ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2340/2022 от 05.07.2022 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Киселева А.В. Дело № 2-2340/2022

№ 33-1694/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Шарыповой Н.В.,

судей Лукиных Л.П., Фроловой Ж.А.,

при секретаре судебного заседания Настюшкиной Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 5 июля 2022 года гражданское дело по иску Маковой А.В. к Департаменту экономического развития Курганской области, АО «КИЖК» о признании отказа незаконным, возложении обязанности предоставить субсидию

по апелляционной жалобе Маковой А.В. на решение Курганского городского суда Курганской области от 22 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика Департамента экономического развития Курганской области Ткаченко А.А., судебная коллегия

установила:

Макова А.В. обратилась в суд с иском к Департаменту экономического развития Курганской области о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, о возложении обязанности предоставить субсидию. С учетом изменения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) предъявила иск к Департаменту экономического развития Курганской области, Акционерному обществу «Курганская ипотечно-жилищная корпорация» (далее - АО «КИЖК»), в котором истец просила суд признать незаконным отказ Департамента экономического развития Курганской области в предоставлении ей субсидии на возмещение первоначального взноса по ипотечному кредиту, выраженный в письме от <...>; возложить на ответчиков обязанность по предоставлению субсидии на возмещение первоначального взноса по ипотечному кредиту.

В обоснование исковых требований Макова А.В. указывала, что <...> между ней и ООО «Специализированный застройщик «УМР-Инвест» заключен договор участия в долевом строительстве , по которому застройщик принял на себя обязательства построить многоквартирный дом и передать ей квартиру по адресу: <адрес> Взнос участника долевого строительства на момент заключения договора составил 1 480 000 руб., оплата которого произведена истцом за счет собственных денежных средств в размере 600 000 руб. и кредитных средств в размере 880 000 руб. Квартира передана по акту приема-передачи <...>, оформлено право собственности истца на квартиру. <...> ООО СЗ «УМР-Инвест» обратился в АО «КИЖК» с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение затрат первоначального взноса Маковой А.В. посредством ипотечного кредитования однокомнатной квартиры в многоквартирном доме «Первомайский».

<...> Макова А.В. обратилась в АО «КИЖК» с заявлением о рассмотрении возможности участия в государственной программе для получения субсидии на возмещение затрат на оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту. В предоставлении субсидии отказано в связи с несоблюдением требований, предусмотренных пп. 2 п. 4 постановления Правительства Курганской области от 28.04.2021 № 107, поскольку после <...> субсидия из областного бюджета на возмещение затрат на оплату первоначального взноса при ипотечном кредитовании в Курганской области предоставляется гражданам, которые приобрели квартиры в строящихся и во вновь возведенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах у аккредитованных застройщиков и обратились в АО «КИЖК» до <...> включительно.

Не согласившись с отказом, Макова А.В. направила обращение в Прокуратуру Курганской области и Департамент экономического развития Курганской области о предоставлении субсидии, от которого получила отказ со ссылкой на изменения в части сроков обращения и в части правил аккредитации застройщиков многоквартирных домов.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Маковой А.В. по доверенности Кучин С.С. поддержал исковые требования.

Представитель ответчика Департамента экономического развития Курганской области по доверенности Ткаченко А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился.

В суде первой инстанции представитель ответчика АО «КИЖК» по доверенности Костоусов И.Н. возражал против удовлетворения иска.

Судом постановлено решение, которым исковые требования Маковой А.В. к Департаменту экономического развития Курганской области, АО «КИЖК» о признании отказа незаконным, возложении обязанности предоставить субсидию на возмещение первоначального взноса по ипотечному кредиту оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель истца Маковой А.В. по доверенности Волосников П.А. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме, вновь ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Считает отказ в предоставлении субсидии незаконным, поскольку застройщик, с которым истец заключила договор долевого участия в строительстве, аккредитован АО «КИЖК» в рамках государственной программы Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области». Выражает несогласие с выводом суда об отсутствии доказательств получения застройщиком аккредитации на момент обращения истца с заявлением о предоставлении субсидии. Такой вывод противоречит позиции ответчиков, которые не оспаривали наличие у застройщика действующей аккредитации.

Полагает, что постановлением Правительства Курганской области от 24.04.2021 № 107 «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области № 315 от 26.09.2016» не ограничен срок подачи заявления на предоставление субсидии 01.07.2021, а пп. 2 п. 4 в постановлении вообще отсутствует. Изменения в названное постановление Правительства Курганской области по своей сути регулируют правоотношения, возникшие до их принятия, что нарушает права истца.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель АО «КИЖК» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В представленных возражениях на апелляционную жалобу представитель Департамента экономического развития Курганской области выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Департамента экономического развития Курганской области по доверенности Ткаченко А.А. возражает против доводов апелляционной жалобы, выражает согласие с решением суда первой инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия, с учетом мнения представителя ответчика, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность судебного решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Конституция Российской Федерации относит жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72).

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.

В соответствии с п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке (пункт 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено обеспечить формирование специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан (молодых семей, работников бюджетной сферы).

В целях развития ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области и повышения эффективности использования бюджетных средств Правительство Курганской области утвердило государственную программу Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области» согласно приложению к постановлению Правительства Курганской области от 26.09.2016 № 315 (далее - Программа).

Программа разработана с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации и Курганской области.

Направления реализации Программы соответствуют следующим приоритетам и целям государственной политики в сфере развития ипотечного жилищного кредитования, часть из которых обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710: повышение доступности жилья, обеспечение доступа к кредитным ресурсам для строительства и приобретения жилья; развитие ипотечного жилищного кредитования, совершенствование условий приобретения жилья с помощью ипотечного кредитования; снижение банковских процентных ставок по ипотечным кредитам и формирование специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан: молодых семей, работников бюджетной сферы, жителей сельской местности; стимулирование спроса на первичном рынке жилищного строительства, в том числе путем реализации специальных программ и мероприятий ипотечного жилищного кредитования; поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья; формирование механизмов долгосрочного финансирования ипотечного жилищного кредитования, реализуемых государственным институтом развития - АО «АИЖК» (АО «ДОМ.РФ», АО «Банк ДОМ.РФ») (раздел III Программы).

В соответствии с разделом II указанной государственной программы «Характеристика текущего состояния в сфере развития ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области» формирование системы ипотечного жилищного кредитования является одним из приоритетных направлений государственной политики - современным механизмом повышения доступности жилья и приобретения гражданами жилых помещений в собственность.

Оказываемая в рамках Программы государственная поддержка (компенсация части расходов) граждан по уплате (субсидированию) процентов, субсидированию затрат на оплату первоначального взноса по ипотечным кредитам, по предоставлению льготных микрозаймов для индивидуального жилищного строительства и субсидий из областного бюджета на индивидуальное жилищное строительство, приобретение вновь введенных в эксплуатацию индивидуальных жилых домов позволит сформировать льготные условия ипотечного жилищного кредитования, повысить уровень доступности ипотечных кредитов, снизить затраты на приобретение (строительство) собственного жилья.

В соответствии с п. 1-1 Механизма реализации мероприятий государственной программы Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области», являющегося приложением к Программе «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области» участниками Программы в целях получения мер поддержки в виде предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение затрат на оплату первоначального взноса при ипотечном кредитовании в Курганской области являются физические лица - граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства или по месту пребывания на территории Курганской области (далее - заемщики, оплатившие первоначальный взнос).

Согласно п. 18 Механизма реализации мероприятий государственной Программы субсидии из областного бюджета на возмещение затрат на оплату первоначального взноса при ипотечном кредитовании в Курганской области предоставляются в случае заключения кредитного договора между заемщиком, оплатившим первоначальный взнос, и кредитной организацией, договора займа между заемщиком, оплатившим первоначальный взнос, и АО «КИЖК», обязательства заемщика, оплатившего первоначальный взнос, по которым обеспечены ипотекой, после 15.05.2019.

В силу п. 65 Механизма реализации мероприятий государственной Программы субсидия на возмещение затрат на оплату первоначального взноса предоставляется заемщикам, оплатившим первоначальный взнос, при приобретении квартир в строящихся и во вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах у застройщика, аккредитованного для участия в Программе в порядке согласно приложению 1 к механизму реализации мероприятий государственной программы Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области».

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, <...> между Маковой А.В. и ООО «Специализированный застройщик «УМР-Инвест» заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома , в соответствии с которым застройщик обязался передать в собственность участнику долевого строительства жилое помещение - квартиру , площадью 37,55 кв.м, расположенную на пересечении <адрес> и <адрес>. Оплата по договору предполагалась за счет собственных денежных средств участника долевого строительства в размере 600 000 руб. и кредитных средств в размере 880 000 руб., предоставляемых Банком ВТБ (п.п. 2.1., 2.2., 2.3., 4.4.1 договора).

<...> между Маковой А.В. и ПАО ВТБ заключен кредитный договор , согласно которому банк предоставил истцу 880 000 руб. под 5,8% годовых для приобретения указанного объекта недвижимости.

Судом первой инстанции установлено, что оплата по договору -К2 от <...> произведена Маковой А.В. в полном объеме. Квартира передана по акту приема-передачи от <...>. истец зарегистрировала право собственности на квартиру <...> (представлена выписка из ЕГРН).

<...> Макова А.В. обратилась в АО «КИЖК» с заявлением о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение затрат на оплату первоначального взноса при ипотечном кредитовании в Курганской области, предусмотренной государственной Программой Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области».

АО «КИЖК» ответом от <...> со ссылкой на подпункт 2 пункта 4 постановления Правительства Курганской области от <...> отказало в предоставлении субсидии, поскольку Макова А.В. обратилась с заявлением для участия в данной программе после <...>.

<...> Департаментом экономического развития Курганской области в адрес Маковой А.В. направлен ответ на ее обращение, разъясняющий положение нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы предоставления субсидий на возмещение затрат на оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту, в котором также содержится ссылка на позднее, то есть после <...>, обращение истца.

Разрешая спор, суд правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, и пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Постановлением Правительства Курганской области от 28.04.2021 № 107 «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 26 сентября 2016 года № 315» внесены изменения, изложенные в пунктах 3 и 4, согласно которым до 01.07.2021 включительно субсидия из областного бюджета на возмещение затрат на оплату первоначального взноса при ипотечном кредитовании в Курганской области предоставляется гражданам при приобретении квартир в строящихся и во вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах у аккредитованных застройщиков, а также застройщиков, аккредитованных в соответствии с Порядком аккредитации застройщиков с объектами жилищного строительства для участия в государственной программе Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области» согласно приложению 1 к механизму реализации мероприятий государственной программы Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области» в редакции настоящего постановления.

После 01.07.2021 субсидия из областного бюджета на возмещение затрат на оплату первоначального взноса при ипотечном кредитовании в Курганской области предоставляется гражданам, которые приобрели квартиры в строящихся и во вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах у аккредитованных застройщиков и обратились в Акционерное общество «Курганская ипотечно-жилищная корпорация» в целях подачи заявления о предоставлении субсидии до 01.07.2021 включительно.

Проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие правоотношения сторон, применительно к установленным обстоятельствам дела на основе оценки доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Макова А.В. обратилась в АО «КИЖК» с заявлением о предоставлении субсидии после <...>, а именно - <...>. Наличие письма застройщика ООО «Специализированный застройщик «УМР-Инвест», датированное <...>, не свидетельствует об обращении Маковой А.В. в АО «КИЖК» ранее <...>.

Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, Государственной программой Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области», утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2016. № 315, не предусмотрена возможность обращения юридических лиц - застройщиков в АО «КИЖК» в целях подачи гражданами заявлений о предоставлении субсидии.

Письмо застройщика датировано ранее даты заключения Маковой А.В. договора участия в долевом строительстве -К2 от <...> и кредитного договора от <...>, а также внесения ею первоначального взноса. Таким образом, письмо датировано ранее момента возникновения условий предоставления субсидии на возмещение затрат на оплату первоначального взноса, указанных в п. 63 раздела IV Приложения «Механизм реализации мероприятий государственной программы Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области»» к Программе. Кроме того, отсутствуют сведения об отправке заявления застройщика в адрес АО «КИЖК» либо передаче при личном обращении.

Судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы истца о наличии аккредитации застройщика на момент ее обращения с заявлением <...>, поскольку согласно абзацу второму 2 пункта 2 постановления Правительства Курганской области от <...> действие аккредитации, полученной аккредитованными застройщиками до дня вступления в силу настоящего постановления, ограничивается сроком до <...> включительно.

Вопреки доводам апелляционной жалобы представителя истца об отсутствии в постановлении Правительства курганской области от <...> подпункта 1 пункта 4, наличие именно данного подпункта ограничивает срок обращения с заявлением о предоставлении субсидии датой - <...>.

Довод апелляционной жалобы об ухудшении положения Маковой А.В. в результате принятия Правительством Курганской области постановления от 28.04.2021 № 107 не может служить основанием к отмене судебного акта, поскольку в установленном законом порядке нормативный правовой акт истцом не обжалован.

С учетом изложенных обстоятельств и приведенных норм права, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы Маковой А.В. о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права основанными на неверном толковании указанных норм и субъективной оценке представленных в деле доказательств.

Постановленное судом решение является законным и обоснованным. Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 22 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Маковой Алены Владимировны - без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 июля 2022 года