ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2337/2021 от 04.10.2021 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Судья Чайкина С.Г. УИД: 18RS0004-01-2021-001813-92

Апел. производство: № 33-3238/2021

1-я инстанция: № 2-2337/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 октября 2021 года г.Ижевск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Солоняк А.В.,

судей Долгополовой Ю.В., Константиновой М.Р.,

при секретаре Шкляевой Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Индустриального районного суда г. Ижевска УР от 18 мая 2021 года, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Солоняка А.В., выслушав истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики с требованиями о предоставлении жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения.

В обоснование исковых требований истец указал, что он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, в котором никто не проживает более 15 лет, жилое помещение непригодно для проживания, правоустанавливающих документов на указанную квартиру истец не имеет, межведомственная комиссия отказала истцу в рассмотрении вопроса о признании помещения непригодным для проживания, в установлении факта невозможности проживания в указанном жилом помещении Министерство социальной политики и труда УР отказало, о чем направили уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. Истец полагает, что он нуждается в жилом помещении, имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Обязанность предоставления жилого помещения возложена на ответчика. Жилое помещение до настоящего времени не предоставлено. Просит обязать ответчика предоставить истцу в пользование по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям <адрес> УР жилое помещение не менее 18 кв.м и не более 36 кв.м на территории <адрес> УР.

В судебное заседание суда первой инстанции истец ФИО1, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д. 99).

Представитель истца адвокат Плотникова И.Л., действующая на основании ордера (л.д. 90), исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явился.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца и ответчика.

Суд постановил вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом обстоятельств; нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование своих доводов выразил несогласие с выводами суда о том, что право истца на получение жилого помещения из специализированного жилого фонда не было подтверждено; что истец не является нанимателем жилого помещения, имеет право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма по адресу: <адрес>. Судом не дана оценка ответу Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 отказано в заключении договора социального найма, в связи с отсутствием в архивах <адрес> какого-либо правоустанавливающего документа на вышеуказанное помещение. Судом 1 инстанции не учтено, что длительность хранения за ФИО1 возможности проживать в квартире, находящейся на балансе Администрации <адрес>, зависит от усмотрения последней, так как она вправе в любой момент распорядиться своим имуществом. Выразил несогласие с выводом суда о том, что в ходе судебного разбирательства не доказан факт невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях; суд, приняв отказ Министерства социальной политики и труда УР за основу, не принял во внимание заключение Управления по делам семьи, материнства и детства Администрации <адрес> о невозможности проживания ФИО1 в жилом помещении по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и иные документы, подтверждающие непригодность жилого помещения для проживания (л.д. 115-117).

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Информация о рассмотрении апелляционной жалобы своевременно размещена на официальном интернет-сайте Верховного Суда Удмуртской Республики (http://vs.udm.sudrf.ru/).

В суде апелляционной инстанции истец ФИО1 на апелляционной жалобе настаивал, поддержав её доводы.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие ответчика и иных участников процесса, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в том числе посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на сайте Верховного Суда Удмуртской Республики (http://vs.udm.sudrf.ru/). Доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах неявки, лица, не присутствующие в судебном засеаднии, не представили, ходатайства об отложении слушания дела не поступили.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда.

Из материалов дела следует и установлено судом первой и апелляционной инстанций, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 60, 61), относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается также сообщением Управления по делам семьи, материнства и детства Администрации <адрес> Удмуртской Республики (л.д. 12).

Его мать ФИО2 и отец ФИО3 (л.д. 62) лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего ФИО1 на основании вступившего в законную силу заочного решения Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-9, 64-71, 101-104). Мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63).

ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что следует из адресной справки, выданной ОВМ МО МВД России «Сарапульский», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13). Данные сведения подтверждаются также паспортными данными (л.д. 60), сведениями ОВМ МВД «Сарапульский» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73), адресной справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 105).

Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной Управлением имущественных отношений <адрес> по адресу: <адрес>, относится к муниципальной собственности. (л.д. 21, 81).

Ордер на вселение в указанное помещение либо договор социального найма на указанное помещение у истца отсутствует.

Сведений о закреплении за истцом указанного жилого помещения не имеется.

Согласно Акта обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ комиссией Управления по делам семьи, материнства и детства Администрации <адрес> жилое помещение по адресу: <адрес> находится на 1 этаже двухэтажного деревянного дома, окна забиты досками, входная дверь заколочена, со слов соседей в жилом помещении никто не проживает более 15 лет.

Какое-либо недвижимое имущество в <адрес> за истцом не зарегистрировано, что подтверждается справкой, выданной БУ УР «ЦКО БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10, 75), выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 77), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 76), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 88, 89).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о признании жилого помещения по адресу: <адрес>, непригодным для проживания (л.д.22).

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ истцу разъяснен порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и право обратиться в межведомственную комиссию для рассмотрения данного вопроса по существу. (л.д.84).

Из ответа председателя межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявление представителя ФИО1ФИО4 о признании жилого помещения непригодным для проживания не рассмотрено, т.к. не представлено правоустанавливающих документов на жилое помещение, а также заключение специализированной организации. (л.д. 85).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился с заявлением в отдел опеки и попечительства <адрес> об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением по делам семьи, материнства и детства Администрации <адрес> вынесено заключение о невозможности проживания ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: УР, <адрес> (л.д. 54-55).

Согласно уведомлению Министерства социальной политики и труда УР от ДД.ММ.ГГГГ было отказано ФИО1 в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, поскольку отсутствует заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания. Разъяснено право обжаловать данное решение в судебном порядке. (л.д. 26).

ФИО1 проходил военную службу по призыву в войсковой части 25850 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», что следует из справки (л.д. 72).

ФИО1ДД.ММ.ГГГГ заключил брак с ФИО4, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 100).

Данные обстоятельства установлены объяснениями участников процесса, письменными доказательствами, сторонами по существу не оспариваются.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст. 123 Конституции РФ, ст.ст. 92, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом УР от 14.03.2013 № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд 1 инстанции исходил из того, что истцом не предоставлено доказательств отсутствия у истца жилого помещения для проживания; доказательств отсутствия занимаемого им по договору социального найма либо непригодности данного жилого помещения для проживания; статья 8 Закона РФ № 159-ФЗ предусматривает право предоставления детям-сиротам жилого помещения при условии подтверждения факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях; данный факт при рассмотрении дела не был подтвержден истцом.

Данные выводы суда основаны на неправильной оценке представленных доказательств, но не повлекли принятие неправильного решения.

Так, согласно ответам Управления имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14), отдела управления жилищным фондом Управления ЖКХ Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 80) ФИО1 не является нанимателем жилого помещения, имеет право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма по адресу: <адрес>.

Как следует из ответа главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение по вопросу о заключении с ФИО1 договора социального найма, заявителю сообщено об отсутствии правоустанавливающих документов на квартиру по адресу: <адрес>, и необходимости подтвердить право пользования данным жилым помещением на условиях договора социального найма в судебном порядке. (л.д.23).

Согласно ответу Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 не является нанимателем или членом семьи нанимателя вышеуказанного жилого помещения. (л.д. 51, 52).

Таким образом, несмотря на наличие регистрации ФИО1 в вышеуказанной квартире, орган местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» не признаёт за ФИО1 право пользования жилым помещением по адресу <адрес> по договору социального найма, не заключает с ним такой договор.

Как следует из заочного решения Сарапульского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и установлено данным решением, мать ФИО1 в раннем возрасте оставила сына на воспитание отца ФИО3, никаких отношений с сыном не поддерживала; в семье отца ФИО3, проживающего по адресу: <адрес>, ФИО1 не проживает с 2014 года, проживал у других родственников (у тёть), с ДД.ММ.ГГГГ - в общежитии БПОУ УР «Сарапульский политехнологический техникум». (л.д.6-9).

На момент лишения родителей родительских прав в отношении истца ФИО1 последнему было 17 лет.

Каких-либо сведений о том, что жилое помещение по адресу: <адрес>, являлось местом жительства истца или его родителей, лишенных родительских прав, в материалах дела не имеется, из заочного решения Сарапульского городского суда от 23.03.2017 года (дело №2-742/2017) эти обстоятельства также не следуют.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу о правах на жилое помещение, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" разъяснено, что при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40). Исходя из этих положений Конституции, следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище. При рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (регистрации), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях.

Само по себе наличие у истца регистрации в жилом помещении по адресу <адрес> не свидетельствует о наличии у него права пользования данным жилым помещением. Фактическое вселение и проживание истца в данном жилом помещении по делу не установлено, обстоятельства регистрации истца в указанной квартире неизвестны, в том числе истцу. Орган местного самоуправления в ответах заявителю указывает на то, что истец не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по адресу: <адрес>,, находящегося в муниципальной собственности.

При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для вывода о том, что истцом не представлены доказательства отсутствия у него жилого помещения по договору социального найма, основанного на неверном определении юридически значимых обстоятельств. Такой вывод судом 1 инстанции мог быть сделан при наличии доказательств наличия у истца жилого помещения, занимаемого по договору социального найма. Однако, таких доказательств в материалах дела не имеется. В материалах гражданского дела отсутствуют доказательства того, что истец является нанимателем жилого помещения по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения.

В соответствии с абзацем четвертым п. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ст. 92 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Так, общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Абзацем первым п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 указанного Закона).

Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, либо являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, но если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

По существу суд исходил из того, что истец не представил в суд доказательств того, что он относится к лицам, указанным в пункте п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежащих обеспечению жилым помещением.

Вместе с тем, оснований для отмены принятого судом решения не имеется, т.к. оснований для удовлетворения иска, направленного на понуждение ответчика Министерства социальной политики и труда УР к предоставлению истцу ФИО1 жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения, у суда 1 инстанции не имелось, поскольку согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения специализированного жилого фонда предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме.

Согласно пункту 3 статьи 8 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список. (п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ).

Таким образом, действующее законодательство предусматривает заявительный порядок обеспечения жильем лиц данной категории, при этом заявление должно быть подано в письменной форме.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что истец обращался с письменным заявлением о включении его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ; и/или с письменным заявлением о предоставлении ему жилого помещения из специализированного жилого фонда.

Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства; и Форма заявления о включении в такой список утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства". (в тексте - Правила №397).

Заявление о включении в список и прилагаемые к нему документы могут быть поданы заявителем (представителем заявителя) в уполномоченный орган (орган местного самоуправления, уполномоченную организацию) лично, с помощью почтовой связи либо с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у уполномоченного органа (органа местного самоуправления, уполномоченной организации) заключены соглашения о взаимодействии. (пункт 8 Правил №397).

Заявление о включении в список регистрируется уполномоченным органом (органом местного самоуправления, уполномоченной организацией) в день подачи (поступления) в журнале регистрации заявлений по форме, утвержденной уполномоченным органом.

Уполномоченным органом (органом местного самоуправления) в бумажном и (или) электронном виде формируется учетное дело на каждого гражданина, в отношении которого рассматривается заявление о включении в список (далее - учетное дело). В учетном деле хранятся заявление о включении в список, документы, указанные в пункте 7 настоящих Правил, и документы, подтверждающие сведения, указанные в абзацах пятом - восьмом пункта 6 настоящих Правил.

В случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 13 настоящих Правил, учетное дело хранится в архиве уполномоченного органа в течение 75 лет, после чего подлежит экспертизе ценности документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации. (пункт 11 Правил №397).

Согласно пункту 12 Правил №397 уполномоченный орган (орган местного самоуправления, уполномоченная организация) выдает (направляет) заявителю (представителю заявителя) расписку о принятии заявления о включении в список и прилагаемых к заявлению документов с указанием даты их принятия.

Уполномоченный орган (орган местного самоуправления, уполномоченная организация) не вправе отказать в приеме заявления и прилагаемых к нему документов.

В случае выявления недостоверности и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении о включении в список и представленных заявителем (представителем заявителя) документах, уполномоченный орган (орган местного самоуправления, уполномоченная организация) направляет заявителю (представителю заявителя) запрос об уточнении указанных сведений. Запрос может быть передан заявителю (представителю заявителя) под расписку, направлен заказным письмом с уведомлением о вручении или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Срок, указанный в пункте 13 настоящих Правил, приостанавливается со дня направления заявителю (представителю заявителя) запроса уполномоченного органа (органа местного самоуправления) и не учитывается при исчислении срока принятия решения о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список или об отказе во включении в список до дня получения ответа на данный запрос.

Согласно пункту 13 Правил №397 в порядке, установленном уполномоченным органом, не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает одно из следующих решений:

о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список;

об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список.

Решение о включении или об отказе во включении в список оформляется распорядительным актом уполномоченного органа (органа местного самоуправления) (далее соответственно - акт о включении в список, акт об отказе во включении в список), выписка из которого в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю (представителю заявителя) способом, обеспечивающим подтверждение ее получения. При направлении копии акта об отказе во включении в список заявителю (представителю заявителя) разъясняется порядок обжалования соответствующего решения. Акт об отказе во включении в список хранится в учетном деле в уполномоченном органе.

Согласно пункту 14 Правил №397 акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона.

Решение об отказе во включении в список может быть обжаловано в судебном порядке.

Установленные Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предназначены для проверки и установления наличия у лиц указанной категории права на обеспечение жилым помещением в соответствие с Федеральным законом №159-ФЗ.

В материалах дела отсутствуют доказательства обращения истца в уполномоченный орган (орган местного самоуправления) с соответствующим письменным заявлением по установленной форме и доказательства соблюдения истцом вышеуказанного порядка по обеспечению жильём.

Управлением по делам семьи, материнства и детства Администрации <адрес> на судебный запрос дан ответ, что истец ФИО1 с заявлением о включении в список не обращался, подавал заявление от ДД.ММ.ГГГГ об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, решение по которому принимает Министерство социальной политики и труда УР.

Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства УР от 04.09.2013 N 403 утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, который предусматривает, что решение об установлении факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях принимается Министерством социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее - Министерство) на основании заключения органа опеки и попечительства в Удмуртской Республике (далее - орган опеки и попечительства), письменного заявления об установлении факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, оформляемого в соответствии с приложением к настоящему Порядку, и документов, прилагаемых к нему. (пункт 3 Порядка).

Заявление об установлении факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - заявление) подается в органы опеки и попечительства по месту нахождения жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договору социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты. (пункт 4 Порядка).

Таким образом, заявление, с которым обратился истец ФИО1 об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, не заменяет собой заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предусмотренное статьей 8 Федерального закона №159-ФЗ и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397.

В связи с отсутствием доказательств соблюдения истцом вышеуказанного порядка, в котором подлежат обеспечению жильём лица, относящиеся к детям-сиротам и приравненным к ним категориям, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания признать права истца, нарушенными ответчиком.

К ответчику Министерству социальной политики и труда УР либо уполномоченному им лицу истец ФИО1 в установленном законом порядке не обращался, отказа в обеспечении жильем по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом УР от 14.03.2013 N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", истец не получал, оснований для понуждения ответчика к предоставлению истцу жилого помещения на момент рассмотрения данного иска не имеется.

Документы, подтверждающие, что истец относится к лицам, указанным в пункте п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежащих обеспечению жилым помещением, подлежат приложению к заявлению о включении в список в целях проверки и установления наличия оснований для обеспечения жильем в соответствующем порядке.

По смыслу статьи 3,4 Гражданского процессуального кодекса РФ целью обращения в суд является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Обращение истца в суд с требованиями о понуждении (обязании) ответчика Министерства социальной политики и труда УР к предоставлению жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения является преждевременным в связи с несоблюдением истцом установленного законом порядка. Наличие объективных препятствий для подачи истцом письменного заявления о включении в список и соблюдения установленного законом порядка обеспечения жилым помещением специализированного жилого фонда судебная коллегия не усматривает. Отказ уполномоченного органа в принятии заявления и/или отказ во включении в список могут быть оспорены в судебном порядке.

Доводы апелляционной жалобы истца не опровергают вышеуказанные обстоятельства, свидетельствующие о несоблюдении истцом, достигшим полной дееспособности, установленного законом порядка обращения в уполномоченный орган по вопросу обеспечения жильём и не являются основанием для отмены принятого решения.

Доводов, способных повлиять на существо принятого решения, апелляционная жалоба истца ФИО1 не содержит и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 18 мая 2021 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу истца ФИО1 оставить без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение вынесено 11.10.2021 года.

Председательствующий: А.В. Солоняк

Судьи: Ю.В. Долгополова

М.Р. Константинова