ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2365/2021 от 13.04.2022 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Соколова Н. М. Дело №33-832/2022

№2-2365/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 апреля 2022 г. город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Должикова С.С.,

судей Букаловой Е.А., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Трухановой А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Орловского муниципального округа Орловской области о понуждению к совершению действий

по апелляционному представлению прокурора Орловского района Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от 24 декабря 2021 г., которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Букаловой Е.А., объяснения помощника прокурора Орловского районного суда Орловской области ФИО4, поддержавшего доводы апелляционного представления, возражения представителя администрации Орловского муниципального округа Орловской области по доверенности ФИО7, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

прокурор Орловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Орловского района Орловской области, администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области о понуждению к совершению действий по содержанию дорог, дорожного сооружения, организации школьного маршрута на территории сельского поселения.

В обоснование заявленных требований указывал на то, что в результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что в п. Садовый Орловского района Орловской области проживает 17 обучающихся Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Звягинская средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области (далее – МБОУ «Звягинская СОШ»). Расстояние от данного населенного пункта до школы составляет 1,9 км, однако транспортное обслуживание из данного населенного пункта до учебного заведения не организовано, несмотря на внесенное <дата> представление, нарушения закона не устранены.

Кроме того, проведенным комиссионным обследованием планируемого к открытию школьного маршрута на пути движения автобуса выявлены недостатки: отсутствие дорожной разметки, наличие выбоин, просадок, проломов дорожной одежды на участке протяженностью 1540 м, наличие на обочине автодороги древесно-кустарниковой растительности, отсутствие тротуаров, стационарного освещения на участке автодороги «с. Звягинки от магазина Алькор до п. Садовый Орловского района», у имеющегося на данной автодороге мостового сооружения отсутствуют транспортные и пешеходные ограждения, необходима организация реверсивного движения; отсутствие проекта организации дорожного движения, наличие выбоин, просадок, проломов дорожной одежды, отсутствие тротуаров, стационарного освещения на автодороге «ул. Парковая п. Садовый Орловского района Орловской области».

Ввиду бездействия администрации Орловского района Орловской области, администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области транспортное обслуживание обучающихся из п. Садовый до МБОУ «Звягинская СОШ» не организовано, что ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся, вынужденных добираться в учебное заведение самостоятельно.

По изложенным основаниям прокурор просил суд обязать администрацию Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области провести работы по содержанию и приведению в нормативное состояние в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 автомобильных дорог «с.Звягинки от магазина Алькор до п. Садовый Орловского района» и «ул.Парковая п. Садовый Орловского района Орловской области» в течение 6месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, разработать проект организации дорожного движения автодороги «ул. Парковая п. Садовый Орловского района Орловской области» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, с 3 февраля 2022 г. принять на баланс мостовое сооружение на участке автодороги «с. Звягинки от магазина Алькор до п.Садовый Орловского района» не позднее 3 марта 2022 г.

На администрацию Орловского района Орловской области прокурор просил возложить обязанность осуществить своевременное финансирование работ по содержанию и приведению в нормативное состояние в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 вышеуказанных автомобильных дорог, оборудовать данные автомобильные дороги средствами стационарного электрического освещения, тротуарами в соответствии с нормативными требованиями, закрепленными в ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007, а мостовое сооружение автомобильной дороги «с. Звягинки от магазина Алькор до п. Садовый Орловского района» – ограждениями в соответствии с нормативными требованиями, закрепленными в ГОСТ Р 52289-2019 до 1сентября 2022 г.

Кроме того, истец просил обязать администрацию Орловского района Орловской области организовать бесплатную перевозку обучающихся из п.Садовый Орловского района Орловской области в МБОУ «Звягинская СОШ» до 1 сентября 2022 г.

Решением Орловского районного суда Орловской области от 24декабря2021 г. исковые требования были удовлетворены частично. На администрацию Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области возложены обязанности по проведению работ по содержанию и приведению в нормативное состояние в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 участка автомобильной дороги «с. Звягинки от магазина Алькор до п. Садовый Орловского района Орловской области», начиная за мостом и до автомобильной дороги «улица Парковая п. Садовый Орловского района Орловской области», автомобильной дороги «улица Парковая п. Садовый Орловского района Орловской области» в течение одного года со дня вступления решения в законную силу. Также на администрацию Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области возложена обязанность разработать проект организации дорожного движения автодороги «улица Парковая п. Садовый Орловского района Орловской области» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На администрацию Орловского района Орловской области данным решением возложены обязанности осуществить своевременное финансирование работ по содержанию и приведению в нормативное состояние в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 вышеуказанных участка автомобильной дороги и автомобильной дороги, оборудовать средствами стационарного электрического освещения, тротуарами в соответствии с нормативными требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007 участка автомобильной дороги «село Звягинки от магазина Алькор до п. Садовый Орловского района Орловской области», начиная за мостом и до автомобильной дороги «улица Парковая п.Садовый Орловского района Орловской области», автомобильной дороги «улица Парковая п. Садовый Орловского района Орловской области» в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований в остальной части было отказано.

В апелляционном представлении прокурор просит отменить решение суда в части отказа возложения на администрацию Орловского района Орловской области обязанности оборудовать мостовое сооружение, расположенное на автомобильной дороге «с. Звягинки от магазина Алькор до п.Садовый Орловского района Орловской области», ограждениями в соответствии с нормативными требованиями, закрепленными в ГОСТ Р 50597-2007, а также обязанности организовать бесплатную перевозку обучающихся из п. Садовый Орловского района Орловской области в МБОУ «Звягинская СОШ».

Настаивал на том, что исковые требования в указанной части подлежали удовлетворению, поскольку транспортировка учащихся из п. Садовый Орловского района Орловской области до МБОУ «Звягинская СОШ» не организовано, и судом не учтено отсутствие в действующем законодательстве зависимости организации школьного маршрута от нахождения автомобильных дорог в нормативном состоянии, а также право органа местного самоуправления самостоятельно выбирать конкретный способ по организации школьного маршрута - иного чем заявлен в иске.

Не оспаривая того обстоятельства, что актом обследования планируемого маршрута движения школьного автобуса зафиксирована невозможность движения по маршруту до момента устранения выявленных при обследовании недостатков, полагал, что являющаяся частью автодороги «с. Звягинки от магазина Алькор до п. Садовый Орловского района Орловской области» переправа также должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597-2007.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суду от 30 марта 2022 г. произведена замена ответчиков – администрации Орловского района Орловской области и администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области – на администрацию Орловского муниципального округа Орловской области в порядке правопреемства.

В судебное заседание третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

В этой связи судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено, что автомобильная дорога общего пользования местного значения «село Звягинки от магазина Алькор до п. Садовый Орловского района Орловской области» включена в перечень автомобильных дорог внутри населенных пунктов в границах Орловского района Орловской области (идентификационный номер 54-247-825 ОП МП 54 Н-171), имеет протяженность 2400 м, из них: 853 м с типом покрытия – асфальт, 1547 м с типом покрытия – железобетонные плиты.

Автомобильная дорога общего пользования местного значения «улица Парковая п. Садовый Орловского района Орловской области» также включена в перечень автомобильных дорог внутри населенных пунктов в границах Орловского района Орловской области (идентификационный номер 54-247-825 ОП МП 54 Н-53), имеет протяженность 578 м с типом покрытия – грунт.

Полномочия по разработке проектов организации дорожного движения в соответствии с Соглашением от 29 декабря 2020 г. «О передаче осуществления отдельных полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления Орловского района, органу местного самоуправления Образцовского сельского поселения, входящего в состав Орловского района», переданы администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области.

На кадастровый учет данные автомобильные дороги муниципальным образованием Орловский район Орловской области не ставились.

В 2020 г. администрацией Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области выполнен ремонт части автомобильной дороги «село Звягинки от магазина Алькор до п. Садовый Орловского района Орловской области» от 0+000 м до 0+853 м, в рамках которого в асфальтовом исполнении выполнен ремонт дорожного покрытия, установлен 10 дорожных знаков, обустроены 5 искусственных неровностей и 127,5 м тротуара, нанесена дорожная разметка, установлено 11 приборов освещения.

Таким образом, вышеуказанный участок автомобильной дороги до дорожного сооружения находится в нормативном состоянии.

Участок этой же автодороги за дорожным сооружением протяженностью 1540 м имеет дефекты дорожного покрытия: выбоины, просадки, проломы, древесно-кустарниковую растительность, не обеспечивающую необходимый угол обзора на поворотах, не имеет тротуаров и стационарного электрического освещения.

Автомобильная дорога «улица Парковая п. Садовый Орловского района Орловской области» на всем протяжении имеет многочисленные дефекты дорожного покрытия: выбоины, просадки, проломы дорожной одежды, отсутствуют тротуары и стационарное электрическое освещение, а также проект организации дорожного движения.

Указанные обстоятельства подтверждены постановлением администрации Орловского района Орловской области от 15 сентября 2020 г. № 2146 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования Орловский район Орловской области», актом обследования планируемого маршрута движения автобуса от 4 октября 2021 г. и не оспаривались сторонами.

В отношении дорожного сооружения в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено следующее.

Сооружение дорожного транспорта протяженностью 40 м принято на учет Управлением Росреестра по Орловской области 3 февраля 2021 г. как бесхозяйный объект недвижимого имущества.

При этом из выписки из ЕГРН усматривается, что впервые кадастровый номер данному сооружению был присвоен в указанную выше дату, в наименовании оно указано как мост с. Звягинки 3 категории ДХЛ 0035238, год завершения строительства 1978 г., год ввода в эксплуатацию не указан.

Комиссионным актом обследования планируемого маршрута движения автобуса МБОУ «Звягинская СОШ» от 4октября 2021 г. наряду с вышеуказанными недостатками подтверждено также нахождение в пределах планируемого маршрута мостового сооружения, балансодержатель которого отсутствует, отсутствуют транспортные и пешеходные ограждения, ширина мостового сооружения – до 5 м, что обуславливает необходимость организации реверсивного движения.

Отдельно в данном акте указано о недопустимости движения по указанному сооружению до момента устранения недостатков.

В ходе выездного судебного заседания с участием членов комиссии ФИО5 (начальник ОГИБДД ОМВД России по Орловскому району) и ФИО6 (начальник дорожно-строительного управления Орловского района Орловской области) районным судом было установлено, что спорное сооружение дорожного транспорта возведено путем укладки труб на грунт, поверх которых уложены дорожные плиты и щебень.

Давая пояснения суду первой инстанции, и ФИО5, и ФИО6 полагали, что данное сооружение является переправой. ФИО6 отмечал отсутствие признаков моста у данного сооружения: опоры моста, упорных стен, пешеходной зоны, перильных и дорожных ограждений, обратил внимание не ежегодное затопление данного сооружения, требующего ежегодного снятия перил в случае их установки для обеспечения свободного ледохода.

Также ФИО6 указывал на возможность реконструкции либо капитального ремонта данного объекта лишь после проведения соответствующей экспертизы, разрешающей вопрос о необходимости ремонта, капитального ремонта сооружения или строительства нового моста.

Возражая против удовлетворения иска, представитель администрации Орловского района Орловской области ФИО7 ссылался на частично нормативное состояние одной из автодорог, на недостаточность заявленного прокурором срока приведения автомобильных дорог в нормативное состояние, на необходимость предпроектного обследования дорожного сооружения для определения возможности его реконструкции, имеющего на момент разрешения спора статус бесхозяйного объекта недвижимости. Обращал внимание на значительность возможных затрат не приведение сооружения в нормативное состояние и несостоятельность бюджета Орловского района для финансирования строительства моста. По изложенным основаниям полагал объективно невозможной организацию школьного маршрута.

Представитель администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области ФИО14 дала пояснения аналогичные пояснениям представителя администрации Орловского района Орловской области.

Представитель третьего лица – МБОУ «Звягинская СОШ» ФИО8, полагаясь на усмотрение суда по существу спора, отметил несоответствие существующего моста требованиям безопасности и вызванную этим невозможность организации через него школьного автобусного маршрута.

Представитель третьего лица – ОМВД России по Орловскому району Орловской области ФИО5 полагал требования прокурора подлежащими удовлетворению в части приведения автомобильных дорог в нормативное состояние.

Установив изложенное и оценив приведенные выше позиции сторон и третьих лиц, суд первой инстанции счел подлежащими удовлетворению требования прокурора о содержании и приведении в нормативное состояние, об оборудовании средствами стационарного электрического освещения в соответствии с ГОСТом Р 50597-2007 и ГОСТом Р 52766-2007, участка автомобильной дороги «село Звягинки от магазина Алькор до п. Садовый Орловского района Орловской области», начиная за мостом и до автомобильной дороги «улица Парковая п. Садовый Орловского района Орловской области», всей автомобильной дороги «улица Парковая п. Садовый Орловского района Орловской области», требования о разработке проекта организации дорожного движения автомобильной дороги «улица Парковая п.Садовый Орловского района Орловской области» и о своевременном осуществлении финансирования вышеуказанных работ. Срок проведения соответствующих работ установлен судом в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

В указанной части решение суда никем не оспаривается, в связи с чем предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Отказывая в удовлетворении исковых требований об обязании администрации Орловского района Орловской области оборудовать мостовое сооружение ограждениями в соответствии с нормативными требованиями, закрепленными ГОСТом Р52289-2019 до 1 сентября 2022 г., обязании данного ответчика организовать бесплатную перевозку обучающихся из п. Садовый Орловского района Орловской области в МБОУ «Звягинская СОШ» до 1сентября2022г., суд первой инстанции исходил из преждевременности указанных требований.

Приходя к данному выводу, суд учел, что обязанность по постановке спорного сооружения на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества сельским поселением исполнена, срок для обращения в суд с иском с требованием о признании права муниципальной собственности на него не истек и органы местного самоуправления не являются собственником данного имущества, на которого возможно возложение обязанности о приведении его в нормативное состояние.

Кроме того, судом сделан вывод о необходимости отказа в удовлетворении требований прокурора об организации школьного маршрута через вышеуказанное сооружение как не отвечающее требованиям безопасности.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке (ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Согласно п.п. 6, 7 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 10 ст. 6 данного Федерального закона к собственности муниципального района отнесены автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в частности осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Полномочия в области дорожной деятельности, установленные ч. 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов (п. 6 ч.1, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

То обстоятельство, что установленные вышеприведенными нормами права обязанности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения «село Звягинки от магазина Алькор до п. Садовый Орловского района Орловской области» и «улица Парковая п. Садовый Орловского района Орловской области» должны исполняться администраций Орловского муниципального округа Орловской области представителем последней не оспаривалось.

Обращаясь в суд и поддерживая свою позицию в ходе рассмотрения спора, прокурор заявлял, в частности, требование об организации бесплатной перевозки обучающихся из п.Садовый Орловского района Орловской области в МБОУ «Звягинская СОШ» до 1 сентября 2022 г. и связанные с ним требования об обязании ответчика провести работы по содержанию и приведению в нормативное состояние вышеуказанных автомобильных дорог и мостового сооружения, через которые предполагается организация школьного маршрута, разработать проект организации дорожного движения, принять на баланс мостовое сооружение на участке автодороги «с. Звягинки от магазина Алькор до п. Садовый Орловского района».

Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении»).

В силу требований ст. 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, ст. 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.

В соответствии со с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ чуд принимает решение по заявленным истцом требованиям, а в силу положений ст. 56 данного Кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Юридически значимым по настоящему делу является установление наличия предусмотренных законом условий, при которых школьный маршрут должен быть организован и реальной возможности его организации тем способом, который заявлен истцом, либо иным способом при доказанности существования альтернативного варианта, а также установление факта неисполнения данной обязанности ответчиком, в полномочия которого она входит.

Каких-либо изъятий в отношении доказывания оснований исковых требований, заявляемых прокурором, действующее процессуальное законодательство не содержит.

Следовательно, прокурором как процессуальным истцом должны быть предоставлены надлежащие доказательства возможности перевозки обучающихся по всей протяженности автомобильных дорог (включая дорожное сооружение), о приведении которых в нормативное состояние заявлено в иске, того, что спорное сооружение является именно мостовым сооружением и его оборудование ограждениями в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019 устранит дефекты, не допускающие движения до их устранения.

Обязанность, установленная п. 2.1.2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», закрепляющим, что при расстоянии от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования до жилых зданий свыше 1 км (для сельских поселений) для обучающихся организуется транспортное обслуживание (до организации и обратно), не оспаривалась ответчиком.

Вместе с тем, на протяжении всего судебного разбирательства ответчик ссылался на невозможность организации школьного маршрута через дорожное сооружение, которое мостом не является.

Действительно, в рамках разрешения спора специалистом БульденковымИ.Е. даны пояснения о том, что спорное сооружение представляет собой переправу, мостом не является и установка на нем ограждений не только не устранит всех дефектов данного сооружения, но и приведет к ежегодной необходимости их демонтажа в период паводка для обеспечения свободного ледохода через переправу.

Из письменных и устных пояснений представителя администрации Орловского муниципального округа Орловской области ФИО7 следует, что дата постройки мостового сооружения (1978 г.) определена приблизительно со слов местных жителей и работников администрации; по имеющейся информации данное сооружение было возведено хозяйственным способом, без предварительной подготовки проектной документации и каких-либо разрешений силами ранее существовавшей в Образцовском сельском поселении Орловского района Орловской области пчелостанции.

Указанные пояснения специалиста и ответчика истцом не опровергнуты.

Давая пояснения суду апелляционной инстанции стороны и третьи лица подтвердили отсутствие иной дороги, с использованием которой было бы возможно организовать перевозку обучающихся из п. Садовый до МБОУ «Звягинская СОШ», минуя переезд через спорное дорожное сооружение.

В порядке оказания содействия сторонам в соответствии со ст. 57 ГПК РФ судом апелляционной инстанции из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области истребовано реестровое дело на спорное дорожное сооружение, включая декларацию об объекте; из Бюджетного учреждения Орловской области «Государственный архив Орловской области» – ответ об отсутствии сведений о строительстве спорного дорожного сооружения (мост) и вводе его в эксплуатацию в 1977-1978 гг.; из администрации Орловского муниципального округа – технический план спорного сооружения, из совокупности которых следует, что в качестве моста спорное дорожное сооружение впервые описано кадастровым инженером ФИО9 в 2020 г. в ходе процедуры постановки его на учет бесхозяйных объектов недвижимости, первичные документы о его строительстве, вводе в эксплуатацию, технических характеристиках (грузоподъемность конструкций, отнесение к определенному виду сооружения, срок службы, а также продолжительность и режим эксплуатации сооружений после реконструкции и капитального ремонта, если таковые имели место) отсутствуют, год постройки сооружения внесен в техническую документацию в 2020 г. без подтверждающих данный период постройки документов.

Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог (далее - дорожные работы), и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.

Указанная классификация предусматривает различные виды дорожных работ при различном ремонте (капитальном либо обычном), в том числе, замену ограждений, перил и тротуаров; замену элементов мостового полотна с усилением плит и заменой продольных и поперечных швов омоноличивания сталежелезобетонных пролетных строений; замену опор, в том числе с изменением существующей продольной схемы моста (с возможным изменением длины моста до 15%) с временным отводом земельных участков (без дополнительного землеотвода), необходимых для указанных целей, с последующей их рекультивацией; замену системы водоотвода на мостовом сооружении и в узлах сопряжения с насыпью; восстановление сооружений химической и других видов очистки сточных вод; замену одежды мостового полотна одновременно с заменой деформационных швов, замену покрытия ездового полотна, замена покрытия тротуаров; предпроектное обследование и испытание мостовых сооружений, обследование и испытание мостовых сооружений после их ремонта с составлением технического паспорта; проведение диагностики после ремонта автомобильных дорог и др.

Как отмечено выше, требования о приведении в нормативное состояние дорожного сооружения автомобильной дороги «с. Звягинки от магазина Алькор до п. Садовый Орловского района» мотивированы лишь необходимостью обустройства на нем ограждений в соответствии с положениями ГОСТ Р 52289-2019. «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и восстановления дорожного покрытия.

Понятия «мост» и «мостовое сооружение» закреплены в СП 35.13330.2011. «Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84», а также в ГОСТе 33178-2014. «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов», из содержания которых следует, что мостовое сооружение это инженерное дорожное сооружение, устраиваемое при пересечении транспортного пути с естественными или искусственными препятствиями; часто заменяется термином «мост». Мосты классифицируются в зависимости от их конструктивных особенностей (путепроводы, виадуки, эстакады и др.) и целевого предназначения (мост автодорожный: мост на автомобильных дорогах, предназначенный для движения по нему транспортных средств; мост пешеходный: мост, предназначенный в основном для движения пешеходов и др.)

Вместе с тем, каких-либо доказательств об относимости спорного сооружения к мосту, допускающему движение по нему транспорта и обладающему характеристиками, обеспечивающими безопасный проезд школьного автобуса, а также о том, что избранный прокурором способ защиты (обустройство ограждений и восстановления дорожного покрытия) восстановит права неопределенного круга лиц и устранит дефекты, имеющиеся на данном дорожном сооружении, в ходе рассмотрения нестоящего дела не представлено; в рамках реализации своих процессуальных полномочий в указанной части требований ходатайств об оказании содействия в получении таких доказательств, в том числе, экспертным путем, прокурором не заявлялось.

По изложенным основаниям выводы районного суда в обжалуемой истцом части представляются законными и обоснованными, а доводы апелляционного представления как основанные на неправильном толковании закона и противоречащие установленным по делу обстоятельствам являются несостоятельными и не влекут отмены решения суда

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционного представления.

Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, по делу не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Орловского районного суда Орловской области от 24декабря2021 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Орловского района Орловской области – без удовлетворения.

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 20апреля2022 г.

Председательствующий

Судьи