ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-240/2021 от 14.10.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

УИД 24RS0028-01-2020-004205-14

Судья: Бражникова А.Е. Дело № 2-240/2021

Докладчик: Никифорова Е.А. 33-9304/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

Председательствующего Никифоровой Е.А.,

Судей Недоступ Т.В., Жегалова Е.А.,

при секретаре Митрофановой К.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске «14» октября 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе Карасиди А.О., Карасиди Е.Е. на решение Обского городского суда Новосибирской области от 28 июня 2021 года по исковому заявлению Карасиди Алены Олеговны, Карасиди Евгения Евгеньевича к АО «Авиакомпания «Сибирь» о защите прав потребителей, которым постановлено:

Исковые требования Карасиди Алены Олеговны, Карасиди Евгения Евгеньевича к АО «Авиакомпания «Сибирь» о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Никифоровой Е.А., объяснения представителя истцов Карасиди А.О., Карасиди Е.Е. – Серовой Е.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Карасиди А.О. и Карасиди Е.Е. обратились в суд с исковым заявлением к АО «Авиакомпания «Сибирь» о защите прав потребителей, в котором, ссылаясь на п. 227 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года № 82, п. 116 Приказа Минтранса России от 25 сентября 2008 года № 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации», п. 1 ст. 420, п. 1 ст. 423, ст. 309, ст. 310, п. 1 ст. 393, ст. 15, ст. 151 Гражданского кодекса РФ, п. 8.1.1 Правил перевозок пассажиров и грузов АО «Авиакомпания «Сибирь», п.п. 2, 6 ст. 13, абз. 4, 5 п. 5 ст. 28, ст. 15 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», просили взыскать с АО «Авиакомпания «Сибирь» в пользу Карасиди А.О. уплаченную стоимость авиабилетов в общей сумме 52 822 рубля, неустойку за просрочку сроков удовлетворения требований в размере 52 822 рубля, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, штраф в пользу потребителя в размере 50% от суммы удовлетворенных требований; взыскать с АО «Авиакомпания «Сибирь» в пользу Карасиди Е.Е. компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Указав в обоснование, что 23 января 2020 года Карасиди А.О. у ответчика были забронированы авиабилеты: 1) № 4212413881244 на рейс S7 2544, отправляющийся 14 марта 2020 года в 6 часов 20 минут по маршруту Красноярск - Москва, а также на рейс S7 2547, отправляющийся 20 марта 2020 года в 23 часов 45 минут по маршруту Москва - Красноярск на пассажира Карасиди Алену Олеговну; 2) № 4212413881245 на рейс S7 2544, отправляющийся 14 марта 2020 года в 6 часов 20 минут по маршруту Красноярск - Москва, а также на рейс S7 2547, отправляющийся 20 марта 2020 года в 23 часов 45 минут по маршруту Москва - Красноярск на пассажира Карасиди Евгения Евгеньевича.

В тот же день, 23 января 2020 года, вышеуказанные авиабилеты были оплачены Карасиди А.О. на сайте авиакомпании АО «Авиакомпания «Сибирь» в сети «Интернет» www.s7.ru путем перевода денежных средств с карты Сбербанка <данные изъяты> на общую сумму 23 370 рублей, в том числе: сервисный сбор в размере 400 рублей; полис страхования пассажиров в количестве 2 шт. стоимостью 678 рублей.

Оформление ответчиком указанных авиабилетов (заказ № MTRU8WT) и их оплата Карасиди А.О. была подтверждена на официальном сайте авиакомпании АО «Авиакомпания «Сибирь» в сети «Интернет» www.s7.ru.

Кроме того, 28 января 2020 года Карасиди А.О. были забронированы авиабилеты: 1) № 4212414038829 на рейс S7 3661, отправляющийся 14 марта 2020 года в 10 часов 05 минут по маршруту Москва - Барселона, а также нарейс S7 3662, отправляющийся 20 марта 2020 года в 13 часов 55 минут по маршруту Барселона - Москва на пассажира Карасиди Алену Олеговну; 2) № 4212414038830 на рейс S7 3661, отправляющийся 14 марта 2020года в 10 часов 05 минут по маршруту Москва - Барселона, и на рейсS7 3662, отправляющийся 20 марта 2020 года в 13 часов 55 минут помаршруту Барселона - Москва на пассажира Карасиди ЕвгенияЕвгеньевича.

В тот же день, 28 января 2020 года, вышеуказанные авиабилеты были оплачены Карасиди А.О. на сайте авиакомпании АО «Авиакомпания «Сибирь» в сети «Интернет» www.s7.as путем перевода денежных средств с карты Сбербанка <данные изъяты> на общую сумму 30 808 рублей, в том числе: сервисный сбор в размере 400 рублей; полис страхования пассажиров в количестве 2 шт., стоимостью 678 рублей.

Оформление ответчиком указанных авиабилетов (заказ № MHQMU3S) и их оплата Карасиди А.О. была подтверждена на официальном сайте авиакомпании АО «Авиакомпания «Сибирь» в сети «Интернет» www.s7.ru.

Таким образом, между Карасиди А.О. и ответчиком посредством офертно-акцептной формы были заключены договоры воздушной перевозки: 1) 23 января 2020 года о перевозке пассажиров 14 марта 2020 года по маршруту Красноярска - Москва и 20 марта 2020 года по маршруту Москва - Красноярск; 2) 28 января 2020 года о перевозке пассажиров 14 марта 2020 года по маршруту Москва - Барселона и 20 марта по маршруту Барселона - Москва на общую сумму 52 822 рублей, (в том числе сервисные сборы на общую сумму 800 рублей), а также Карасиди А.О. приобретены обязательные для воздушных перевозок полисы страхования пассажиров на общую сумму 1356 рублей. При этом Карасиди А.О. условия договоров об оплате выполнены в полном объеме. Ответчик (перевозчик) обязался перевезти истцов (пассажиров) в указанные пункты назначения с предоставлением им мест на воздушном судне.

В дальнейшем ответчик (перевозчик) неоднократно в одностороннем порядке изменял условия договоров. Так, 14 февраля 2020 года ответчик сообщил об отмене рейса S7 2544 по маршруту Красноярск - Москва за 14 марта 2020 года в 6 часов 20 минут и предложил новый вариант перелета по маршруту Красноярск - Москва рейсом S7 2548 14 марта 2020 года в 9 часов 20 минут. Учитывая, что предложенное ответчиком время вылета авиарейса по маршруту Красноярск - Москва, влекло опоздание истцов на стыковочный рейс по маршруту Москва - Барселона, Карасиди А.О. была вынуждена 15 февраля 2020 года обратиться в контактный центр АО «Авиакомпания «Сибирь» (ответчика) по телефону 8-800-700-07-07 и забронировать новые авиабилеты по маршруту Красноярск - Москва, № 4212414578300 и № 4212414578301 на рейс S7 2548 с датой вылета 13 марта 2020 года в 9 часов 20 минут. Затем, 21 февраля 2020 года указанное время вылета вновь было изменено ответчиком в одностороннем порядке 13 марта 2020 года с 9 часов 20 минут на 9 часов 10 минут.

В дальнейшем, 12 марта 2020 года от ответчика (перевозчика) поступило сообщение об отмене регулярных рейсов в/из Италии, Испании, Германии, Франции до 31 мая.

12 марта 2020 года Карасиди А.О. в контактном центре Перевозчика по телефону 8-800-700-07-07 были оформлены заявки № 277614 и № 277616 о возврате сумм, уплаченных за несостоявшиеся воздушные перевозки пассажиров.

По данным заявкам, в тот же день, 12 марта 2020 года на карту Карасиди А.О. Сбербанка России <данные изъяты>, с которой осуществлялась оплата авиабилетов, осуществлен возврат денежных средств на общую сумму 1 356 рублей, являющихся страховыми суммами по заключенным полисам страхования пассажиров по обоим заказам. Иных денежных средств истцам не поступало.

Учитывая, что ответчиком не были выполнены обязательства по перевозке пассажиров, 19 июня 2020 года Карасиди А.О. обратилась к ответчику с письменной претензией (почтой России) с требованием о выплате в 10-дневный срок суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки, в размере 52 822 рублей (в том числе сервисный сбор в размере 800 рублей).

Получив претензию, согласно квитанции 25 июня 2020 года, перевозчик до настоящего времени предъявленные требования добровольно не удовлетворил, на претензию не ответил, в связи с чем, истцы вынуждены обратиться в суд с настоящим исковым заявлением за защитой своего нарушенного права.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласились Карасиди А.О., Карасиди Е.Е., в апелляционной жалобе просят решение отменить и принять судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.

В обоснование доводов жалобы указывают на то, что Положение, утвержденное Постановлением Правительства № 991 06.07.2020 не может быть применено к правоотношениям, возникшим между истцами и АО Авиакомпания «Сибирь».

Договоры по международным перевозкам, заключенным с Карасиди А.О., подлежали исполнению ответчиком с 14 марта 2020 года, то есть до срока, установленного Положением (18 марта 2020 года), следовательно, применение судом к возникшим правоотношениям правил возврата провозной платы за несостоявшуюся поездку, по истечении трех лет с даты отправления рейсов, как указано в Положении, не правомерно и безосновательно.

Доводы стороны истцов о том, что они не являются субъектами правоотношений, регулируемых Положением, отражены в отзывах на возражения ответчика, имеющихся в деле, однако суд указанные доводы необоснованно счел не состоятельными.

Отмечает, что ответчик 25.06.2020 почтой России получил претензию с требованием истца о выплате в 10-дневный срок суммы, подлежащей возврату в связи с прекращением действия договора воздушной перевозки пассажира по причине вынужденного отказа пассажира от перевозки, в размере 52 822 рубля. Таким образом, у ответчика на дату вынесения постановления Правительства № 991 от 06.07.2020, уже возникла обязанность возврата провозной платы, однако ответчик предъявленные требования добровольно не удовлетворил, претензию проигнорировал, в связи с чем, истцы были вынуждены обратиться в суд за защитой нарушенного права и взыскания уплаченной стоимости авиабилетов и других, предусмотренных законодательством РФ при таких обстоятельствах, выплат.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представить АО «Авиакомпания «Сибирь» Долженко Л.И. указывает на то, что агентом произведен возврат на банковскую карту истца денежных средств за авиабилеты в полном объеме. Просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

В соответствии со ст. 786 ГК РФ и ст. 103 и ст. 105 Воздушного кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. При этом, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Карасиди А.О. и АО «Авиакомпания «Сибирь» были заключены договоры воздушных перевозок по безвозвратному тарифу «Эконом Базовый»:

23 января 2020 года: 1) № 4212413881244 на рейс S7 2544, отправляющийся 14 марта 2020 года в 06 часов 20 минут по маршруту Красноярск - Москва, а также на рейс S7 2547, отправляющийся 20 марта 2020 года в 23 часов 45 минут по маршруту Москва - Красноярск на пассажира Карасиди Алену Олеговну, что подтверждено маршрутной квитанцией (документ № 762047307); 2) № 4212413881245 на рейс S7 2544, отправляющийся 14 марта 2020 года в 06 часов 20 минут по маршруту Красноярск - Москва, а также на рейс S7 2547, отправляющийся 20 марта 2020 года в 23 часов 45 минут по маршруту Москва - Красноярск на пассажира Карасиди Евгения Евгеньевича, что подтверждено маршрутной квитанцией (документ № 723290575).

23 января 2020 года вышеуказанные авиабилеты были оплачены Карасиди А.О. на сайте авиакомпании АО «Авиакомпания «Сибирь» в сети «Интернет» www.s7.ru путем перевода денежных средств с карты Сбербанка <данные изъяты> на общую сумму 23 370 рублей, в том числе: сервисный сбор в размере 400 рублей; полис страхования пассажиров в количестве 2 шт. стоимостью 678 рублей. Оформление ответчиком указанных авиабилетов (заказ № MTRU8WT) и их оплата Карасиди А.О. была подтверждена на официальном сайте авиакомпании АО «Авиакомпания «Сибирь» в сети «Интернет» www.s7.ru.

Кроме того, 28 января 2020 года Карасиди А.О. были забронированы авиабилеты: 1) № 4212414038829 на рейс S7 3661, отправляющийся 14 марта 2020 года в 10 часов 05 минут по маршруту Москва - Барселона, а также нарейс S7 3662, отправляющийся 20 марта 2020 года в 13 часов 55 минут по маршруту Барселона - Москва на пассажира Карасиди Алену Олеговну, что подтверждено маршрутной квитанцией (документ № 762047307); 2) № 4212414038830 на рейс S7 3661, отправляющийся 14 марта 2020года в 10 часов 05 минут по маршруту Москва - Барселона, и на рейсS7 3662, отправляющийся 20 марта 2020 года в 13 часов 55 минут помаршруту Барселона - Москва на пассажира Карасиди ЕвгенияЕвгеньевича, что подтверждено маршрутной квитанцией(документ № 723290575).

28 января 2020 года, вышеуказанные авиабилеты были оплачены Карасиди А.О. на сайте авиакомпании АО «Авиакомпания «Сибирь» в сети «Интернет» ru путем перевода денежных средств с карты Сбербанка <данные изъяты> на общую сумму 30 808 рублей, в том числе: сервисный сбор в размере 400 рублей; полис страхования пассажиров в количестве 2 шт., стоимостью 678 рублей. Оформление ответчиком указанных авиабилетов (заказ № MHQMU3S) и их оплата Карасиди А.О. была подтверждена на официальном сайте авиакомпании АО «Авиакомпания «Сибирь» в сети «Интернет» www.s7.ru.

12 марта 2020 года от ответчика (перевозчика) поступило сообщение об отмене регулярных рейсов в/из Италии, Испании, Германии, Франции до 31 мая.

12 марта 2020 года Карасиди А.О. в контактном центре Перевозчика по телефону 8-800-700-07-07 были оформлены заявки № 277614 и № 277616 о возврате сумм, уплаченных за несостоявшиеся воздушные перевозки пассажиров.

По данным заявкам, в тот же день, 12 марта 2020 года на карту Карасиди А.О. Сбербанка России <данные изъяты>, с которой осуществлялась оплата авиабилетов, осуществлен возврат денежных средств на общую сумму 1 356 рублей, являющихся страховыми суммами по заключенным полисам страхования пассажиров по обоим заказам.

Сведений об удовлетворении претензии Карасиди А.О. от ответчика в суд не поступило.

Разрешая спор, суд, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, руководствуясь положениями ст. 107.2 Воздушного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 N 991 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части", оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, установив, что ответчиком права истцов не были нарушены, срок возврата денежных средств не наступил, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в части взыскания стоимости авиабилетов.

Поскольку в удовлетворении основных исковых требований было отказано, суд счел не подлежащими удовлетворению и производные требования о компенсации морального вреда и штрафных санкций, поскольку судом установлено правомерное поведение ответчика.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, находя заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы, исходя из следующего.

Так, отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что аннулирование авиабилетов произошло по инициативе Карасиди А.О. после получения информации об отмене рейсов в Испанию, а договоры воздушных перевозок подлежали исполнению не только 14 марта 2020 года, но и 20 марта 2020 года, а потому подлежат применению положения Постановления № 991 от 06.07.2020.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда не соответствующими обстоятельствам дела,

Так, в соответствии с п. 1 ст. 107.2 Воздушного кодекса РФ, введенной в действие 08.06.2020, Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (п.2).

В соответствии с п. 3 ст. 24 ФЗ от 08.06.2020 № 166 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции», особенности исполнения и расторжения договоров перевозки пассажиров, предусмотренные статьей 107.2 Воздушного кодекса РФ, применяются к договорам перевозки пассажиров, подлежащим исполнению с 01 февраля 2020 года.

В целях исполнения ст. 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановило утвердить Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.

Пунктом 1 Положения установлено, что оно применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г.

Таким образом, Постановлением конкретизировано применение с 01 февраля 2020 года только к перевозкам с Китайской Народной Республикой.

Постановление № 991 не разграничивает пассажиров, приобретших билеты только туда или только обратно или туда-обратно. Применение данных правил по возврату провозной платы законодатель связывает с диапазоном дат, когда должны были состояться рейсы, иные дополнительные требования отсутствуют.

Согласно ответу АО «Авиакомпания «Сибирь» на запрос судебной коллегии истцами не оформлялись отдельные билеты на перевозку 14.03.2020 по маршруту Красноярск – Москва – Барселона и на 20.03.2020 по маршруту Барселона – Москва – Красноярск, истцами были приобретены авиабилеты на внутреннюю перевозку 14/20.03.2020 и международную перевозку 14/20.03.2020, т.е. заключены четыре договора воздушной перевозки.

Сведений о стоимости воздушной перевозки раздельно по датам 14.03.2020 и 20.03.2020 ответчик не предоставил.

Таким образом, исходя из того, что в соответствии с ст.ст. 103, 105 Воздушного кодекса РФ каждый авиабилет является подтверждением заключения договора единой воздушной перевозки, начало исполнения которого приходилось на 14 марта 2020 г., положения Постановления № 991 применению не подлежат, и действуют общие нормы Воздушного кодекса РФ о возврата средств в соответствии с условиями применения тарифа, указанного в билете.

В соответствии с п. 227 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N82, вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае отмены или задержки рейса, указанного в билете.

В соответствии с п. 116 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации», утвержденных Приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155, в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

В соответствии с п. указанных Правил, в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от всей перевозки сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа, сборы иностранных государств, топливный сбор, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности и аэропортовый сбор за предоставление аэровокзального комплекса подлежат возврату пассажиру.

Как видно из материалов дела, в состав стоимости авиабилетов входит сервисный сбор за оформление билета в сумме 400 рублей на каждого пассажира, а поскольку отказ от воздушной перевозки является вынужденным, сервисный сбор подлежит возврату в полном объеме, в размере 800 рублей.

При таких обстоятельствах, требования истцов о возврате стоимости авиабилетов в размере 52 822 рублей являются законными и обоснованными, а решение суда подлежит отмене с принятием нового решения о взыскании стоимости авиабилетов.

Судебной коллегией установлено, что после принятия решения судом первой инстанции ответчиком произведен возврат денежных средств по указанным авиабилетам в размере 52 022 рублей, в связи с чем, в данной части исполнению не подлежит.

Согласно ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В соответствии с п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки.

Частью 2 ст. 151 ГК РФ предусмотрено, что при определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Учитывая, что ответчиком допущено нарушение прав Карасиди А.О., как потребителя, в установленный срок уплаченная сумма возвращена не была, в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда, размер которой судебная коллегия определяет с учетом характера допущенного нарушения, его продолжительности, характера и степени страданий истца, в сумме 1 000 рублей.

Принимая во внимание, что ответчик в добровольном порядке не удовлетворил требования потребителя в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" с ответчика в пользу истца надлежит взыскать штраф в размере: (52822+1000) : 2 = 26 911 рублей. Оснований для снижения суммы штрафа судебная коллегия не усматривает, учитывая, что ответчиком не предоставлено доказательств его несоразмерности последствиям нарушения прав истца.

Истцом Карасиди А.О. заявлено также требование о взыскании неустойки за просрочку удовлетворения требований потребителя на основании п. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей».

В соответствии с требованиями ст. 31 Закона о защите прав потребителей, требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

В соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона о защите прав потребителей в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа.

Указанные нормы предусматривают начисление неустойки в связи с отказом от исполнения договора по причине наличия недостатков оказанной услуги.

В данном случае требования потребителя о возврате стоимости авиабилетов не были связаны с какими-либо недостатками ее оказания, а вызваны отменой международного рейса, что явилось следствием распространения новой коронавирусной инфекции и введенных в связи с этим ограничений авиасообщения.

Таким образом, оснований для взыскания неустойки по правилам пункта 5 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, не имеется, в данной части истцу следует отказать в иске.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Обского городского суда Новосибирской области от 28 июня 2021 года отменить, принять новое решение.

Исковые требования Карасиди Алены Олеговны, Карасиди Евгения Евгеньевича к АО «Авиакомпания «Сибирь» о защите прав потребителей удовлетворить частично.

Взыскать с АО «Авиакомпания «Сибирь» в пользу Карасиди Алены Олеговны стоимость авиабилетов в размере 52 822 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, штраф в сумме 26 911 рублей.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение суда о взыскании стоимости авиабилетов не приводить в исполнение в части суммы 52 022 рублей.

Апелляционную жалобу Карасиди А.О., Карасиди Е.Е. удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи