ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2314/2022 от 27.07.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело № 33-11340/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Екатеринбург 27.07.2022

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Волошковой И.А.,

судей Седых Е.Г., Шиховой Ю.В.,

при ведении протокола помощником судьи Весовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2314/2022 по иску Невьянского городского прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к государственному бюджетному учреждению Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов», Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области на решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 14.04.2022.

Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., объяснения представителя ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области Пилькевич А.В., представителя ответчика ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» Смольниковой Д.В., представителя истца Беловой К.С., судебная коллегия

установила:

Невьянский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов», Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении обязанности.

В обоснование иска указано, что Невьянским городским прокурором проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов».

По результатам проверки установлено, что на базе ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» создана одна лесопожарная станция 1 типа (далее -ЛПС-1). По состоянию на 18.02.2022 в нарушение требовании Нормативов у ЛПC-1 отсутствуют средства предупреждения и тушения лесных пожаров

Учитывая обстоятельства, установленные в результате проведенной проверки, истец просил суд возложить обязанность на ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» в срок до 01.06.2022 укомплектовать лесопожарную станцию 1 типа средствами пожаротушения. Возложить обязанность на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области выделить денежные средства ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» для выполнения вышеуказанных мероприятий.

Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 14.04.2022 исковые требования Невьянского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГБУ Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов», Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении обязанности, удовлетворены.

Возложена обязанность на Государственное учреждение Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов» в срок до 01.06.2022 укомплектовать лесопожарную станцию ЛПС-1 типа средствами предупреждения и тушения лесных пожаров согласно Нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации № 1605-р от 19.07.2019, а именно: модуль прицепной - 1 шт. (при норме - 1 шт.); мобильный пожарный резервуар (емкость) открытого типа (каркасная, надувная и пр.) - 1 шт. (при норме - 1 шт.); напорные пожарные рукава — 60 м. (при норме — 600 м.); тепловизор (портативный) - 1 шт. (при норме - 1 шт.); метеостанция с анемометром полевая (карманная) - 1 шт. (при норме - 1 шт.); комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) – 1 шт. (при норме - 1 шт.); приборы спутниковой навигации (навигаторы) — 2 шт. (при норме - 2 шт.); радиостанция УКВ диапазона стационарная авиационного канала связи 1 шт. (при норме - 1 шт.); радиостанция УКВ диапазона, возимая наземного канала связи - 2 шт. (при норме - 5 шт.); радиостанция УКВ диапазона, носимая авиационного канала связи — 1 шт. (при норме - 1 шт.); радиостанция КВ диапазона стационарная - 1 шт. (при норме - 1 шт.); терминал спутниковой связи - 1 шт. (при норме - 1 шт.); комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации - 1 шт. (при норме - 1 шт.); индивидуальный полевой (тактический) рюкзак - 7 шт. (при норме - 7 шт.); спальный мешок - 1 шт. (при норме - 7 шт.); термоизоляционный коврик (надувной матрас) - 7 шт. (при норме - 7 шт.); палатка - 1 шт. (при норме - 2 шт.); комплект для оказания первой помощи на месте происшествия (групповой) - 1 шт. (при норме - 1 шт.); комплект посуды для приготовления пищи в полевых условиях (групповой) - 1 шт. (при норме - 1 шт.); контейнер съемный для перевозки пожарного инвентаря - 1 шт. (при норме - 1 шт.); прожектор переносной - 2 шт. (при норме - 2 шт.); переносной генератор электричества, мощностью 0,8-5 кВт в комплекте - 1 шт. (при норме - 1 шт.); металлический шкаф или сейф - 1 шт. (при норме - 1 шт.); комплект слесарных инструментов - 1 шт. (при норме - 1 шт.); комплект сигнальных лент или флажков (знаков) - 1 шт. (при норме - 1 шт.).

Возложена обязанность на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области в срок не позднее 01.06.2022 выделить денежные средства ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» для выполнения вышеуказанных мероприятий.

С таким решением не согласился ответчик Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, представитель которого в апелляционной жалобе просит отменить постановленное решение, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указывает на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Судом не принято во внимание, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.07.20219 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров», на котором основано решение суда, носит рекомендательный характер. Также не приняты во внимания особенности расходования бюджетных средств государственными органами, использование бюджетных средств на непредусмотренные субвенцией мероприятия будет означать использование нецелевым способом, а, следовательно, будет иметь место нарушение бюджетного законодательства. Возложение на Министерство обязанности выделить денежные средства ГБУ СО «Уральская авиационная база охраны лесов» для укомплектования лесопожарной станции ЛСП-1 типа средствами предупреждения тушения лесных пожаров в срок до 01.06.2022, производимых за счет средств федеральных субвенций, приведет к фактическому нарушению принципа реальной исполнимости судебного акта.

В отзыве на апелляционную жалобу ответчик ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» поддерживает доводы апелляционной жалобы.

В возражениях на апелляционную жалобу Невьянский городской прокурор просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения, указывая на несостоятельность доводов, основанных на ошибочном толковании норм закона и фактических обстоятельств дела.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области Пилькевич А.В. настаивала на доводах апелляционной жалобы.

Представитель ответчика ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представитель истца Белова К.С. возражала против доводов апелляционной жалобы, поддержав ранее представленные возражения.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров (часть 1). Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение в лесах мер пожарной безопасности и тушение пожаров (часть 4). Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 7).

Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Согласно части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с частью 1 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие: 1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; 4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов; 5) иные мероприятия.

Согласно части 4 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Невьянским городским прокурором проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов».

Установив, что на базе ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» создана одна лесопожарная станция 1 типа и по состоянию на 18.02.2022 у ЛПС-1 типа в нарушение требований Нормативов, установленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р, отсутствуют необходимые пожарная техника, противопожарный инвентарь и технические средства, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями норм права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, совокупной оценке представленных в дело доказательств.

С учетом приведенного нормативного регулирования суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из того, что имеющееся наличие инвентаря и технических средств – укомплектованность лесопожарной станции ЛПС – 1 типа не соответствует нормативам, определенным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р, нарушается право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, установленное статьей 42 Конституции Российской Федерации, а также права Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы об обратном несостоятельны, основаны на неверном толковании норм права и правильных выводов суда первой инстанции не опровергают.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, состав и оснащенность лесопожарных станций комплектуется в соответствии с Положением о пожарно-химических станциях, утвержденных приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167 и Нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-Р. При этом, названные Нормативы обеспеченности определяют минимальное количество пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, необходимых для предупреждения и тушения лесных пожаров.

Доводы Министерства природных ресурсов, экологии Свердловской области о невыделении средств из федерального бюджета в достаточном объеме, являются несостоятельными, поскольку обязанность по выделению денежных средств для комплектования ЛПС определенного типа в соответствии с установленными нормативами возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации федеральным законодательством и подлежит неукоснительному исполнению, вопрос же поступления в достаточном объеме средств федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в сфере охраны лесов разрешается в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, в том числе исходя из необходимости затрат на содержание и укомплектование ЛПС. Возложенная действующим законодательством на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность по охране окружающей среды не может ставиться в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия финансовых средств. Данный довод не основан на законе и не освобождает ответчика от принятия всех необходимых мер для обеспечения безопасности окружающей среды и граждан.

В силу ч. 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Судом установлен срок для исполнения решения до 01.06.2022.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку данный срок не учитывает значительный перечень оборудования, необходимого для укомплектования лесопожарной станции, установленный судом срок нельзя признать разумным.

Кроме того, срок для выполнения ответчиком возложенных на него обязанностей укомплектовать лесопожарную станцию ЛПС-1 типа, на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции уже истек, судебная коллегия признает заслуживающими внимания доводы жалобы в данной части.

С учетом значительного перечня оборудования, инвентаря и техники, необходимых приобрести для оснащения станции, которое указано в решении суда, судебная коллегия полагает необходимым установить срок исполнения данных обязанностей ответчиками до 01.04.2023. В указанной части решение подлежит изменению.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Судебная коллегия считает, что разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. ст. 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 14.04.2022 изменить в части установления срока исполнения возложенных на ответчиков обязанностей, установив срок до 01.04.2023.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий: И.А. Волошкова

Судьи: Е.Г. Седых

Ю.В. Шихова