Председательствующий: Табакова Е.А. | Дело № 33-5833/2021№ 2-2385/202155RS0007-01-2021-003409-40 |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Омск |
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Сафаралеева М.Р.,
судей Леневой Ю.А., Пшиготского А.И.,
при секретаре Тимченко Н.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации г. Омска на решение Центрального районного суда г. Омска от 08.07.2021, которым постановлено:
«Требования прокурора Центрального АО г. Омска удовлетворить.
Обязать бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Детско-юношеская спортивная школа № 19» устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму: оборудовать объект, расположенный по адресу: <...>, системой оповещения и управления эвакуацией о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в срок до 01.09.2021.
Обязать Администрацию города Омска профинансировать работы по установке системы оповещения и управления эвакуацией о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования города Омска «Детско-юношеская спортивная школа № 19».
Взыскать с бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Омска «Детско-юношеская спортивная школа № 19» в доход местного бюджета г. Омска государственную пошлину в размере 300 рублей».
Заслушав доклад судьи Сафаралеева М.Р., судебная коллегия Омского областного суда
У С Т А Н О В И Л А :
И.о. прокурора Центрального административного округа г. Омска обратился с иском к бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования города Омска «Детско-юношеская спортивная школа № 19» (далее – БОУ ДО г. Омска «ДЮСШ № 19») и Администрации г. Омска об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, указав, что в нарушение установленных требований здание БОУ ДО г. Омска «ДЮСШ № 19» не оборудовано системой оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении потенциальной чрезвычайной ситуации учащихся, сотрудников или иных посетителей. Согласно паспорту безопасности БОУ ДО г. Омска «ДЮСШ № 19», утвержденному 06.12.2019, учреждению присвоена 4 категория опасности. В связи с выявленными нарушениями законодательства антитеррористической защищенности объекта 19.03.2021 заместителем прокурора округа директору БОУ ДО г. Омска «ДЮСШ № 19» внесено представление. Вместе с тем в связи с отсутствием финансирования в настоящее время нарушения не устранены. Учитывая вышеизложенное, и.о. прокурора ЦАО г. Омска просил обязать БОУ ДО г. Омска «ДЮСШ № 19» оборудовать объект, расположенный по адресу: <...>, системой оповещения и управления эвакуацией о потенциально угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в срок до 01.09.2021, а также обязать Администрацию города Омска профинансировать соответствующие работы.
Помощник прокурора Центрального административного округа г. Омска Батищева Е.Ю. в судебном заседании требования поддержала.
Директор БОУ ДО г. Омска «ДЮСШ № 19» Яншин Р.Г. в судебном заседании иск не признал, указав, что устранить нарушения не представляется возможным в связи с отсутствием финансирования.
Представители Администрации г. Омска и департамента образования Администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежаще.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Омска Акатова А.И. просит решение отменить в части возложения обязанности по финансированию работ на Администрацию г. Омска, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Указывает, что обеспечение деятельности образовательных учреждений отнесено к компетенции департамента образования, который хотя и является структурным подразделением Администрации г. Омска, но при этом наделен правами юридического лица. Ссылается на то, что именно департамент образования Администрации г. Омска является главным распорядителем бюджетных средств в отношении БОУ ДО г. Омска «ДЮСШ № 19». Указывает на то, что БОУ ДО г. Омска «ДЮСШ № 19» вправе оказывать платные услуги, следовательно, имеет собственные доходы.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор ЦАО г. Омска Голубь В.В. полагает решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав директора БОУ ДО г. Омска «ДЮСШ № 19» Яншина Р.Г., согласившегося с решением, прокурора Вершинину Г.А., полагавшую выводы районного суда правильными, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
По смыслу п.п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
Подпунктом «д» п. 21 Требований установлено, что минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается, в том числе посредством обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений).
В соответствии с пп. «д» п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются, в том числе мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Частью 1 ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом в соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Из материалов дела следует, что БОУ ДО г. Омска «ДЮСШ № 19» является образовательным учреждением дополнительного образования, основным предназначением которого является, в том числе реализация дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, программ спортивной подготовки.
Прокуратурой Центрального административного округа г. Омска проведена проверка соблюдения БОУ ДО г. Омска «ДЮСШ № 19» требований законодательства о физической культуре и спорте, об образовании, об охране здоровья обучающихся, о противодействии терроризму, в ходе которой выявлено, что согласно паспорту безопасности БОУ ДО г. Омска «ДЮСШ № 19», утвержденному 06.12.2019, ему присвоена 4 категория опасности, однако в нарушение установленных требований объект не оборудован системой оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении потенциальной чрезвычайной ситуации учащихся, сотрудников или иных посетителей.
По факту нарушения требований законодательства о противодействии терроризму директору БОУ ДО г. Омска «ДЮСШ № 19» внесено представление от 19.03.2021 № <...>.
До настоящего времени нарушение не устранено.
Указанные обстоятельства ответчиками не оспаривались.
Согласно п. 1.3 Устава учредителем и собственником имущества БОУ ДО г. Омска «ДЮСШ № 19» является муниципальное образование городской округ г. Омск Омской области. Функции и полномочия учредителя БОУ ДО г. Омска «ДЮСШ № 19» осуществляет департамент образования Администрации г. Омска.
Установлено, что осуществление деятельности БОУ ДО г. Омска «ДЮСШ № 19» в нарушение требований о необходимости оборудования объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, следовательно, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции удовлетворил заявленные прокурором требования, обязав БОУ ДО г. Омска «ДЮСШ № 19» устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно, оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в срок до 01.09.2021.
В данной части решение не обжалуется.
Также судом на Администрацию г. Омска возложена обязанность профинансировать работы по установке системы оповещения и управления эвакуацией о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в БОУ ДО г. Омска «ДЮСШ № 19».
Проверив изложенные выводы районного суда в пределах доводов апелляционной жалобы Администрации г. Омска, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения.
Приводимые в апелляционной жалобе доводы о том, что обеспечение деятельности образовательных учреждений отнесено к компетенции департамента образования, который является главным распорядителем бюджетных средств в отношении БОУ ДО г. Омска «ДЮСШ № 19», отклоняются.
В силу приведенных выше норм субъектом противодействия терроризму в данном случае является именно Администрация г. Омска как орган местного самоуправления, поскольку профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории городского округа отнесено к вопросам местного значения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Кроме того, департамент образования Администрации г. Омска является одним из структурных подразделений Администрации г. Омска, финансовое и материально-техническое обеспечение его деятельности также осуществляется за счет средств бюджета г. Омска (п.п. 1 и 11 Положения о департаменте образования Администрации г. Омска).
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что БОУ ДО г. Омска «ДЮСШ № 19» вправе оказывать платные услуги, не принимаются во внимание.
В судебном заседании суда первой инстанции директор БОУ ДО г. Омска «ДЮСШ № 19» ФИО1 пояснял, что фактически учреждение не имеет самостоятельных доходов, не оказывает платные услуги.
Данные пояснения представителем Администрации г. Омска не опровергнуты, доказательства обратного не представлены.
Кроме того, из представленной переписки между БОУ ДО г. Омска «ДЮСШ № <...>» и органами местного самоуправления усматривается, что последние не отказывались от финансирования работ по установке системы оповещения и управления эвакуацией о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования города Омска «Детско-юношеская спортивная школа № 19».
В такой ситуации судебная коллегия полагает выводы районного суда в обжалуемой части правильными, постановленными при надлежащей оценке доказательств, при верном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем решение не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Центрального районного суда г. Омска от 08.07.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Омска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи областного суда
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 03.11.2021.