САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. №33-9334
Судья Попова Е.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 02 июля 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Медведкиной В.А.
судей
ФИО1 и ФИО2
при секретаре
ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2404/14 по апелляционной жалобе Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2014 года по иску ФИО4 к Отделу социальной защиты населения Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербург о возмещении материального ущерба и морального вреда в результате отказа в выдаче справки о праве на получение государственной социальной помощи.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А., объяснения представителя Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга ФИО5, поддержавшей доводы жалобы, ФИО4, полагавшего решение законным и обоснованным,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
ФИО4 обратился в суд с иском к Отделу социальной защиты населения Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, уточнив исковые требования, просил взыскать с ответчика <...> в качестве меры по восстановлению нарушенного права и в счет недополученного в
результате нарушения ответчиком законодательства дохода, составляющего размер социальной стипендии за пять месяцев, а также компенсацию морального вреда в размере <...>.
В обоснование заявленных требований ФИО4 указал, что он <дата> подавал в СПб ГУ <...> Фрунзенского района документы в целях получения государственной услуги: выдача справок для получения государственной (муниципальной) социальной стипендии На момент подачи заявления он являлся <...>, при этом он получал государственную социальную стипендию, так как <дата> был признан малоимущим одиноко проживающим гражданином Отделом социальной защиты населения Фрунзенского района, предоставив в университет справку для получения государственной социальной помощи. Для продолжения получения государственной социальной стипендии, как указал заявитель, он обязан был до <дата> предоставить новую справку. <дата> из Отдела социальной защиты населения Фрунзенского района заявителю пришел отказ в выдаче справки о праве на получение государственной социальной помощи в связи с тем, что его среднедушевой доход за последние три месяца составил <...> и превысил величину прожиточного минимума, составлявшую на момент обращения <...>. Как указал заявитель, при расчете среднедушевого дохода за последние три месяца Отдел социальной защиты населения Фрунзенского района включил в сумму расчета уже получаемую заявителем государственную социальную стипендию.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 12.03.2014 исковые требования ФИО4 удовлетворены частично. С Отдела социальной защиты населения Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга в пользу истца взыскано в счет недополученного дохода <...>, в удовлетворении остальной части исковых требования отказано.
Истец решение суда в части отказа в удовлетворении требований не обжалует.
В апелляционной жалобе Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга просит решение отменить, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора, и нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что <дата> ФИО4 было подано заявление в Отдел социальной защиты населения Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга о выдаче справки
на получение государственной социальной помощи, указав на то, что он является одиноко проживающим гражданином, имеющим ежемесячный доход менее прожиточного минимума на душу населения в Санкт-Петербурге.
Письмом №... от <дата> ФИО4 было отказано в выдаче запрашиваемой справки, в связи с превышением величины прожиточного минимума, установленного на душу населения в Санкт-Петербурге.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 15 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2012 №1221 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге за III квартал 2012 года», Федеральным законом от 24.10.2007 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме», Федеральным законом от 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», Перечнем видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 №512, Порядком предоставления в Санкт-Петербурге государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.06.2012 №595 «О реализации главы 33-2 «Государственная социальная помощь» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», пришел к выводу о том, что при решении вопроса о выдаче справки для получения социальной помощи ФИО4 Отделом социальной защиты населения Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга неверно были учтены в среднемесячный доход суммы социальной помощи, выплачиваемой ФИО4
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводом суда о наличии правовых оснований для удовлетворения требований, поскольку он основан на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, мотивирован и подробно изложен в решении суда.
Доводы жалобы о неправильном определении судом понятия социальной стипендии подлежат отклонению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона РФ от 10 июля 1992 N 3266-1 «Об образовании» в целях реализации права на образование граждан,
нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.
Федеральный закон от 7 августа 2000 "О порядке установления стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» содержит обширный перечень выплат, которые входят в класс социальных. Уже в статье 1 Закона указывается, что размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (в денежном выражении). Аналогичный оборот содержится и в статье 3 рассматриваемого Закона, что позволяет сделать вывод о том, что законодатель все-таки включает стипендии в объем понятия «социальные выплаты».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 года № 487 утверждено Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, согласно которому государственные социальные стипендии назначаются студентам, нуждающимся в социальной помощи (пункт 7)
Указанная стипендия является одним из видов государственной социальной помощи. Порядок назначения государственной социальной помощи и круг лиц, имеющих на нее право, определены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии со статьей 7 указанного Закона, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Величина прожиточного минимума определяется на основании Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.
Закон РФ от 24.10.1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в
Российской Федерации» устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.
В силу подпункта 7 пункта 1 Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2001 г. N 487, государственные социальные стипендии назначаются студентам, нуждающимся в государственной социальной помощи.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 (ред. от 01.12.2007) «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», действовавшем на момент вынесения решения, в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.
Доводы жалобы о том, что суд взыскал в пользу истца убытки, причиненные в результате незаконного отказа в выдаче справки на получение государственной социальной помощи, с отдела социальной защиты населения, являющегося структурным подразделением администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, не выступающей стороной в деле, опровергаются материалами настоящего дела, а также материалами апелляционного производства, из которых усматривается, что интересы ответчика в ходе рассмотрения дела представлял представитель администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, действующий на основании выданной ему руководителем юридического лица доверенности. Именно администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга является ответчиком по настоящему делу и будет указана в исполнительном документе в качестве должника.
Правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться в пределах действия статей 328-330 ГПК РФ основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: