ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2350/2021 от 29.09.2021 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Согданова Е.Е. Дело № 33-827/2021

№ 2-2350/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Элиста 29 сентября 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Андреевой А.В.

судей Антакановой Е.В.

Сидоренко Н.А.

при секретаре Корниенко Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Цаганова Санана Айсовича к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о признании незаконным решения об отказе в приеме на службу по апелляционной жалобе истца Цаганова С.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Калмыкия Антакановой Е.В., выслушав объяснения истца Цаганова С.А., представителя истца Бадмаева Э.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика МВД по Республике Калмыкия Очировой Г.В., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

установила:

Цаганов С.А. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия (далее – МВД по Республике Калмыкия) о признании незаконным решения об отказе в приеме на службу.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 20 февраля 2021 года он обратился в МВД по Республике Калмыкия с заявлением о поступлении на службу в органы внутренних дел. Им были представлены следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации, собственноручно заполненная анкета; автобиография; документ государственного образца об образовании; документы воинского учета – для военнообязанных и граждан, подлежащих призыву на военную службу; трудовая книжка; уведомление о постановке на учет в налоговом органе; сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по форме, установленной законодательством РФ; согласие, выраженное в письменной форме, на проведение мероприятий, связанных с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, и проверкой достоверности сообщенных гражданином сведений; согласие, выраженное в письменной форме, на обработку персональных данных гражданина в целях изучения возможности приема его на службу в органы внутренних дел.

28 мая 2021 года МВД по Республике Калмыкия уведомило истца о том, что по результатам рассмотрения документов принято решение об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел.

Считал отказ в приеме на службу в органы внутренних дел незаконным, поскольку по возрасту, уровню профессионального образования, состоянию здоровья, опыту работы в правоохранительных органах он отвечает требованиям, предъявляемым к кандидатам на должности сотрудников органов внутренних дел.

Просил признать незаконным решение МВД по Республике Калмыкия в виде уведомления от 28 мая 2021 года № 11/1036 об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел.

Возложить на МВД по Республике Калмыкия обязанность организовать проведение в отношении истца всех мероприятий, перечисленных в Порядке организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2018 года № 50, в том числе собеседования, а также связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных им сведений, направлением кандидата для прохождения медицинского освидетельствования (обследования) и проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору.

В судебном заседании истец Цаганов С.А., представитель истца Бадмаев Э.Ю. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика Очирова Г.В. исковые требования не признала.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 июля 2021 года в удовлетворении исковых требований Цаганова С.А. отказано.

В апелляционной жалобе истец Цаганов С.А. просил решение суда отменить и удовлетворить исковые требования, сославшись на доводы искового заявления. Дополнительно указал, что ответчиком не были представлены доказательства, подтверждающие соблюдение порядка рассмотрения заявления о приеме на работу в органы внутренних дел, проведения проверки приложенных к заявлению документов. Считал бездействие ответчика незаконным, поскольку по возрасту, уровню профессионального образования, состоянию здоровья, опыту работы в правоохранительных органах он отвечает требованиям, предъявляемым к кандидатам на должности сотрудников органов внутренних дел. Из уведомления невозможно определить основания для отказа в приеме на службу, что нарушает его конституционное право на равный доступ к государственной службе. Полагал, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания в связи с необходимостью уточнения исковых требований и вызовом свидетелей ФИО и ФИО.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика МВД по Республике Калмыкия Очирова Г.В. просила решение суда оставить без изменения.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, 20 февраля 2021 года Цаганов С.А. направил в МВД Республики Калмыкия заявление о приеме на службу в органы внутренних дел.

10 марта 2021 года ответчиком в адрес Цаганова С.А. направлено письмо, в котором указано, что для решения вопроса о приеме на службу в органы внутренних дел ему на основании статьи 18 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ) необходимо предоставить: заявление с просьбой о поступлении на службу в органы внутренних дел по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел; паспорт гражданина Российской Федерации; собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной Правительством Российской Федерации; собственноручно написанную автобиографию; документы об образовании и (или) о квалификации; документы воинского учета - для военнообязанных и граждан, подлежащих призыву на военную службу; трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, за исключением случая, если служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые, или копию трудовой книжки, если гражданин на момент изучения его документов работает по трудовому договору и за ним в соответствии с трудовым законодательством сохранено право на ведение работодателем трудовой книжки; уведомление или свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по форме, установленной законодательством Российской Федерации; согласие, выраженное в письменной форме, на проведение мероприятий, связанных с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, и проверкой достоверности сообщенных гражданином сведений; согласие, выраженное в письменной форме, на обработку персональных данных гражданина в целях изучения возможности приема его на службу в органы внутренних дел. Далее представленные документы будут рассмотрены и в установленные сроки принято по ним решение.

11 марта 2021 года Цагановым С.А. в МВД по Республике Калмыкия подано заявление с просьбой о поступлении на службу в органы внутренних дел, заявление на сбор и хранение информации о частной жизни в целях рассмотрения вопроса о возможности приема на службу в органы внутренних дел в отношении супруги, сына и дочери, согласие на обработку персональных данных и разъяснение последствий отказа в предоставлении персональных данных.

28 мая 2021 года МВД по Республике Калмыкия вынесено решение об отказе Цаганову С.А. в приеме на службу в органы внутренних дел.

Отказ мотивирован тем, что истцом не был представлен полный пакет документов, предусмотренный статьей 18 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, а именно анкета и автобиография; Цаганов С.А. не рекомендован ОРЧ СБ МВД по Республике Калмыкия к приему на службу в органы внутренних дел.

Разрешая исковые требования Цаганова С.А., суд первой инстанции, руководствуясь статьями 17, 18, 19 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, принимая во внимание особый характер и предназначение службы в органах внутренних дел, пришел к выводу о том, что по результатам рассмотрения документов, представленных истцом, у ответчика имелись основания для отказа истцу в принятии на службу в связи с чем не нашел правовых оснований для удовлетворения иска.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия с данными выводами суда соглашается.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ

Согласно части 1 статьи 17 указанного Закона на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным данным Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

В статье 18 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ определен перечень документов, которые гражданин представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение для поступления на службу в органы внутренних дел: заявление с просьбой о поступлении на службу в органы внутренних дел (на обучение в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел) по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее – заявление); паспорт гражданина Российской Федерации; собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной Правительством Российской Федерации; собственноручно написанную автобиографию; документы об образовании и (или) о квалификации; документы воинского учета - для военнообязанных и граждан, подлежащих призыву на военную службу; трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, за исключением случая, если служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые, или копию трудовой книжки, если гражданин на момент изучения его документов работает по трудовому договору и за ним в соответствии с трудовым законодательством сохранено право на ведение работодателем трудовой книжки; уведомление или свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по форме, установленной законодательством Российской Федерации; согласие, выраженное в письменной форме, на проведение мероприятий, связанных с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, и проверкой достоверности сообщенных гражданином сведений; согласие, выраженное в письменной форме, на обработку персональных данных гражданина в целях изучения возможности приема его на службу в органы внутренних дел.

Иные документы, помимо указанных в части 1 настоящей статьи, представляются в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Документы, указанные в пунктах 2, 5, 6 и 8 части 1 настоящей статьи, после заверения их копий уполномоченным должностным лицом возвращаются гражданину в день их представления.

Порядок приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел и перечень должностных лиц, имеющих право принимать указанные документы, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Приказом МВД России от 1 февраля 2018 года № 50 утвержден Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 1, 2 Порядка основной целью отбора граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации является прием на службу в органы внутренних дел граждан, способных выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел добросовестно, на высоком профессиональном уровне.

Граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, должны владеть государственным языком Российской Федерации, соответствовать квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», быть способными по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника.

Согласно пунктам 29.2, 32 Правил, проверка сведений о кандидате ранее проходившего службу в органах внутренних дел включает в себя проверку по учетам органов безопасности (пункт 29.2) и по учетам управления собственной безопасности МВД России (пункт 32).

В силу положений статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ уполномоченный руководитель в течение трех месяцев со дня принятия заявления обеспечивает проведение в отношении гражданина мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки, и направляет гражданина для прохождения медицинского освидетельствования (обследования) и проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору.

Срок проведения проверки достоверности сообщенных гражданином сведений может быть продлен уполномоченным руководителем до четырех месяцев с письменным уведомлением об этом гражданина.

По результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, с учетом заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических исследований (обследований), тестирования, направленных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, профессионального психологического отбора, уровня физической подготовки и личного поручительства уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений: о заключении с гражданином трудового договора с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 настоящего Федерального закона; о допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах внутренних дел; о заключении с гражданином контракта; о направлении гражданина для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме; об отказе гражданину в приеме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме.

Как неоднократно указывал в судебных постановлениях Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.

Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, и требования к ним, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 6 июня 1995 года № 7-П, Определения от 21 декабря 2004 года № 460-0, от 25 ноября 2010 года № 1547-0-0, от 21 ноября 2013 года № 1865-0, от 27 июня 2017 года № 1235-0).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 6 июня 1995 года № 7-П по делу о проверке конституционности абзаца второго части седьмой статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» указал, что специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел, предопределяет специальный правовой статус сотрудников милиции. Исходя из положений Конституции Российской Федерации о равном доступе к государственной службе (часть 4 статьи 32), государство, регулируя отношения службы в органах внутренних дел, в том числе основания приема на службу и увольнения с этой службы, может устанавливать в данной сфере особые правила, что само по себе не противоречит статьям 19 (часть 1), 37 (части 1 и 3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации и согласуется с пунктом 2 статьи 1 Конвенции МОТ № 111 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.

Из данной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, носящей общий характер, и в силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», являющейся обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, следует, что законодатель вправе устанавливать особые требования к гражданам, претендующим на занятие определенной должности в органах внутренних дел, в том числе к их личным и деловым качествам, с учетом возложенных на сотрудников органов внутренних дел обязанностей.

Следовательно, решение вопроса о приеме на службу в органы внутренних дел в каждом конкретном случае зависит от того, способен ли желающий поступить на службу в указанные органы по своим личным и деловым качествам исполнять возложенные на сотрудников органов внутренних дел обязанности.

Принимая решение о заключении с лицом контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, руководитель автоматически возлагает на себя ответственность за действия подчиненного сотрудника. Если у уполномоченного руководителя возникают сомнения в том, что гражданин способен добросовестно исполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, он имеет право не заключать с таким лицом контракт о прохождении службы в органах внутренних дел.

Суд первой инстанции с учетом приведенных нормативных положений и установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание особый характер и предназначение службы в органах внутренних дел, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку оспариваемое решение принято руководителем, наделенным полномочиями по рассмотрению документов, представленных гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, и по принятию по этим документам решения, и основано на данных, полученных от подразделения собственной безопасности МВД России. Также истцом не был представлен полный пакет документов, а именно анкета и автобиография.

О предоставлении полного пакета документов Цаганову С.А. было разъяснено письмом от 10 марта 2021 года, при этом непредставление указанных документов им не отрицалось.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении права истца на доступ к службе в органах внутренних дел, наличии у него необходимых деловых качеств, состояния здоровья и опыта работы в органах внутренних дел, не опровергают выводов суда о соблюдении должностным лицом требований действующего законодательства при рассмотрении вопроса о принятии кандидата на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.

При принятии оспариваемого решения ответчиком обоснованно учтена информация ОРЧ СБ МВД по Республике Калмыкия о не рекомендации истца на службу в органы внутренних дел.

Установление таких правил (специальных требований), обусловленных особенностями деятельности органов внутренних дел, не может расцениваться как нарушающее гарантированные Конституцией Российской Федерации право граждан на равный доступ к государственной службе (статья 32 часть 4) и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37 часть 1).

Довод жалобы, об отсутствии в уведомлении конкретного основания для отказа в приеме на службу, признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку законодателем не возлагается на уполномоченного руководителя обязанности по конкретизации оснований, послуживших основанием для отказа в приеме на службу (часть 4 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Доводы жалобы о том, что суд не отложил судебное заседание по ходатайству ответчика в связи с необходимостью вызова свидетелей и уточнения исковых требований, подлежат отклонению, поскольку основания, предусмотренные статьей 169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствовали. Кроме того, удовлетворение такого ходатайства является правом суда, а не его обязанностью.

Приведенные в жалобе доводы о нарушениях процессуального законодательства, в том числе отказ в вызове свидетелей, не могут служить основанием к отмене поставленного решения, поскольку не влияют на существо поставленного решения.

Другие доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права и, по сути, сводятся к переоценке выводов суда по обстоятельствам дела, проверялись и получили надлежащую правовую оценку, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.

С учетом изложенного судебная коллегия признает решение суда первой инстанции законным и не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 июля 2021 года оставить без изменения.

Председательствующий А.В. Андреева

Судьи Н.А. Сидоренко

Е.В. Антаканова