Судья Леонова Н.М.
Дело № 2-241/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-12801/2020
11 декабря 2020 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой В.Е.,
судей Тетюева С.В., Чиньковой Н.В.
при ведении протокола судебного
заседания помощником судьи ФИО10
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ОАО «Российские железные дороги»на решение Кусинского районного суда Челябинской области от 26 августа 2020 года по иску Златоустовского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения представителя ответчика ФИО1, поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения прокурора Тимшиной Е.А. о законности и обоснованности решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Златоустовский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» о возложении обязанности обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Ай Южно-Уральской железной дороги в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры – станции Ай ЮУЖД подразделения транспортной безопасности, прошедшие аккредитацию в соответствии с приказом Минтранса России от 01 апреля 2015 года № 145.
В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения объектами транспортной инфраструктуры законодательства о транспортной безопасности на станции Ай Южно-Уральской железной дороги, являющейся объектом транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД», расположенной в зоне деятельности и на территории Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». В ходе проверки станции выявлены нарушения требований законодательства о транспортной безопасности. Указанная станция включена в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры с присвоением второй категории уязвимости, реестровый номер ЖСТ304609. Оценка уязвимости и утвержденный 17 июля 2016 года на основании ее результатов план обеспечения транспортной безопасности не соответствуют вступившим в силу 01 июля 2017 года Требованиям по обеспечению транспортной безопасности. Оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры утверждена 24 марта 2014 года, на момент проверки дополнительная оценка уязвимости ОАО «РЖД» в нарушение законодательства в отношении станции Ай ЮУЖД не проведена. Добровольный срок проведения дополнительной оценки уязвимости истек 01 августа 2017 года. При этом ответчиком не исполняются требования законодательства о транспортной безопасности в части обеспечения охраны указанного объекта транспортной безопасности от актов незаконного вмешательства.
Определением Кусинского районного суда Челябинской области от 16 июля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Уральское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта (л.д. 39).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции помощник прокурора Тарханова О.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ФИО2 возражала против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта участия в судебном заседании при надлежащем извещении не принимал.
Решением Кусинского районного суда Челябинской области от 26 августа 2020 года исковые требования удовлетворены. На ОАО «РЖД» возложена обязанность не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести дополнительную оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Ай Южно-Уральской железной дороги, образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Ай Южно-Уральской железной дороги подразделения транспортной безопасности, прошедшие аккредитацию в соответствии с приказом Минтранса России от 01 апреля 2015 года № 145. Решение в части возложения обязанности проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Ай Южно-Уральской железной дороги исполнению не подлежит.
Не согласившись с решением суда, ответчик ОАО «РЖД» обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, вынести новое об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что ОАО «РЖД» приняты все необходимые меры по исполнению требований нормативных актов в сфере обеспечения транспортной безопасности объектов инфраструктуры на текущем этапе реализации. Был проведен комплекс соответствующих мероприятий по оценке, разработке и направлению на утверждение плана обеспечения транспортной безопасности. План возвращен для дальнейшей работы, что в настоящее время и осуществляется ОАО «РЖД». Требование образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, прошедшие аккредитацию, преждевременно в части исполнения, так как в соответствии с законом оснащение объектов транспортной инфраструктуры, обеспечение техническими средствами транспортной безопасности осуществляются поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации в отношении ОАО «РЖД» по установлению объектов транспортной инфраструктуры с учетом местоположения, пассажиропотока, иных значимых критериев и этапов отсутствует, поэтому срок для оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности еще не определен. Привлечение подразделения транспортной безопасности без необходимого оснащения и без утвержденных изменений в план не будет соответствовать целям и задачам исполнения закона «О транспортной безопасности» и нарушит основополагающие принципы этапности реализации требований транспортной безопасности. План закупочных мероприятий формируется в текущем году на следующий год с учетом сведений о количестве и местонахождении сотрудников аккредитованного подразделения транспортной безопасности, о количестве и местонахождении технических средств обеспечения транспортной безопасности, указанных в утвержденных планах. Процедура финансирования ОАО «РЖД» осуществляется за счет средств инвестиционной программы, которая носит долгосрочный характер, принимается с учетом задач, поставленных Правительством Российской Федерации, и финансовых возможностей компании, поэтому сроки, указанные в требованиях прокурора, изначально объективно неисполнимы. Отсутствует факт нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Прокурором не представлены доказательства необходимости принятия срочных мер по обеспечению транспортной безопасности, наличия каких-либо сообщений, информации о попытках незаконного вмешательства и злостности неисполнения закона.
В дополнении к апелляционной жалобе ответчик указал, что согласно Требованиям по обеспечению транспортной безопасности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года № 1633, привлечение подразделения транспортной безопасности является этапом реализации плана обеспечения транспортной безопасности, исполнение данной обязанности обусловлено наличием у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденного Росжелдором плана обеспечения транспортной безопасности. Одномоментно выполнить все требования транспортной безопасности невозможно, поскольку устанавливается очередность в зависимости от интенсивности движения поездов, пассажиропотока, вида станции. Привлечение подразделения транспортной безопасности на необорудованный техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объект с неутвержденным планом обеспечения транспортной безопасности противоречит нормам Федерального закона № 16-ФЗ, поскольку порядок обеспечения защиты объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства определяется планом обеспечения транспортной безопасности. Разработанный по ранее действовавшим требованиям план обеспечения транспортной безопасности подлежит корректировке на соответствие новым требованиям, в том числе по результатам дополнительной проверки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.
В возражениях на апелляционную жалобу Златоустовский транспортный прокурор просит оставить решение суда без изменения. Указывает, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела позиция ОАО «РЖД» о том, что формирование/привлечение подразделения транспортной безопасности возможно только при наличии утвержденного плана транспортной безопасности. На ОАО «РЖД» возложена обязанность как на субъект транспортной инфраструктуры исполнить все необходимые мероприятия по обеспечению транспортной безопасности в указанные сроки. Обязанность по обеспечению объекта транспортной инфраструктуры охраной законодателем не связывается с реализацией этапов плана обеспечения транспортной безопасности. Принимая во внимание, что положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности является приложением к плану обеспечения транспортной безопасности, вопрос о привлечении подразделения транспортной безопасности должен быть решен субъектом транспортной инфраструктуры еще до разработки и утверждения плана обеспечения транспортной безопасности. По фактам отсутствия подразделений транспортной безопасности ответчик неоднократно привлекался административными органами к ответственности по ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, информация о судебном заседании заблаговременно была размещена на официальном сайте Челябинского областного суда, в связи с чем судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя ответчика ФИО1, помощника прокурора Тимшину Е.А., судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность – это состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности – это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры – это юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. К основным задачам обеспечения транспортной безопасности относятся оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
Основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются в том числе соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности (ст. 3 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ).
Под объектом транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции и другие структурные элементы (подп. «а» п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ).
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (ст. 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года № 495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее – Требования). Требования вступили в силу с 01 июля 2017 года, действовали на момент разрешения дела по существу судом первой инстанции и официально признаются утратившими силу с 01 января 2021 года (Постановление Правительства РФ от 26 октября 2020 года № 1742 «О признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов и отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного транспортного надзора, федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, а также обязательные требования в области технического осмотра транспортных средств»).
Согласно подп. 3 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее – группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Также субъекты транспортной инфраструктуры обязаны на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства); реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) поэтапно в предусмотренные этим планом сроки, для объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий – в течение двух лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (подп. 6, 7 п. 5 Требований).
24 октября 2020 года вступили в силу требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 08 октября 2020 года № 1633.
Так, в соответствии с п. 5 указанных Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры в том числе образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности; обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которая сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде; на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Также субъекты транспортной инфраструктуры обязаны реализовать план обеспечения безопасности объекта поэтапно в предусмотренные им сроки: для объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий – в течение двух лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; для объектов транспортной инфраструктуры III и IV категорий – в течение одного года со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности, копии которого приложить к плану обеспечения безопасности объекта.
В случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности он должен копию положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копию договора о привлечении указанного подразделения транспортной безопасности приложить к плану обеспечения безопасности объекта в течение одного (четырех) месяца с даты утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта плана обеспечения безопасности объекта.
Приказом Минтранса России от 01 апреля 2015 года № 145 утвержден Порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним.
Как следует из собранных по делу доказательств, решением Росжелдора от 31 июля 2012 года объект транспортной инфраструктуры – железнодорожная станция Ай Южно-Уральской железной дороги – внесен в Единый реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с присвоением номера ЖСТ304609 и второй категории.
О внесении объекта в реестр и присвоении категории ответчик ОАО «РЖД» как субъект транспортной инфраструктуры был уведомлен Росжелдором в письменной форме 02 августа 2012 года.
19 декабря 2014 года были утверждены результаты оценки уязвимости станции Ай, а дополнительной оценки уязвимости – 11 июня 2019 года. План обеспечения транспортной безопасности утвержден Росжелдором 20 июля 2016 года. Изменения в план обеспечения транспортной безопасности поступили в Управление Росжелдора 10 сентября 2019 года, по результатам рассмотрения 07 октября 2019 года принято решение об отказе в утверждении изменений в план обеспечения транспортной безопасности (л.д. 87-89).
Подпунктом 17 п. 5 Требований, вступивших в силу с 01 июля 2017 года, субъектам транспортной инфраструктуры был установлен трехмесячный срок (то есть до 01 октября 2017 года) для проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждения в установленном порядке ее результатов, если изменяются положения документа, регламентирующие меры по защите объекта транспортной инфраструктуры.
Однако результат дополнительной оценки уязвимости Ай на основании Требований, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года № 495, был утвержден Росжелдором 11 июня 2019 года (спустя более полутора лет после истечения нормативно установленного срока). Изменения в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в Управление Росжелдора представлены 10 сентября 2019 года, по результатам рассмотрения 07 октября 2019 года Росжелдором было отказано в их утверждении в связи с несоответствием Требованиям, в том числе и по причине нарушения подп. 3 п. 5 Требований.
Поскольку до настоящего времени изменения в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – станции Ай не утверждены, для защиты станции Ай не привлечено подразделение транспортной безопасности, ответчик длительное время не проводил дополнительную оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований соглашается, полагая, что они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие правоотношения, а доводы апелляционной жалобы их не опровергают. Срок реализации плана обеспечения безопасности объекта, составляющий два года для объектов второй категории и исчисляемый со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры, ответчиком также не соблюден. По смыслу Требований, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года № 495, в течение указанного срока ответчик должен был не только разработать изменения в план обеспечения транспортной безопасности, в полной мере соответствующие указанным Требованиям, но и реализовать их, в том числе привлечь подразделение транспортной безопасности. Утверждение в октябре 2020 года новых Требований не дает ответчику права исчислять данный срок заново.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность возложена на ответчика судом преждевременно, так как не утвержден план обеспечения транспортной безопасности объекта (станции Ай), судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном толковании правовых норм. Системный анализ положений Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года № 495, Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08 октября 2020 года № 1633, свидетельствует о том, что действующее законодательство не ставит в зависимость от утверждения данного плана обеспечение транспортной безопасности железнодорожной станции. Составление плана обеспечения транспортной безопасности, соответствующего Требованиям, является обязанностью ОАО «РЖД», и ее длительное неисполнение не должно препятствовать обеспечению безопасности станции Ай.
07 октября 2019 года ответчику отказано в утверждении изменений в план обеспечения транспортной безопасности станции Ай в том числе и потому, что ОАО «РЖД» не образовало и не привлекло для защиты станции подразделение транспортной безопасности (л.д. 88-89). Следовательно, указанные действия должны быть совершены ответчиком до разработки и утверждения плана обеспечения транспортной безопасности. Данный вывод согласуется и с подп. 9 п. 5 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года № 495, согласно которому положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности (в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности) должно быть утверждено в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, а заверенные копии указанного положения являются приложением к плану обеспечения транспортной безопасности. В случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры являются копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности, которые утверждаются в течение двух месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Ответчик должен обеспечить транспортную безопасность станции Ай в силу прямого указания закона, поэтому доводы апелляционной жалобы о непредставлении прокурором доказательств, подтверждающих необходимость принятия срочных мер по обеспечению транспортной безопасности станции, наличие каких-либо сообщений, информации о попытках незаконного вмешательства, правового значения не имеют.
Двенадцатимесячный срок, установленный судом для исполнения решения, является разумным и достаточным. При наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда в указанный срок, ответчик не лишен возможности ходатайствовать перед судом об отсрочке исполнения решения в соответствии со ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы оснований к отмене обжалуемого решения не содержат, выражают несогласие с правильными по существу выводами суда первой инстанции, поэтому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кусинского районного суда Челябинской области от 26 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Российские железные дороги» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи