ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2414/2021 от 07.07.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Батальщиков О.В. дело № 33-9351/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 июля 2021 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Филиппова А.Е.

судей Мельник Н.И., Перфиловой А.В.

при секретаре Черникове С.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2414/2021 по исковому заявлению Ростовского транспортного прокурора к ООО "Комбинат строительных материалов-14 Плюс", Федеральной службе по надзору в сфере транспорта Южное Управление государственного железнодорожного надзора об обязании произвести ремонт тепловоза и привести в соответствие с требованиями закона железнодорожный переезд на путях промышленного транспорта по апелляционной жалобе ООО "Комбинат строительных материалов-14 " на решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 декабря 2020 года.

Заслушав доклад судьи Мельник Н.И., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Южная транспортная прокуратура, действующая в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском к ООО «Комбинат строительных материалов-14», третьи лица ООО «Комбинат строительных материалов-14 Плюс», Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Южное Управление государственного железнодорожного надзора, и просила запретить ответчику ООО «КСМ-14» эксплуатацию тепловоза серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН 1980 года выпуска в нарушение требований Федерального закона от 10.01.2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» и Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 21.12.2010г. № 286; обязать по истечении 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести тепловозу серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН 1980 года выпуска текущий ремонт в объеме ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, а также оборудовать локомотив устройствами, обеспечивающими автоматическую остановку в случае внезапной потери машинистом способности к ведению локомотива (электропневматическим клапаном автостопа НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и рукояткой бдительности НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), а также зеркалами заднего вида или аналогичным устройством (видеокамерой); обязать по истечении 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести железнодорожные переезды на путях промышленного транспорта, расположенные на территории производственной площадки по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на железнодорожном пути НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; на железнодорожном пути НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; на железнодорожном пути НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; на железнодорожном пути НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; на железнодорожном пути НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно: разработать проекты переездов; провести комиссионные осмотры переездов на предмет их технического состояния и категорийности; оборудовать переезды техническими средствами. об обязании произвести ремонт тепловоза и привести в соответствие с требованиями закона железнодорожный переезд на путях промышленного транспорта.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что проведенной проверкой в деятельности ООО «КСМ-14» выявлены грубые нарушения федерального законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта при содержании и эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта. Кроме того, ООО «КСМ-14» в нарушение требований законодательства о железнодорожном транспорте осуществляет эксплуатацию локомотива (тепловоза серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН 1980 года выпуска) с истекшим сроком службы и достигшего предельного состояния в 2000 году.

Суд постановил решение, которым исковые требования И.о. Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Комбинат строительных материалов-14», третьи лица ООО «Комбинат строительных материалов-14 Плюс», Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Южное Управление государственного железнодорожного надзора, об обязании произвести ремонт тепловоза и привести в соответствие с требованиями закона железнодорожный переезд на путях промышленного транспорта- удовлетворил.

Запретил ООО «КСМ-14» эксплуатацию тепловоза серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН 1980 года выпуска.

Обязал ООО «КСМ-14» по истечении 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести тепловозу серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН текущий ремонт в объеме ТР-2, а также оборудовать локомотив устройствами, обеспечивающими автоматическую остановку в случае внезапной потери машинистом способности к ведению локомотива (электропневматическим клапаном автостопа НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и рукояткой бдительности НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), а также зеркалами заднего вида или аналогичным устройством (видеокамерой).

Обязать ООО «КСМ-14» по истечении 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести железнодорожные переезды на путях промышленного транспорта, расположенные на территории производственной площадки по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на железнодорожном пути НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; на железнодорожном пути НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; на железнодорожном пути НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; на железнодорожном пути НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; на железнодорожном пути НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно: разработать проекты переездов; провести комиссионные осмотры переездов на предмет их технического состояния и категорийности; оборудовать переезды техническими средствами.

В апелляционной жалобе представитель ООО «КСМ-14» просит изменить решение суда в части обязания ООО «КСМ-14» по истечении 2 месяцев оборудовать локомотив устройствами, обеспечивающими автоматическую остановку в случае внезапной потери машинистом способности к ведению локомотива (электропневматическим клапаном автостопа НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и рукояткой бдительности НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), указав на обязанность «КСМ-14» эксплуатировать тепловоз в составе машиниста и помощника машиниста. Полагает, что решение суда в этой части будет неисполнимо, так как для выполнения этих работ необходимо получить согласие завода-изготовителя, что невозможно по причине того, что срок эксплуатации тепловоза составляет более 40 лет. Просит учесть то обстоятельство, что спорный локомотив осуществляет перемещение только на путях необщего пользования.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ООО «Комбинат строительных материалов 14» - ФИО1, представителя Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры – Свинарева В.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Поскольку решение суда обжалуется ООО «Комбинат строительных материалов 14 » только в части, то судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части.

Удовлетворяя требования прокурора в обжалуемой части, суд руководствовался положениями Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Правилами технической эксплуатации железных дорог, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 21.12.2010 № 286, требованиями ГОСТ 18322-78 (СТ СЭВ 5151-85) и учитывал тот факт, что в ходе рассмотрения спора по существу, ответчиком был представлен договор от 23.11.2020г. о проведении работ по текущему ремонту тепловоза серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и Акт выполненных работ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 30.11.2020г. Из указанных документов усматривается, что был проведен ремонт маневрового локомотива в соответствии с ранее выданным заключением исх. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 11.11.2020г., а именно: текущий ремонт локомотива в объеме ТР-1 в соответствии с правилами эксплуатации и ремонта завода-изготовителя, ремонт автосцепных устройств, ремонт воздушных резервуаров, проверка контрольно-измерительных приборов.

Вместе с тем, согласно Справке Южное УГЖДН Ространснадзора о проведении проверочных мероприятий, проводимых Ростовской транспортной прокуратурой от 17.12.2020г., тепловоз НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН не оборудован зеркалами заднего вида или аналогичными устройствами (видеокамерой), не оборудован устройствами, обеспечивающими автоматическую остановку в случае внезапной потери машинистом способности к ведению локомотива (электропневматическим клапаном автостопа НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и рукояткой бдительности НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН).

Доказательств устранения указанных нарушений ответчиком не представлено.

С выводами суда в части обязания ответчика оборудовать тепловоз НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН устройствами, обеспечивающими автоматическую остановку в случае внезапной потери машинистом способности к ведению локомотива (электропневматическим клапаном автостопа ЭПК150 и рукояткой бдительности РБ-80), судебная коллегия согласиться и считает доводы жалобы в этой части заслуживающими внимания.

Как установлено судом, Ростовской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в деятельности ООО «Комбинат строительных материалов-14», расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, литер «А». Железнодорожный путь необщего пользования, эксплуатируемый ООО «КСМ-14», примыкает стрелочным переводом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к железнодорожному пути необщего пользования АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Границей железнодорожного пути необщего пользования является стык рамного рельса стрелочного перевода НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Полная (развернутая) длина железнодорожного пути составляет 1423 м.

Путь необщего пользования предприятия обслуживается локомотивами серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, локомотивными и составительскими бригадами железной дороги. Маневровая работа по расстановке вагонов на грузовых фронтах пути необщего пользования ООО «КСМ-14» производится собственным локомотивом и маневровыми бригадами ветвевладельца. Для производства маневровой работы используется маневровый локомотив серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН без права выезда на железнодорожные пути общего пользования.

Проведенной проверкой в деятельности ООО «КСМ-14» выявлены грубые нарушения федерального законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта при содержании и эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что локомотив (тепловоз серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) 1980 года выпуска.

Из имеющегося в материалах дела паспорта на тепловоз НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН следует, что он не был оборудован устройствами, обеспечивающими автоматическую остановку в случае внезапной потери машинистом способности к ведению локомотива (электропневматическим клапаном автостопа НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и рукояткой бдительности НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН)

В соответствии с приложением N 5 к Приказу Минтранса России от 21.12.2010 г. N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" (далее - Правила) железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.

В соответствии с п.10 Правил поездные локомотивы при обслуживании одним машинистом, а также допускаемые к обслуживанию одним машинистом моторвагонные поезда и специальный самоходный подвижной состав, должны быть дополнительно оборудованы следующими средствами и устройствами безопасности:

системой автоматического управления торможением поезда или комплексным локомотивным устройством безопасности, а также системой контроля бодрствования машиниста;

зеркалами и (или) видеокамерами заднего вида;

В соответствии с п. 2 приказа Минтранса РФ от 21.12.2010 Приказ вступает в силу с 1 сентября 2012 года, то есть после выпуска локомотива заводом изготовителем.

С целью установления возможности обустроить тепловоз НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН устройствами, обеспечивающими автоматическую остановку в случае внезапной потери машинистом способности к ведению локомотива (электропневматическим клапаном автостопа ЭПК150 и рукояткой бдительности РБ-80), судом к участи в деле был привлечен специалист – из Южного управления государственного железнодорожного надзора ФИО6, который в суде апелляционной инстанции пояснил, что для выполнения этих работ необходимо обратиться к заводу изготовителю, которые дадут заключение о наличии или отсутствии технической возможности установки «ЭПК». Если завод изготовитель укажет на отсутствие технической возможности, то альтернативное решение – это установка дополнительного пульта для помощника машиниста.

Кроме того, судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что в технической документации «Описание и руководство по обслуживанию тепловоза «ТГК2» завода изготовителя установка Блока контроля Бдительности (БКБ) и электропневматического клапана («НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) не предусмотрена. При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения иска в этой части.

В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы этих требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В абзаце втором п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" установлено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Процессуальный закон не предоставляет суду полномочий по изменению по своему усмотрению основания и предмета иска с целью использования более эффективного способа защиты, а также выбора иного способа защиты. В связи с чем судебная коллегия не может выйти за пределы заявленных требований и отказывает прокурору в этой части иска.

Руководствуясь требованиями ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 декабря 2020 года в части обязания ООО "Комбинат строительных материалов-14 Плюс", по истечении 2х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать тепловоз (локомотив) серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН устройствами обеспечивающими автоматическую остановку в случае внезапной потери машинистом способности к ведению локомотива (электропневматическим клапаном автостопа ЭПК150 и рукояткой бдительности РБ-80) отменить и принять новое решение об отказе в иске в этой части требований. В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Комбинат строительных материалов-14 Плюс" - без удовлетворения.

Мотивированный текст определения составлен 15 июля 2021года.

Председательствующий

Судьи