УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Судья Сизов И.А. Дело № 33-3922/2020 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е город Ульяновск 10 ноября 2020 года Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе: председательствующего Федоровой Л.Г., судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В., при секретаре Абросимовой А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2397/2020 по апелляционному представлению прокурора Ленинского района г.Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 июня 2020 года, по которому постановлено: в удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах муниципального образования «город Ульяновск» в лице Финансового управления администрации города Ульяновска, к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление инженерной защиты» о взыскании денежных средств - отказать. Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения представителя МБУ «Управление инженерной защиты» Кабановой Е.В., возражавшей против доводов апелляционного представления, пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А : прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действующий в интересах муниципального образования «город Ульяновск» в лице Финансового управления администрации города Ульяновска обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление инженерной защиты» о взыскании денежных средств. В обоснование иска указал, что в ходе проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных муниципальному бюджетному учреждению «Управление инженерной защиты» (далее - МБУ «Управление инженерной защиты), установлено, что в период с 13.01.2020 по 03.02.2020 Финансовым управлением администрации муниципального образования «город Ульяновск» (далее - Финансовое управление) проведена проверка соблюдения МБУ «Управление инженерной защиты» законности и результативности использования субсидий, выделенных на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ) и на иные цели (отдельные вопросы), по результатам которой выявлены нарушения при установлении окладов, надбавок, выплат стимулирующего характера и использования средств на премирование и материальную помощь. При начислении и выплате заработной платы труда в 2019 году МБУ «Управление инженерной защиты» руководствовалось п. 6.3 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников Муниципальных учреждений, осуществляющих содержание, ремонт и строительство сооружений инженерной защиты, утвержденного постановлением Администрации города Ульяновска от 14.02.2014 № 608 (далее — Положение № 608) и Порядком определения окладов (должностных окладов) и установления размеров базовых окладов (базовых должностных окладов) работников муниципальных учреждений муниципального образования «город Ульяновск» по общеотраслевым профессиям рабочих и должностям служащих, утвержденным Главой города Ульяновска от 20.10.2008 № 8214 (далее – Порядок №8214), в соответствии с которыми оклады рабочих и служащих муниципальных учреждений муниципального образования «город Ульяновск» устанавливаются с учетом повышающих коэффициентов, учитывающих уровень образования, квалификационной подготовки, стаж работы, сложность, объем выполняемой работы, а также группы по оплате труда руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера. В соответствии с п. 6.3 Положения № 608 ко II группе оплаты труда руководителя относятся учреждения, состоящие из 6 структурных подразделений и (или) численностью учреждения от 60 до 80 единиц. Согласно штатным расписаниям МБУ «Управление инженерной защиты» от 01.06.2019, от 01.08.2019 и от 01.10.2019 в данном учреждении имеется 6 структурных подразделений с численностью 5 единиц, следовательно, должностные оклады и повышающий коэффициент должны устанавливаться работникам данного учреждения по II группе оплаты труда в соответствии с п. 6.3 Положения № 608. Вместе с тем проверкой установлено, что в нарушение п. 6.3 Положения №608, Порядка № 8214 должностные оклады и повышающий коэффициент директора, главного механика, главного инженера, мастера участка в штатных расписаниях на 2019 год (от 01.06.2019, от 01.08.2019 и от 01.10.2019) определены по I группе оплаты труда. Таким образом, в результате применения повышающего коэффициента по II группе оплаты труда директору, главному механику, главному инженеру, мастеру участка за период с июня по декабрь 2019 года излишне начислена заработная плата на общую сумму 101 081 руб.72 коп, начисления на оплату труда составили на сумму 30 526 руб. 67 коп. Просил суд взыскать с МБУ «Управление инженерной защиты» в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» денежные средства в размере 101 081 руб.72 коп. Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение. В апелляционном представлении прокурор Ленинского района г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считает ошибочным вывод суда об отсутствии оснований для взыскания необоснованно выплаченных денежных средств, в связи с соблюдением процедуры согласования и утверждения штатных расписаний, полагает, что данный вывод нивелирует правовую сущность внутреннего муниципального финансового контроля и противоречит требованиям ст. 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Указывает, что исходя из описательно-мотивировочной части судебного решения, следует, что соблюдение процедуры утверждения и согласования штатного расписания априори является бесспорным подтверждением его соответствия требованиям законодательства и, как следствие, доказательством невиновности ответчика и отсутствия у него обязанности возместить в бюджет необоснованно выплаченные денежные средства. Вместе с тем факт нарушения требований при начислении и выплате заработной платы, ответчиком опровергнут не был. Считает, что у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении иска. В возражениях на апелляционное представление МБУ «Управление инженерной защиты» выражает несогласие с его доводами, считает решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В соответствии со ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (п.1). Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом (п.2). Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Финансовым управлением администрации муниципального образования «город Ульяновск» в период с 13.01.2020 по 03.02.2020 проведена проверка соблюдения МБУ «Управление инженерной защиты» законности и результативности использования субсидий, выделенных на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ) и на иные цели (отдельные вопросы), по результатам которой выявлены нарушения при установлении окладов, надбавок, выплат стимулирующего характера и использования средств на премирование и материальную помощь. Проверкой установлено, что должностные оклады и повышающий коэффициент директора, главного механика, главного инженера, мастера участка в штатных расписаниях на 2019 год (от 01.06.2019, от 01.08.2019 и от 01.10.2019) определены по I группе оплаты труда. Таким образом, в результате применения повышающего коэффициента директору, главному механику, главному инженеру, мастеру участка за период с июня по декабрь 2019 года излишне начислена заработная плата на общую сумму 101 081,72 рублей, начисления на оплату труда составили на сумму 30 526,67 рублей. Прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных муниципальному бюджетному учреждению «Управление инженерной защиты». Решением Ульяновской Городской Думы от 27.01.2016 № 2 (ред. от 25.09.2019) была утверждена структура администрации города Ульяновска, согласно которой к структурным подразделениям Администрации города Ульяновска относятся: Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, Финансовое управление. Согласно Уставу, Муниципальное бюджетное учреждение «Управление инженерной защиты» (далее - МБУ «Управление инженерной защиты», Учреждение) является правопреемником Ульяновского муниципального казённого унитарного предприятия противооползневых работ и реорганизовано в форме преобразования на основании постановления администрации города Ульяновска от 09.12.2013 № 5191 «О реорганизации УМКУП противооползневых работ». Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования «город Ульяновск» осуществляет Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска; функции и полномочия собственника имущества Учреждения - Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновск (л.д.62, т.1). В соответствии с п.2.1-2.3. Устава, целью создания Учреждения является техническая эксплуатация сооружений инженерной защиты города Ульяновска в оползневой зоне. Согласно раздела 4 Устава, к исключительной компетенции Учредителя в области управления Учреждением, в том числе относится согласование штатного расписания Учреждения. Судом первой инстанции установлено, что штатные расписания МБУ «Управление инженерной защиты» от 01.06.2019, от 01.08.2019 и от 01.10.2019 согласованы исполняющим обязанности начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска Е*** А.Г., Н*** И.Ю., первым заместителем главы города Ульяновска И*** В.В. Согласно раздела 4 Устава, к компетенции руководителя Учреждения относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью Учреждения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством или настоящим Уставом к компетенции Учредителя. Руководитель Учреждения подотчетен в своей деятельности Учредителю. Руководитель Учреждения: осуществляет свою деятельность на основании заключенного с Учредителем трудового договора; заключает договоры в порядке, установленном действующим законодательством; утверждает штатное расписание по согласованию с Учредителем, годовую бухгалтерскую отчетность Учреждения, внутренние документы, регламентирующие деятельность Учреждения, издает приказы, действующие в рамках Учреждения. Таким образом, штатное расписание МБУ «Управление инженерной защиты» утверждается руководителем учреждения только по согласованию с учредителем (Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска). Функция Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска как учредителя заключается в исключительных полномочиях по согласованию штатного расписания, то есть, согласование штатного расписания заключается в проверке правильности его составления, соответствия его действующему законодательству, объему предоставленного финансирования, задачам и целям учреждения; экономической обоснованности применяемых должностных окладов, ставок, надбавок, коэффициентов. При таких обстоятельствах суд правомерно указал, что без согласования с учредителем, штатное расписание МБУ «Управление инженерной защиты» считается недействительным, и применению не подлежит. Утвержденное руководителем МБУ «Управление инженерной защиты» и согласованное учредителем Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, штатное расписание подлежит согласованию непосредственно администрацией города Ульяновска как исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск». В соответствии с п.3.10 Устава МБУ «Управление инженерной защиты» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования «город Ульяновск». Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение муниципального задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания. Следует согласиться с выводом суда о том, что прохождение предусмотренных этапов согласования является гарантией соблюдения требований к разработке и утверждению штатного расписания. Следовательно, с учетом обязательного согласования штатного расписания на уровне главы администрации города Ульяновска (его заместителя), исключительность полномочий учредителя - Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска по согласованию штатного расписания МБУ «Управлением инженерной защиты», учреждение несет ответственность за нарушения, допущенные при составлении, утверждении, и применении штатного расписания только при отсутствии согласования с учредителем и исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск». При этом суд исходил из того, что вопрос о виновных действиях конкретных должностных лиц ответчика не был предметом рассмотрения в рамках заявленных требований. Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает. В апелляционном представлении прокурор, в обоснование доводов о наличии оснований для взыскания с ответчика денежных средств ссылается на положения статьи 269.2 Бюджетного кодекса РФ, между тем указанная норма права регулирует полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а не основания для наступления гражданско-правовой ответственности муниципального учреждения. Доводы апелляционного представления сводятся к несогласию с принятым решением и основаны на неверном толковании и применении норм материального права, а потому основанием к отмене судебного решения не являются. Доказательств получения МБУ «Управлением инженерной защиты» денежных средств от коммерческой деятельности прокурором в материалы дела не представлено. Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно. В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционного представления не подлежит. Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 июня 2020 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Ленинского района г.Ульяновска – без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска. Председательствующий Судьи |