ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2356/2023 от 12.10.2023 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Карманов К.А. дело № 2-2356/2023 г.

(первая инстанция)

дело № 33-3406/2023 г.

(апелляционная инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 октября 2023 года г. Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего – судьи Григоровой Ж.В.,

судей – Донсковой М.А., Козуб Е.В.,

при участии секретаря – Бойко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Севастополе апелляционную жалобу представителя ФИО1 – ФИО2 на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 25 июля 2023 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании ответа незаконным, понуждении к совершению определенных действий,

заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В.,

УСТАНОВИЛА:

Истица ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и, уточнив требования, просила признать за ней, обладающей статусом «дитя войны», право на первоочередное отведение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества, признать ответ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать ответчика осуществить первоочередное отведение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества в пользу ФИО1 в черте города Севастополя с учетом требований нормативно-правовых актов к размерам земельных участков в г. Севастополе. В обоснование заявленных требований истица указала, что она является лицом, относящимся к категории «дети войны» и имеет право на первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением об отведении в ее пользу земельного участка для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества с учетом требований нормативно-правовых актов к размерам земельных участков, предоставляемых в аренду в городе Севастополе. Однако, ответчиком в отведении земельного участка истице было отказано. Ссылаясь на то, что ответчик своими действиями нарушает ее законное право на получение земельного участка, истица обратилась с данным иском в суд.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с указанным решением, ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит об отмене решения и принятии по делу нового решения. В обоснование доводов жалобы апеллянт считает, что суд допустил нарушения норм материального права, пришел к неправильным выводам, что привело к неправильному разрешению дела.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 4 ст. 18 Закона города Севастополя от 23.01.2015 г. № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» граждане из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет (дети войны), предоставляется, среди прочих мера социальной поддержки - первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества.

На основании ст. 26, ст. 27 вышеуказанного закона порядок и условия предоставления гражданам мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, определяются Правительством Севастополя. Меры социальной защиты, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами города федерального значения Севастополя.

В соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) регулируются Федеральным законом № 210-ФЗ от 27.07.2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Под государственной услугой, как указано в ст. 2 названного закона, понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В силу ст. 5 вышеуказанного закона, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

В целях реализации вышеуказанных полномочий, Приказом Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 07.12.2021 г. № 11-АР утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя», согласно п.1.2.2 которого государственная услуга предоставляется по заявлениям физических и юридических лиц, обладающих правом на получение земельного участка без торгов из числа предусмотренных п. 2 ст. 39.3, ст. 39.5, п. 2 ст. 39.6 или п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ оснований, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», либо их уполномоченных представителей, а также участников свободной экономической зоны, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Положениями п. 2.6 Регламента № 11-АР предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, в число которого входит схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (п.п. 6 п. 2.6.1 Регламента № 11-АР).

В соответствии с п. 2.3.1 Регламента № 11-АР, результатом предоставления государственной услуги является распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, а в случае завершения оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального Конституционного закона, осуществляющегося на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014 г. распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; письменный мотивированный отказ Уполномоченного органа в предоставлении государственной услуги.

Приказом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № 20-АР от 23.12.2021 г. утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной собственности города Севастополя, без проведения торгов», который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Уполномоченного органа, осуществляемых по запросу заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при предоставлении указанной государственной услуги.

В соответствии с п. 1.2.1 Регламента № 20-АР получателями государственной услуги (далее - заявители) являются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, обладающие правом на получение земельного участка без проведения торгов, из числа предусмотренных п. 2 ст. 39.3, п. 2 ст. 39.6, п. 2 ст. 39.9, п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ, а также юридические лица - хозяйственные общества, созданные некоммерческой организацией «Фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования города Севастополя» в соответствии со ст. 12.3 Закона города Севастополя от 25.07.2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».

Согласно п. 2.3.1 Регламента №20-АР результатом предоставления государственной услуги является: договор купли-продажи земельного участка; договор аренды земельного участка; договор безвозмездного пользования земельным участком; распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности города Севастополя, в постоянное (бессрочное) пользование; письменный мотивированный отказ Уполномоченного органа в предоставлении государственной услуги.

В соответствии с п. 1.6.2 Регламента № 20-АР в исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем при подаче заявления о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в аренду без проведения торгов, предоставляемых на основании пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ входит так же выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке).

При этом, выписка из ЕГРН об объекте недвижимости может быть представлена заявителем по собственной инициативе. В случае отсутствия выписки из ЕГРН, Уполномоченный орган запрашивает и получает данные документы самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия.

Таким образом, Законом города Севастополя от 23.01.2015 г. № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки граждан, проживающих на территории города Севастополя» на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя не возложена обязанность формировать перечень земельных участков, предназначенный для предоставления такой категории граждан (дети войны), ставить такой земельный участок на государственный кадастровый учет, земельный участок должен выбираться заявителем самостоятельно.

Судом первой инстанции установлено, что истица ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно проживает в г. Севастополе и имеет статус «дети войны».

С целью реализации своего права на получение меры социальной поддержки в виде первоочередного получения земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества истица ФИО1 обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов и просила на основании ст. 18 Закона города Севастополя от 23.01.2015 г. № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» отвести в ее пользу земельный участок для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества с учетом требований нормативно-правовых актов к размерам земельных участков, предоставляемых в аренду в г. Севастополе.

Ответом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ на указанное заявление истице разъяснено, что с целью приобретения прав на земельный участок в аренду без проведения торгов ей следует обратиться с соответствующим заявлением и необходимыми документами, предусмотренными Административным регламентом «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь» № 11-АР от 07.12.2021. Также в письме разъяснено, что осуществление подбора земельных участков для дальнейшей их передачи в пользование гражданам не входит в полномочия органа исполнительной власти, поиском местоположения земельных участков заинтересованное лицо занимается самостоятельно. После образования земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет возможно будет обратиться в Департамент с заявлением о предоставлении государственной услуги, предусмотренной Административным регламентом «Предоставление в собственности, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной собственности города Севастополя, без проведения торгов» № 20-АР от 23.12.2021 г.

Полагая, что данными действиями ответчика нарушены права на первоочередное предоставление ей земельного участка, т.к. заявление не удовлетворено, истица обратилась с данным иском в суд.

Разрешая дело, суд первой инстанции указал, что признание за истицей права на первоочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества в судебном порядке, о чем она просила в иске, не требуется, в виду того, что оно прямо предусмотрено Законом города Севастополя № 106-ЗС и ответчиком не оспаривается.

Суд также, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, пришел к выводу, что данный ответчиком истице и оспариваемый ею ответ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя носит исключительно разъяснительный характер, не является отказом в предоставлении ей государственной услуги, не влечет правовых последствий, право на первоочередное предоставление земельного участка в аренду бесплатно истицы не нарушает, в связи с чем, истица не лишена права повторно обратиться к ответчику за получением государственной услуги в установленном законодательством г. Севастополя порядке.

При этом, суд обратил внимание на то, что он не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в рамках собственных полномочий, и не может предрешать вопросы, отнесенные к их исключительной компетенции.

Поскольку истица обратилась с заявлением к ответчику за получением государственной услуги не конкретизировав объект, что не соответствует установленному регламентом порядку, а ответчик, в свою очередь, дал разъяснение относительно получения государственной услуги в соответствии с установленным законом порядком, то оснований к признанию данных действий ответчика незаконными у суда первой инстанции не имелось. Суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемый истицей ответ Департамента правовых последствий для нее не влечет, возможность получения истицей испрашиваемой услуги в дальнейшем не исключает и лишь указывает на порядок ее получения. Оснований к возложению на ответчика обязанности по предоставлению истице испрашиваемой услуги в судебном порядке судом первой инстанции также не установлено, с чем не может не согласиться судебная коллегия, проверяя обжалуемое решение в порядке ст. 327.1 ГПК РФ.

В связи с чем, с точки зрения отсутствия оснований к удовлетворению заявленных истицей требований иска выводы суда первой инстанции судебная коллегия полагает правомерными и обоснованными.

Ссылки в апелляционной жалобе на иной, нежели разъяснительный характер обжалуемого ответа ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, основаны на субъективном мнении апеллянта и доказательств нарушения им прав истицы не содержат.

Проверка доводов апелляционной жалобы о неправильном применении к возникшим правоотношениям положений регламентов 11-АР и 20-АР, о подмене понятий отведения и предоставления земельных участков, чем, по мнению апеллянта, нарушены права истицы, имеющей право на получение меры социальной поддержки в виде первоочередного отведения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества по сути направлены на оспаривание установленного законодателем порядка реализации данных прав. Однако в настоящем случае вопрос оспаривания порядка реализации прав предметом разрешения суда первой инстанции не являлся.

Поскольку порядок реализации имеющегося у истицы права законодательно предусмотрен, то она вправе ее получить в порядке Регламента № 11-АР «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя», указав конкретный испрашиваемый земельный участок и предоставив необходимый перечень документов, предусмотренный п. 2.6 Регламента №11-АР. Иного законодателем не определено.

В виду чего, доводы апелляционной жалобы о незаконности выводов суда первой инстанции не нашли своего подтверждения, направлены на иную оценку обстоятельств дела, в связи с чем не заслуживают внимания судебной коллегии в качестве оснований к отмене решения суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 25 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 13.10.2023 г.

Председательствующий: Ж.В. Григорова

Судьи: М.А. Донскова

Е.В. Козуб