Судья Панаитиди Т.С. Дело № 33-1413/2023
УИД-09RS0001-01-2023-002659-07
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Черкесск 08 ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
Председательствующего - Лайпанова А.И.,
судей – Адзиновой А.Э., Коркмазовой Л.А.,
при секретаре судебного заседания – Тагалековой Л.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2354/2023 по апелляционной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 31 июля 2023 года по иску ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики о возложении обязанности предоставить по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР - Лайпанова А.И., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в Черкесский городской суд КЧР с исковым заявлением к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, предоставить жилое помещение по договору специализированного найма.
В обоснование доводов истца указано, что Решением Предгорного районного суда <адрес> от <дата>ФИО2, <дата>, рождения была лишена родительских прав по отношению к своим несовершеннолетним детям - Насаева Д.В.<дата> года рождения и ФИО3<дата> года рождения.
Согласно свидетельству о перемене имени Насаева Д.В.<дата> переменила своё отчество на <ФИО>7. Постановлением Администрации Предгорного муниципального района <адрес>№... от <дата>, ФИО4, был назначен опекуном над несовершеннолетней - Насаева Д.В.<дата> года рождения. Постановлением Администрации муниципального образования <адрес>№...-п от <дата>Насаева Д.В. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в список на внеочередное получение жилья, состоящего на учёте в органах опеки и попечительства в Предгорном районе.
Приказом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики <дата>№..., Насаева Д.В.<дата> года рождения включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда. В соответствии с Законом КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории КЧР от 25.06.2013 г. №34-Р3 дети имели и имеют право на обеспечение благоустроенным жилым помещением за счёт бюджетных средств КЧР.
Поскольку Насаева Д.В. достигла 18-летнего возраста 17.01.2020 то её право в виде обеспечения жилым помещением должно было быть реализовано в 2020 году. Однако по сегодняшний день Министерство имущественных и земельных отношений КЧР своих обязательств по приобретению и предоставлению жилых помещений перед ней не выполнило, тем самым, нарушив её конституционное право на жилище.
При этом неизвестно какое ещё время Насаева Д.В. вынуждена оставаться без какого-либо жилья. В связи с чем, истица вынуждена обратиться в суд. При этом, включение в указанные Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не порождает очередности среди детей. Истица обращалась с просьбой ускорить предоставление ей жилья, однако по настоящее время договор социального найма жилого помещения с ней не заключен, жилье ей не предоставлено. Своё право на получение жилья истица не реализовала, поскольку в установленном порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена. В окончательной редакции просила:
1) Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР Карачаево-Черкесской Республики приобрести ФИО1, 17.01.2002года рождения, на территории её места проживания и регистрации в городе Черкесске Карачаево-Черкесской Республики, по договору специализированного найма за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное, изолированное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 28 квадратных метров.
2) Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики предоставить ФИО1, <дата> года рождения, на территории её места проживания и регистрации в городе Черкесске, Карачаево-Черкесской Республики, по договору специализированного найма за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное, изолированное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 28 квадратных метров.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 31 июля 2023 года иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства по Карачаево-Черкесской Республике просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, поскольку судом были нарушены нормы материального и процессуального права. В обоснование указывает, что вопрос об обеспечении детей данной категории жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда может рассматриваться по мере поступления необходимого финансирования. Суд неверно истолковал положения ч. 3 ст.17 Конституции РФ и ч.3 ст.14 Конституции КЧР, согласно которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. При исполнении решения суда и предоставлении жилого помещения лицу, у которого в соответствии с годом рождения право возникло гораздо позднее, чем у лиц, у которых данное право возникло ранее и которые тоже указаны в списке, будет нарушение прав третьих лиц, что является недопустимым.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство имущественных и земельных отношений КЧР просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Насаева Д.В. родилась <дата> в <адрес>, что подтверждается свидетельством о рождении от <дата> серии I-АК №..., отец – прочерк, мать ФИО2
На основании решения Предгорного районного суда <адрес> от <дата>ФИО2, <дата> года рождения, лишена родительских прав по отношению к своим несовершеннолетним детям - Насаева Д.В., <дата> года рождения, и ФИО3, <дата> года рождения. Как следует из доводов стороны истца, она отца не знает.
Постановлением Администрации Предгорного муниципального района <адрес>№... от <дата>, ФИО4, назначен опекуном над несовершеннолетней - Насаева Д.В., <дата> года рождения.
Постановлением Администрации муниципального образования <адрес>№...-п от 26.08.2015г. Насаева Д.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в список на внеочередное получение жилья, состоящего на учёте в органах опеки и попечительства в <адрес>.
Постановлением мэрии МО <адрес> от <дата>№..., Насаева Д.В. поставлена на учет, опекуном назначен - ФИО4
Согласно свидетельству о перемене имени серии I-ЯЗ №...Насаева Д.В., <дата> года рождения, переменила своё отчество на <ФИО>7, о чем <дата> составлена запись акта о перемени имени.
<дата>ФИО1 выдано повторное свидетельство о рождении серии I-ЯЗ №..., Отделом записи актов гражданского состояния Управления записи актов гражданского состояния КЧР по <адрес>.
Приказом Министерства образования и науки Карачаево- Черкесской Республики от 09.09.2019 №680 Насаева Диана Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда.
Истец обратился в суд с настоящим иском о защите его жилищных прав как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
30 декабря 2022 года Министром образования и науки КЧР утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по состоянию на 01.01.2023. Очередность ФИО1 в указанном списке значится под номером 427.
Судом первой инстанции установлено, и следует из сведений Росреестра по КЧР, что ФИО1 в собственности недвижимого имущества, не имела и не имеет.
До настоящего времени ФИО1 не имеет в собственности своего жилья, во владение или в пользование истцу жилое помещение не передавалось.
Данные обстоятельства никем не оспорены.
Право ФИО1 на обеспечение жилым помещением в порядке установленном ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не реализовано, что явилось поводом для обращения с иском в суд. Данное право подателем жалобы, иными лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении и возложении на ответчика обязанности предоставить жилое помещение по договору специализированного найма, поскольку ФИО1 нуждается в жилом помещении, однако на момент подачи иска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда ей не предоставлено, а ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истцу жилого помещения по договору специализированного найма.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 29.02.2012г. №15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 названного пункта).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7 ст. 8 Закона).
В силу ст. 5 названного Закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в Законе Карачаево-Черкесской Республики от 25 июня 2013 года №34-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики и о внесении изменений в отдельный законодательный акт Карачаево-Черкесской Республики».
Статья 2 Закона КЧР от 25 июня 2013 года №34-РЗ предусматривает, что детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории Карачаево-Черкесской Республики, право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом предоставляется при наличии одного из следующих условий:
1) лицо не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения;
2) лицо является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, в случае если его проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным уполномоченным органом исполнительной власти в области образования или органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в случае наделения их соответствующим законом Карачаево-Черкесской Республики отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству (далее - органы опеки и попечительства) в порядке, установленном настоящим Законом и нормативными правовыми актами Карачаево-Черкесской Республики.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения предоставляются данным лицам по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма: в квартирах - 28 кв.м.; в жилых домах - 40 кв.м.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона КЧР от 25 июня 2013 года №34-РЗ учет детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом, ведется уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области образования, путем формирования списка (далее - Список) на основании соответствующих заявлений данных лиц либо их законных представителей.
Часть 6 статьи 4 Закона КЧР от 25 июня 2013 года №34-РЗ предусматривает, что включение детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в Список или исключение их из Списка, а также внесение в Список иных изменений осуществляется на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области образования.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона КЧР от 25 июня 2013 года №34-РЗ специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по установленной настоящим Законом норме предоставления площади жилого помещения, применяемой для договоров социального найма, по их выбору: 1) по месту первичного выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Карачаево-Черкесской Республики; 2) по месту окончания пребывания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Карачаево-Черкесской Республики; 3) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на территории Карачаево-Черкесской Республики; 4) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения на территории Карачаево-Черкесской Республики при наличии обстоятельств, при которых проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Включение детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в Список осуществляется по дате рождения после регистрации заявления с документами, указанными в части 4 настоящей статьи, обязанность представления которых возлагается на законного представителя или заявителя (ч. 7 ст. 5 Закона КЧР от 25 июня 2013 года).
Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 26 декабря 2016 года №281 Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда по договорам социального найма.
В соответствии с Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 19 декабря 2016 года №271 Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по формированию специализированного жилищного фонда Карачаево-Черкесской Республики, предоставлению жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также осуществлению функций наймодателя специализированных жилых помещений.
Следовательно, предоставление жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также осуществлению функций наймодателя специализированных жилых помещений входит в полномочия Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики.
Ответчиком не оспаривается, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в жилом помещении, имеет в соответствии со ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ право на предоставление жилого помещения, которое ею на момент разрешения спора не реализовано.
Довод жалобы о том, что при предоставлении жилого помещения истцу будут нарушены права других впереди стоящих по очередности граждан в соответствующем списке, сформированном Минобразованием КЧР, не влияет на правильность принятого судом решения, основанием к отмене решения суда являться не может, поскольку в соответствии с действующим законодательством, право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списка имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот.
Право истца на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием нескольких условий, а именно: достижение совершеннолетия (если от лица нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики, нуждаемость истца в жилом помещении.
Так, ФИО1 достигла совершеннолетнего возраста, включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не является ни собственником жилых помещений, ни их нанимателем по договорам социального найма, он нуждается в жилом помещении, имеет право на его предоставление, которое до сих пор не реализовано. В данном случае все условия имеют место быть, поэтому суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.
Доводы жалобы относительно того, что приобретение жилых помещений для граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возможно лишь после выделения соответствующих финансовых средств в установленном законом порядке, не могут повлечь отмену обжалуемого решения, так как предоставление указанной категории граждан жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия (отсутствия) у субъекта Российской Федерации специализированных жилых помещений и финансовых средств на их приобретение.
Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит, а указанные в жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 31 июля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: