ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-235/2022 от 07.06.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 июня 2022 г. по делу № 33-2044/2022

Судья Малова Н.Л. Дело № 2-235/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи Дубровиной И.Л.,

судей Маркина В.А., Митяниной И.Л.,

при секретаре Страбыкине Д.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское делопо иску Кировского межрайонного природоохранного прокурора к министерству охраны окружающей среды Кировской области, администрации муниципального образования «Город Киров» о возложении обязанности организовать мероприятия по охране водного объекта,

по апелляционной жалобе министерства охраны окружающей среды Кировской области на решение Первомайского районного суда города Кирова от 14 февраля 2022 г., которым:

иск Кировского межрайонного природоохранного прокурора к министерству охраны окружающей среды Кировской области, МО «Город Киров» о возложении обязанности организовать мероприятия по охране водного объекта удовлетворить. Возложить на министерство охраны окружающей среды Кировской области обязанность организовать мероприятия по охране водного объекта - реки Вятки путем проведения мониторинга состояния водного объекта в период с 1 июня 2022 г. до 15 сентября 2025 г. в границах: с координатами N 58°30"08.0" Е 49°44"51.4" (в системе координат WGS 84) на 703,1 км судового хода в 350 м в северном направлении от промплощадки ООО «Вятский фанерный комбинат»; с координатами N 58°30"05.5" Е 49°44"42.2" (в системе координат WGS 84) на 702,3 км судового хода. Возложить на администрацию МО «Город Киров» обязанность по очистке берега реки Вятки с координатами N 58.498009° Е 49.733086° (в системе координат WGS 84), в 150 м к северу от промплощадки ООО «Вятский фанерный комбинат» от остатков лесоматериалов, в срок до 1 июля 2022 г. Взыскать с министерства охраны окружающей среды Кировской области в бюджет МО «Город Киров» государственную пошлину 300 руб. Взыскать с администрации МО "Город Киров" в бюджет МО «Город Киров» государственную пошлину 300 руб.

Заслушав доклад судьи областного суда Маркина В.А., объяснения представителя министерства охраны окружающей среды Кировской области по доверенности Гущиной М.В., а также представителя администрации города Кирова Паряницы А.С., поддержавших требования и доводы апелляционной жалобы, старшего прокурора отдела облпрокуратуры Новиковой И.В., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Кировский межрайонный природоохранный прокурор (далее по тексту также – прокурор) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному агентству водных ресурсов (далее по тексту также – Росводресурсы), министерству охраны окружающей среды Кировской области (далее по тексту также – министерство) о возложении обязанности организовать мероприятия по охране водного объекта. В обоснование требований указал, что Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка о засорении водного объекта, по результатам которой установлено, что на левом берегу реки Вятки (далее по тексту также – водный объект), приблизительно в 400 м в западном направлении в точке с координатами N 58.498009° Е 49.733086° и 150 м к северу от промплощадки ООО «Вятский фанерный комбинат» имеется наличие остатков лесоматериалов (бревен), частично попадающих за линию уреза воды. В ходе дополнительного осмотра установлено, что в 350 м в северном направлении от промплощадки ООО «Вятский фанерный комбинат» на левом берегу реки Вятки в точке с координатами N 58°30"08.0" Е 49°44"51.4" выявлено наличие остатков лесоматериалов (бревен), частично расположенных в водном объекте. В 150 м к юго-западу от указанного местонахождения на берегу реки Вятки, у линии уреза воды, в точке с координатами N 58°30"05.5" Е 49°44"42.2" установлено наличие остатков лесоматериалов. В ходе осмотра территории с участием специалистов Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора выявлено наличие поврежденных бревен темного цвета на берегу, частично попадающих за линию уреза воды. Исходя из норм Водного кодекса Российской Федерации, Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2020 г. № 1391, Положения о министерстве охраны окружающей среды Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 1 апреля 2019 г. № 124-П, полномочия по осуществлению мер по охране водного объекта – реки Вятки должны исполняться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, т.е. министерством охраны окружающей среды Кировской области. Однако министерство возложенные на него полномочия не осуществляет. 28 июля 2021 г. природоохранной прокуратурой в адрес министерства внесено представление об устранении нарушений водного законодательства, которое рассмотрено, однако действенных мер, направленных на устранение вышеуказанных нарушений, не принято. Допущенные нарушения требований вышеуказанного законодательства создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Первоначально просил: обязать министерство охраны окружающей среды Кировской области в срок не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по охране водного объекта – реки Вятки путем освобождения от остатков лесоматериалов русла реки в указанных границах; обязать Федеральное агентство водных ресурсов профинансировать указанные природоохранные мероприятия.

Судом первой инстанции к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены: администрация города Кирова и ее территориальное управление по Нововятскому району города Кирова.

С учетом уточнения исковых требований прокурор просил: обязать министерство охраны окружающей среды Кировской области организовать мероприятия по охране водного объекта - реки Вятки путем проведения мониторинга состояния водного объекта в период с 1 июня 2022 г. по 15 сентября 2025 г. в границах: с координатами N 58°30"08.0" Е 49°44"51.4" (в системе координат WGS 84) на 703,1 км судового хода в 350 м в северном направлении от промплощадки ООО «Вятский фанерный комбинат»; с координатами N 58°30"05.5" Е 49°44"42.2" (в системе координат WGS 84) на 702,3 км судового хода; обязать администрацию города Кирова очистить берег реки Вятки с координатами N 58.498009° Е 49.733086° (в системе координат WGS 84) в 150 м к северу от промплощадки ООО «Вятский фанерный комбинат» от остатков лесоматериалов. От иска к Федеральному агентству водных ресурсов отказался (л.д. 166-168 том 1).

Определением Первомайского районного суда города Кирова от 14 февраля 2022 г. производство по делу в части требований к Федеральному агентству водных ресурсов прекращено в связи с принятием отказа от иска в этой части.

Решением Первомайского районного суда города Кирова от 14 февраля 2022 г. к министерству охраны окружающей среды Кировской области и администрации города Кирова уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель министерства по доверенности Гущина М.В. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований прокурора. Указывает, что основу доказательной базы составили справки обследования территории от 22 июля 2021 г., 27 июля 2021 г. представленные Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора. Однако данные справки несут абстрактную информацию о местонахождении остатков лесоматериалов, тем самым факт нахождения их в водном объекте относительно линии реки считает недоказанным. Поясняет, что координаты нахождения остатков лесоматериалов относительно линии уреза воды могут не совпадать с береговой линией, поскольку линия уреза воды постоянно изменяется, а береговая линия формально определена и неизменна. Таким образом, факт нахождения остатков лесоматериалов в водном объекте необходимо было определять относительно береговой линии, что сделано не было. Кроме того, ссылается в жалобе, что прокурор изменил иск и потребовал обязать министерство проводить мониторинг водного объекта без проведения прокурорской проверки и вынесения представления в адрес министерства относительно проведения мониторинга, т.е. вопрос о мониторинге водного объекта прокурором ранее не поднимался, судом фактически не изучался и не рассматривался. Суд ошибочно посчитал, что мониторинг не проводится. На самом деле решение о проведении мониторинга водного объекта было принято министерством задолго до обращения прокурора в суд. В материалы дела были представлены документы, подтверждающие проведение министерством мониторинга по собственной инициативе, о чем в подведомственные учреждения направлены государственные задания. При этом и прокурор и суд ошибочно считают, что мониторинг водного объекта относится к мероприятиям по охране водного объекта. Мероприятия по охране водного объекта – это конкретные мероприятия по предотвращению загрязнения водных объектов, их засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Законодатель четко определил данный перечень, который является исчерпывающим, и государственный мониторинг водных объектов в него не включен. Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Эти обязанности не могут быть возложены на министерство охраны окружающей среды Кировской области.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Кировский межрайонный природоохранный прокурор Фесенко Р.К. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Полагает, судом верно определены обстоятельства дела, а доводы жалобы о недоказанности этих обстоятельств считает несостоятельными. Считает, что в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Минприроды России от 8 октября 2014 г. № 432, министерство, как уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Кировской области, обязано осуществлять мониторинг дна, берегов, водоохранных зон и изменений морфометрических особенностей водных объектов и их частей. В соответствии с указанными Методическими указаниями такой мониторинг должен проводиться ежегодно в период летне-осенней межени после прохождения весеннего половодья.

В дополнениях к апелляционной жалобе представитель министерства по доверенности Гущина М.В. полагает, что в рассматриваемой ситуации прокурор просил возложить на министерство обязанность проводить мониторинг поверхностных вод, обязанность проведения которого, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 № 219, возложена на Федеральное агентство водных ресурсов и Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее по тексту также – Росгидромет). Мониторинг дна, берегов, водоохранных зон и изменений морфометрических особенностей водного объекта и его частей министерством проводится. Для этого, на основании приказа министерства от 30 декабря 2021 г. № 329, было утверждено государственное задание на выполнение КОГБУ «ВятНТИЦМП» работ на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. В соответствии с пунктом 2.3 указанного государственного задания КОГБУ «ВятНТИЦМП» проводится мониторинг водоохранной зоны реки Вятка, в том числе в границах Нововятского района города Кирова. В 2021 году специалистами КОГБУ «ВятНТИЦМП» также в рамках государственного задания осуществлялся мониторинг водоохранной зоны на этом участке реки. В частности была обследована территория в районе ООО «Вятский фанерный комбинат». В 2021 году и за истекший период 2022 года существенных изменений водоохранной зоны реки Вятки не отмечено. Также указывает, что необходимость проведения мониторинга на рассматриваемом участке реки отсутствует. Так, древесные материалы являются частью естественных процессов, принесены течением реки, загрязнение ими воды фактически невозможно по причине незначительного количества, их естественного происхождения. Этот участок реки расположен в непосредственной близости от водозабора г. Кирова в районе дер. Корчемкино. На водозаборе регулярно отбираются пробы воды МУП «Водоканал». За период 2019-2021 г.г. и за истекший период 2022 года выявлялись незначительные превышения концентрации фенола, формальдегида и в крайне незначительный промежуток времени. Кроме того, в соответствии с приказом министерства от 30 декабря 2021 г. № 328, сотрудниками КОГБУ «Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования», согласно графику ведения наблюдений, был осуществлен отбор проб поверхностной воды реки Вятки в месте водопользования ООО «Вятский фанерный комбинат». В результате анализа превышения концентрации фенола, формальдегида, характерного для постоянного источника, не зафиксировано.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, приобщив к материалам дела и исследовав новые (дополнительные) доказательства, изучив другие материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда приходит к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 2 июля 2021 г. к депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ч.. обратились жители Нововятского района города Кирова, которые просили помочь решить экологическую проблему. Суть проблемы указали в том, что в непосредственной близости от реки Вятка находится производство ООО «Вятский фанерный комбинат». Производственные отходы, в том числе целые бревна, сотрудники данного предприятия скидывают в реку, вследствие чего образуется огромная сплавная свалка, а также свалка на берегу, стоит неприятный запах (ужасная вонь!!!). К своему обращению приложили фото (л.д. 28-32 том 1).

Данное обращение депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ч.. направил Кировскому межрайонному природоохранному прокурору (л.д. 26-27 том 1).

На основании данного обращения Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой, с участием специалиста Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, проведена проверка.

По результатам было установлено, что на левом берегу реки Вятка, приблизительно в 400 м в западном направлении в точке с координатами N 58.498009° Е 49.733086° (в системе координат WGS 84) и 150 м к северу от промплощадки ООО «Вятский фанерный комбинат» имеется наличие остатков лесоматериалов (бревен), частично попадающих за линию уреза воды. Также установлено, что на 703,1 км судового хода в 350 м в северном направлении от промплощадки ООО «Вятский фанерный комбинат» на левом берегу реки Вятка в точке с координатами N 58°30"08.0" Е 49°44"51.4" (в системе координат WGS 84) выявлено наличие остатков лесоматериалов (бревен), частично расположенных в водном объекте. Кроме того, на 702,3 км судового хода, в 150 м к юго-западу от указанного местонахождения на берегу реки Вятка, у линии уреза воды, в точке с координатами N 58°30"05.5" Е 49°44"42.2" (в системе координат WGS 84) установлено наличие остатков лесоматериалов. Указанные бревна, находящиеся в водном объекте, темного цвета, разбухшие, наполнены влагой, целостность бревен нарушена, запаха не имеют. Судя по виду, находятся в воде продолжительное время. Бревна, находящиеся на берегу, темного цвета, целостность не нарушена. Наличие несанкционированных стоков и их следов, наличие опила и других остатков деревообработки не установлено (л.д. 12-23, 33, 34-39, 40-41 том 1).

Согласно сведениям Федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому федеральному округу», точка с координатами N 58.498009° Е 49.733086° (в системе координат WGS 84) расположена вне границ водного объекта – реки Вятка, следовательно остатки лесоматериалов в этой точке расположены на берегу реки Вятка на неразмежеванном земельном участке, собственность на который не установлена. Этими же сведениями подтверждается, что точки с координатами: N 58°30"08.0" Е 49°44"51.4" (в системе координат WGS 84) и N 58°3005.5" Е 49°44"42.2" (в системе координат WGS 84) попадают в границы водного объекта (л.д. 133-134 том 1).

28 июля 2021 г. Кировским межрайонным природоохранным прокурором в адрес министра охраны окружающей среды Кировской области внесено представление об устранении нарушений водного законодательства, законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан (л.д.42-45 том1).

По результатам рассмотрения данного представления и.о. министра охраны окружающей среды Кировской области в адрес прокурора направлен ответ от 3 сентября 2021 г., в котором указано, что подтверждением ухудшения состояния водного объекта должны стать результаты мониторинга его состояния на участке, подверженном негативному воздействию (загрязнению), который следует проводить в течение не менее трех лет с предоставлением ежегодных данных в Федеральное агентство водных ресурсов. Мониторинг состояния водного объекта на указанном участке в течение трех лет не проводился, экстренные мероприятия по ликвидации загрязнения водных объектов Росводресурсами не финансируется. В настоящее время министерством поручено Кировскому областному государственному бюджетному учреждению «Вятский научно-технический информационный центр мониторинга и природопользования» (по тексту также - КОГБУ «ВятНТИЦМП», учреждение) осуществление указанного мониторинга, начиная с 2022 года (л.д. 46-50 том 1).

Посчитав доводы министерства неубедительными, и что действенных мер, направленных на устранение вышеуказанных нарушений, не принято, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

В ходе судебного разбирательства по запросу прокурора КОГБУ «ВятНТИЦМП» представило в материалы дела информацию по вопросу проведения мониторинга состояния водного объекта, из которой следует, что учреждением, согласно требованию на выполнение государственного задания, осуществляется мониторинг водоохранной зоны реки Вятки на участке от устья реки Полой до дер. Корчемкино, мониторинг за самим водным объектом на данном участке, включающем район промплощадки ООО «Вятский фанерный комбинат», не осуществляется (л.д. 163, 164 том 1).

Также судом первой инстанции был допрошен в качестве свидетеля врио директора КОГБУ «ВятНТИЦМП» С. который подтвердил информацию о проведении на данном участке реки мониторинга водоохранной зоны и берегов, и отсутствии мониторинга русла реки. Показал, что мониторинг русла реки следует проводить после прохождения весеннего половодья в период летне-осенней межени, целесообразнее всего - с 1 июня 2022 г. по 15 сентября 2025 г. (л.д. 193-195 том 1).

После этого прокурором были изменены требования, предъявленные к министерству, он просил обязать этого ответчика организовать мероприятия по охране водного объекта путем проведения его мониторинга в указанных границах в течение трех лет в период летне-осенней межени после прохождения весеннего половодья. Администрацию города Кирова прокурор просил обязать очистить от остатков лесоматериалов берег реки на данном участке.

Разрешая заявленные требования, установив указанные обстоятельства, руководствуясь ст. ст. 1 (пункт 17), 7.1, 24, 26 (пункт 2 части 1), 55 (часть 1) Водного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 12, 13 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 15 части 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 629, Положением о министерстве охраны окружающей среды Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 1 апреля 2019 г. № 124-П, Правилами внешнего благоустройства в муниципальном образовании «Город Киров», утвержденными решением Кировской городской Думы от 27 августа 2008 г. № 19/41, суд первой инстанции уточненные исковые требования удовлетворил.

При этом пришел к выводу о доказанности прокурором обстоятельств наличия на данном участке водного объекта и его берегах остатков лесоматериалов (бревен), а также нарушения требований законодательства, создающего угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, бездействием ответчиков и невыполнением возложенных на них обязанностей.

Судебная коллегия частично соглашается с выводами суда первой инстанции. Однако, при этом находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы представителя министерства о не установлении судом всех юридически значимых обстоятельств дела, неприменении закона, подлежащего применению.

Так суд возложил на министерство обязанность организовать мероприятия по охране водного объекта путем проведения мониторинга его состояния в вышеуказанных границах. При этом не указал, осуществление какого вида мониторинга должно организовать министерство.

Вместе с тем, в соответствии с положениями ст. ст. 24-26, 30, 55 Водного кодекса Российской Федерации, мероприятия по охране водных объектов и организация проведения государственного мониторинга водных объектов - это разные виды деятельности, каждый из которых имеет самостоятельное правовое регулирование.

Полномочия по осуществлению мониторинга возложены законодательством, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 4 ст. 24 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений, в числе прочих, относится организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов.

Согласно пункту 9 ст. 25 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится лишь участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов.

В соответствии с частью 5 ст. 30 Водного кодекса Российской Федерации государственный мониторинг водных объектов состоит из: 1) мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; 2) мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон; 3) мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр; 4) наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод, в водные объекты.

Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации (части 7,8 ст. 30 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункта 10 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. № 219 (далее по тексту – Положение), Федеральное агентство водных ресурсов в целях организации и осуществления мониторинга, ведет регулярные наблюдения за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления и изменениями морфометрических особенностей водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации.

Перечень водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 2054-р (далее по тексту – Перечень водоемов).

Пунктом 11 Положения предусмотрено, что мониторинг поверхностных водных объектов, в части количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, мониторинг внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации на базе государственной наблюдательной сети, осуществляет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Согласно пункту 14 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвуя в организации и осуществлении мониторинга, организуют проведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и находящихся в собственности как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований.

Аналогичные положения, относительно полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области осуществления государственного мониторинга водных объектов, содержит пункт 3 Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, утвержденных приказом Минприроды России от 8 октября 2014 г. № 432 (далее по тексту – Методические указания).

Таким образом, на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть возложена обязанность только по организации осуществления мониторинга за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, которые не включены в Перечень водоемов.

Река Вятка расположена на территории Кировской области и не включена в указанный Перечень водоемов, поэтому министерство охраны окружающей среды Кировской области, как уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Кировская область, обязано осуществлять данный вид мониторинга.

Судом апелляционной инстанции были приняты и исследованы новые (дополнительные) доказательства, которые подтверждают, что на данном участке водного объекта – реки Вятки министерством организован и осуществляется подведомственным ему учреждением мониторинг водоохранной зоны и берегов и в 2021 году и за истекший период 2022 года (аналитические отчеты КОГБУ «ВятНТИЦМП» за 1, 3 кварталы 2021 года и за 1 квартал 2022 года). Кроме того, этими доказательствами подтверждается, что мониторинг водоохранной зоны и берегов реки на данном участке запланирован государственным заданием и на плановый период 2022-2024 годы (приказ № 329 от 30 декабря 2021 г. и государственное задание на выполнение работ на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов для КОГБУ «ВятНТИЦМП»).

Вместе с тем, в материалы дела не были представлены доказательства организации министерством и проведения учреждением мониторинга в части наблюдения за состоянием дна и изменениями морфометрических особенностей водного объекта в указанных границах.

Данные наблюдения необходимы, поскольку для проведения водоохранных мероприятий Росводресурсами субъектам Российской Федерации предоставляются средства федерального бюджета в соответствии с Регламентом формирования бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в части мероприятий, реализация которых предполагается за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, на реализацию федеральных проектов «Защита от негативного воздействия вод и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений на территории Российской Федерации», «Оздоровление Волги» и «Сохранение уникальных водных объектов», а также за счет субвенций, предоставляемых бюджетам Республики Крым и города федерального значения Севастополя на осуществление части полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденным приказом Росводресурсов от 14 октября 2021 г. № 268, приложениями 2 и 3 к которому предусмотрено предоставление данных регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей за предшествующие три года, подтверждающие необходимость проведения работ по предотвращению негативного воздействия вод на соответствующем водном объекте.

Кроме того, организация осуществления мониторинга состояния водного объекта – реки Вятки в части наблюдения за состоянием дна и изменениями морфометрических особенностей водного объекта в указанных границах, где обнаружены остатки лесоматериалов (бревен), отвечает целям и задачам государственного мониторинга водных объектов, которые перечислены в пунктах 7 и 8 Методических указаний.

Согласно пункту 89 Методических указаний, мониторинговые наблюдения за состоянием дна и берегов водных объектов и их водоохранных зон проводятся ежегодно в период летне-осенней межени после прохождения весеннего половодья.

Такую позицию занимали представители министерства и в суде первой инстанции до того, как прокурором были изменены требования (л.д. 102-108, 117 том 1).

Учитывая изложенное, решение районного суда следует изменить в части удовлетворения исковых требований к министерству, с принятием в этой части нового решения о частичном удовлетворении требований прокурора и возложении на министерство обязанности организовать проведение мониторинга состояния водного объекта – реки Вятки в части наблюдения за состоянием дна и изменениями морфометрических особенностей водного объекта в период с 1 июня 2022 г. до 15 сентября 2025 г. в границах: с координатами N 58°30"08.0" Е 49°44"51.4" (в системе координат WGS 84) на 703,1 км судового хода в 350 м в северном направлении от промплощадки ООО «Вятский фанерный комбинат»; с координатами N 58°30"05.5" Е 49°44"42.2" (в системе координат WGS 84) на 702,3 км судового хода.

В остальной части апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку изложенные в ней в этой части доводы по существу сводятся к несогласию представителя министерства с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения. Эти доводы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную субъективную оценку обстоятельств дела, а также иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, к чему коллегия оснований не усматривает.

Так представитель министерства полагает, что факт нахождения остатков лесоматериалов (бревен) в водном объекте относительно береговой линии не доказан.

Между тем, судебная коллегия считает эти доводы несостоятельными. Остатки лесоматериалов в воде были зафиксированы представителями Росприроднадзора и прокуратуры в период после прохождения весеннего половодья в июле 2021 года. Следовательно, линия уреза воды в этот период должна совпадать с береговой линией. Кроме того, фотосъемка производилась в это же время и предоставленными в материалы дела фотографиями подтверждается нахождение бревен в воде.

Доводы о том, что при определении координат вышеуказанных точек, которыми были определены границы проведения мониторинга водного объекта, не мог использоваться бытовой измерительный прибор, относительного которого отсутствует информация о возможных факторах, влияющих на точность измерения, также отклоняются. Навигатор, при использовании функции определения географических координат, не является измерительным прибором в том понимании, какое дается в ст. 26.8 КоАП РФ, а является радиоэлектронным устройством, которое получает сигналы глобальной системы позиционирования с целью определения текущего местоположения устройства на земле и обеспечивает информацию о широте и долготе. Необходимости предоставления сертификатов и данных о метрологической поверке навигатора не имеется, поскольку каких-либо замеров при помощи этого устройства не производилось, а производилось лишь определение географических координат места нахождения остатков лесоматериалов (бревен).

Кроме того, как ранее было указано, Федеральное бюджетное учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому федеральному округу» подтвердило, что точка с координатами N 58.498009° Е 49.733086° (в системе координат WGS 84) расположена на берегу реки Вятки, а точки с координатами: N 58°30"08.0" Е 49°44"51.4" (в системе координат WGS 84) и N 58°3005.5" Е 49°44"42.2" (в системе координат WGS 84) попадают в границы водного объекта.

Доводы представителя администрации города Кирова о том, что срока до 1 июля 2022 г., предоставленного судом для очистки берега от остатков лесоматериалов, недостаточно, о чем было заявлено в судебном заседании суда апелляционной инстанции, отклоняются, поскольку доказательств этому представлено не было.

Кроме того, апелляционная жалоба не содержит доводов о несогласии с решением суда в части, относящейся к удовлетворению исковых требований к администрации города Кирова. Сама администрация решение суда не обжаловала, поэтому в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционной проверке решение в этой части не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Первомайского районного суда города Кирова от 14 февраля 2022 г. изменить в части удовлетворения исковых требований Кировского межрайонного природоохранного прокурора к министерству охраны окружающей среды Кировской области о возложении обязанности организовать мероприятия по охране водного объекта.

Принять в этой части новое решение.

Иск Кировского межрайонного природоохранного прокурора к министерству охраны окружающей среды Кировской области удовлетворить частично.

Возложить на министерство охраны окружающей среды Кировской области обязанность организовать проведение мониторинга состояния водного объекта – реки Вятки в части наблюдения за состоянием дна и изменениями морфометрических особенностей водного объекта в период с 1 июня 2022 г. до 15 сентября 2025 г. в границах:

с координатами N 58°30"08.0" Е 49°44"51.4" (в системе координат WGS 84) на 703,1 км судового хода в 350 м в северном направлении от промплощадки ООО «Вятский фанерный комбинат»;

с координатами N 58°30"05.5" Е 49°44"42.2" (в системе координат WGS 84) на 702,3 км судового хода.

В остальной части решение Первомайского районного суда города Кирова от 14 февраля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 14 июня 2022 г.

Определение14.06.2022