ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2340/2021 от 08.11.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Левинская Н.В.

Дело № 2-2340/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-12797/2021

08 ноября 2021 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Скрябиной С.В.,

судей Плотниковой Л.В., Шушкевич О.В.,

с участием прокурора Гурской О.Н.,

при секретаре Разорёновой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Бурой Галины Макаровны, апелляционному представлению прокурора Тракторозаводского района города Челябинска на решение Тракторозаводского районного суда города Челябинска от 14 июля 2021 года по иску Бурой Галины Макаровны к Акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности» о признании права на получение и о взыскании единовременного пособия.

Заслушав доклад судьи Плотниковой Л.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя истца ФИО15 М.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Бурая Г.М. обратилась в суд с иском к Акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности» (далее – АО «СОГАЗ») о признании ее права на получение единовременного пособия, предусмотренного ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Федеральный закон № 306-ФЗ), в связи со смертью военнослужащего ФИО2; о взыскании указанного единовременного пособия в размере 4 128 677,46 руб.

В обоснование заявленных требований указала, что ее внук ФИО2 проходил военную службу по призыву в войсковой части 17.10.2013 года на полигоне «Дальний» войсковой части , дислоцированном в <адрес>, в период проведения занятий он погиб при исполнении обязанностей военной службы. С 2006 года ФИО12. воспитывался ею, так как его мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец был лишен родительских прав ДД.ММ.ГГГГ. Решением Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 15.10.2020 года она признана лицом, фактически воспитывавшим и содержавшим ФИО2 не менее пяти лет до достижения совершеннолетия. Согласно решению АО «СОГАЗ» от 16.12.2020 года в выплате единовременного пособия ей отказано в связи с тем, что она не является членом семьи военнослужащего, имеющим право на получение такого пособия. Полагала решение об отказе в выплате единовременного пособия необоснованным.

Истец Бурая Г.М., представитель ответчика АО «СОГАЗ», представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Представитель истца ФИО9, действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Суд постановил решение об отказе Бурой Г.М. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец Бурая Г.М. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных ею требований, ссылаясь на то, что суд указал, что изменения в Федеральный закон № 306-ФЗ в части отнесения к членам семьи военнослужащего, имеющим право на получение спорного пособия, лиц, признанных фактически воспитывавшим и содержавшим военнослужащего в течение не менее 5 лет до достижения им совершеннолетия, внесены лишь 31.07.2020 года, не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Между тем, как ранее действовавшим, так и действующим законодательством предусмотрено возмещение вреда, причиненного гибелью военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, членам его семьи в виде выплаты единовременного пособия, размер которого не изменился. По своему характеру и публично–правовому предназначению указанное единовременное пособие относится к мерам социальной поддержки лиц, потерявших кормильца, и связано с утратой возможности для этих лиц получать от военнослужащего, в том числе в будущем, соответствующее содержание при наличии предусмотренных законом условий. По смыслу подлежащих применению к спорным правоотношениям норм материального права члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, как до 31.07.2020 года, так и после этой даты имеют право на получение спорного пособия. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к необоснованным различиям в объеме социальных прав граждан, относящихся к одной и той же категории, в зависимости от даты гибели военнослужащего, что является недопустимым. В нарушении п. 2 ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в решении суда не приведены мотивы, по которым опровергаются ее доводы в обоснование иска.

В апелляционном представлении прокурор Тракторозаводского района г. Челябинска просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных истцом требований, ссылаясь на то, что право на получение компенсационных выплат членами семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, было предусмотрено Федеральным законом № 306-ФЗ и в прежней редакции, при этом внесенные 31.07.2020 года изменения лишь конкретизировали перечень лиц, отнесенных к членам семьи. Исходя из целей названной выплаты, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, истец относится к лицам, имеющим право на получение единовременного пособия вне зависимости от даты наступления смерти и внесения изменений в Федеральный закон № 306-ФЗ.

Истец Бурая Г.М., представитель ответчика АО «СОГАЗ», представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации при надлежащем извещении в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, представитель ответчика просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Согласно частям 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по основанию, предусмотренному п. 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ, в связи с неправильным применением норм материального и норм процессуального права.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил военную службу по призыву в войсковой части . 17.10.2013 года на полигоне "Дальний", дислоцированном в <адрес>, в соответствии с планом занятий с личным составом 7 мотострелковой роты разведывательного взвода и управления 3 мотострелкового батальона войсковой части в период с 20 до 23 часов проводились занятия по вождению боевых машин пехоты в ночных условиях. В период проведения занятий, рядовой ФИО2 погиб при исполнении обязанностей военной службы.

ФИО2 с 2006 года воспитывался бабушкой, так как его мать ФИО10 (до брака – ФИО1) ФИО13. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец ФИО7 - лишен родительских прав решением Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 13.03.2007 года. Бурая Г.М., являясь опекуном внука на основании постановления Главы администрации Тракторозаводского района г. Челябинска от 17.10.2006 года , воспитывала его одна с 2006 года, погибший ФИО2 находился на содержание бабушки и воспитывался ею более пяти лет до достижения совершеннолетия.

В соответствии с вступившим 17.11.2020 года в законную силу решением Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 15.10.2020 года Бурая Г.М. признана лицом, фактически воспитывавшим и содержавшим ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (л.д. 9-12).

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований Бурой Г.М., суд первой инстанции исходил из того, что изменения в ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», внесенные Федеральным законом от 31.07.2020 года № 286-ФЗ, о том, что лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в течение не менее пяти лет до достижения ими совершеннолетия имеет право на получение единовременной страховой выплаты, начали действовать с 11.08.2020 года.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (п.2 ст. 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ст.18 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28.03.1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (далее -Федеральный закон от 28.03.1998 года N 52-ФЗ).

В силу положений ст. 1 указанного Федерального закона к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся, в том числе военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.

Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица - в частности, дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей (абз. 4 п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 года N 52-ФЗ).

В ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 года N52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, среди которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

В ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 года N 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям, в том числе в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, страховая сумма выплачивается в размере 2 000 000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.

Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абз. 9 п. 2 ст.5 Федерального закона от 28.03.1998 года N 52-ФЗ).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба как особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, осуществляется, по смыслу ст. 32 (ч.4), 37 (ч. 1) и 59 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации, в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу по контракту или по призыву, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость осуществления поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья. Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей - по отношению к государству, что в силу ст. 1 (ч.1), ст. ст. 2, 7, 21 и 39 (ч.1) Конституции Российской Федерации обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда здоровью при прохождении военной службы.

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (п.1 ст. 969 Гражданского кодекса Российской Федерации), является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, причиненный жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы.

Посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату соответствующих страховых сумм при наступлении страховых случаев, военнослужащим и приравненным к ним лицам обеспечиваются право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защита имущественных прав (ст. 7 (ч.2), ст. 35 (ч.3), ст. 37 (ч.ч. 1 и 3); ст. 41 (ч.1); ст. 53 Конституции Российской Федерации), а также осуществляется гарантируемое ст. 39 (ч.1) Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2014 г. №22-П, от 19.05.2014 года №15-П, от 17.05.2011 года №8-П, от 20.10.2010 года №18-П, от 26.12.2002 года №17-П).

В соответствии с ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон №306-ФЗ) в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 руб.

Согласно п. 2 ч. 11 ст. 3 указанного Федерального закона членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного ч. 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 данной статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считаются родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно, женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами.

Как следует из решения Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 08.04.2016 года, вынесенного по итогам рассмотрения гражданского дела , апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 03.10.2016 года , отсутствие в содержащемся в ч. 11 ст. 3 Федерального закона №306-ФЗ перечне членов семьи военнослужащего указания на бабушек послужило основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Бурой Г.М. к АО «СОГАЗ» о взыскании единовременного пособия, предусмотренного ч. 8 данной статьи, с учетом индексации (л.д.107-118).

Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 17.07.2014 года № 22-П, признание ч. 11 ст. 3 Федеральный закон № 306-ФЗ не противоречащей Конституции Российской Федерации не исключает право федерального законодателя внести в действующее правовое регулирование - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления - изменения, направленные на совершенствование публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи, с тем чтобы обеспечить оказавшимся в затруднительном материальном положении лицам, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, оставшегося без материнского попечения в связи со смертью матери, и содержали его до достижения совершеннолетия, адекватное возмещение вреда, в том числе посредством предоставления мер социальной поддержки, сопоставимых по своему объему и характеру с единовременной денежной компенсацией, предусмотренной частью 8 статьи 3 Федерального закона №306-ФЗ.

Федеральным законом от 31.07.2020 года N 286-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" внесены изменения в ч. 11 ст. 3 Федерального закона № 306-ФЗ путем дополнения ее пунктом 4 следующего содержания:

4) лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в течение не менее пяти лет до достижения ими совершеннолетия (далее - фактический воспитатель). При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет фактический воспитатель, достигший возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющийся инвалидом. Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Данные изменения в Федеральный закон №306-ФЗ вступили в силу с 11.08.2020 года.

Порядок выплаты в Минобороны России единовременных пособий, предусмотренных ч.ч. 8 и 12 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ, утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 06.05.2012 года N 1100 (далее - Порядок).

В силу п.2 Порядка единовременные пособия военнослужащим или членам семей погибших (умерших) военнослужащих выплачиваются в установленных законодательством Российской Федерации случаях за счет средств Минобороны России организацией, с которой заключено соглашение об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим и членам семей погибших (умерших) военнослужащих (далее - организация).

В соответствии с Соглашением от 15.01.2020 года об осуществлении в 2020 – 2021 годах выплат единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей к Государственному контракту от 25.12.2019 года такой организацией является АО «СОГАЗ».

Пунктом 12 Порядка установлен перечень документов, которые воинские части (военные комиссариаты, военные комиссариаты муниципального образования (муниципальных образований)) оформляют и направляют в организацию для принятия решения о выплате единовременного пособия членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего.

Военнослужащие и члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право по заявлению получать в воинских частях (военных комиссариатах, военных комиссариатах муниципального образования (муниципальных образований)) документы, необходимые для принятия решения о выплате единовременного пособия, и самостоятельно направлять их в организацию (п.15 Порядка).

Во исполнение указанного Порядка Бурая Г.М. с целью оформления документов для выплаты единовременного пособия, предусмотренного ч. 8 ст. 3 Федерального закона № 306-ФЗ, обратилась в Военный комиссариат Тракторозаводского и Ленинского районов г. Челябинска, подав 25.11.2020 года заявление о выплате данного пособия на имя руководителя АО «СОГАЗ» (л.д.15).

Как следует из письма от 16.12.2020 года, адресованного ВРИД директора Департамента военно – экономического анализа Минобороны России, военному комиссару Военного комиссариата Тракторозаводского и Ленинского районов г. Челябинска и Бурой Г.М., заместителем директора по урегулированию убытков и сопровождению программ личного страхования АО "СОГАЗ" сообщено о том, что ранее – письмом от 23.06.2015 года – истцу было отказано в выплате такого единовременного пособия, так как опекун не является членом семьи военнослужащего. Несмотря на то, что решением Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 15.10.2020 года Бурая Г.М. признана лицом, фактически воспитывавшим и содержавшим ФИО14 ей отказано в выплате указанного единовременного пособия в связи с тем, что изменения, внесенные в ч. 11 ст. 3 Федерального закона № 306-ФЗ, не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (л.д. 82,83).

Действительно, п.1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Между тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе ее ст. 17 (ч.3), ст. 19 (ч.ч. 1 и 2) и ст. 55 (ч.3), в силу которых такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; из конституционных принципов справедливости, равенства и соразмерности вытекает обращенный к законодателю запрет вводить различия в правовом положении лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Принимая во внимание, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, предусмотрел в качестве лиц, имеющих право на получение единовременного пособия в соответствии с ч.8 ст.3 Федерального закона №306-ФЗ, не только родителей погибшего (умершего) военнослужащего, но и фактических воспитателей; что цель названного пособия - компенсировать лицам, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, оставшегося без родительского попечения, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью (смертью) в период прохождения военной службы, осуществляемой в публичных интересах, судебная коллегия считает, что истолкование судом первой инстанции действующего правового регулирования вопреки цели, которую при принятии Федерального закона №306-ФЗ преследовал федеральный законодатель (наиболее полное возмещение вреда, причиненного смертью военнослужащего в период прохождения военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы), - приводит к необоснованным различиям в объеме социальных прав в правовом положении лиц, принадлежащих к одной категории (фактические воспитатели), в зависимости от даты смерти такого военнослужащего - до 11.08.2020 года (даты внесения изменений в ч. 11 ст. 3 Федерального закона №306-ФЗ) или после нее.

Такая дифференциация в сфере социальной защиты лиц, относящихся к одной и той же категории (фактические воспитатели), несовместима с конституционным принципом равенства и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований Бурой Г.М. о признании за ней права на получение единовременного пособия, предусмотренного ч. 8 ст. 3 Федерального закона № 306-ФЗ, в связи со смертью ФИО2, а также о взыскании с ответчика в ее пользу указанного единовременного пособия.

При определении размера указанного пособия, руководствуясь ч. 16 ст. 3 Федерального закона № 306-ФЗ, предусматривающей ежегодное увеличение (индексацию) размеров единовременных пособий, установленных ч.ч. 8 и 12 настоящей статьи, с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на основании решений об увеличении (индексации) указанных пособий, принимаемых Правительством Российской Федерации, судебная коллегия определила спорное пособие в размере 4 128 677,46 руб. с учетом следующих коэффициентов индексации: с 01.01.2013 года - 1,055 (постановление №333 от 12.04.2013 года), с 01.01.2014 года – 1,05 (постановление №554 от 17.06.2014 года), с 01.01.2015 года – 1,055 (постановление № 1609 от 30.12.2014 года), с 01.01.2016 года – 0, так как действие положений об увеличении (индексации) было приостановлено на основании ст.4.1 Федерального закона от 06.04.2015 года N 68-ФЗ, с 01.02.2017 года - 1,054 (постановление №88 от 26.01.2017 года), с 01.01.2018 года – 1,04 (постановление №238 от 07.03.2018 года), с 01.01.2019 года – 1,043 (постановление №435 от 12.04.2019 года), с 01.01.2020 года - 1,03 (постановление №49 от 27.01.2020 года).

С учетом отмены решения суда и принятия судебной коллегией нового решения об удовлетворении исковых требований Бурой Г.М. с АО «СОГАЗ» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, исчисленная в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации, в размере 29 143 руб. ((4 128 677,46 – 1 000 000 руб.) х 0,5% + 13 200 руб. + 300 руб. – по требованию неимущественного характера).

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Тракторозаводского районного суда города Челябинска от 14 июля 2021 года отменить.

Принять новое решение.

Признать право Бурой Галины Макаровны на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в связи со смертью ФИО2.

Взыскать с Акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» в пользу Бурой Галины Макаровны единовременное пособие, предусмотренное частью 8 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", с учетом индексации в размере 4 128 677 рублей 46 копеек.

Взыскать с Акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 29 143 рубля.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 ноября 2021 года