ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-235/2021 от 15.07.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

УИД 54RS0031-01-2021-000539-31

Судья: Хомякова И.В. Дело № 2-235/2021

Докладчик: Быкова И.В. 33-6828/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Быковой И.В.,

судей Крейса В.Р., Недоступ Т.В.,

при секретаре Косаревой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске «15» июля 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации города Оби Новосибирской области в лице главы города Оби Новосибирской области ФИО1 на решение Обского городского суда Новосибирской области от 19 апреля 2021 года по иску ФИО2 к администрации города Оби Новосибирской области о предоставлении жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Быковой И.В.,

судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Папка А.В. обратилась с иском к администрации города Оби Новосибирской области, просила обязать ответчика предоставить ей вне очереди на условиях специализированного найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью не менее 30 кв.м.

В основание заявленных требований указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Обского городского суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ ее мать П. лишена родительских прав, сведения об отце в свидетельстве о рождении отсутствуют. Постановлением администрации города Оби Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ опекуном истца назначена С.

Постановлением администрации города Оби Новосибирской области №953 от 25.06.2012 истец была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Своего жилого помещения она не имеет.

Ответчик, по достижении истцом совершеннолетия, но не позднее окончания образовательного учреждения, должен был обеспечить ее жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения. Истец достигла совершеннолетия 19.08.2018, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. По состоянию на 18.02.2021 порядковый номер ее очереди – 31.

Решением Обского городского суда Новосибирской области от 19.04.2021 постановлено:

«Исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Обязать Администрацию города Оби Новосибирской области предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <данные изъяты> на условиях специализированного найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью не менее 30 кв.м.

Взыскать с Администрации города Оби Новосибирской области судебные расходы в размере 5 300 рублей.».

С вынесенным решением не согласился представитель ответчика - глава города Оби Новосибирской области ФИО1, в апелляционной жалобе просит решение суда изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:

«Обязать Администрацию города Оби Новосибирской области предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <данные изъяты> на условиях специализированного найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью не менее 30 кв.м. за счет средств бюджета Новосибирской области».

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что жилые помещения для той категории лиц, к которым относится истец, предоставляются ответчиком только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, то есть за счет средств бюджета Новосибирской области.

Предоставление истцу жилого помещения возможно только за счет средств бюджета субъекта РФ. При определении бюджета Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы, городу Оби Новосибирской области предусмотрена субвенция на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений, в размере 22 988,9 тыс. руб. Ответчик не вправе закладывать в местный бюджет денежные средства на приобретение жилых помещений для детей-сирот, поскольку это будет квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств. Требования истца о предоставлении ей жилого помещения вне очереди противоречит требованиям закона и нарушит права и законные интересы других лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также имеющих право на предоставление жилого помещения, и включенных в список нуждающихся ранее истца.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Обского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГП. лишена родительских прав в отношении дочери Папка А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (истца).

Постановлением администрации города Оби Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ истец Папка А.В. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. На день обращения с иском в суд жилое помещение истцу не предоставлено.

Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что истцу, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, до дня вынесения решения суда жилье по договору социального найма либо по договору найма специализированного жилого помещения предоставлено не было.

Постанавливая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что истица достигла совершеннолетия, в собственности жилого помещения не имеет, не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения социального найма, подпадает под сферу действия Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем имеются все основания для предоставления ей жилого помещения.

Отсутствие финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору специализированного найма жилого помещения.

Судебная коллегия в целом соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона, которым руководствовался суд.

Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит подлежащими отклонению, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет.По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (п. п. 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).

При этом ни ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление Законом Новосибирской области №331-ОЗ от 05.06.2013 г. "Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Приказом от 26.06.2013 №711 Министерства социального развития Новосибирской области порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п.

Включение в список согласно ст. 8 Новосибирской области N 331-ОЗ от 05.06.2013 г. "Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения - в алфавитном порядке.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. ст. 60 и 61 Закона Новосибирской области № 331-ОЗ от 05.06.2013 г. "Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Положения вышеприведенных норм материального права не содержат указания на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.

Предоставление жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список очередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Принимая во внимание, что согласно п. 5 ст. 1 Закона Новосибирской области от 21.11.2014 г. N 490-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями" государственные полномочия по обеспечению граждан в соответствии с ФЗ РФ N 159-ФЗ переданы органам местного самоуправления жилые помещения предоставляются детям-сиротам в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Новосибирской области от 21.11.2014 г. N 490-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области.

При таких обстоятельствах, учитывая не реализованное право истицы на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, суд пришел к правильному выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения истице следует возложить на Администрацию города Оби Новосибирской области.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, специальное указание об исполнении решения суда за счет средств областного бюджета в резолютивной части судебного акта не требуется, поскольку порядок предоставления жилых помещений предусмотрен законом.

Отсутствие соответствующего финансирования в конкретном финансовом году не может свидетельствовать о незаконности принятого решения, поскольку является вопросом исполнения судебного решения. Право истца на получения специализированного жилого помещения стороной ответчика не оспаривается.

В случае неясности исполнения решения суда ответчик не лишен права на обращение в суд за соответствующим разъяснением. Отсутствие указание в резолютивной части решения суда указания того, за счет какого бюджета производить исполнение решение суда, относится к вопросу исполнения судебного акта.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями к отмене или изменению решения суда.

Таким образом, при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Обского городского суда Новосибирской области от 19 апреля 2021 года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - главы города Оби Новосибирской области ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи