ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2319/2023 от 24.01.2024 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Хасьянов Н.Д. Дело № 2-2319/2023

№ 33-107/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 января 2024 года г. Астрахань

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Жиляевой О.А.,

судей областного суда Юденковой Э.А., Ожеговой И.Б.,

при секретаре Сидоровой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Юденковой Э.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 21 сентября 2023 года по иску ФИО1 к МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» о возложении обязанности. В обоснование заявленных требований истец указал, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, несет бремя по содержанию принадлежащего ей объекта недвижимости, оплачивает коммунальные платежи. С июня 2022 года ответчик незаконно включил в расчет по тарифу за предоставление коммунального ресурса на содержание общего имущества горячего водоснабжения (КРОСОИ на ГВС) оплату за неизолированные стояки в МКД и наружной сетью горячего водоснабжения. Представленный расчет показывает разницу в оплате с неизолированными и изолированными стояками, а также наружной и без наружной сети горячего водоснабжения. Указанный вывод о не изолированности стояков был сделан на основании составленного акта от ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком МУП <адрес> «Коммунэнерго» и третьим лицом ООО «Элит плюс».

Считает, что указанный акт противоречит технической документации, которая имеется в Фонде капитального ремонта, поскольку в 2019 году в МКД проводился ремонт инженерный сетей многоквартирного жилого дома. Из технической документации при капитальном ремонте были установлены изолированные стояки.

Истец просила суд обязать МУП <адрес> «Коммунэнерго» исключить из расчета по тарифу за предоставление коммунального ресурса на содержание общего имущества МКД по адресу: <адрес>, горячего водоснабжения, оплачиваемого собственником <адрес>, расположенной по указанному адресу, оплату за неизолированные стояки в МКД и наружную сеть горячего водоснабжения, обязать ответчика произвести перерасчет за незаконно начисленный тариф в части оплаты за неизолированные стояки в МКД и наружную сеть горячего водоснабжения по оплате собственником <адрес>.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена о слушании дела надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2, являющийся также представителем третьего лица ООО «Элит плюс», исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить. Представители ответчика МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» ФИО6, ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признали.

Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 21 сентября 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 - ФИО2 ставит вопрос об отмене решения суда по основанием неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также по основаниям неправильного применения норм материального и процессуального права и просил суд апелляционной инстанции принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, в том числе, путем размещения информации на сайте Астраханского областного суда, в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав докладчика, выслушав представителя истца по доверенности ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» ФИО7, возражавшую по доводам апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В силу положений части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

В силу пункта 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан в том числе порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО3 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Управляющей организацией указанного многоквартирного жилого дома является ООО «Элит плюс».

Между МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» и ООО «Элит плюс» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор теплоснабжения .

Согласно пункту 7.5 договора, управляющая организация осуществляет плату по договору за поданный коммунальный ресурс, потребляемый в целях содержания общего имущества МКД до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, в размере 100% стоимости фактически потребленного ресурса.

Пунктом 7.6 договора установлено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме производят оплату за коммунальный ресурс, потребляемый при содержании общего имущества МКД на расчетный счет Управляющей компании в составе платы за содержание общего имущества МКД.

Ориентировочные расчетные объемы потребления тепловой энергии на ОДН и потребления теплоносителя на ОДН, а также Протокол расчетов тепловой энергии и теплоносителя, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме указаны в Приложениях к договору.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ответственность при взимании платы за коммунальную услугу по предоставлению коммунального ресурса на содержание общего имущества МКД горячего водоснабжения, оплачиваемого истцом при оплате за неизолированные стояки в МКД и наружную сеть горячего водоснабжения, несет ООО «Элит плюс», а не МУП г. Астрахани «Коммунэнерго».

Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждение нормативов потребления коммунальных услуг отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвердило Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 11 указанных Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.

Уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными настоящими Правилами требованиями (пункт 32). Уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов: а) неизолированные стояки и полотенцесушители; б) изолированные стояки и полотенцесушители; в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей (пункт 32 (1) Правил).

Разделом III вышеназванных Правил определены Методы установления нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В силу положений пунктов 19, 21, 22 Правил, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.

Из письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного ООО «Элит плюс», в ответ на обращение управляющей организации следует, что Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в таблицу 5.2 Приложения к Правилам , в котором изменены термины с «система горячего водоснабжения с наружной сетью горячего водоснабжения» на «централизованная система горячего водоснабжения» и с «система горячего водоснабжения без наружной сети горячего водоснабжения» на «нецентрализованная система горячего водоснабжения».

Постановлением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории МО «<адрес>», которые распространяются на правоотношения возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договору теплоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, МУП <адрес> «Коммунэнерго» подает через присоединенную сеть, а управляющая организация принимает и оплачивает коммунальные ресурсы в виде тепловой энергии и горячей воды при содержании общего имущества МКД, находящегося в управлении ООО «Элит плюс» по утвержденным тарифам.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не определено какая сеть – наружная или безнаружная сеть и каким образом должен определяться тариф судебной коллегией отклоняются, исходя из следующего.

Согласно пп. "б" и пп. "е" п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354, потребителю могут быть предоставлены услуги:

- горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме;

- отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Согласно пп. "б" п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов при отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).

Кроме того, норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования «<адрес>» подразумевает следующие системы горячего водоснабжения – централизованная система горячего водоснабжения и нецентрализованная система горячего водоснабжения; с изолированными стояками и с неизолированными стояками.

Согласно абз. 7 Письма Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ "О переходе теплоснабжающей организации на прямые договоры с потребителями для предоставления потребителям коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению" - централизованной признается система, в которой оборудование, используемое для приготовления коммунальной услуги, не относится к общему имуществу многоквартирного дома, а находится в эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации.

Истцом в ходе рассмотрения дела не представлено доказательств, подтверждающих нарушение ее прав действиями ответчика.

Договор между ФИО1 и МУП <адрес> «Коммунэнерго» не заключен, истцом договор, заключенный между ответчиком и третьим лицом – управляющей компанией не оспорен.

В силу требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на каждую сторону возложено бремя доказывания тех обстоятельств, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Указанное требование закона ФИО1 не выполнено, не доказано нарушение ответчиком ее прав как потребителя по заявленным основаниям.

В связи с наличием договорных отношений между ООО «Элит плюс» и МУП <адрес> «Коммунэнерго» по предоставлению коммунального ресурса на содержание общего имущества МКД, ответственность за взимание платы за коммунальную услугу по предоставлению коммунального ресурса несет управляющая компания – ООО «Элит плюс».

В целом апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела. Судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем доводы жалобы признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нормы материального права при рассмотрении дела судом применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий О.А. Жиляева

Судьи областного суда И.Б. Ожегова

Э.А. Юденкова