ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2344/20 от 18.02.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Каменская М.Г. дело № 33-2799/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 февраля 2021 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе: председательствующего Татуриной С.В.,

судей Тактаровой Н.П., Шамрай М.С.

при секретаре Атикян Э.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2344/2020 по иску ФИО1 к ГУ УПФР в г. Батайске Ростовской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязании назначить пенсию, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Батайского городского суда Ростовской области от 30 ноября 2020г. Заслушав доклад судьи Татуриной С.В., судебная коллегия,

установила:

ФИО1, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в г. Батайске Ростовской области (межрайонное) Министерства здравоохранения Российской Федерации о включении в специальный стаж периоды работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязании назначить пенсию, указав в обоснование заявленных исковых требований, что 18 мая 2020 года она обратилась в УПФР в г. Батайске (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной деятельности.

Решением ответчика от 29.05.2020 года истцу отказано в назначении пенсии, ввиду отсутствия у нее требуемого специального стажа, в частности в специальный стаж работы не был включен период работы ФИО1 в должности медсестры Кочетковского детского дома с 01.10.1993 года по 17.05.2020 года.

Полагая данный отказ незаконным ФИО1 просила суд обязать УПФР в г. Батайске включить указанные периоды в льготный стаж, в том числе включить периоды ее работы с 24.04.2017 года по 31.05.2017 года (1 месяц 8 дней), период прохождения ею курсов повышения квалификации и обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию с 18 мая 2020 года.

Решением Батайского городского суда Ростовской области от 30 ноября 2020г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

С указанным решением суда не согласилась истец ФИО1 и в своей апелляционной жалобе просила об отмене решения суда, настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

По мнению заявителя, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, суд не дал должной оценки доводом истца о том, какого рода работа выполнялась ею в спорный период, а также пришел к неправильному выводу об отсутствии оснований для установления тождественности выполняемой истцом работы, работам подлежащим включению в специальный стаж. При этом заявитель ссылается на положения должностной инструкции медсестры ГКУСО Кочетковского центра помощи детям.

Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Аналогичные положения предусматривались и пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

При определении права на пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения применяются Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781. Периоды работы до 01.11.1999 г. засчитываются также в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, а с 01.11.1999 г. по 11.11.2002 г. - в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 18 мая 2020 года ФИО1, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, обратилась в УПФР в г. Батайске (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной деятельности.

Решением ГУ УПФР в г. Батайске Ростовской области (межрайонное) ей было отказано в назначении пенсии, ввиду отсутствия у нее требуемого специального стажа.

При этом в специальный стаж работы ФИО1 не был включен период ее работы в должности медсестры Кочетковского детского дома (в настоящее время ГКУ СО Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Кочетковский центр помощи детям») с 01.10.1993 года по 17.05.2020 года.

Несогласие с таким решением ответчика, послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд руководствовался статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", принимал во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в Постановлении от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", и исходил из того, что нормативными правовыми актами не предусмотрена возможность зачета в медицинский стаж, дающий право на пенсию по рассматриваемому основанию, периодов работы в должности "медицинская сестра" детского дома, с учетом Устава ГКУ СО Ростовской области центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Кочетковский центр помощи детям», положения о медицинском структурном подразделении «Кочетковского центра помощи детям».

При этом суд особо отметил, что Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Детский дом (как учреждение значилось ранее) в номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 года N 529н, и в ранее принятых номенклатурах учреждений здравоохранения (приказ Министерства здравоохранения и социального развития N 627 от 07 октября 2005 года, приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации N 395 от 03 ноября 1999 года, N 229 от 03 ноября 1999 года) не предусмотрены.

Также суд отказал во включении в специальный стаж периода нахождения ФИО1 с 24.04.2017 года по 31.05.2017 года на курсах повышения квалификации, поскольку указанный период является составной частью периода работы истца в должности медицинской сестры «Кочетковского центра помощи детям», который не подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

Судебная коллегия полагает указанные выводы суда законными и обоснованными.

В силу п. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу вышеуказанного Закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В Постановлении Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций)", с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение приведен перечень Списков работ и профессий, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости работникам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Согласно действовавшему до 1 октября 1993 года правовому регулированию (Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещении, здравоохранения и сельского хозяйства") работа в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры детского дома, детского сада включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.

Действовавшие в последующем Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464), и Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066), не предусматривали возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры в детских домах, детских садах, яслях-садах, равно как не предусматривает такую возможность и Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские дома и центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей включены не были.

Таким образом, после 01 октября 1993 года работа медицинской сестрой в детском доме не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Согласно позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 84-О и от 24 декабря 2013 года N 2064-О, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27).

Исходя из этого, законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на досрочное пенсионное обеспечение по старости.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названный Список, который конкретизирует применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. При этом в основу дифференциации названных понятий были положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.

Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер, старших медицинских сестер в организациях, не относящихся к учреждениям здравоохранения (детских домах, детских садах), применительно к льготному пенсионному обеспечению, при том, что за ними сохранено право на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в такой стаж, вопреки доводам апелляционной жалобы, не может расцениваться как нарушающие конституционный принцип определенности и предсказуемости в сфере пенсионного обеспечения.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешив спор, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона, и принял решение в пределах заявленных исковых требований.

По сути, все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.

При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 327- 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Батайского городского суда Ростовской области от 30 ноября 2020г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.02.2021 года