ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2415/2021 от 20.10.2021 Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Черкесск 20 октября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе

председательствующего – Матакаевой С.К.,

судей Сыч О.А., Лайпанова А.И.,

при секретаре судебного заседания Аппоевой Р.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2415/2021 по апелляционной жалобе ответчика на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 15 июля 2021 года по иску Хубиева Ш.Ш. и Азаматовой Л.А., действующих в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей <ФИО>3 и <ФИО>4, к Министерству туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики о взыскании неполученной социальной выплаты.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А., объяснения представителя истцов – Джанибекова А.Х., действующего на основании доверенности №... от 19 апреля 2021 года, представителя ответчика Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики – Токбаевой А.Р., действующей на основании доверенности № 1 от 01 января 2021 года, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора КЧРКП «Дирекция капитального строительства» - Ахметовой А.З., действующей на основании доверенности № 2 от 11 января 2021 года, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Хубиев Ш.Ш. и Азаматова Л.А., действующие в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей <ФИО>3 и <ФИО>3, обратились в суд с иском Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР о взыскании неполученной социальной выплаты. В обоснование доводов указали, что в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и достижения стратегической цели обеспечения доступности жилья для всех категорий граждан в Российской Федерации была принята федеральная целевая программа «Жилище», реализация которой осуществлялась в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». В целях реализации данной программы Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Согласно п.3 Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года № 34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики» с 01 апреля 2019 года были утверждены основные показатели подпрограммы 4 «Обеспечение жильём молодых семей». Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 4 (соисполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма, курортов и молодёжной политики КЧР. До 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года № 364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016-2020 годы». В порядке, установленном вышеназванными нормативными правовыми актами, их семья в составе Хубиева Ш.Ш., Азаматовой Л.А., а также несовершеннолетних детей <ФИО>3 и <ФИО>3, стала участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», и им было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты от 17 декабря 2018 года № 596. Указанное свидетельство было предъявлено в банк для открытия специального счёта, на который подлежала зачислению социальная выплата в размере 926265 рублей 60 копеек. Однако до настоящего времени эта социальная выплата их семье не предоставлена. В целях внесудебного урегулирования данного вопроса в Министерство туризма, курортов и молодёжной политики КЧР было направлено заявление, на которое ответчик ответил отказом. Позиция Министерства туризма, курортов и молодёжной политики КЧР, считающего невозможным включение их семьи в список претендентов на получение социальной выплаты и предоставление социальной выплаты для приобретения жилого помещения, является незаконной и нарушает их права. На момент выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты их семья полностью соответствовала всем критериям, которые были установлены для молодых семей, имеющих право на социальную выплату на приобретение жилья. Все документы, которые требовались в соответствии с вышеназванными нормативными актами, были предоставлены. Выдачей свидетельства о праве на получение социальной выплаты государство в лице уполномоченного на то органа признало за их семьёй право на получение социальной выплаты в размере, указанном в этом свидетельстве. Данное право никем не оспорено. Этому праву на получение социальной выплаты корреспондирует обязанность государства произвести выплату путём перечисления денежных средств на специальный счёт в банке. Данная обязанность обязанным в правоотношении лицом (ответчиком) не исполнена, и их право на получение социальной выплаты, удостоверенное свидетельством, осталось нереализованным. В обоснование своей позиции ответчик сослался на истечение срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Между тем, данный срок не является пресекательным и правопрекращающим. Само по себе истечение этого срока не прекращает их право на получение социальной выплаты, равно как не прекращает и соответствующую обязанность государства в лице ответчика произвести выплату денежных средств. В течение срока, на который им выдано свидетельство, жилищные условия их семьи никак улучшены не были. Кроме того, их право на получение социальной выплаты в течение срока, указанного в свидетельстве, осталось нереализованным не по их вине, а по причине неисполнения ответчиком обязанности произвести выплату. При таких обстоятельствах отказ в предоставлении им социальной выплаты только лишь на том основании, что истёк срок действия выданного свидетельства, является неправомерным и нарушает жилищные права их семьи. Просят суд: обязать Министерство туризма, курортов и молодёжной политики КЧР включить Хубиева Ш.Ш., Азаматову Л.А. и детей <ФИО>3, <ФИО>3 как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2021 год; обязать Министерство туризма, курортов и молодёжной КЧР в срок до 31 декабря 2021 года предоставить (выплатить) им Хубиеву Ш.Ш., Азаматовой Л.А. и детям <ФИО>3, <ФИО>3, социальную выплату предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 17 декабря 2018 года № 596 на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.

В судебное заседание истцы, уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания, не явились об отложении судебного разбирательства не просили, со слов их представителя Джанибекова А.Х., о времени и месте рассмотрения дела им известно, непосредственно принимать участие в судебном заседании истцы не желают, просят рассмотреть дело в их отсутствие. С учетом мнения сторон, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истцов.

В судебном заседании представитель истцов Джанибеков А.Х. поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР, представитель третьего лица Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» возражали против удовлетворения иска. При этом пояснили, что право на предоставление социальной выплаты не оспаривается.

Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 15 июля 2021 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенного решения, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Жалоба мотивирована тем, что судом неправильно истолкованы нормы постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 и постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года № 34, с учетом которых обстоятельствами, имеющими значение для дела, являются, объемы субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики, размер бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Карачаево-Черкесской Республики и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы. Данные обстоятельства судом при рассмотрении дела не выяснялись. В резолютивной части решения судом не указано за счет, каких средств Министерство должно его исполнить. В соответствии с пунктом 5 Правил срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве. Продление указанного срока Правилами не предусмотрено. Суд не отразил в решении – представила ли семья Хубиевых на банковский счет, открытый в ПАО АКБ «Связь-Банк» для обслуживания подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» до истечения срока действия свидетельства, все перечисленные в пункте 39 Правил документы, а также предъявила ли семья истцов документы, предусмотренные подпунктом «а» пункта 49 Правил в установленный срок, для продления договора банковского счета. Кроме того обстоятельствами, имеющими значение для дела, является, что договор банковского счета вступает в силу с момента его подписания и действует до окончания действия Свидетельства. Таким образом, судом при вынесении обжалуемого решения были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, а само решение является не исполнимым, что в соответствии со статьей 330 ГПК РФ является основанием для его отмены в апелляционном порядке.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Представитель истцов Джанибеков А.Х. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель ответчика Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики – Токбаева А.Р., в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала требования апелляционной жалобы и просила их удовлетворить.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора КЧРКП «Дирекция капитального строительства» - Ахметова А.З., в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагала апелляционную жалобу ответчика подлежащей удовлетворению.

Истцы Хубиев Ш.Ш. и Азаматова Л.А., действующие в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей <ФИО>3 и <ФИО>3, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Судебная коллегия, учитывая, что все участвующие в деле лица были извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц на основании норм ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось сторонами, семья истцов, состоящая из четырех человек (Хубиев Ш.Ш., Азаматова Л.А., <ФИО>3, <ФИО>3) являлась участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, подпрограммы Карачаево-Черкесской Республики «Обеспечение жильем молодых семей».

17 декабря 2018 года им выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 926 265 рублей 60 копеек со сроком действия до 17 июля 2019 года (включительно). Свидетельство подлежало предъявлению в банк до 17 января 2019 года.

Указанное свидетельство истцом было предъявлено в банк для открытия специального счета, на который подлежала зачислению социальная выплата в размере 926 265 рублей 60 копеек, однако до настоящего времени эта социальная выплата не предоставлена.

Разрешая и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, поскольку государство, включая молодую семью истцов в качестве участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, подпрограммы Карачаево-Черкесской Республики «Обеспечение жильем молодых семей» и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 08 июля 2014 года № 21 – П указал, что одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий и мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.

Во исполнение предписания ст. 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан, Правительство Российской Федерации постановлением от 17 сентября 2001 года № 675 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2002-2010 годы, в качестве ее составной части – отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17 декабря 2010 года № 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 – 2015 годы и соответствующие Правила. Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации предусмотрело ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. В своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2020 года № 738-О-О).

Согласно указанным Правилам список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года № 371 (в редакции от 03 июня 2015 года) «Об утверждении государственной программы «Молодёжь Карачаево - Черкессии на 2014 – 2018 годы», органы местного самоуправления муниципальных образований, отобранных Карачаево-Черкесской Республикой для участия в подпрограмме, до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формируют списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам молодёжи (с 2015 года в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики).

Порядок формирования списка молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.

Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на основании списков молодых семей-участников подпрограммы 1, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из республиканского бюджета и (или) местных бюджетов на соответствующий год формирует и утверждает сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по форме, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.

Сводный список предоставляется с 2015 года Министерством туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики государственному заказчику подпрограммы, в сроки, установленные государственным заказчиком.

После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету Карачаево-Черкесской Республики на планируемый год, и доведения этих сведений до Управления Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года до Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики), на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Карачаево-Черкесской Республики и (или) местных бюджетах на соответствующий год утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году.

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Согласно внесенных изменений в пункт 27 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (ред. от 25 августа 2015 года) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы", в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1050 от 17 декабря 2010 года утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 – 2015 годы.

С 01 января 2018 года мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Программа) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года № 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации», согласно которой молодые семьи смогут улучшить жилищные условия в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно - коммунальных услуг». Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается приложением № 1 – Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Согласно пункту 3 названных Правил, право молодой семьи – участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом – свидетельством о праве на получение социальной выплаты.

Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия (п. 17).

Согласно п. 25 правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 – 2020 годы, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи – участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

Так, в период возникновения права семьи истцов в 2018 году, государственная поддержка решения жилищной проблемы молодым семьям на территории Карачаево-Черкесской Республики предоставлялась в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050.

Исходя из содержания паспорта Подпрограммы на 2015 – 2020 годы, основными источниками финансирования подпрограммы являются: средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы; средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, в том числе ипотечные; средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения или строительства жилого дома.

Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года № 34 «О государственной программе «Развитие туризма и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики» с 01 апреля 2019 года были утверждены основные показатели подпрограммы 4 «Обеспечение жильем молодых семей». Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 4 (соисполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики.

Целью подпрограммы 4 «Обеспечение жильем молодых семей» была названа Государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, а задачей – предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья эконом – класса или строительство индивидуального жилого дома эконом-класса. При этом согласно целевым показателям (индикаторам) подпрограммы 4 количество молодых семей, улучивших жилищные условия при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета и местных бюджетов, (единиц), должно было составить: в 2019 году – 145, в 2020 году – 55, в 2021 году – 58. Сроки реализации подпрограммы 4 определены с 01 января 2019 года по 30 декабря 2023 года.

До 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года № 364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016 – 2020 годы», которое содержало аналогичные положения и схожие показатели.

19 мая 2017 года между Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР и Карачаево-Черкесским Республиканским Казенным Предприятием «Дирекция капитального строительства» было заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, в соответствии с которым КЧР КП «Дирекция капитального строительства» приняло на себя обязанности, в том числе по своевременному ежегодному формированию списка молодых семей - участников Подпрограммы и предоставлению данных списков в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР для дальнейшего утверждения.

По настоящему спору, юридически значимым обстоятельством является выяснение вопроса о том, являлись ли истцы, участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Жилище» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», был ли нарушен порядок и сроки при реализации ими права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

Как установлено судом, а также следует из материалов дела и не оспаривал ответчик семья истцов из 4-х человек в составе Хубиева Ш.Ш., Азаматовой Л.А. и детей <ФИО>3, <ФИО>3, стала участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», и им было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты от 17 декабря 2018 года № 596. Указанное свидетельство было предъявлено в банк для открытия специального счёта, на который подлежала зачислению социальная выплата в размере 926265 рублей 60 копеек. Однако до настоящего времени эта социальная выплата не предоставлена.

25 декабря 2018 года между ПАО «АКБ «Связь-Банк» и Хубиевым Ш.Ш. заключен договор банковского счета для обслуживания подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы со сроком действия до окончания действия Свидетельства.

В этот же день Хубиев Ш.Ш. предъявил в ПАО «АКБ «Связь-Банк» свидетельство на получение социальной выплаты.

Таким образом, семья истца своевременно, то есть в установленный в свидетельстве срок, обратилась в ПАО «АКБ «Связь-Банк», однако ответчик денежные средства в целях реализации программы не перечислил.

В связи с возникшими обстоятельствами, 12 февраля 2021 года по договору купли-продажи Хубиев Ш.Ш., Азаматова Л.А., <ФИО>3, <ФИО>3 приобрели в общую долевую собственность по 1/4 доле каждый, 1/2 долю в общую совместную собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, за 2 347 200 рублей; сумма в размере 185 253 рубля подлежит перечислению за счет средств федерального бюджета в целях развития программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы с момента выдачи Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства № 596 от 17 декабря 2018 года после регистрации перехода права, оплата оставшейся части сделки в сумме 2 161 946 рублей 88 копеек производится за счет собственных средств, оплаченных покупателями до подписания договора.

Государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество по указанному выше адресу к истцам осуществлена 24 февраля 2021 года.

До настоящего времени, обязательства по программе ответчиком не исполнены.

В соответствии с пунктом 35 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование (далее – Правила), являющихся Приложением № 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк. Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.

Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты (пункт 36 Правил).

Согласно пункту 46 Правил банк в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами «а» и «б» пункта 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов.

Пунктом 47 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты.

Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы со дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств (пункт 50 Правил).

Подпунктом «а» пункта 49 Правил предусмотрено, что по соглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство и документы, предусмотренные пунктами 41, 42, 44, подпунктами «а» и «б» пункта 45 и пунктом 45 (1) настоящих Правил, но оплата не произведена.

Пунктом 52 Правил установлено, что если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.

Как следует из материалов дела, 01 мая 2020 года ПАО АКБ «Связь-Банк» прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к ПАО «Промсвязьбанк».

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» начата процедура реорганизации ПАО «Промсвязьбанк» и Межрегионального коммерческого банка развития связи и информатики (ПАО АКБ «Связь-Банк») в форме присоединения ПАО АКБ «Связь-Банк» к ПАО «Промсвязьбанк». Решение о реорганизации ПАО «Промсвязьбанк» было принято единственным акционером ПАО «Промсвязьбанк» 26 марта 2020 года, решение о реорганизации ПАО АКБ «Связь-Банк» было принято единственным акционером ПАО АКБ «Связь-Банк» 26 марта 2020 года. 01 мая 2020 года ФНС России внесена запись в ЕГРЮЛ о реорганизации в форме присоединения ПАО АКБ «Связь-Банк» к ПАО «Промсвязьбанк».

Согласно ответа № СЧ-21/0077 от 28 июня 2021 года, банком 18 мая 2020 года была принята заявка и заявление истца на открытие счета в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», а также истцом приложены для проверки Банком все необходимые документы.

Согласно письма Министерства туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики от 19 апреля 2021 года № 188, предоставление социальных выплат молодым семьям осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» (далее - Подпрограмма) государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики», утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года № 34. В соответствии с п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве, и продление указанного срока Правилами не предусмотрено. Продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья не представляется возможным.

При этом, статьей 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из основных принципов бюджетной системы является принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что государство, включая молодую семью истцов в качестве участников подпрограммы «Обеспечения жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики» и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, в связи с чем произвольный отказ исключается.

Необоснованным является довод ответчика о том, что свидетельство, выданное семье истцов 17 декабря 2018 года удостоверяющее их право на получение социальной выплаты, являлось недействительным ввиду окончания срока его действия.

Так, из содержания пункта 36 Правил, договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а согласно подпункту «а» пункта 49 Правил следует, что имеется возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор купли-продажи, однако оплата по нему не произведена.

Судом первой инстанции и в суде апелляционной инстанции установлено, что семья истцов реализовала право на улучшение жилищных условий, по договору купли-продажи ими приобретено жилое помещение, переход права собственности за ними зарегистрирован, заявка от Банка на перечисление социальной выплаты ответчику направлена, свидетельство выдано, однако не исполнено, что исключает возможность сохранения за Хубиевым права на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях в соответствии с пунктом 52 вышеуказанных правил и лишило их возможности реализовать право на получение социальной выплаты.

Не могут быть приняты доводы о том, что судом первой инстанции не выяснялись вопросы, связанные с объемом финансирования мероприятий ведомственной целевой программы, поскольку ст. 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из основных принципов бюджетной системы является принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме того, сам факт выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты, исходя из содержания пунктов 27, 28 Правил предполагает оформление и выдачу свидетельства о праве на получение социальной выплаты после утверждения списков молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Карачаево-Черкесской Республики и (или) получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований местных бюджетах на соответствующий год.

В ходе рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции, представитель ответчика, а также представитель третьего лица «Дирекция капитального строительства» не оспаривали право семьи истцов на получение социальной выплаты, при этом просили требование жалобы удовлетворить. Также не установлено виновных действий со стороны истцов при реализации права на улучшение жилищных условий, путем приобретения по договору купли-продажи жилого помещения.

Таким образом, с учетом приведенных норм действующего законодательства, представленных доказательств в их совокупности с пояснениями сторон и обстоятельствами дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку молодая семья истцов была в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении, претендующая на реализацию своего права по установленным условиям федеральной программы, то вправе получить меры социальной поддержки.

При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 15 июля 2021 год оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

1версия для печатиДело № 33-1482/2021 (Определение)