ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2396/2021 от 05.07.2022 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делусудья Копеистова О.Н.

Дело № 33-1579/2022(дело в суде первой инстанции № 2-2396/2021)УИД 75RS0001-02-2021-002393-43

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам краевого суда в составе:

председательствующего судьи Подшиваловой Н.С.,

судей Погореловой Е.А., Радюк С.Ю.,

при секретаре Печеревиной О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 5 июля 2022 г. гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

по апелляционной жалобе представителя ответчика ОПФР по Забайкальскому краю ФИО2

на решение Центрального районного суда г. Читы от 9 декабря 2021 г., которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить.

Обязать Отделение Пенсионного Фонда РФ по Забайкальскому краю включить период работы ФИО1 с по в страховой стаж.

Обязать Отделение Пенсионного Фонда РФ по Забайкальскому краю включить периоды работы ФИО1 в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.21 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы: с по , с по , с по , с по , периоды нахождения в учебных отпусках: с по , с по , с по , с по , с по , с по

Обязать Отделение Пенсионного Фонда по Забайкальскому краю назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.21 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях » с .».

Заслушав доклад судьи Подшиваловой Н.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное), в обоснование которого указал, что решением начальника УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) от истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» по причине недостаточности стажа на соответствующих видах работ. В продолжительность специального стажа пенсионным органом не включены периоды работы истца с по в должности артиста балета в ансамбле песни и пляски « », с по , по в профкоме АО « » в должности солиста балета ансамбля « »; с по в должности артиста балета ансамбля « » в ОАО «», периоды нахождения в учебных отпусках с по , с по , с по , с по , с по , с по . Полагая свои права нарушенными, истец просил суд обязать ответчика включить в страховой стаж период работы с по , в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.21 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы с по , с по , с по , с по , периоды нахождения в учебных отпусках с по , с по , с по , с по , с по , с по ; назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.21 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях » с даты обращения – (т.1 л.д. 7-10).

Определением суда от 27 июля 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» (т.1 л.д. 123-124).

Определением суда от 23 сентября 2021 г., занесенным в протокол судебного заседания, ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» исключено из числа третьих лиц (т.1 л.д. 132-134).

Определением суда от 2 ноября 2021 г., занесенным в протокол судебного заседания, произведена замена ответчика УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) на правопреемника - ОПФР по Забайкальскому краю (т.1 л.д. 152-153).

Решением Центрального районного суда г. Читы от 9 декабря 2021 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены (т.1 л.д. 165-172).

В апелляционной жалобе управляющий ОПФР по Забайкальскому краю ФИО2 просит решение суда в части включения в специальный стаж истца периодов работы, нахождения в учебных отпусках, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости с отменить, в указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что представленными в материалы дела документами не подтверждается, что организация, в которой работал истец в спорные периоды, осуществляла театрально-зрелищную деятельность. Дата регистрации ФИО1 в системе индивидуального (персонифицированного) учета – При этом выпиской из индивидуального лицевого счета период работы истца с по не подтверждается как страховой и специальный стаж; периоды с по , с по , с по не подтверждаются как специальный стаж. Информации о льготном характере работы истца в период с по выписка также не содержит. Документы по личному составу, а также документы, подтверждающие театрально-зрелищную деятельность организации за г. на хранение в архив не передавались. Удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж периодов работы, суд первой инстанции основывался на записях в трудовой книжке истца, дипломе Читинского областного училища культуры, а также показаниях свидетеля. Тогда как указанными доказательствами характер льготной работы истца в спорные периоды не подтверждаются. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие занятость истца в течение полного рабочего дня. По периодам работы истца с по , с по запрошенные судом документы, в том числе лицевые счета по начислению заработной платы, не поступили. По периодам работы с по , с по расчетные листы представлены частично. Указывает, что включение в специальный стаж периодов нахождения в учебных отпусках не предусмотрено Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516. В материалы дела не представлены приказы о направлении в учебные отпуска, справки-вызовы из учебного заведения, документы, подтверждающие оплату учебных отпусков, а также документ об образовании (т.1 л.д. 176-179).

Истец ФИО1, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явился, представителя не направил, об отложении слушания дела не заявил.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу части 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика ФИО3, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

Нарушений судом первой инстанции при разрешении настоящего дела, влекущих отмену принятого по делу решения, не допущено.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1, года рождения, обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) (после реорганизации ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.21 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (т.1, л.д.34).

Решением руководителя межрайонного УПФР в г.Чите Забайкальского края от в назначении указанного вида пенсии ФИО1 отказано в связи с недостаточностью принятого специального стажа. Принятый на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости страховой стаж истца составил , специальный стаж (т.1 л.д.30).

При этом, как следует из материалов отказного пенсионного дела, пенсионным органом не принята к зачету трудовая книжка истца сер. от , так как согласно сведениям ФГУП «Госзнак» Министерства финансов Российской Федерации трудовые книжки данной серии выпускались в 1998 г. По данной причине, в продолжительность страхового стажа истца не был засчитан период работы с по . Кроме того, пенсионным органом в продолжительность специального стажа истца не были засчитаны периоды работы по в должности артиста балета ансамбля « », с по в должности артиста балета в Ансамбле « » в Профкоме ОАО « », с по в должности солиста балета в Ансамбле « » в Профкоме ОАО « », с по в должности солиста балета Ансамбля « » в ОАО «». Со ссылкой на Список профессии и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятии и коллективов, творческая работа которых дает право на выслугу лет по правилам ст. 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 № 447 пенсионный орган посчитал, что представленными документами не прослеживается что ансамбль песни и пляски « » являлся самостоятельной организацией на постоянной основе и осуществлял театрально- зрелищные мероприятия.

Также, со ссылкой на п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона №173, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в подсчет специального стажа истца не были засчитаны периоды нахождения истца в учебных отпусках с по , с по , с по , с по , с по , с по .

В соответствии с пп. 21 п. 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.

Положениями п. п. 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" регламентировано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления.

В силу положений пункта 2 указанного Списка право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой работы не менее 20 лет имеют артисты балета, артисты –исполнители танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах.

Из представленной в материалы дела копии трудовой книжки сер. от следует, что ФИО1 принят на работу в ансамбль песни и пляски « » артистом балета (приказ от ), уволен в порядке перевода в ансамбль « » в профсоюзный комитет «» (приказ от ), принят переводом артистом балета ансамбля « » (протокол от ), уволен с занимаемой должности (выписка от ), принят на работу солистом балета в ансамбль « » профкома ОАО « » (протокол от ), уволен по собственному желанию (протокол от ), принят солистом балета ансамбля « » в ОАО «» по трудовому договору (трудовой договор от ), уволен в связи с истечением срока трудового договора (трудовой договор от ).

Разрешая заявленный спор и приходя к выводу об удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж ФИО1 периода работы с по , в специальный стаж периодов работы с по в должности артиста балета ансамбля « », с по , с по в должности артиста, солиста балета в ансамбле « » в профкоме ОАО « », с по в должности солистка балета ансамбля песни и пляски « » ОАО «», суд первой инстанции со ссылкой на вышеприведенные нормы права, а также собранные по делу доказательства: сведения в трудовой книжке, отказного пенсионного дела, архивные документы, показания свидетеля, знавшего истца по совместной работе, исходил из того, что в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие как факт работы истца в период с по , так и выполнение льготной трудовой функции в спорные периоды по п.2 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. № 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", а именно в должности артиста балета профессионального художественного коллектива. Также суд посчитал, что пенсионный орган необоснованно исключил из подсчета специального стажа истца периоды нахождения в отпусках с по , с по , с по , с по , с по , с по . С учетом включенных в подсчет специального стажа периодов работы по п.2 Списка, который составлял более 20 лет, суд пришел к выводу о наличии у истца права на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с п.21 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и назначении и досрочной страховой пенсии по старости с .

Решение суда в части включения в страховой стаж периода работы истца с по сторонами не обжалуется и в силу ч.1, 2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к несогласию с выводом суда о возможности включения в подсчет специального стажа истца в соответствии с п.2 Списка периодов работы с по , с по , с по , с по , периодов нахождения в отпусках с по , с по , с по , с по , с по , с по , а также наличия оснований для возложения на пенсионный орган обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.21 ч.1 с т. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с .

С доводами жалобы ответчика нельзя согласиться в силу нижеследующего.

Под коллективом любительского художественного творчества понимается постоянно действующее, без прав юридического лица, добровольное объединение любителей и исполнителей музыкального, хорового, вокального, хореографического, театрального, изобразительного, декоративно-прикладного, циркового, кино-, фото, видео - искусств, основанное на общности художественных интересов и совместной учебно-творческой деятельности участников, способствующее развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных и технических ценностей в свободное от основной работы и учебы время.

Согласно Приказу Росстата от 15.07.2011 № 324 (в ред. от 28.02.2013) "Об утверждении статистического инструментария для организации Минкультуры России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений культуры", в культурно-досуговом учреждении (любительские объединения и клубы по интересам, коллективы самодеятельного народного и технического творчества, и т.п.) непрофессиональная деятельность, функционирующая в сфере свободного времени участников самодеятельности в сфере досуга, и призванная решать задачи воспитания и эстетического развития самих ее участников.

Под профессиональным художественным коллективом понимается объединение исполнителей музыкального, хорового, вокального, хореографического и т.д. искусств, основанное на постоянной профессиональной художественной деятельности.

Принципиальное отличие любительского художественного коллектива от профессионального творческого коллектива заключается в том, что самодеятельный коллектив развивает и воспитывает самих артистов, а не их слушателей и зрителей. Художественная деятельность таких коллективов является общедоступной, не требующая специального музыкального образования и строится на принципе добровольности и безвозмездности.

Судом обоснованно сделан вывод, что работа истца в спорные периоды времени осуществлялась в профессиональном художественном коллективе, который в разные годы находился в ведении различных учреждений, что соответствует п. 2 Списка профессии и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совмина РСФСР от 28.08.1991 № 447.

Так из собранных по делу судом первой инстанции, так и полученных дополнительно судом апелляционной инстанции архивных документов за периоды работы истца в ансамбле песни и пляски « », начиная с , разъяснений Министерства культуры Забайкальского края от следует, что до . ансамбль находился в ведении коммерческих и некоммерческих организации, и при этом осуществлял деятельность в области культуры, в частности, обслуживал жителей п. Энергетиков (ГРЭС), г.Читы и Читинской области. Кроме того, ансамбль осуществлял гастрольную деятельность по городам Российской Федерации и за рубежом. В справке приведена информация, что в г. ансамбль был на гастролях в г Статус государственного учреждения культуры Ансамбль песни и пляски « » приобрел , где учредителем ансамбля выступил Комитет культуры Читинской области (Министерство культуры Забайкальского края). С г. ансамбль, как государственное учреждение также осуществляет деятельность в области культуры, выступая в культурно-массовых и иных культурных мероприятиях в соответствии с утвержденным планом, осуществляет гастрольную деятельность.

Из поступивших по запросу суда апелляционной инстанции документов из ГКУ «Государственный архив документов Забайкальского края» из фондов Администрации Губернатора Забайкальского края, Комитета культуры Читинской области, а в частности, представленной пояснительной записки за подписью председателя Комитета культуры Читинской области С. от г. следует, что ансамбль песни и пляски « » был создан в г. на базе ОАО « ». Финансирование данного ансамбля в указанный период осуществлялось за счет средств ОАО « » и ОАО «». Ансамбль осуществляет деятельность в области культуры более 10 лет, имеет высокий профессиональный уровень, о чем свидетельствуют выступления не только в области, но и за ее пределами и за рубежом. Ансамбль представлял культуру области на международных фестивалях в . В целях сохранения данного ансамбля, упорядочения его деятельности и финансирования, вопрос о его дальнейшем существовании был рассмотрен на совещании Главы Администрации (Губернатора) Читинской области . Согласно протоколу совещания по вопросу дальнейшего использования ДК «» и проведению мероприятий в отношении ансамбля Комитетом культуры Читинской области подготовлены и направлены материалы по финансированию ансамбля в г. на рассмотрение Главы администрации (Губернатора) Читинской области, подготовлены материалы для рассмотрения вопроса о регистрации ансамбля как государственного учреждения культуры.

Из Устава ГУК «», утвержденного распоряжением Комитета культуры Читинской области от , следует, что ансамбль создан в целях создания, распространения, сохранения и освоения культурных ценностей, как материальных, духовных, в том числе в области музыкального, песенного, хореографического и других видов искусства посредством организации концертных выступлений, программ и спектаклей, отдельных номеров, организации гастрольно-концертной деятельности, проведения культурных мероприятий и участия в них, восстановления, изучения, сохранения, развития, пропаганды и распространения казачьих народных традиции и обрядов, присущих быту и культуре жизни забайкальских казаков, устного фольклора, легенд, сказаний, преданий казаков, казачьих песен, казачьего костюма, казачьих войсковых традиции и истории Забайкальского казачьего войска.

В соответствии с целями деятельности ансамбль самостоятельно формирует артистический коллектив, выбирает художественные и творческие направления своей деятельности, формы публичного выступления, репертуар, принимает решение о публичном и исполнении концертных номеров, программ, спектаклей, организует гастроли и концерты коллектива и т.д.

Аналогичные положения предусмотрены Уставами, утвержденными распоряжениями Министерства культуры Забайкальского края , , .

Из представленного в материалы дела договора, заключенного между профкомом «» и ОАО « » (ОАО «»), о совместном содержании ансамбля песни и пляски « » от следует, что с ансамбль введен в штаты профкома, финансовые вопросы ансамбля возложены на ОАО « ».

Материалами дела установлено и стороной ответчика не оспорено, что в составе ансамбля песни и пляски « » был предусмотрен как профессиональный хоровый коллектив, в том числе с наличием исполнителей сольных партии, так и хореографический коллектив.

Так, из штатного расписания ансамбля, утвержденного генеральным директором ОАО «» за г., следует, что в ансамбле предусмотрены должности главный хормейстер, главный балетмейстер, солист хора, артист хора, солист балета, артист балета, аккомпаниатор.

Из должностной инструкции артиста балета ГУК Ансамбль песни и пляски « », утвержденного художественным руководителем Н. , следует, что должностные обязанности артиста балета связаны с подготовкой под руководством главного балетмейстера поручаемых партии и исполнение их в стационаре, на гастролях, выездах, участие в обсуждении новых произведений, репертуарных планов и других вопросов творческой и производственной деятельности коллектива ансамбля, посещение занятий с концертмейстером и т.д.

Анализируя собранные по делу доказательства, принимая во внимание информацию относительно создания и функционирования ансамбля « » с 90-х годов, до и после регистрации ансамбля как государственного учреждения культуры, об активной концертной деятельности на различных площадках, начиная с г., о передаче ансамбля для финансирования в ведение юридических лиц ОАО « », ОАО «», предоставленную Министерством культуры Забайкальского края, а также ГУК Государственный архив Забайкальского края, несмотря на отсутствие учредительных документов и иных документов по производственной деятельности на ансамбль за периоды с г., судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда о том, что в спорные годы истец работал в одном и том же профессиональном художественном коллективе, который имел в своем составе самостоятельный профессиональный хореографический коллектив, осуществлял деятельность в области культуры не только в п. Энергетик, в г.Чите, Читинской области (Забайкальского края), но и за пределами области (края), в том числе за рубежом. Оснований полагать, что данный ансамбль являлся самодеятельным не имеется.

В пользу данного свидетельствует не только информация Министерства культуры Забайкальского края, Комитета культуры Забайкальского края, изложенная в пояснительной записке руководителя комитета, составленной в г., но и собранные архивные документы, сведения о финансировании ансамбля организациями, записи в трудовой книжке истца. При этом нахождение ансамбля в ведении ОАО « », ОАО «» не может каким – либо образом умалять пенсионные права истца, поскольку материалами дела установлено, что передача ансамбля данным юридическим лицам была вызвана необходимостью финансирования.

В этой связи доводы ответчика в той части, что ансамбль песни и пляски « » не относится к профессиональным художественным коллективам, не осуществлял театрально-зрелищные мероприятия, в связи с чем, спорные периоды работы истца не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. № 447, приняты быть не могут. Истец ФИО1 работал в должности артиста балета в составе профессионального художественного коллектива, а потому льготный характер его работы сомнений не вызывает.

Доказательств обратному ответчиком в материалы дела не представлено, в материалах дела не имеется, в связи с чем выводы суда в указанной части подлежат принятию.

При этом, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что до 01.01.2002 для лиц творческих профессии действующее пенсионное законодательство для признания факта льготного пенсионного обеспечения необходимость подтверждать выполнение работы в течение полного рабочего дня не предусматривало.

Как указано выше, досрочная трудовая пенсия по старости работникам творческих профессии устанавливалась в соответствии со Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. № 447.

При этом, условие о необходимости подтверждения выполнения льготной трудовой функции в течение полного рабочего дня для работников творческих профессии данным Списком не предусмотрено.

Пунктом 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессии, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29, предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками в течение полного рабочего дня.

Данные разъяснения касаются ограниченного круга лиц, работников претендующих на пенсию в связи с особыми условиями труда, предусмотренных ст. ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и не могут быть применимы к работникам творческих профессии.

Впервые условие о необходимости подтверждения занятости в течение полного рабочего дня в отношении работников творческих профессии было предусмотрено положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно правовой позиции, высказанной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П, у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Учитывая, что действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными положениями условие о подтверждении занятости в течение полного рабочего для работников творческих профессии не было введено, необходимости проверять данное условие относительно спорных периодов с по , с по не имелось.

В этой связи не могут быть приняты во внимание ссылки представителя ответчика на Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 655, которым разъяснено применение Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях».

Следует учесть, что из представленных в материалы дела документов в отношении истца явно не усматривается, что его работа до 01.01.2002 выполнялась не в течение полного рабочего дня. Из материалов дела, в частности ответа Министерства культуры Забайкальского края, а также пояснительной записки руководителя Комитета культуры Читинской области, имеющейся в учредительных документах созданного в г. государственного учреждения видно, что профессиональный коллектив, в котором истец работал в данные годы, активно участвовал в концертной деятельности, что предполагает выполнение артистами коллектива трудовой функции в течение полного рабочего дня.

Кроме того, в материалы дела представлена справка Профкома ОАО « » , а также справка от , выданные на основании протоколов, ведомостей по начислению заработной платы, из содержания которых усматривается, что в году истцу начислялась и выплачивалась заработная плата (т.1 л.д. 39, 235)

Вместе с тем нельзя не учесть, что согласно записям в трудовой книжке истца он был уволен . Из справки о начислении заработной платы за г. следует, что заработная плата истцу начислялась по г. включительно, начисления заработной платы в г. отсутствуют. Принимая во внимание записи в трудовой книжке истца, сведения о начисленной заработной плате в судебная коллегия находит возможным исключить из подсчета специального стажа истца период с по .

Также, заслуживают внимание доводы жалобы стороны ответчика и об отсутствии подтверждения занятости истца в течение полного рабочего дня по спорным периодам работы, протекавшим с .

Так в частности, ответчиком обоснованно указано на отсутствие в материалах дела подтверждения занятости в течение полного рабочего дня в г. Согласно расчетным листкам за г. начисления заработной платы отсутствуют, расчетный листок за г. у работодателя отсутствует.

Начисления заработной платы истцу в производилось, из представленных частично расчетных листков за ., а также в справки о заработной плате с г. следует, что работа истца протекала в течение полного рабочего дня.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что принятое по делу решение суда в части включения в специальный стаж спорных периодов работы подлежит изменению, в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», подлежат включению периоды работы за исключением периодов с по , г., то есть с по , с по , с по , с по , с по .

При этом доводы жалобы ответчика, касающиеся невозможности включения спорных периодов работы в специальный стаж в связи с не подтверждением выполнения истцом льготной трудовой функции в системе индивидуального персонифицированного учета, подлежат отклонению как несостоятельные.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела установлено, что ФИО1 был зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования , спорные периоды его трудовой деятельности имели место, в том числе после регистрации в системе государственного пенсионного страхования.

Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении специального стажа ФИО1 за ., предоставлены работодателями в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без кода льготных условий. Выполнение истцом льготной трудовой функции согласно выписке прослеживается с , когда ансамбль песни и пляски « » был зарегистрирован как государственное учреждение культуры.

Вместе с тем, отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы не влечет правовых последствий для истца при определении его стажа работы.

Собранными по делу доказательствами подтверждено, что сведения относительно периодов работы ФИО4 за г. (за исключением отдельных месяцев) являются недостоверными. В материалы дела представлены документы, которые подтверждают выполнение истом работы постоянно в течение полного рабочего дня в качестве артиста балета в профессиональном художественном коллективе, что дает истцу право на включение периодов работы с по , с по , с о в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Поскольку в силу статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" работодатель представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, а Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 8.1 названного закона осуществляет внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц и с учетом того, что в данном случае сведения работодателями в отношении стажа ФИО1 представлялись, недостоверность сведений относительно льготного характера работы доказана, оснований для отказа истцу во включении и периодов работы в специальный стаж не имеется.

Доводы апелляционной жалобы ответчика в указанной части сводятся к субъективному толкованию норм материального права и фактических обстоятельств, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, которые ничем не опровергнуты и не вызывают сомнений.

Разрешая заявленные требования в части включения в специальный стаж истца периодов нахождения в отпусках по , с по , с по , с по , с по , с по , суд верно исходил из положений Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516, согласно которым в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (п.5).

В соответствии с ч. 1 ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Согласно записям в личной карточке формы Т-2, приказам работодателя в периоды с по , с по , с по , с по , с по , с по истцу предоставлялись дополнительные оплачиваемые отпуска. Расчетные листки по начислению заработной платы, а также представленные индивидуальные карточки начисленных сумм содержат сведения о том, что дополнительные отпуска истцу оплачены, произведены отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

При указанных обстоятельствах, оснований исключения из подсчета специального стажа истца периодов нахождения в дополнительных отпусках не имеется.

Решение суда в части назначения досрочной страховой пенсии по старости также подлежит оставлению без изменения, в связи со следующим.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В силу с п. 21 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста досрочная страховая пенсия по старости назначается с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с п. 1.1 ст. 30 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п. п. 19 - 21 ч. 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с п. 21 ч. 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 введена Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ).

В силу Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п. п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Сроки назначения страховой пенсии урегулированы ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно п. 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии, а в случаях, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 ст. 22 указанного Федерального закона - по день, предшествующий дню назначения страховой пенсии.

Таким образом, при возникновении у гражданина права на пенсию в связи с осуществлением творческой деятельности в 2018 г. срок назначения пенсии определятся датой обращения.

Как указано выше, бесспорно принятый стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.21 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», составляет 16 лет 1 месяц 15 дней.

Согласно расчету стажа истца, составленному пенсионным органом в суде первой инстанции, специальный стаж с учетом спорных периодов составляет 22 . Таким образом, с учетом периодов работы, подлежащих исключению из подсчета: , стаж составил . Таким образом, право истца на назначение досрочной страховой пенсии определяется по состоянию на г., в связи с чем, истец имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения, то есть с .

Решение суда в части назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости является верным, нормы материального права в данной части применены правильно, в связи с чем, решение суда отмене, либо изменении в части даты назначения пенсии не подлежит.

Доводов, которые бы не были предметом исследования суда первой инстанции и являлись безусловным основанием для отмены постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит. Изложенные в жалобе доводы свидетельствуют о несогласии ответчика с выводами суда об обстоятельствах, значимых для правильного разрешения дела, направлены на переоценку доказательств, что в свою очередь основанием для отмены постановленного решения не является.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Читы от 9 декабря 2021 г. изменить в части включения в специальный стаж периодов работы.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю включить ФИО1 в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.21 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы с по , с по , с по , с по , с по

В остальной части решение суда составить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г.Читы.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 июля 2022 г.

Председательствующий: Н.С. Подшивалова

Судьи: Е.А. Погорелова

С.Ю. Радюк