ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Низовцев А.В.
№ дела в суде 1-ой инстанции 2-234/2021
УИД: 04RS0023-01-2021-000422-19
пост. 06.09.2021 г.
дело № 33-3267/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 сентября 2021 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Нимаевой О.З.,
судей коллегии Базарова В.Н., Вагановой Е.С.,
при секретаре Дашиевой Н.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тункинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Тункинский район», Главе Республики Бурятия о признании незаконным бездействия администрации МО «Тункинский район» по непринятию мер к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, в рамках концессионного соглашения, обязывании администрацию МО «Тункинский район» заключить концессионное соглашение в отношении теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности,
по апелляционной жалобе представителя Главы Республики Бурятия по доверенности Харакшиновой И.В. на решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 16 июля 2021 года, которым постановлено:
Удовлетворить исковое заявление прокурора Тункинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Тункинский район», Главе Республики Бурятия о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Тункинский район» по непринятию мер к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, в рамках концессионного соглашения, обязывании администрацию муниципального образования «Тункинский район» заключить концессионное соглашение в отношении теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Тункинский район» по непринятию мер к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, в рамках концессионного соглашения.
Обязать администрацию МО «Тункинский район» и Главу Республики Бурятия в срок до 01 сентября 2021 года заключить концессионное соглашение в отношении теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности.
Заслушав доклад судьи Нимаевой О.З., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы и возражениями на нее, выслушав участников процесса, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Обращаясь в суд к администрации МО «Тункинский район», Главе Республики Бурятия, Прокурор Тункинского района Республики Бурятия просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Тункинский район» по непринятию мер к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, в рамках концессионного соглашения, обязать администрацию муниципального образования «Тункинский район» заключить концессионное соглашение в отношении теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Тункинского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что не все объекты ЖКХ на территории Тункинского района переданы по концессионным соглашениям. По результатам проверки прокурором района главе муниципального образования «Тункинский район» 21.01.2021 г. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Однако нарушения закона устранены не в полном объеме, конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих органом местного самоуправления не приняты, концессионное соглашение по передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, не заключено.Непринятие мер по заключению концессионного соглашения объектов ЖКХ нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, ограничению граждан в праве на получение коммунальных услуг, нарушению конституционных прав граждан на достойную жизнь, охрану здоровья. Ненадлежащее осуществление администрацией муниципального образования «Тункинский район» полномочий по организации водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения населения может повлечь за собой угрозу срыва подготовки к отопительному сезону.
В судебном заседании прокурор Цыбикова Ю.В. поддержала исковые требования.
Представитель ответчика администрации МО «Тункинский район» по доверенности Тоглохинова Б.Б. признала иск обоснованным, просила отказать в удовлетворении требований об обращении решения суда к немедленному исполнению, поскольку срок представления заявок на участие в конкурсе должен составлять не менее чем тридцать дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении конкурса или со дня направления такого сообщения лицам в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения одновременно с приглашением принять участие в конкурсе.
Представитель Главы Республики Бурятия в судебное заседание не явился.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Главы Республики Бурятия по доверенности Харакшинова И.В. просит решение суда отменить в части возложения обязанности на Республику Бурятия в лице Главы Республики Бурятия в срок до 01 сентября 2021 года заключить концессионное соглашение в отношении теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности. Указывает, что согласно ч.2 ст.40 Закона №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в качестве самостоятельной стороны соглашения должен в обязательном порядке участвовать субъект Российской Федерации, то есть Республика Бурятия. Следовательно, при заключении концессионного соглашения третьей стороной в обязательном порядке будет являться Республика Бурятия, в связи с чем не требуется вынесение судебного акта, дублирующего обязанность субъекта Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Цыбикова Ю.В. просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, оставить решение без изменения.
Представитель ответчика Главы Республики Бурятия по доверенности Харакшинова И.В. в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержала.
Представитель истца прокурор Сметанина И.Г. не возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, пояснив, что требования прокурором района к Республике Бурятия не были заявлены, суд вышел за рамки предъявленных требований.
Представитель ответчика администрации МО «Тункинский район» по доверенности Эрдынеев А.Э. пояснил, что Республика Бурятия привлечена по ходатайству ответчика. Указывал на истечение срока для исполнения решения, установленного судом первой инстанции.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Как установлено судом и следует из материалов прокурорской проверки Тункинского района, администрацией района не исполняются требования законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, поскольку не все объекты водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения на территории района переданы по концессионным соглашениям. Истцом приведен список объектов ЖКХ, подлежащих передаче.
21.01.2021 года прокурором района главе МО «Тункинский район» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое не было исполнено.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что ненадлежащее осуществление администрацией муниципального образования «Тункинский район» полномочий по организации водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения населения может повлечь за собой угрозу срыва подготовки к отопительному сезону, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, ограничению граждан в праве на получение коммунальных услуг, нарушению конституционных прав граждан на достойную жизнь, охрану здоровья.
Суд обязал администрацию МО «Тункинский район» и Республику Бурятия в лице Главы Республики Бурятия в срок до 01 сентября 2021 года заключить концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в муниципальной собственности.
Судебная коллегия, соглашаясь с доводами апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене решения в части возложения обязанности на Республику Бурятия заключить концессионное соглашение, исходя из следующего.
Согласно ч.2 ст.40 Закона №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в качестве самостоятельной стороны соглашения должен в обязательном порядке участвовать субъект Российской Федерации.
Следовательно, при заключении концессионного соглашения третьей стороной в обязательном порядке будет являться Республика Бурятия, а потому не требуется вынесение судебного акта, дублирующего обязанность субъекта Российской Федерации.
Кроме того, следует учесть, что судом установлено нарушение законодательства со стороны администрации муниципального образования «Тункинский район», ненадлежащее осуществление указанным ответчиком полномочий по организации водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения населения, несмотря на меры прокурорского реагирования. Фактов, свидетельствующих об уклонении Республики Бурятия от заключения концессионного соглашения в отношении объектов ЖКХ в Тункинском районе сторонами не представлено.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. В данном случае, оснований для привлечения в качестве соответчика Республики Бурятия на основании ст. 40 ГПК РФ не имелось.
Относительно доводов представителя МО «Тункинский район» об истечении срока исполнения решения суда к моменту рассмотрения дела в апелляционном порядке, данный вопрос, в отсутствие апелляционной жалобы со стороны ответчика, подлежит разрешению в ходе исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. 328,329,330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Отменить решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 16 июля 2021 года в части возложения обязанности на Республику Бурятия в лице Главы Республики Бурятия в срок до 01 сентября 2021 года заключить концессионное соглашение в отношении теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: