ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2414/2021 от 13.01.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Никулин М.О. Дело № 33а-63/2022

(номер дела в суде первой инстанции № 2-2414/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего судьи Соболева В.М.,

судей Колесниковой Д.А., Щенниковой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Калинкович И.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 13 января 2022 года в городе Сыктывкаре административное дело по апелляционной жалобе представителя административных ответчиков ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 15 сентября 2021 года по административному делу по административному иску Готыжев М. Г. к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании бездействия незаконными и взыскании денежной компенсации за незаконные действия (бездействия).

Заслушав доклад материалов административного дела судьи Щенниковой Е.В., объяснения административного истца Готыжева М.Г. путем использования систем видео-конференц-связи, представителя УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России Алябушевой Е.В., судебная коллегия по административным делам

установила:

Готыжев М.Г. обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми о признании действий (бездействия) незаконными, с учетом уточнений, данных в судебном заседании 15 сентября 2021 года, выразившимися в непредоставлении возможности самостоятельно приобрести продукты питания через магазин исправительного учреждения при наличии денежных средств на его лицевом счете 19 января 2021 года и взыскании денежной компенсации в размере 10 000 рублей.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России.

По итогам рассмотрения дела решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 15 сентября 2021 года исковые требования Готыжева М.Г. удовлетворены частично, признаны незаконными действия (бездействий) администрации ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, отказавшей 19 января 2021 года в реализации осужденным Готыжевым М.Г. права на приобретение продуктов питания при наличии на его лицевом счете денежных средств; требование Готыжева М.Г. о взыскании денежной компенсации за незаконные действия (бездействия) в размере 10 000 рублей оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представителем ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России ставится вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения требований о признании действий (бездействия) ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми незаконными, поскольку отказ 19 января 2021 года в реализации осужденным Готыжевым М.Г. права на приобретение продуктов питания был обусловлен поздним (после закрытия магазина) поступлением денежных средств на счет истца.

Возражений доводам апелляционной жалобы материалы дела не содержат.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 06 декабря 2021 года дело по апелляционной жалобе ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 15 сентября 2021 года передано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России Алябушева Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Административный истец Готыжев М.Г., принимавший участие в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи, с доводами жалобы административных ответчиков не согласился, полагая верными выводы суда первой инстанции о незаконности действий (бездействия) ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, выразившихся в нарушении его права на приобретение продуктов в магазине при наличии на его счете денежных средств.

Иные лица, участвующие в административном деле, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, извещены о месте, дате и времени слушания дела в суде апелляционной инстанции надлежащим образом.

Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения административного истца, представителя административных ответчиков, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

В соответствии со статьей 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.

В соответствии с частью 1 статьи 88 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных.

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В пункте 59 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции России от 16 декабря 2016 года № 295 (далее – ПВР), указано, что денежные переводы, поступившие осужденным, зачисляются на их лицевые счета. О поступлении денежных средств осужденный уведомляется не позднее 3 дней с момента их поступления.

Для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в ИУ организуются магазины (интернет-магазины), работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету. Осужденным, содержащимся в колониях-поселениях, разрешается приобретать продукты питания, вещи и предметы первой необходимости за наличный расчет (пункт 106 ПВР).

Для осужденных, содержащихся в ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, безопасном месте и запираемых помещениях, освобожденных из-под стражи под надзор администрации ИУ, а также осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя и проживающих за пределами ИУ, по их заявлениям продукты питания и предметы первой необходимости приобретаются администрацией ИУ. С этой целью каждому осужденному, имеющему право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, выдаются бланки заявлений (приложение № 12), которые после заполнения сдаются администрации ИУ. Администрация ИУ перед закупкой предварительно проверяет в финансовой части либо бухгалтерии наличие денег на лицевом счету осужденного. Купленный товар вручается осужденному под роспись на заявлении (пункт 107 ПВР)

Приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости для лиц, содержащихся в ПКТ, ЕПКТ и одиночных камерах, производится два раза в месяц (пункт 108 ПВР).

В соответствии с соглашением о взаимодействии от 24 июня 2019 года, заключенном между ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми и ФГУП «Архангельское» ФСИН России, предприятие осуществляет продажу продуктов питания и предметов первой необходимости, безалкогольных напитков и табачных изделий на территории исправительного учреждения в целях реализации прав осужденных на их приобретение.

Приказом начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми № 243 от 28 июля 2020 года утвержден распорядок дня осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми.

На территории ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми организована работа магазина, осуществляющего свою деятельность в соответствии правилами, установленными Приказом начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми <Номер обезличен> от 28 июля 2020 года.

Приложением № 6 приведенного выше приказа начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми № 243 от 28 июня 2020 года утвержден график приобретения осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости в магазине.

Согласно данному графику осужденные, отбывающие наказание в СУОН, приобретают продукты питания и предметы первой необходимости во вторник с 09 часов 00 минут до 12 часов 00 минут.

В тоже время согласно приложению № 3 к приказу начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми № 243 от 28 июня 2020 года остановлено, что осужденным, содержащимся в отряде № 5 (СУОН), каждый вторник месяца в установленное распорядком время (с 08.00 мин до 09.00) начальник отряда или сотрудник ОБ, отвечающий за обеспечение режимных требований, выдает и принимает от них бланки заявлений на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Готыжев М.Г. отбывал наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми с 12 мая 2014 года, с 19 июля 2019 года отбывал наказание в строгих условиях отбывания наказания (СУОН).

Из материалов дела также следует, что 18 января 2021 года на счет осужденного Готыжева М.Г. поступили денежные средства в размере 2 000 руб., общая сумма денежных средств на лицевом счете составила 2 002,51 руб. (обратная сторона л.д. 57).

19 января 2021 года Готыжев М.Г. устно обратился к начальнику отряда, выразив намерение приобрести продукты и товары через магазин на территории исправительного учреждения.

Со ссылкой на отсутствие на лицевом счете Готыжева М.Г. денежных средств последнему было отказано в реализации данного права.

Не согласившись с данными действиями администрации исправительного учреждения, Готыжев М.Г. обратился с жалобой к депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Выборному А.Б., которая в порядке подчиненности была направлена для проведения проверки в Прокуратуру Республики Коми.

Как следует из ответа Прокуратуры Республики Коми от 25 мая 2021 года <Номер обезличен>, в ходе проверки установлено, что 19 января 2021 года Готыжев М.Г. устно обратился к начальнику отряда с заявлением об указании суммы денежных средств на лицевом счету с целью приобретения товаров в магазине. Начальником отряда осужденному недостоверно указано об отсутствии денежных средств, что повлекло нарушение прав на приобретение продуктов питания, предусмотренных статьей 88 УИК РФ. В связи с выявлением данных нарушений Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов исправительных учреждениях в адрес начальника исправительного учреждения 10 мая 2021 года вынесено представление об устранении нарушений прав Готыжева М.Г. на приобретение продуктов питания (л.д. 6).

Кроме того, вышеизложенные обстоятельства о поступлении 18 января 2021 года денежных средств в размере 2 000 рублей на счет Готыжева М.Г. и об отказе в реализации права Готыжева М.Г. на приобретение продуктов питания 19 января 2021 года в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не оспаривались стороной административных ответчиков.

Установив вышеприведенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности действий (бездействия) администрации ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, отказавшей 19 января 2021 года в реализации осужденным Готыжевым М.Г. права на приобретение продуктов питания, удовлетворив заявленные требования в указанной части.

Судебная коллегия находит выводы Ухтинского городского суда Республики Коми верными и соглашается с позицией суда первой инстанции о незаконности действий администрации исправительного учреждения, ограничившей права осужденного Готыжева М.Г. на приобретение продуктов питания и товаров первой необходимости в магазине, расположенном на территории колонии, поскольку правовых оснований для отказа в реализации Готыжевым М.Г. данного права, с учетом установленного обстоятельства наличия на его лицевом счете денежных средств, не имелось.

Доводы апелляционной жалобы административных ответчиков о том, что перечисленная 18 января 2021 года на личный счет осужденного Готыжева М.Г. денежная сумма в размере 2 000 рублей зачислена на его счет 19 января 2021 года после обращения Готыжева М.Г. о намерении реализовать свое право на приобретение продуктов питания и после закрытия магазина, в связи с чем отказ администрации исправительного учреждения был законным, не могут быть признаны обоснованными, поскольку надлежащих доказательств данных обстоятельств стороной административных ответчиков не представлено ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции.

Представленная с апелляционной жалобой справка бухгалтера о том, что при переводе денежных средств осужденным выписки из лицевых счетов поступают через Управление Казначейства по Республике Коми в течение дня, датированные предыдущим числом, также не опровергает указанных выводов, поскольку, как указано выше, доказательств, подтверждающих позднее поступление сведений о зачислении денежных средств материалы дела не содержат.

При этом администрацией исправительного учреждения не учтены положения пункта 107 ПВР о том, что каждому осужденному, имеющему право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, подлежат выдаче бланки заявлений о приобретении необходимых продуктов, которые после заполнения сдаются администрации исправительного учреждения, которая в свою очередь перед закупкой предварительно проверяет в финансовой части либо бухгалтерии наличие денег на лицевом счету осужденного, чего в данной ситуации сделано не было, что свидетельствует о нарушении прав административного истца.

В тоже время, судебная коллегия также находит верными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания в пользу административного истца Готыжева М.Г. компенсации за допущенное 19 января 2021 года нарушение его права на приобретение продуктов и товаров в магазине, расположенном на территории исправительного учреждения.

Пребывание осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы, в пенитенциарном учреждении неизбежно сопряжено с различными лишениями и ограничениями, при этом единичное лишение административного истца Готыжева М.Г. права на приобретение продуктов питания, при этом обеспеченного государством нормой пищевого довольствия, не является существенным нарушением, свидетельствующим о бесчеловечном или унижающем достоинство обращение со стороны государства.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения (часть 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таких нарушений судом апелляционной инстанции не установлено.

На момент рассмотрения настоящего дела действует статья 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающая особенности рассмотрения требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительных учреждениях введенная в действие с 27 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в главу 22 названного Кодекса, регламентирующую производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

По общему правилу процессуального законодательства судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения дела, совершения отдельных процессуальных действий (часть 3 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 5 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность и охрану здоровья.

В силу статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно статье 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Вместе с тем, судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определены верно, не допущено нарушения норм процессуального права при распределении бремени доказывания. Таким образом, рассмотрение дела по правилам гражданского судопроизводства не привело к принятию неправосудного судебного решения.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 ноября 2014 года № 28-П, о том, что институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения, оснований для отмены правильного по существу судебного акта по формальным основаниям не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 15 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административных ответчиков ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось.

Мотивированное апелляционное определение составлено 25 января 2022 года.

Председательствующий

Судьи