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из основных принципов бюджетной системы является принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что государство, включая молодую семью Кумуковых в качестве участников подпрограммы «Обеспечения жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики» и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, в связи с чем произвольный отказ исключается.
Необоснованным является довод ответчика о том, что свидетельство, выданное семье Кумуковых 17 декабря 2018 года удостоверяющее их право на получение социальной выплаты, являлось недействительным ввиду окончания срока его действия.
Так, из содержания пункта 36 Правил, договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а согласно подпункту «а» пункта 49 Правил следует, что имеется возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор купли-продажи, однако оплата по нему не произведена.
Таким образом, оплата может быть произведена уже после истечения срока действия свидетельства.
Не могут быть приняты судебной коллегией и доводы жалобы о том, что судом первой инстанции не выяснялись вопросы, связанные с объемом финансирования мероприятий ведомственной целевой программы, поскольку ст. 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из основных принципов бюджетной системы является принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, сам факт выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты, исходя из содержания пунктов 27, 28 Правил предполагает оформление и выдачу свидетельства о праве на получение социальной выплаты после утверждения списков молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Карачаево-Черкесской Республики и (или) получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований местных бюджетах на соответствующий год.
Таким образом, с учетом приведенных норм действующего законодательства, оценив представленные доказательства в их совокупности с пояснениями сторон и обстоятельствами дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку молодая семья Кумуковых была в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении, претендующая на реализацию своего права по установленным условиям федеральной программы, то вправе получить меры социальной поддержки.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 02 сентября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Судья Турклиева Ф.М. Дело № 33-1624/2021
УИД-09RS0001-01-2021-002909-98