Судья Будченко Т.В.
Дело № 33-722/2020
Дело № 2-233/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 октября 2020 г. г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
судей Тараника В.Ю., Кукшиновой О.М.,
при секретаре Шаховой И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области на решение Облученского районного суда ЕАО от 18.06.2020, которым постановлено:
Исковое заявление прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области, муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Центр образования имени полного кавалера ордена Славы Александра Ивановича Раскопенского» п. Кульдур, администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области, муниципальному казённому учреждению культуры «Информационный культурно-досуговый центр» муниципального образования «Кульдурское городское поселение» о понуждении к выполнению действий по оборудованию здания устройством молниезащиты удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области, муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Центр образования имени полного кавалера ордена Славы Александра Ивановича Раскопенского» п. Кульдур, муниципальное казённое учреждение культуры «Информационный культурно-досуговый центр» муниципального образования «Кульдурское городское поселение» в срок до 31.12.2021 оборудовать здание по адресу: <...> «а», устройством молниезащиты.
Обязать для выполнения вышеуказанных мероприятий:
- администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области произвести финансирование муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Центр образования имени полного кавалера ордена Славы Александра Ивановича Раскопенского» п. Кульдур;
- администрацию муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области произвести финансирование муниципального казённого учреждения культуры «Информационный культурно-досуговый центр» муниципального образования «Кульдурское городское поселение».
Взыскать с муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Центр образования имени полного кавалера ордена Славы Александра Ивановича Раскопенского» п. Кульдур государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 рублей.
Взыскать с муниципального казённого учреждения культуры «Информационный культурно-досуговый центр» муниципального образования «Кульдурское городское поселение» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 рублей.
Заслушав доклад судьи Тараника В.Ю., пояснения прокурора Холманских Т.А., представителя ответчика администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение»Облученского муниципального района Еврейской автономной области (далее - администрация Кульдурского городского поселения) ФИО1, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации Кульдурского городского поселения о понуждении к действиям по оборудованию здания устройством молниезащиты.
Требования мотивированы тем, что действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий органов управления. В ходе проверки установлено, что здание администрации Кульдурского городского поселения не оборудовано устройствами молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утверждённого в соответствующих органах, согласованного с энергосберегающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты. Отсутствие в здании устройства молниезащиты не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создаёт опасные условия для неопределённого круга лиц, нарушает их права и законные интересы, поскольку способствует возникновению пожара и других неблагоприятных ситуаций.
Просил суд обязать администрацию Кульдурского городского поселения до 01.08.2020 оборудовать устройством молниезащиты здание, расположенное по адресу: <...>.
Определениями суда к участию в деле привлечены в качестве соответчиков муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Центр образования имени полного кавалера ордена Славы Александра Ивановича Раскопенского» п. Кульдур (далее - МКОУ «Центр образования им. А.И. Раскопенского»), администрация муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области (далее - администрация Облученского муниципального района), муниципальное казённое учреждение культуры «Информационный культурно-досуговый центр» муниципального образования «Кульдурское городское поселение»(далее -МКУК «ИКДЦ»).
В судебном заседании прокурор Эрлих К.А. исковые требования поддержала. Просила суд обязать администрацию Кульдурского городского поселения, МКОУ «Центр образования им. А.И. Раскопенского», МКУК «ИКДЦ» в срок до 01.08.2020 оборудовать указанное здание устройством молниезащиты; для указанных мероприятий обязать: администрацию Облученского муниципального района произвести финансирование МКОУ «Центр образования им. А.И. Раскопенского», администрацию Кульдурского городского поселения произвести финансирование МКУК «ИКДЦ».
Представитель ответчика администрации Кульдурского городского поселения ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что здание детского сада построено в 1987 году в соответствии со строительными нормами и правилами для детских садов, действующих на тот период. В пункте 4.21 СП 118.13330.2012 указано не о молниезащите всего здания, а только лишь о ТВ-антеннах и трубостойках телефонной сети или сети проводного вещания, которые должны быть защищены от атмосферного электричества во избежание возможного возгорания бытовой радиотелевизионной аппаратуры во время грозы.
Представитель ответчика администрации Облученского муниципального района ФИО2 исковые требования не признала. Пояснила, что здание построено до введения в действие Инструкции, на которую ссылается прокурор. При этом в здании имеется естественное заземление. Обязанность выделить денежные средства для обустройства здания устройством молниезащиты у администрации отсутствует. В случае удовлетворения требований прокурора просила установить срок исполнения судебного акта не ранее 31.12.2021.
Представитель ответчика МКУК «ИКДЦ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление его требования не признал, указав основания, аналогичные приведённым в судебном заседании представителем ответчика администрации Кульдурского городского поселения.
Представитель ответчика МКОУ «Центр образования им. А.И. Раскопенского» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. В письменных пояснениях указал, что здание корпуса 2 (детский сад) двухэтажное, кирпичное, кровля шиферная на деревянной обрешётке, сгораемые конструкции кровли обработаны огнезащитным составом. Здание детского сада окружают четырёхэтажные и пятиэтажные жилые дома.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Облученского муниципального района ФИО2 просила решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Мотивируя жалобу, указала, что поскольку Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ не конкретизирована обязанность ответчиков по обеспечению средствами молниезащиты образовательных учреждений, ответчик наделён правом самостоятельного определения формы участия в пожарной безопасности образовательного учреждения и перечня конкретных мероприятий по данному направлению с учётом практической необходимости и соразмерности степени возможной пожарной опасности с целью финансовой обоснованности.
Сославшись на Инструкцию, утверждённую приказом Министерства энергетики РФ от 30.06.2003 № 280, указала, что последствием удара молнии в образовательные объекты является отказ системы электроснабжения, пожар исключён.
Отметила, что в образовательных учреждениях каждый электропотребитель (электрические устройства) оборудован устройством защитного отключения электроустановок.Все здания оборудованы защитным контуром заземления, автоматической системой пожарной сигнализации и противодымной защитой.
Прокурором не представлено доказательств, подтверждающих, что в компетенцию органов прокуратуры входит проверка наличия и соблюдения правил пожарной безопасности образовательных учреждений, правил эксплуатации установок молниезащиты.
Судом не принято во внимание, что установка молниезащиты для муниципальных учреждений должна происходить при проектировании либо реконструкции здания.
Поскольку проведение реконструкции здания не входит в понятие содержания недвижимого имущества, обязанность выделять денежные средства для обустройства зданий устройством молниезащиты у администрации отсутствует.
Прокурор не представил достаточно доказательств того, что здание школы недостаточно оборудовано молниезащитой.
Не обоснована необходимость построения молниезащиты данного объекта. Не представлены доказательства того, что отсутствие устройства молниезащиты нарушает права и законные интересы находящихся в здании лиц, ставит под угрозу их жизнь и здоровье.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Эрлих К.А. с её доводами не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
В отзывах на апелляционную жалобу администрация Кульдурского городского поселения, МКУК «ИКДЦ» поддержали её доводы.
В суде апелляционной инстанции прокурор Холманских Т.А. возражала относительно доводов и требований апелляционной жалобы.
Представитель ответчика администрации Кульдурского городского поселения ФИО1 с доводами апелляционной жалобы согласилась.
Представители соответчиков администрации Облученского муниципального района, МКОУ «Центр образования им. А.И. Раскопенского», МКУК «ИКДЦ» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело без их участия.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений и отзывов на неё, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Согласно положениям статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пунктам 3 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Пунктом 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что исключение условий образования в горючей среде (или внесения в неё) источников зажигания должно достигаться одним или несколькими из следующих способов: устройство молниезащиты зданий, сооружений и оборудования.
Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280 утверждена Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций (далее - Инструкция), которая распространяется на все виды зданий независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, предназначена для использования при эксплуатации зданий.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в здании, расположенном по адресу: <...>, находятся помещения, принадлежащие на праве собственности администрации Кульдурского городского поселения, администрации Облученского муниципального района и переданные в оперативное управление МКУК «ИКДЦ», МКОУ «Центр образования им. А.И. Раскопенского» соответственно. В здании расположены помещения, используемые администрацией Кульдурского городского поселения, детский сад и культурно-просветительный центр.
Согласно положениям устава МКОУ «Центр образования им. А.И. Раскопенского» его учредителем является муниципальное образование «Облученский муниципальный район» в лице администрации.
Учредителем МКУК «ИКДЦ» является муниципальное образование «Кульдурское городское поселение».
В результате проверки, проведённой прокуратурой Облученского района ЕАО, установлено, что здание администрации Кульдурского городского поселения не оборудовано устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утверждённого в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты.
27.09.2019 в адрес главы администрации Кульдурского городского поселения внесено представление, в котором требовалось принять меры, в том числе по оборудованию здания администрации Кульдурского городского поселения устройством молниезащитыс получением технического проекта молниезащиты, утверждённого в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты.
Требование прокурора не исполнено, что сторонами не оспаривалось.
В судебном заседании установлено, что здание, расположенное по адресу: <...>, устройством молниезащиты не оборудовано.
Согласно пункту 3.1 устава МКУК «ИКДЦ» источниками финансового обеспечения учреждения являются, в том числе, регулярные и единовременные поступления от учредителя - администрации Кульдурского городского поселения.
В пункте 6.2 устава МКОУ «Центр образования им. А.И. Раскопенского» указано, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов, в том числе являются бюджетные поступления в виде субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели.
Разрешая настоящий спор, установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к выводу, что отсутствие в здании, в котором осуществляет деятельность орган управления, образовательное и культурно-просветительное учреждение, устройства молниезащиты может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников, поскольку способствует возникновению пожара и других неблагоприятных ситуаций, в связи с чем удовлетворил требования прокурора, возложив на администрацию Кульдурского городского поселения, МКОУ «Центр образования им. А.И. Раскопенского», МКУК «ИКДЦ» обязанность по оборудованию здания, в котором находятся эти учреждения, устройством молниезащиты. Также суд возложил на администрацию Облученского муниципального района обязанность профинансировать МКОУ «Центр образования им. А.И. Раскопенского», на администрацию Кульдурского городского поселения обязанность профинансировать МКУК «ИКДЦ».
Судебная коллегия с выводом суда согласилась, так как он принят в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, соответствует нормам материального права.
Оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку отсутствие систем молниезащиты в образовательном учреждении, учреждении культуры, здании администрации отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в них, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение чрезвычайных ситуаций, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью лиц, находящихся в учреждениях, а также ущерб имуществу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций подлежит применению независимо от того, проводится ли проектирование либо реконструкция здания.
Так, согласно пункту 66 постановления Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил) (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» обязательным является применение требований раздела 1, пунктов 4.14-4.22 раздела 4 СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».
Действующее постановление Правительства РФ от 04.07.2020 № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» содержит аналогичное правовое регулирование (пункт 68).
Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведён в приложении В, в котором в пунктах 1.1.1 и 1.1.2 обозначены дошкольные образовательные и общеобразовательные организации, в пункте 4.2 - здания и помещения культурно-просветительного назначения.
Пункт 4.21 СП 118.13330.2012 указывает, что устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 - Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утверждённой приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280.
Таким образом, Инструкция обязательна для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий, в том числе образовательными учреждениями.
Довод жалобы о том, что следствием удара молнии в здание по типу образовательных объектов является отказ системы электроснабжения, поэтому пожар в образовательных учреждениях исключён, основан на неверном толковании норм материального права.
Абзацем вторым пункта 2.2 Инструкции установлено, что непосредственное опасное воздействие молнии - это пожары, механические повреждения, травмы людей, а также повреждения электрического и электронного оборудования.
Кроме того, как следует из таблицы 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены школы и детские сады, при этом последствием удара молнии, помимо отказа электроснабжения, является отказ системы пожарной сигнализации, вызывающий задержку противопожарных мероприятий.
В этой связи судебная коллегия также не соглашается с доводом жалобы о том, что оборудование зданий образовательных учреждений устройствами защитного отключения и системой пожарной сигнализации обеспечит молниезащиту, поскольку, учитывая вышеуказанные положения Инструкции, возможные последствия удара молнии не исключают необходимость оборудования зданий системой молниезащиты.
Судебная коллегия согласилась с выводом суда о том, что указанные ответчиками обстоятельства, такие как расположение вблизи высотных зданий, телевышки, обработка чердачных перекрытий зданий огнезащитным составом, с учётом анализа названных выше нормативных правовых актов, не исключают обязанность ответчиков оборудовать здание устройством молниезащиты.
Не влечёт отмену принятого решения довод жалобы о том, что здание оборудовано защитным контуром заземления, поскольку согласно пункту 2.1 Инструкции устройства защиты от прямых ударов молнии представляет собой комплекс, состоящий из молниеприемников, токоотводов и заземлителей. Таким образом, заземление является одним из элементов молниезащиты, используется в совокупности с остальными элементами защиты. При этом доказательств наличия других молниезащитных устройств на зданиях образовательных учреждений в материалах дела не имеется.
Исходя из приведённых обстоятельств, доводы апелляционной жалобы о том, что прокурором не представлено доказательств недостаточности оборудования здания молниезащитой и нарушения прав и законных интересов находящихся в учреждениях лиц вследствие отсутствия устройств молниезащиты, подлежат отклонению.
Кроме того, судебная коллегия считает, что суд правомерно возложил обязанность профинансировать мероприятия по оборудованию здания МКУК «Центр образования им. А.И. Раскопенского».
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казённых учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В соответствии со статьёй 53 вышеназванного закона формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счёт средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, оборудование зданий образовательных учреждений устройствами молниезащиты является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Обязательства по финансированию данных мероприятий являются расходным обязательствами органа местного самоуправления. Соответственно, выделение средств на эти мероприятия возможно в рамках бюджетного процесса.
Вопреки доводу жалобы о том, что в компетенцию органов прокуратуры не входит проверка соблюдения правил пожарной безопасности, правил эксплуатации установок молниезащиты в образовательных учреждениях, статьями 21, 26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплён предмет прокурорского надзора - исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления.
На основании изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным, основанным на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права. Правовых оснований к отмене или изменению решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Облученского районного суда ЕАО от 18.06.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобуадминистрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.С. Серга
Судьи В.Ю. Тараник
О.М. Кукшинова