Судья Островская Т.В. дело № 33-1067/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 марта 2021 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе :
председательствующего Татуриной С.В.,
судей Тактаровой Н.П., Шамрай М.С.,
при секретаре Закаряне С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2384/2020 по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ростовской области о взыскании компенсационных выплат за работу в сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и в ночное время по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3 на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15 октября 2020г.,
Заслушав доклад судьи Тактаровой Н.П.,
у с т а н о в и л а:
21.07.2020г. ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ростовской области (далее - УФССП по Ростовской области) о взыскании компенсационных выплат за работу в сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и в ночное время.
В обоснование требований истцы указали, что в соответствии со служебными контрактами ими замещались должности государственной гражданской службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Северо-Кавказского Окружного военного суда УФССП по Ростовской области до 30.04.2020г.
Приказом УФССП по Ростовской области №242-к от 29.04.2020г. служебный контракт с истцами расторгнут по основаниям, предусмотренным п. 8.2 ч. 1 и ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
При увольнении в окончательный расчет им не были включены компенсационные выплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата труда в ночное время, оплата сверхурочной работы за период с 01.01.2017г. по 30.04.2020г.
Вместе с тем, как указали истцы, в соответствии со служебным контрактом в указанный период времени им был установлен ненормированный рабочий день, работа осуществлялась в сменном режиме на постоянной основе в соответствии с графиками дежурств.
На основании приказа УФССП России по Ростовской области от 29.12.2016г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и Распоряжения начальника специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Северо-Кавказского окружного военного суда УФССП России по Ростовской области от 30.12.2016г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН они были включены в состав смены, осуществляющей охрану здания и помещений СКОВС в круглосуточном режиме с установлением режима работы для дежурных смен по 12 часовому графику.
Состав дежурной смены установлен в количестве 1 судебного пристава по ОУПДС (продолжительность смены - 12 часов, дневная смена с 07.00 часов до 19.00 часов; ночная смена с 19.00 до 07.00 часов).
В соответствии с пунктом 1.6 данного приказа УФССП России по Ростовской области от 29.12.2016г., ежемесячно до 25 числа, предшествующего планируемому месяцу, составлялся график несения службы дежурной смены, копия графика предоставлялась в дежурную часть специализированного отдела оперативного дежурства УФССП России по Ростовской области.
Однако, несмотря на работу по сменному графику при 12-ти часовом режиме в нарушении требований ч. 4 ст. 91 ТК Российской Федерации ответчиком в табелях учета рабочего времени, предоставляемых для начисления заработной платы, указывалось рабочее время из 8 рабочих часов пятидневной рабочей недели (с 09.00 часов до 18.00 часов).
Кроме того, не учитывалась работа в нерабочие праздничные и выходные дни, в табелях учета рабочего времени не отражена работа в ночное время, что повлекло нарушение прав истцов на оплату труда в соответствии с ТК Российской Федерации.
Содержание табелей учета рабочего времени не позволяет определить, была ли работа в нерабочие праздничные и выходные дни в пределах нормальной продолжительности рабочего времени, установленного ТК Российской Федерации (ст.91) или за ее пределами; не дает возможности определить количество отработанных часов в месяц, выходящих за пределы нормальной продолжительности рабочего времени, что существенно влияет на расчет оплаты труда. В нарушении требований ст. 99 ТК Российской Федерации не учитывалось время сверхурочной работы и соответственно не производилась ее оплата в соответствии с требованиями ст.152 ТК Российской Федерации.
30.05.2020г. истцы обратились в адрес руководителя УФССП России по Ростовской области с претензией об урегулировании трудового спора в досудебном порядке, однако требования оставлены ответчиком без удовлетворения.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, уточнив в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации исковые требования, истцы просили суд о взыскании с УФССП России по Ростовской области компенсационных выплат за работу в сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и в ночное время за период с 01.01.2017г. по 30.04.2020г., в том числе, в пользу ФИО1 в размере 322 752 руб.; ФИО2 - 329 364,00 руб.; ФИО3 - 365 336,00 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15 октября 2020г. исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 оставлены без удовлетворения (т.2 л.д.210-235).
В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3 просят решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении предъявленного иска.
Заявители жалобы указывают на то, что суд первой инстанции неверно определил круг значимых для данного дела обстоятельств, оставил без внимания и оценки ряд обстоятельств, имеющих, по мнению заявителей, существенное значение для правильного разрешения возникшего спора.
Авторы апелляционной жалобы указывают на то, что факт выполнения истцами работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, а также сверхурочной работы подтвержден материалами дела и не оспаривался ответчиком в ходе судебного разбирательства.
Настаивают на том, что дополнительные дни отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни ответчиком им не предоставлялись.
Ссылаются на то, что судом при вынесении решения не были учтены положения ст.73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004г. №79-ФЗ, предусматривающие возможность применения к отношениям, связанным с гражданской службой, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27.07.2004г. №79-ФЗ.
Выражают несогласие с оценкой суда представленных доказательств, в том числе табелей учета рабочего времени, ссылаются на отсутствие оценки со стороны суда вынесенного прокурором Ростовской области в адрес УФССП по Ростовской области представления от 16.09.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, содержащего указание на нарушение ответчиком трудовых прав истцов.
Обращают внимание на ошибочное применение судом первой инстанции положений ст. 392 ТК Российской Федерации (о пропуске срока для обращения с иском в суд) при отсутствии со стороны ответчика соответствующего заявления по этому поводу.
По утверждению заявителей, судом неверно истолковано установление и выплата истцам процентной надбавки за особые условия службы, которой, по мнению суда первой инстанции, компенсировалась им работа в условиях, выходящих за пределы нормального времени (т.2 л.д.238-244).
В материалы дела представлены возражения, в которых ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов – без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истцов, представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Из дела видно, что в соответствии со служебными контрактами истцами замещались должности государственной гражданской службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Ростовского областного суда УФССП России по Ростовской области, в том числе, ФИО1 с 08.09.2009г. по 11.08.2011г. и ФИО3 – с 03.09.2007г. по 29.04.2016г., ФИО2 – до 23.07.2008г., по обеспечению установленного порядка деятельности Северо-Кавказского окружного военного суда - ФИО1 с 11.08.2011г., ФИО3 – с 29.04.2016г., ФИО2 – с 23.07.2008г. (т.1 л.д.13, 15, т.2 л.д.10-13, 86, 89, 92).
Приказом УФССП России по Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-к от 29.04.2020г. служебный контракт с истцами расторгнут по основаниям, предусмотренным п. 8.2 ч. 1 и ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ) – в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (т.1 л.д.28-29).
Предъявленный по делу иск обоснован тем, что, несмотря на работу по сменному графику (при 12-ти часовом режиме) в нарушении требований ч. 4 ст. 91 ТК Российской Федерации в табелях учета рабочего времени, предоставляемых для начисления заработной платы, ответчиком указывалось рабочее время из 8 рабочих часов пятидневной рабочей недели (с 09.00 часов до 18.00 часов) – т. 1 л.д.127-186. Не учитывалась работа в нерабочие праздничные и выходные дни, в табелях учета рабочего времени не отражена работа в ночное время, что повлекло нарушение прав истцов на оплату труда в соответствии с ТК Российской Федерации.
Табели учета рабочего времени содержат сведения о служебном времени несения службы истцами с 09.00 часов до 18.00 часов, то есть 8 рабочих часов пятидневной рабочей недели (40 часов).
Содержание табелей учета рабочего времени не позволяет определить, была ли работа в нерабочие праздничные и выходные дни в пределах нормальной продолжительности рабочего времени, установленного ТК Российской Федерации (ст.91) или за ее пределами; не дает возможности определить количество отработанных часов в месяц, выходящих за пределы нормальной продолжительности рабочего времени, что существенно влияет на расчет оплаты труда. В нарушении требований ст. 99 ТК Российской Федерации не учитывалось время сверхурочной работы и соответственно не производилась ее оплата в соответствии с требованиями ст.152 ТК Российской Федерации.
В этой связи истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 просили суд о взыскании с УФССП России по Ростовской области компенсационных выплат за работу в сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и в ночное время за период их службы с 01.01.2017г. по 30.04.2020г.
С 01.01.2020г. введен в действие Федеральный закон от 01.10.2019г. № 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 01.10.2019г. № 328-ФЗ).
Статьей 104 данного Федерального закона от 01.10.2019г. № 328-ФЗ с 01.01.2020г. изменена редакция Федерального закона от 21.07.1997г. № 118-ФЗ "О судебных приставах", он переименован в Федеральный закон "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации".
В соответствии с ч.3 ст. 54 Федерального закона от 01.10.2019г. № 328-ФЗ, п.п.4 п. 10 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004г. №1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" Приказом ФССП России от 12.03.2020г. №180 определен Порядок утверждения Правил внутреннего служебного распорядка территориальных органов принудительного исполнения Российской Федерации, введенный в действие с 30.03.2020г.
В соответствии с ч. 4 ст. 53 Федерального закона от 01.10.2019г. № 328-ФЗ, п.1 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004г. №1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" Приказом ФССП России от 13.03.2020г. № 192 утвержден Перечень должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации, при замещении которых сотрудникам может устанавливаться ненормированный служебный день, введенный в действие с 10.04.2020г.
В соответствии с ч.5 ст.53, ч.8 ст. 56, ч. 6 ст. 58 Федерального закона от 01.10.2019г. № 328-ФЗ, п.п. 23.18 - 23.20 п. 12 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004г. №1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" Приказом Минюста России от 30.03.2020г. № 72 утверждены Порядок привлечения сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, Порядок замены части основного отпуска сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, превышающей 30 календарных дней, денежной компенсацией и Порядок предоставления сотруднику органов принудительного исполнения Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации вместо предоставления дополнительных дней отдыха, введенные в действие с 17.04.2020г.
Вместе с тем согласно ст.93 Федерального закона от 01.10.2019г. № 328-ФЗ до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, регламентирующих правоотношения, связанные с прохождением гражданской службы, указанные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что предъявленные по настоящему делу требования истцов направлены на взыскание компенсационных выплат за работу в сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и в ночное время за период их службы с 01.01.2017г. по 30.04.2020г., приказом УФССП России по Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-к от 29.04.2020г. служебный контракт с истцами расторгнут в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, проводимом в соответствии с приказом ФССП России от 01.01.2020г. №83 (т.1 л.д.27 - 29), а также учитывая положения ст.93 Федерального закона от 01.10.2019г. № 328-ФЗ (о применении законодательных актов Российской Федерации в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона), судебная коллегия пришла к выводу о том, что для разрешения возникшего спора надлежит руководствоваться положениями Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), Федерального закона от 21.07.1997г. № 118-ФЗ "О судебных приставах" (в редакции до 01.01.2020г.), Трудового кодекса Российской Федерации.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.04.2004г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (п.п. 1,9 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004г. № 1316).
Должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов включена в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005г. №1574 под регистрационным номером 11-3-3-103.
Служба судебных приставов, являясь разновидностью государственной службы, представляет собой, иную отличную от работы по трудовому договору, форму реализации права на труд, урегулированную нормами специальных законом.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 73 Федерального закона от "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Данная норма корреспондируется с нормой ст. 11 ТК Российской Федерации, согласно которой на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
По смыслу положений ст.152 ТК Российской Федерации, на которую ссылаются истцы, сверхурочной считается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены).
Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает, что гражданский служащий обязан соблюдать служебный распорядок государственного органа, который определяется нормативным актом этого государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха. Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя. Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом (ст.45 настоящего Федерального закона).
Гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью три календарных дня (п. 6.1. ст.46 упомянутого закона).
Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяет служебное время как время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени (ч.1 ст. 45). Вместе с тем содержание понятия "ненормированный служебный день" этот Федеральный закон не раскрывает и предписывает, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим Федеральным законом (ст. 73).
Согласно ст. 101 ТК Российской Федерации ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
Исходя из содержания приведенных норм федеральный законодатель допускает привлечение гражданского служащего к осуществлению профессиональной служебной деятельности за пределами нормальной продолжительности служебного времени, предусматривая в качестве специальной гарантии, обеспечивающей реализацию конституционного права на отдых, предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, и непосредственно устанавливает ненормированный служебный день для государственных служащих, занимающих высшие и главные должности государственной гражданской службы. При этом государственному органу предоставлено право самостоятельно определить иные группы должностей гражданской службы, которым режим ненормированного служебного дня устанавливается служебным распорядком и в качестве существенного условия отражается в служебном контракте.
Служебным распорядком Федеральной службы судебных приставов, утвержденным Приказом ФССП России от 13.06.2017г. № 297, установлен режим служебного времени для служащих, предусматривающий пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями, продолжительность служебного времени, составляющая 40 часов в неделю, и перерывов на отдых и питание, определено начало и окончание работы, а также закреплен порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска служащим, имеющим ненормированный рабочий день (пункты 4,5,7).
Служебным распорядком Федеральной службы судебных приставов всем гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в ФССП России, устанавливается ненормированный служебный день, что означает возможность привлечения к осуществлению профессиональной служебной деятельности за пределами установленной пунктами 4, 5 продолжительности служебного времени, если условие о ненормированном рабочем дне содержится в служебном контракте гражданского служащего.
В соответствии со статьей 50 указанного выше Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым относится ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы в размере до 200 % должностного оклада (части 2,5).
В силу Положения о премировании, оказании материальной помощи, выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом ФССП Российской Федерации от 08.12.2006г. №157, ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы устанавливается при назначении на должность федеральной государственной гражданской службы, при перемещении на другую должность и в других случаях с учетом занимаемой должности и в пределах выделенного на эти цели фонда оплаты труда в следующих размерах: по старшей группе должностей гражданской службы - в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада (пункт 4.1). При принятии решения об установлении работнику конкретного размера ежемесячной надбавки учитываются: компетентность федеральных государственных гражданских служащих в принятии управленческих решений, ответственность в работе, уровень исполнительской дисциплины; качественное исполнение функциональных обязанностей федеральным государственным гражданским служащим, в том числе в особых условиях (сложность, важность, срочность, ненормированный служебный день и др.); наличие у федерального государственного гражданского служащего государственных и ведомственных наград, почетного звания, других знаков отличия, полученных за личный вклад и достижения в работе (пункт 4.3).
Как следует из материалов дела, при поступлении на службу с каждым из истцов был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, по условиям которого истцам установлено денежное содержание, состоящее из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью федеральной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада); месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином федеральной государственной гражданской службы (оклада за классный чин), либо ежемесячной надбавки к должностному окладу в размере, устанавливаемом законодательством о федеральной государственной гражданской службе; дополнительные выплаты, состоящие из ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условиям федеральной государственной гражданской службы в размере, устанавливаемом законодательством о федеральной государственной гражданской службе Российской Федерации и решением руководителя в соответствии с п.п.4.3 и 4.4 Положения о премировании, оказанием материальной помощи, выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы работником Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом ФССП России от 08.12.2006г. года № 157 (от 60% до 90% должностного оклада); ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере, устанавливаемом Руководителем Управления с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнение должностного регламента (максимальный размер не ограничен); единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Разделом 5 служебного контракта каждому из истцов установлен ненормированный служебный день, предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми и вредными, опасными условиями государственной гражданской службы Российской Федерации, в том числе связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями (т.1 л.д.14, т.2 л.д.88).
К служебному контракту с каждым из истцов заключено Дополнительное соглашение (с ФИО1 - 09.08.2011г., ФИО3 – 12.08.2008г., ФИО2 – 12.08.2008г.), которым определено исполнение должностных обязанностей по должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Северо-Кавказского окружного военного суда и Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда; установлен ненормированный служебный день с выплатой денежного содержания: должностного оклада, оклада за классный чин, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной службы и решением руководителя в соответствии с п.п.4.3 и 4.4 Положения о премировании, оказанием материальной помощи, выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы работником Федеральной службы судебных приставов, утвержденных приказом ФССП России от 08.12.2006г. № 157 (от 60% до 90% должностного оклада) – т.1 л.д. 16, т.2 л.д.10-13, 18-19, 28, 64-65).
Приказом УФССП России по Ростовской области от 28.04.2016г. каждый из истцов ФИО1, ФИО3, ФИО2 с 29.04.2016г. назначен на должность федеральной государственной гражданской службу судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Северо-Кавказского окружного военного суда УФССП России по Ростовской области с должностным окладом 4 541 руб., ежемесячной надбавкой за особые условия государственной гражданской службы в размере 90% должностного оклада, с окладом за классный чин юриста 1 класса в размере 1 515 руб.
29.04.2016г. УФССП России по Ростовской области с каждым из истцов заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации (с ФИО1 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ФИО2 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, с ФИО3 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), по условиям которого истцам определено исполнение должностных обязанностей по должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Северо-Кавказского окружного военного суда с 29.04.2016г. (т.2 л.д. 45, 90,92).
Установлено денежное содержание, состоящее из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью федеральной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада); месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином федеральной государственной гражданской службы (оклада за классный чин), либо ежемесячной надбавки к должностному окладу в размере, устанавливаемом законодательством о федеральной государственной гражданской службе. Дополнительные выплаты состоят из ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условиям федеральной государственной гражданской службы в размере, устанавливаемом законодательством о федеральной государственной гражданской службе Российской Федерации и решением руководителя в соответствии с п.п.4.3 и 4.4 Положения о премировании, оказанием материальной помощи, выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы работником Федеральной службы судебных приставов, утвержденных приказом ФССП России от 08.12.2006г. № 157 (от 60% до 90% должностного оклада); ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере, устанавливаемом Руководителем Управления с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнение должностного регламента (максимальный размер не ограничен); единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Разделом 5 служебного контракта истцам установлен ненормированный служебный день, предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми и вредными, опасными условиями государственной гражданской службы Российской Федерации, в том числе связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями.
Дополнительным соглашением от 20.12.2016г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к служебному контракту НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 29.04.2016г. (с ФИО1), к служебному контракту НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 29.04.2016г. (с ФИО3) изменен раздел 5 «Служебное время и время отдыха», где ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительность: при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет – 1 календарный день, при стаже гражданской службы от 5 лет до 10 лет – 5 календарных дней, при стаже гражданской службы от 10 до 15 лет – 7 календарных дней, при стаже гражданской службы от 15 лет и более – 10 календарных дней. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью 3 календарных дня. Исчисление продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков начинать с нового служебного года.
Дополнительным соглашением от 21.12.2016г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к служебному контракту НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 29.04.2016г. (с ФИО1), к служебному контракту НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 29.04.2016г. (с ФИО3), к служебному контракту НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 29.04.2016г. (с ФИО2) изменен раздел 5 «Служебное время и время отдыха», где каждому из истцов установлен особый режим служебного времени (сменный режим службы), определенным локальным актом Управления и графиком сменности.
Дополнительным соглашением от 01.08.2017г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к служебному контракту НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 29.04.2016г. (с ФИО1), к служебному контракту НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 29.04.2016г. (с ФИО3), к служебному контракту НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 29.04.2016г. (с ФИО2) изменен раздел 4 «Оплата труда», где каждому из истцов установлен порядок выплаты денежного содержания путем безналичного перечисления на банковскую карту.
По исполнение Приказа УФССП России по Ростовской области от 29.12.2016г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «Об организации круглосуточной охраны здания и помещения Северо-Кавказского окружного военного суда судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Северо-Кавказского окружного военного суда УФССП России по Ростовской области» Распоряжением начальника специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Северо-Кавказского окружного военного суда УФССП России по Ростовской области от 30.12.2016г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истцы были включены в состав смены, осуществляющей охрану здания и помещений Северо-Кавказского окружного военного суда (СКОВС) в круглосуточном режиме с установлением режима работы для дежурных смен по 12 часовому графику. Состав дежурной смены установлен в количестве 1 судебного пристава по ОУПДС, начало дневной смены - в 07.00 часов, окончание в 19.00 часов, продолжительность смены - 12 часов. Начало ночной смены в 19.00 часов, окончание ночной смены в 07.00 часов, продолжительность смены - 12 часов. В соответствии с п. 1.6 данного Приказа УФССП России по Ростовской области от 29.12.2016г., ежемесячно до 25 числа, предшествующего планируемому месяцу, составлялся график несения службы дежурной смены, копия графика предоставлялась в дежурную часть специализированного отдела оперативного дежурства УФССП по Ростовской области (т.1 л.д.31-35).
Таким образом, истцам был установлен особый режим работы и специально повышенные по сравнению с трудовым законодательством меры социальной защиты, в том числе и по оплате труда.
Из материалов дела следует, что при заключении с истцами служебного контракта с указанием на ненормированный режим рабочего времени истцам предоставлялись дополнительные ежегодные отпуска, установлена и произведена выплата процентной надбавки за особые условия государственной гражданской службы.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании денежной компенсации за сверхурочную работу и работу в ночное время, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что истцам был установлен особый режим работы - ненормированный рабочий день, специфика которого заключается в том, что в случае необходимости гражданский служащий может быть привлечен к работе, как до начала служебного дня, так и по окончании его. Такая работа компенсировалась дополнительными днями к отпуску и дополнительной выплатой, связанной со сложностью, напряженностью и специальным режимом службы.
Оценив представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истцы, замещая должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела по обеспечению установленного порядка деятельности по охране здания и помещений Северо-Кавказского окружного военного суда, получали все гарантии, предусмотренные Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Доводы жалобы о том, что истцам не оплачена сверхурочная работа и работа в ночное время, не заслуживают внимания, поскольку служебным контрактом истцам установлены надбавки и иные выплаты за особые условия государственной гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, им предоставлялся дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день.
Из материалов дела следует, не оспаривалось ответчиком, в соответствии с графиками в спорный период времени (с 01.01.2017г. по 30.04.2020г.) истцы осуществляли дежурства по обеспечению круглосуточной охраны здания и помещения, по обеспечению установленного порядка деятельности Северо-Кавказского окружного военного суда (т. 1 л.д.36-73). В среднем в месяц истцы осуществлял от 7 до 8 дежурств, продолжительностью 24 часа.
Отказывая в удовлетворении требований истцов о взыскании денежной компенсации за работу в нерабочие праздничные и выходные дни, суд первой инстанции исходил из того, что превышения предусмотренного количества часов в неделю при обеспечении истцами в сменном режиме круглосуточной охраны здания и помещения Северо-Кавказского окружного военного суда и порядка деятельности СКОВС не установлено; в соответствии с положениями Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации" привлечение истцов к работе в выходные и праздничные дни компенсировалось предоставлением им дней отдыха, все причитающиеся выплаты ответчиком произведены.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Согласно Служебному распорядку, утвержденному приказом Управления ФССП России по Ростовской области от 28.12.2016г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, привлечение гражданского служащего к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.
По желанию гражданского служащего, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит (п.2.7).
Отдельным категориях гражданских служащих (судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов) устанавливается особый режим служебного времени (сменный режим работы) в соответствии с графиком сменности, утвержденным руководителем структурного подразделения. Перечень структурных подразделений ?на которых возлагаются функции по охране зданий судов в круглосуточном режиме, определяется директором ФССП – главным судебным приставом Российской Федерации (п.2.8).
Положениями ст. 153 ТК Российской Федерации установлено общее правило об оплате работы в выходные и нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере с возможностью оплаты такой работы в одинарном размере в случае предоставления работнику по его желанию другого дня отдыха.
Вопрос о конституционности части первой данной ст. 153 ТК Российской Федерации был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в Постановлении от 28.06.2018г. №26-П, признав данное законоположение не противоречащим Конституции Российской Федерации и выявив его конституционно-правовой смысл, сформулировал, в частности, следующие правовые позиции.
Правовое регулирование оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренное частями первой - третьей названной статьи, призвано не только обеспечить работнику оплату за работу в выходной или нерабочий праздничный день в повышенном размере и компенсировать тем самым отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление им права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда, одним из которых является приоритет сохранения жизни и здоровья работников (ст.ст. 1 и 2, ч.1 ст. 210 ТК Российской Федерации). При этом из ч.1 ст. 153 данного Кодекса, предусматривающей в качестве общего правила оплату за работу в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере, во взаимосвязи с положениями абз. 2 ч.2 его ст.22, а также ст.ст. 132 и 149 однозначно следует, что работа в выходной или нерабочий праздничный день должна оплачиваться каждому работнику в большем размере, чем аналогичная работа, произведенная им в обычный рабочий день. Повышение размера оплаты труда в таких случаях призвано компенсировать увеличенные в связи с осуществлением работы в предназначенное для отдыха время трудозатраты работника, а потому, будучи гарантией справедливой оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, должно распространяться на всех лиц, работающих по трудовому договору, независимо от установленного для них режима рабочего времени и системы оплаты труда. Вместе с тем предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, которые применяются в целях максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание, характер и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности, а также начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда, должны, по смыслу ч.1 и 2 ст. 135 ТК Российской Федерации, учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные, и нерабочие праздничные дни, - иное означало бы произвольное применение действующей в соответствующей организации системы оплаты труда, а цель установления компенсационных и стимулирующих выплат не достигалась бы.
Исходя из этого, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что ч.1 ст. 153 ТК Российской Федерации, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы - оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведет к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день. Иное понимание данной нормы приводило бы к утрате реального содержания гарантии повышенной оплаты труда в связи с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных, и тем самым - к нарушению конституционного права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и права работника на справедливую заработную плату.
Таким образом, по выводу Конституционного Суда Российской Федерации, ч.1 ст.153 ТК Российской Федерации предполагает установление для работников, получающих оклад (должностной оклад) и привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, платы за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.
Несмотря на то, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018г. №26-П было вынесено по результатам рассмотрения соответствующего дела в порядке конкретного нормоконтроля, высказанные в нем правовые позиции, сохраняющие силу, носят общий характер и в полной мере применимы к трудовым отношениям с участием любых категорий работников, заработная плата которых помимо оклада (должностного оклада) либо тарифной ставки включает компенсационные и стимулирующие выплаты.
Как видно из дела и не оспаривалось ответчиком, оплата за работу по сменному графику в выходные и нерабочие праздничные дни истцам производилась в одинарном размере, без учета положений ст.153 ТК Российской Федерации (не менее чем в двойном размере с возможностью оплаты такой работы в одинарном размере в случае предоставления работнику по его желанию другого дня отдыха), что свидетельствует о необходимости компенсации истцам указанной работы.
При этом при определении размера денежной компенсации, подлежащей взысканию в пользу каждого из истцов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что представленный ответчиком расчет часовой тарифной ставки, произведенный путем деления суммы оклада по должности, оклада за классный чин, ежемесячного денежного поощрения, надбавки за выслугу лет на норму рабочих часов в год по производственному календарю, во внимание принят быть не может, поскольку он составлен без учета правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 28.06.2018г. № 26-П, то есть без включения в данный расчет компенсационной выплаты за особый характер службы (надбавки за особые условия государственной службы), материальной единовременной помощи (т.2 л.д.103-202), предусмотренных "Положением о премировании, оказании материальной помощи, выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам Федеральной службы судебных приставов", утвержденным Приказом ФССП России от 08.12.2006г. № 157.
Принимая во внимание, что судебной коллегией представителю ответчика предлагалось представить контрасчет относительно расчета истцов (в связи с чем настоящее дело слушанием откладывалось), с учетом всех представленных по делу доказательств, оценивая расчет истцовой стороны (т.1 л.д.101-109), в котором часовая ставка была определена, исходя из среднего заработка по каждому году 2017г., 2018г., 2019г., 2020г., судебная коллегия приходит к выводу о возможности учета расчета истцов в части определения часовой ставки в целях исчисления компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни с учетом графиков сменности (т.1 л.д.36-75).
Расчет недоплаты за работу в праздничные и выходные нерабочие дни
в период с 01.01.2017г. по 30.04.2020г.
ФИО1 | ФИО2 | ФИО3 | ||||||
2017 | Январь : 48 х 162 = 7776 Май : 36 х 162 = 6600 13608 | Январь : 48 х 171 = 8208 Март : 12х 171= 2052 Май : 12х 171 = 2052 Июнь : 12х 171= 2052 14364 | Январь : 48 х 178 = 8544 Февраль: 12х178 = 2136 Май : 48 х 178 = 8544 19224 | |||||
2018 | Январь : 48 х 177 = 8496 Апрель : 12х177 = 2124 Июнь: 12х177= 2124 12744 | Январь : 48 х 192 = 9216 Февраль: 12х192 = 2304 Март : 12х 192= 2304 Май : 12х 192 = 2304 Июнь : 12х 192= 4608 20736 | Январь : 48 х 193 = 9264 Февраль: 12х193 = 2316 Апрель : 12х193 = 2326 Май : 24х 193 = 4652 Ноябрь : 12х193 = 2316 Декабрь : 12х193 = 2316 20891 | |||||
2019 | Январь : 48 х 217 = 10416 Февраль: 12х217 = 2604 Март : 12х217 = 2604 Май : 36х 217 = 7812 Июнь : 12х 217= 26040 26040 | Январь : 48 х 231 = 11088 Февраль: 12х231 = 2772 Май : 48х 192 =11088 24948 | Январь : 48 х 215 = 10320 Март : 12х 215= 2580 Июнь : 12х 215= 2580 15480 | |||||
2020 | Январь : 48 х 197 = 9456 Март : 12х 1971= 2364 11820 | Январь : 48 х 197 = 9256 Март : 12х217 = 2364 11820 | Январь : 48 х197 = 9456 Февраль: 12х197 = 2364 11820 | |||||
Итого: | 64212 | 71868 | 67415 |
При этом, по мнению судебной коллегии, подлежит взысканию в виде денежной компенсации за работу в праздничные и выходные нерабочие дни за период с 01.01.2017г. по 30.04.2020г. в пользу ФИО1 – 64212 руб., ФИО2 – 71868 руб., ФИО3 - 67415 руб.
Кроме того, учитывая, что в своих возражениях представителем ответчика не заявлялось о пропуске истцами срока для обращения в суд с настоящим иском, судебная коллегия находит ошибочным применение по инициативе суда первой инстанции положений ст. 392 ТК Российской Федерации (о пропуске срока для обращения с иском в суд).
Руководствуясь положениями ст.ст. 328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15 октября 2020г. в части разрешения исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 о взыскании компенсационных выплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни отменить, в указанной части принять по делу новое решение.
Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ростовской области в счет оплаты за службу в выходные и нерабочие праздничные дни в пользу ФИО1 64212 рубля.
Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ростовской области в счет оплаты за службу в выходные и нерабочие праздничные дни в пользу ФИО2 71868 рублей.
Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ростовской области в счет оплаты за службу в выходные и нерабочие праздничные дни в пользу ФИО3 67415 рублей.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15 октября 2020г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 05.03.2021г.