ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2335/2021 от 04.04.2022 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Кукурекин К.В. дело № 2-2335/2021

(первая инстанция)

дело № 33-1016/2022

(апелляционная инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 апреля 2022 года город Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи Григоровой Ж.В.,

судей Анашкиной И.А., Донскова М.А,

при секретаре Бойко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Бутикова А. Г. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 8 октября 2021 года по гражданскому делу по иску Бутикова А. Г. к государственному унитарному предприятию города Севастополя «Водоканал», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Главное управление государственного жилищного надзора города Севастополя, о понуждении совершить определенные действия, возложении обязанности совершить определенные действия,

заслушав доклад судьи Анашкиной И.А.,

УСТАНОВИЛА:

Бутиков А.Г. обратился в суд с иском, просил понудить ГУПС «Водоканал» принять к учету и последующему опечатыванию новый водомер калибром Ду20, наложить на ГУПС «Водоканал» административный штраф в порядке статьи 23 закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оплату государственной пошлины возложить на ответчика.

Требования обоснованы тем, что в квартире истца в <адрес> в <адрес> с 1998 года установлен водомер с внутренним диаметром 20 мм (Ду20), что соответствует, как утверждает истец, проектной документации разводки сетей внутридомового водопровода 20 мм в указанном доме, 1957 года постройки, законность установки подтверждается актом ГКП «Севгорводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ.

При обращении к ответчику по вопросу поверки ранее установленного прибора учета в ГУПС «Водоканал» ему разъяснили, что после поверки такой прибор не будет опломбирован, рекомендовали заменить водомер Ду20 на Ду15 с внутренним диаметром 15 мм. Такие требования истец считает незаконными, настаивает, чтобы в его квартире стоял водомер с внутренним диаметром 20 мм Ду20, а не водомер калибром Ду15, на установке и опломбировании которого настаивает ответчик, как соответствующего действующим на территории Российской Федерации нормативным требованиям для внутреннего водопровода и канализации зданий. Между тем действующие СНиП допускают установку в квартирах водомеров 20 мм. Кроме того, нормы и правила, на которые ссылается ответчик, распространяются на проектируемые и реконструируемые раздельные системы горячего и холодного водоснабжения, в то время как в доме, в котором проживает истец, горячее водоснабжение отсутствует, горячая вода получается путем применения газовых колонок. Применение водомера Ду15 на трубах диаметром 20 мм приведет к неустойчивой работе газовых колонок. Кроме того, использование водомера Ду15 на трубах 20 мм приведет к утрате гарантии на прибор учета, предоставленной заводом изготовителем.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 8 октября 2021 в удовлетворении исковых требований Бутикову А.Г. отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить, постановить новое – об удовлетворении исковых требований. Ссылается на обстоятельства, аналогичные приведенным в исковом заявлении. Указывает, что суд в решении не указал ни одной нормы права, которая бы запрещала установить водомер калибром Ду20 в водопровод того же калибра в принадлежащей истцу квартире, равно как и не назвал ни одной нормы закона или ГОСТ, которые бы давали ГУПС «Водоканал» право требовать установки водомера калибром Ду15 в водопровод диаметром 22 мм. Вместе с тем часть 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» прямо устанавливает, что при применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации. В свою очередь в пункте 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, установлено, что под эксплуатацией прибора учета для целей настоящих Правил понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя. Также и в п. 8.1. ГОСТ 6019-83 «Счетчики холодной воды крыльчатые» предусмотрено, что изготовитель гарантирует соответствие счетчиков требованиям настоящего стандарта и технических условий на счетчики конкретного типа при соблюдении условий хранения, траспортирования, монтажа и эксплуатации. Соответственно, эксплуатация прибора учета в условиях, не рекомендованных паспортом, инструкцией по эксплуатации на него, запрещается. Полагает, что ответчиком недосказана необходимость установки водомера диаметром Ду15.

Истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции апелляционную жалобу поддержал на основании доводов в ней изложенных. Подтвердил, что в настоящее время в его квартире установлен прибор учета потребленной воды, межповерочный интервал которого истек, новый прибор учета он не покупал. Приобретет после того, как за ним признают право на установку прибора учета Ду20.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции, как законное и обоснованное.

Представитель третьего лица Госжилнадзора Севастополя в заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела в надлежащем порядке в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об уважительности причин отсутствия не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал.

Руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав судью-докладчика, явившихся участников, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на неё, обсудив указанные доводы, а также доводы возражений, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований к отмене состоявшегося по делу решения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Бутиков А.Г. проживает по адресу: <адрес>.

Ответчик предоставляет истцу услуги по снабжению холодной водой и водоотведению.

В квартире истца с 1998 года установлен водомер TYP EV-3 (фирма АВВ) АО-14 калибром ? дюйма (ДУ20) с отметкой о госповерке 1998 года, что подтверждается актом приемки квартирного водомера, составленным ДД.ММ.ГГГГ Государственным коммунальным предприятием «Севгорводоканал» с участием абонента Бутикова А.Г. (л.д. 11).

Стороны не спаривали, что срок поверки установленного в квартире истца прибора учета истек.

Истец намерен заменить прибор учета в своей квартире, но желает вновь установить прибор учета калибром ? дюйма, что соответствует 20 мм, в связи с чем обращался в различные инстанции, в том числе и суд.

ДД.ММ.ГГГГ истец обращался в суд с иском к ответчику, просил обязать ответчика незамедлительно принять действенные меры для опломбирования нового водомера калибром ? дюйма (Ду20), которым истец заменит имеющийся водомер ДУ20 в <адрес> в <адрес>.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГБутикову А.Г. в удовлетворении исковых требований отказано.

Разрешая спор и принимая указанное решение, суд первой инстанции руководствовался постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и исходил из того, что истец, в нарушение действующего законодательства, установленный в его квартире водомер на поверку не сдавал, доказательств тому, что истец обращался к ответчику с заявлением об опломбировании водомера калибром ? дюйма (Ду20) после поверки не представлено, на основании чего суд пришел к выводу о том, что иск является необоснованным и заявлен преждевременно.

Названным решением установлено, что в письме ГУПС «Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ-Б на заявление истца рекомендован к установке водомер калибром 15 мм в связи с тем, что установленный водомер калибром 20мм не учитывает расход воды 0.ж032 м3/час. Вместе с тем данное заявление сводилось к предоставлению гарантий ответчиком в опломбировании водомера калибром ? дюйма (Ду20) после поверки в квартире истца.

Согласно письму Управления ФАС по Республике Крым и городу Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГУПС «Водоканал» по изложенным в заявлении Бутикова А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ отказано. Кроме того, указным письмом разъяснено истцу его право произвести поверку имеющегося у него водомера для определения соответствия требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений и проверки соответствия счетчика воды условиям, предусмотренным в своде правил для установления обоснованности использования счетчика с определенным диаметром.

В материалах настоящего дела содержится письмо ГУПС «Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ответчик по поручению Госжилнадзора Севастополя сообщает истцу, что расчет калибра водомера производится согласно СП 30.13330.2012 исходя из среднечасового расхода воды. Учет воды в квартирах многоквартирных домов осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета калибром 15 мм. Установка прибора учета воды с завышенным калибром приводит к недоучету воды. Поскольку в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации Потребитель обязан использовать приборы учета утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку; обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя индивидуальных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета или замену на новые приборы учета, то Бутикову А.Г. необходимо заменить установленный в квартире водосчетчик калибром 20 мм на водосчетчик калибром 15 мм.

Не согласившись с указанным утверждением, Бутиков А.Г. обратился с жалобой о незаконности требований о замене водомера Ду20 водомером Ду15, а также с требованием не препятствовать дальнейшей эксплуатации сертифицированных Госреестром РФ водомером Ду20 в <адрес>.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ-Б ГУПС «Водоканал» в ответ на заявление Бутикова А.Г. сообщает о необходимости произвести поверку (замену) водомера, дата ГП прибора учета EV № 98222051 1 апреля 2001 года. ГУПС «Водоканал» неоднократно продлевало сроки поверки квартирных водомеров. В связи с этим водомеры, не прошедшие поверку, сняты с учета, начисления производятся ГУПС «ЕИРЦ» в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению. Также сообщает, что учет воды в квартирах многоквартирного дома осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета калибром 15мм. Расчет калибра водомера производится согласно нормативному документу СП 30.12220.2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий» п. 7.2.10, СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» п. 11.2, диаметр условного прохода счетчика воды следует выбирать, исходя из среднечасового расхода воды, и проверять, согласно указаниям п. 11.3, п. 11.4. Пропускная способность трубопровода, в зависимости от материала труб, определяется согласно расчетных расходов (л/сек), экономичной скорости воды по таблице гидравлического расчета. При этом истец предупрежден, что водомер калибров выше 15 мм к учету приниматься не будет.

Для разъяснения возникших вопросов по использованию водомера в квартире истца, последний обратился в ФГУП ВНИИР.

ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение Бутикова А.Г. ФГУП «ВНИИР» сообщает, в частности, что средство измерений должно эксплуатироваться в соответствии с требованиями его эксплуатационных документов: руководства по эксплуатации, паспорта и формуляра (при наличии). Средство измерений является поверенным в случаи наличия действующего знака поверки на средстве измерений, и (или) свидетельства о поверке, и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Поверка средства измерений осуществляется в полном соответствии с документом на поверку (методикой поверки), указанной в описании типа данного средства измерений. Оформление результатов поверки осуществляется в соответствии с требованиями методики поверки данного средства измерений и документом «Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке», утвержденным приказом Минпромторга России от 2 июля 2015 года № 1815.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГУПС «Водоканал», начисления по адресу: <адрес> производились по норме на количество зарегистрированных, так как срок поверки водомера истек в апреле 2001 года. Оплата производилась по сумме начисления. Сумма задолженности на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 341 рубль 63 копейки.

В справке ГУПС «Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что <адрес> согласно акту приемки квартирного водомера от ДД.ММ.ГГГГ был установлен и принят в эксплуатацию водомер TYP EV-3, что соответствует калибру 15мм. Водомер был установлен в соответствии с техническими условиями по монтажу водомерного узла согласно паспорту на водомер. Технические условия от ГУПС «Водоканал» на установку водомера не выдавались. В <адрес> во всех квартирах установлены водомеры калибром 15мм.

Указанные обстоятельства также подтверждаются решением Ленинского районного суда города Севастополя от 28 марта 2017 года по делу об отказе в удовлетворении исковых требований Бутикова А.Г. об обязании ГУПС «Водоканал» принять меры для опломбирования водомера калибром ? дюйма (ДУу20).

Установив приведенные обстоятельства, сославшись на преюдициальность установленных решением Ленинского районного суда города Севастополя от 28 марта 2017 года по делу обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также пункта 9 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2013 № 776, согласно которому по истечении интервала между поверками приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета, суд в удовлетворении исковых требований отказал.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований соглашается.

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) собственники зданий, строений, сооружений, а также собственники помещений в многоквартирных домах обязаны установить приборы учета энергетических ресурсов, в том числе используемой воды, и обеспечить их надлежащую эксплуатацию (часть 9 статьи 11, часть 5 статьи 13 Закон об энергосбережении).

При этом многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета, в том числе воды, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета воды (часть 5 статьи 13 Закона об энергосбережении).

Подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения и (или) централизованной системе холодного водоснабжения без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается (абзац 2 пункта 4 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776).

В силу пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета воды, ввод установленных приборов учета воды в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю; установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета (абзацы 2, 11 п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг).

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством РФ обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Согласно пункту 9 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2013 № 776, используемые приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию. По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета. Эти положения распространяются, в том числе, на приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, используемые для определения количества холодной и горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды, подаваемой в помещения многоквартирных домов и жилые дома.

СП 30.13330.2020 «Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. СНиП 2.04.01-85*» (утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 920/пр) (далее - СП по внутреннему водопроводу и канализации зданий) введено понятие «Устройство для измерения расхода воды», под которым понимаются приборы измерения водопотребления (счетчики холодной и горячей воды).

Понятие «водосчетчик» содержится в абзаце 3 пункта 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034, под которым понимается измерительный прибор, предназначенный для измерения объема (массы) воды (жидкости), протекающей в трубопроводе через сечение, перпендикулярное направлению скорости потока.

В соответствии с пунктом 12.1 СП по внутреннему водопроводу и канализации зданий для вновь строящихся, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданий с системами холодного и горячего водоснабжения следует предусматривать приборы измерения водопотребления (счетчики холодной и горячей воды), параметры которых должны соответствовать метрологическому классу B по ГОСТ Р 50193.1 и требованиям разд. 12 СП по внутреннему водопроводу и канализации зданий. Счетчики воды следует устанавливать на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента, а также на вводах трубопроводов холодной воды в каждое здание и сооружение. Установка водомерных узлов не на границе эксплуатационной ответственности допускается при выполнении требований.

В тепловых пунктах (центральных или индивидуальных) для измерения расхода потребляемой горячей воды счетчики следует устанавливать на трубопроводах, подающих холодную воду к водонагревателям (пункт 12.2 СП по внутреннему водопроводу и канализации зданий).

На ответвлениях трубопроводов к отдельным помещениям, а также на подводках к отдельным санитарным приборам и технологическому оборудованию счетчики воды устанавливают по заданию на проектирование (пункт 12.3 СП по внутреннему водопроводу и канализации зданий).

В соответствии с пунктом 12.8 СП по внутреннему водопроводу и канализации зданий счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать на горизонтальных участках трубопроводов. Допускается установка счетчиков воды на вертикальных или наклонных участках трубопроводов, если такая установка предусмотрена паспортом счетчика. При размещении квартирных счетчиков холодной и горячей воды на вертикальных участках трубопроводов применяют счетчики, соответствующие метрологическому классу A по ГОСТ Р 50193.1.

Как установлено пунктом 12.9 СП по внутреннему водопроводу и канализации зданий, при конструировании трубной обвязки узлов установки счетчиков холодной и горячей воды следует:

- с каждой стороны счетчика предусматривать установку запорной арматуры, обеспечивающей отключение воды на участке с установленным счетчиком (шаровые краны, задвижки с обрезиненным клином); для квартир в жилых зданиях и для индивидуальных жилых зданий запорная арматура устанавливается только до счетчиков (по ходу движения воды);

- между счетчиком (кроме квартирных) и вторым (по ходу движения воды) запорным устройством предусматривать контрольный шаровой кран (с постоянно установленной заглушкой), предназначенный для подключения устройств метрологической поверки счетчиков. Такой же кран следует предусматривать на расстоянии не более 0,5 м после запорного устройства: для крыльчатых счетчиков воды (с диаметром до 50 мм) диаметр контрольных кранов - 15 мм, для турбинных (с диаметром более 50 мм) - 25 мм;

Установка приборов учета воды может быть осуществлена как силами правообладателя объекта недвижимости, который оборудуется соответствующим прибором, так и путем привлечения специализированной организации на договорной основе.

Вместе с тем, с учетом положений Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон об обеспечении единства измерений), предусматривающего, что конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений (часть 2 статьи 9), приборы учета воды должны быть опломбированы, о чем должна быть сделана соответствующая отметка в техническом паспорте (формуляре) прибора учета. Кроме того, средства измерений должны иметь заводские, серийные номера или другие буквенно-цифровые обозначения, однозначно идентифицирующие каждый экземпляр средства измерений. Место, способ и форма нанесения номера или другого обозначения должны обеспечивать возможность прочтения и сохранность в процессе эксплуатации средства измерений.

Поверка приборов учета воды является обязанностью собственника жилого или нежилого помещения.

В соответствии со статьей 11 Закона об обеспечении единства измерений поверка средств измерений отнесена к государственному регулированию в области обеспечения единства измерений.

Поверкой приборов учета является совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям (пункт 17 статьи 2 Закона об обеспечении единства измерений).

Согласно части 1 статьи 13 данного Закона средства измерений, в том числе и приборы учета воды, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. При этом применяющие указанные приборы пользователи обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку. Пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Интервал между поверками (межповерочный интервал) счетчика воды устанавливается в соответствии с ГОСТ Р 8.931-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Счетчики холодной и горячей воды. Определение интервала между поверками».

Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели (часть 2 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений).

Федеральным законом от 27.12.2019 № 496-ФЗ в Закон об обеспечении единства измерений внесены изменения, которыми установлены новые требования к результатам поверки приборов учета, в том числе приборов учета воды.

С 24.09.2020 результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включенными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. По заявлению владельца средства измерений или лица, представившего его на поверку, на средство измерений наносится знак поверки, и (или) выдается свидетельство о поверке средства измерений, и (или) в паспорт (формуляр) средства измерений вносится запись о проведенной поверке, заверяемая подписью поверителя и знаком поверки, с указанием даты поверки, или выдается извещение о непригодности к применению средства измерений (часть 4 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений).

Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке утверждены Приказом Минпромторга России от 31.07.2020 № 2510.

При этом результаты поверки приборов учета, удостоверенные в соответствии с нормами, действовавшими до 24.09.2020, действительны до окончания интервала между поверками (статья 2 Федерального закона от 27.12.2019 № 496-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений»).

Замена приборов учета осуществляется в том же порядке, что и их установка, при этом пользователь должен обеспечить своевременную передачу показаний приборов учета в организацию, осуществляющую расчет платежей за потребляемые пользователем ресурсы.

Таким образом, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В соответствии с пунктами 81(4), 81(5) Правил предоставления коммунальных услуг в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; наличие знаков последней проверки (за исключением новых приборов учета); работоспособность прибора учета.

Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным выше настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию. Перечень оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию является исчерпывающим.

Между тем водосчетчик как прибор предназначен для решения конкретной задачи - измерений объема воды, потребленной за отчетный период (месяц) при ее расходе в паспортном диапазоне расходов. Этот диапазон установлен паспортом на прибор и соответствующим ГОСТом Р 50193.1-92 «Измерение расхода воды в закрытых каналах. Счетчики питьевой воды. Технические требования».

На основании требований стандарта существуют квартирные водосчетчики классов A, B и C. Минимальный паспортный расход для класса A и B - 60 и 30 литров в час, для класса C - 15. При расходах, меньше минимального, водосчетчики работают неустойчиво. Водосчетчики диаметром 15 мм в зависимости от производителя имеют в качестве порога чувствительности величину 6, 10, 12, 15, 30 литров в час. Таким образом, при водоразборе с расходом меньше порога чувствительности водосчетчика возникает причина появления небаланса показаний общедомового и суммы показаний квартирных водосчетчиков.

Законодательством не предусмотрено ограничений в установке водомеров по условию калибра установленных труб. При установке прибора учета следует исходить не из размера калибра установленных в квартире труб, а из технических характеристик прибора учета, указанных в руководстве по эксплуатации, соответствуют ли они требованиям пункта 7.2.1 СП 30.13330.2016. СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85* и техническим условиям, разработанным применительно к конкретному объекту потребления воды, в данном случае квартиры, куда требуется установка прибора учета.

Согласно пункту 2.9. Рекомендаций по нормированию труда на установку, обслуживание и ремонт приборов учета и регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве. Часть 1. Нормы времени на установку, обслуживание и ремонт счетчиков воды, утв. Приказом Госстроя РФ от 16.08.2000 № 184, для выбора счетчиков воды необходимо руководствоваться Государственным реестром средств измерений Госстандарта Российской Федерации. Калибр счетчика воды, т.е. диаметр условного прохода, следует выбирать исходя из среднечасового расхода воды за период потребления (сутки, смену), который не должен превышать эксплуатационный, и проверять на пропуск расчетного максимального секундного расхода воды.

Указанные обстоятельства также подтвердил допрошенный в судебном заседании суда первой инстанции в качестве специалиста Чайниковой А.Л., который согласно справке выданной ГУПС «Водоканал» является начальником производственно-технического отдела. Чайников А.Л. пояснил, что каждый из водомеров имеет свой порог чувствительности, выбор которого зависит от водопотребления. Среднее потребление воды в квартире истца на 2018 год составляет 8-9 м.куб. в сутки, что составляет примерно 300 литров в сутки - 12,5 литров в час. Порог чувствительности водомера Ду15 составляет 30 литров в час, а у водомера Ду20 – 50 литров. Поскольку разница между калибрами водомеров и потреблением воды составляет 20 литров, таким образом, ввиду недопущения небаланса потребления воды следует устанавливать водомер Ду15. При этом возможность установки данного водомера на трубы калибром 20 возможна с помощью соответствующих переходников.

Таким образом, соответствие или несоответствие конкретного прибора учета диаметру труб и возможности его использования для конкретной задачи, в том числе с учётом особенностей системы водоснабжения (внутриквартирной разводки), можно определить только исходя из рекомендаций завода изготовителя, приведенных в инструкции к нему (руководстве по эксплуатации). Между тем, как следует из пояснений истца, он новый прибор учета не приобретал, поверку ранее установленного не осуществлял, при этом истечение срока межповерочного интервала само по себе не свидетельствует о непригодности прибора учета для дальнейшего его использования.

Истец обратился в суд с целью, чтобы за ним признали право на установку абстрактного прибора учета калибра Ду20, что сделано быть не может по причинам, изложенным выше.

При этом доводы истца о том, что установка водомера калибра Ду15 приведет к неустойчивой работе газовой колонки, ничем не подтверждены, равно как и то, что средние показатели потребляемой воды (среднечасовой или среднесуточный расход воды за период потребления) в квартире истца требуют установки прибора учета большего калибра, чем Ду15.

По смыслу положений статей 2 и 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы.

Поскольку суд не установил нарушения прав истца ответчиком, обоснованно оставил исковые требования без удовлетворения.

Доводов, ставящих под сомнение законность состоявшегося по делу по сути верного судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить безусловным основанием для отмены состоявшегося по делу решения, по материалам дела и доводам жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 229 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционную жалобу истца Бутикова А. Г. оставить без удовлетворения, решение Ленинского районного суда города Севастополя от 8 октября 2021 года – без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Ж.В. Григорова

Судьи: И.А. Анашкина

М.А. Донскова

Апелляционное определение составлено в окончательной форме 11.04.2022