Судья – Арзуманова Т.А. Дело № 2-2332-33-1278/2021
УИД 53RS0022-01-2021-001568-65
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 июля 2021 года Великий Новгород
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Хухры Н.В.
судей Ребровой И.В., Котовой М.А.
при секретаре Елисеевой К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой М.А. гражданское дело по апелляционной жалобе ГОКУ «Центр занятости населения Новгородской области» на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 21 апреля 2021 г.,
установила:
ФИО10 обратился в суд с иском к ГОКУ «Центр занятости населения Новгородской области» (далее – Центр занятости) о признании незаконным действий (бездействия), обязании зарегистрировать его в качестве безработного, взыскании убытков и компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что истец с 2008 года со своей семьей постоянно проживает в <...>, где имеет жилье и временную регистрацию. 20 января 2021 г. истец обратился в отдел Центра занятости <...> Новгородской области с заявлением о постановке его на учет в качестве безработного. Центром занятости ФИО11. был зарегистрирован как гражданин, нуждающийся в поиске подходящей работы, а в принятии на учет в качестве безработного истцу было отказано по причине отсутствия у него регистрации по месту жительства в Новгородской области. С решением ответчика ФИО12 не согласен, просит признать действия сотрудников Центра занятости незаконными, признать его безработным с момента постановки на учет, обязать ответчика выплачивать ему пособие по безработице, взыскать расходы на поездки в город и консультации с юристами в сумме 5 000 руб. и взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 21 апреля 2021 г. исковые требования ФИО13 удовлетворены частично и постановлено:
Признать незаконным бездействие ГОКУ «Центр занятости населения Новгородской области», выразившееся в непринятии решения о признании ФИО14 безработным и о назначении пособия по безработице.
Обязать ГОКУ «Центр занятости населения Новгородской области» принять решение о признании ФИО16. безработным и о назначении ему пособия по безработице по заявлению ФИО15. от 20.01.2021 года.
В удовлетворении иска в остальной части ФИО17. отказано.
В апелляционной жалобе ГОКУ «Центр занятости населения Новгородской области» выражает несогласие с решением суда, указывая на ошибочность выводов о признании незаконными действий Центра занятости, а также на нарушение норм материального права, повлекших принятие неверного решения. В обоснование жалобы указывает, что у истца на момент обращения в Центр занятости имелась регистрация по месту жительства в <...>, а на основании представленных истцом сведений Центром занятости ему оказана государственная услуга по содействию в поиске подходящей работы. Какие-либо правовые основания для принятия решения о постановке истца на регистрационный учет в качестве безработного и выплате пособия, у Центра отсутствовали. Обращает внимание, что способ обращения гражданина (лично или дистанционно) за предоставлением государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, в случае достаточности представленных сведений для принятия решения о его регистрации в целях содействия по поиску работы, значения не имеет. В жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе ФИО18 в иске.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области полагает решение суда незаконным и необоснованным, направленным на защиту еще ненарушенных прав, подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в иске. Кроме того, указывает на определенный порядок, предусмотренный ст. 264 ГПК РФ, для установления фактов, имеющих значение (в данном случае места жительства истца).
В поданных возражениях на жалобу ФИО19 указывает на обоснованность решения суда, просит оставить его без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, выслушав представителя ответчика ФИО32., поддержавшего жалобу по доводам в ней изложенным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ч.1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее также - Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"; нормы закона приводятся в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО1 20 января 2021 г. к ответчику).
В статье 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены категории граждан, которые считаются занятыми.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункт 1 статьи 3).
Во исполнение предоставленных полномочий Правительством РФ принято Постановление от 7 сентября 2012 г. № 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" и утверждены соответствующие Правила.
Пунктом 2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы предусмотрено, что регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.При регистрации государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы (далее - регистрационный учет), ведение регистрационного учета граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы (далее - зарегистрированные граждане), и снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан.
В пункте 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы указано, что постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
При постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить в том числе следующие документы: трудовая книжка или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты; документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке; документы, подтверждающие отнесение граждан к категории испытывающих трудности в поиске подходящей работы, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации (п. 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы).
При постановке на регистрационный учет граждане письменно (под роспись) уведомляются о том, что они зарегистрированы в целях поиска подходящей работы в государственном учреждении службы занятости населения (п. 6 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы).
Согласно пункта 7 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, трудоспособным гражданам, за исключением граждан, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, обратившимся в органы службы занятости по месту жительства, не имеющим работы и заработка, ищущим работу и готовым приступить к ней, при постановке на регистрационный учет государственные учреждения службы занятости населения устанавливают дату посещения для подбора подходящей работы в срок, не превышающий 11 дней со дня предъявления следующих документов: паспорт или документ, его заменяющий; трудовая книжка или документ, ее заменяющий; документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.
Согласно пункта 9 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, сведения об установленной дате посещения зарегистрированными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц. Зарегистрированные граждане письменно (под роспись) уведомляются о дате посещения указанного учреждения для подбора подходящей работы.
В пунктах 10-13 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы указано, что при поступлении в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - работодателей сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, которые являются подходящими для зарегистрированных граждан, этим гражданам в устной (по телефону) или письменной (почтовое отправление, электронная почта) форме предлагается в течение 3 дней посетить указанные учреждения для подбора подходящей работы. При посещении зарегистрированными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы указанные государственные учреждения осуществляют регистрационный учет при условии предъявления документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил. При посещении зарегистрированными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы сведения, содержащиеся в документах, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, и дата их предъявления вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц. Ведение регистрационного учета зарегистрированных граждан осуществляется в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц путем внесения даты посещения гражданами государственных учреждений службы занятости населения и сведений о предложениях подходящей работы.
Пунктом 14 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы предусмотрено, что снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в следующих случаях: трудоустройство; длительная (более 1 месяца со дня последнего посещения государственного учреждения службы занятости населения для подбора подходящей работы) неявка в государственное учреждение службы занятости населения; осуждение к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; отказ от посредничества государственного учреждения службы занятости населения (по личному письменному заявлению гражданина); смерть гражданина.
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. №460 утверждены «Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» (далее - Временные правила)
Таким образом, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, начиная с 13 апреля 2020 г. (день вступления в силу Временных правил) и по 31 июля 2021 г., регистрация граждан в качестве безработных, выплата им пособия и помощь в поиске работы осуществляется службами занятости в порядке, установленном Временными правилами.
Пунктом 1 Временных правил предусмотрено, что для поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения дистанционно.
Согласно пункту 2 Временных правил, регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме). Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Гражданин вправе также лично обратиться в центр занятости населения с заявлением о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
При личном обращении в центр занятости населения в целях получения государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы гражданину оказывается содействие в оформлении заявления в электронной форме с использованием личного кабинета соискателя в информационно-аналитической системе или в личном кабинете единого портала.
Согласно пункту 3 Временных правил постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
В пункте 8 Временных правил указано, что решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме.
Как следует из материалов дела, 23 октября 2020 г. ФИО20. уволен с должности <...>.
20 января 2021 г. ФИО21 обратился в отдел занятости населения <...> ГОКУ «Центр занятости населения Новгородской области» с заявлением о предоставлении государственной услуги и содействия гражданам в поиске подходящей работы.
20 января 2021 г. ФИО22 было выдано направление на работу в <...> По результатам собеседования кандидатура была отклонена.
17 февраля 2021 г. истцу были предоставлены сведения о наличии вакансии в <...>.
На 16 марта 2021 г. ФИО23 было назначено следующее посещение ГОКУ «Центр занятости населения Новгородской области», на которое он не явился, и 18 марта 2021 г. истец был снят с учета по причине длительной (более месяца) неявки гражданина в органы социальной защиты без уважительных причин.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Судом установлено, что ФИО24 обратился к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги и содействия гражданам в поиске подходящей работы, и данная услуга ФИО25 была оказана в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, поскольку, как указано выше, данная услуга оказывается Центром занятости гражданам независимо от места их жительства в РФ, в отличие от услуги регистрации гражданина в качестве безработного.
В соответствии с Правилами регистрации безработных (далее - Правила) регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. № 891 (далее - зарегистрированные граждане), в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными (пункт 3 Правил).
На основании пункта 4 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорта или документа, его заменяющего; б) трудовой книжки или документа, ее заменяющего; в) документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, документов об обучении, документов об ученых степенях и ученых званиях; г) справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными (абзац первый пункта 7 Правил регистрации безработных граждан).
Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях: а) отказа гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы; б) двух отказов гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; в) неявки гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы; г) неявки гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным; д) представления гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным (пункт 9 Правил регистрации безработных граждан).
Сведения о дате принятия решения об отказе в признании безработными зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц (пункт 10 Правил регистрации безработных граждан).
Государственные учреждения службы занятости населения уведомляют зарегистрированных граждан письменно (под роспись) или в форме почтового отправления об отказе в признании их безработными и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения (пункт 11 Правил регистрации безработных граждан).
Таким образом, решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости, а регистрация безработных граждан - осуществляется по месту жительства таких граждан.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 6 февраля 2003 г. №105-О, федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по регулированию общественных отношений, предусмотренных Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», определил в нем правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и установил гарантии реализации гражданами права свободно избирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы (статья 37, части 1 и 3 Конституции Российской Федерации).
Такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства. Что касается права на получение пособия по безработице, то Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определено, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по его месту жительства.
Введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Напротив, оно обусловлено необходимостью создать наиболее благоприятные условия для поиска территориальными органами службы занятости подходящей гражданину работы в пределах именно той местности, где он проживает. Учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующего материального пособия, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства.
Таким образом, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации конституционных прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации.
По смыслу приведенных выше норм права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в случаях, прямо предусмотренных законодателем, условие о наличии учетных данных по месту жительства гражданина является обязательным.
Согласно ч.1 ст.20 ГК РФ местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлено, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Как указано в статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также абзаце 2 пункта 1 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Из обстоятельств дела усматривается, что истец ФИО26 поставлен ответчиком на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы, однако решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено как истцом ФИО27., так и материалами дела, что при обращении истца к ответчику с заявлением о регистрации его в качестве безработного, истцу были даны разъяснения о правилах регистрации в органах службы занятости и дан ответ об отсутствии оснований для принятия решения о признании или отказе в признании истца безработным в связи с отсутствием у него регистрации по месту жительства в Новгородской области.
Таким образом, у ответчика не имелось оснований для принятия решения о признании ФИО28. безработным, поскольку на момент обращения в ГОКУ «Центр занятости населения Новгородской области» в паспорте истца имелась отметка о регистрации его по месту жительства в <...>
Несмотря на установление судом в рамках рассмотрения данного дела факта проживания истца на территории Новгородской области, правовых оснований для удовлетворения требований, заявленных ФИО29 у суда первой инстанции не имелось в связи с тем, что истцом не исполнена обязанность по предоставлению в Центр занятости населения полного пакета документов для признания его безработным.
Кроме того, из материалов дела следует, что ФИО30 обратился в суд 2 февраля 2021 г., тогда как 17 февраля 2021 г. ответчиком ему предлагалась работа, и была установлена соответствующая дата для посещения Центра занятости-16 марта 2021 г. в соответствии с правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы. Таким образом, обращение истца в суд за разрешением спора являлось преждевременным, и права истца, в данной ситуации, ответчиком нарушены не были.
Совокупность обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения спора, позволяет судебной коллегии сделать вывод о том, что решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований не соответствует закону и подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе ФИО33. в иске.
Руководствуясь ст.ст.327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 21 апреля 2021 г. в части удовлетворения требований к ГОКУ «Центр занятости населения Новгородской области» отменить, принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении иска ФИО31 - отказать.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 августа 2021 г.
Председательствующий
Судьи