ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-241/2022 от 17.08.2022 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Судья Арсагова С.И. УИД 18RS0002-01-2021-004408-76

Апел. производство № 33-2589/2022

1-я инстанция № 2-241/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 августа 2022 года г. Ижевск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего Глуховой И.Л.,

судей Батршиной Ф.Р., Солоняка А.В.,

при секретаре Шибановой С.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике на определение Первомайского районного суда г.Ижевска от 13 мая 2022 года, которым

прекращено производство по гражданскому делу по иску Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике к БУЗ УР «РКОД им. С.Г. Примушко МЗ УР» о возложении на БУЗ УР «РКОД им. С.Г. Примушко МЗ УР» обязанности представить в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) корректирующие сведения индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-КОРР за 2016-2018 г.г. в отношении застрахованных лиц, работающих в должностях «санитарка гамма-терапевтической установки» радиологического отделения; по форме СЗВ-КОРР за 2019г. в отношении застрахованных лиц, работающих в должностях «санитарка гамма-терапевтической установки» в отделении радиотерапии, исключении кода льготы; возложении на БУЗ УР «РКОД им. С.Г. Примушко МЗ УР» обязанности исключить из Перечней рабочих мест, профессий и должностей за 2016-2019г.г. должность «санитарка гамма-терапевтической установки» радиологического отделения, отделения радиотерапии.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения представителя Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике ВЛА., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Государственное учреждение –Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) (далее – Управление) обратилось в суд с иском к БУЗ Удмуртской Республики «Республиканский клинический онкологический диспансер им. С.Г. Примушко Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее - БУЗ УР «РКОД им. С.Г. Примушко МЗ УР») о возложении обязанности по корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и утверждаемых работодателем перечней должностей, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. В обоснование указало, что в рамках своих контрольных полномочий ими была проведена проверка достоверности предоставленных ответчиком сведений персонифицированного учета в отношении застрахованных лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. В ходе проведенной проверки установлено, что ответчиком необоснованно представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованных лиц, занимаемых должности «санитарка гамма-терапевтической установки» в радиологическом отделении, отделении радиотерапии с указанием кода особых условий труда по Списку №1 производств, работ, профессий и должностей, утвержденное Постановление Кабинета Министров ССР от 26.01.1991№10, раздел XIX код позиции 12300000-17541, поскольку документально не подтвержден характер и условия труда этих лиц по Списку №1. Результаты проверки отражены в акте от ДД.ММ.ГГГГ. , которым представленные страхователем по спорным периодам сведения персонифицированного учета с указанием кода льготы были признаны недостоверными. По результатам проверки страхователю предложено исключить из Перечней рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения и выслуги лет должности «санитарка гамма-терапевтической установки в радиологическом отделении стационара» за 2016-2018 г.г., «санитарка гамма-терапевтической установки в отделения радиотерапии стационара» за 2019г. в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также предложено предоставить корректирующие формы индивидуального (персонифицированного) учета на лиц, занятых в вышеуказанных должностях в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данный акт и дополнения к акту от ДД.ММ.ГГГГ. были получены страхователем ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ., при этом сведения индивидуального (персонифицированного) учета ответчиком не откорректированы, должности из Перечней не исключены. В соответствии с действующим законодательством Управление ДД.ММ.ГГГГ. направило БУЗ УР «РКОД им. С.Г. Примушко МЗ УР» уведомление об устранении несоответствий между представленными работодателем индивидуальными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда РФ, которое получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ., и который был обязан в течение 5 дней предоставить уточненные индивидуальные сведений по форме СЗВ-КОРР. В связи с выявлением факта несоответствия сведений, представленных страхователем за периоды 2017-2019, первичным документам, согласно которым документально не подтверждена постоянная занятость санитарок гамма-терапевтической установки в радиологическом отделении, отделении радиотерапии по списку №1 от 26.01.1001 №10, раздел XIX «Учреждение здравоохранения и социального обеспечения», код позиции 12300000-17541 и неисполнением Уведомления, Управлением вынесен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии со ст. 17 Федерального Закона № 27-ФЗ по результатам рассмотрения акта и иных материалов руководителем территориального органа Пенсионного фонда РФ ДД.ММ.ГГГГ. вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования , ответчику предложено представить уточненные индивидуальные сведения и устранить расхождения в отношении застрахованных лиц. Данное решение получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ., вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., но до настоящего времени корректировка индивидуальных сведений страхователем не произведена. Ввиду возникшего спора вследствие предоставления страхователем недостоверных индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц истец просил обязать ответчика представить в пенсионный орган корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-КОРР за 2016-2018г.г. в отношении застрахованных лиц, работающих в должностях «санитарка гамма-терапевтической установки» радиологического отделения; по форме СЗВ-КОРР за 2019 г. в отношении застрахованных лиц, работающих в должностях «санитарка гамма-терапевтической установки» в отделении радиотерапии, исключить код льгот; обязать ответчика исключить из Перечней рабочих мест, профессий и должностей за 2016-2019г.г. должность «санитарка гамма-терапевтической установки» радиологического отделения, отделения радиотерапии.

Определением суда от 05.10.2021г. ввиду реорганизации истца в порядке процессуального правопреемства произведена его замена, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) заменено на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Удмуртской Республике (далее – ОПФР по Удмуртской Республике).

В судебном заседании представитель ОПФР по Удмуртской Республике ВЛА на удовлетворении иска настаивала по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель БУЗ УР «РКОД им. С.Г. Примушко МЗ УР» ГЭР исковые требования не признал, считая представленные работодателем в отношении застрахованных лиц сведения достоверными и не подлежащими корректировке.

Представитель третьих лиц АНН, УЕС, ЧЮС, ВНА и БЛНКЗГ исковые требования полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Судом вынесено вышеуказанное определение.

В частной жалобе ОПФР по Удмуртской Республике просит данное определение отменить. Полагает, что вывод суда о том, что в данном случае отсутствует спор о праве и иск подан в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, основан на неверном толковании и применении норм материального и процессуального права. Указывает, что, несмотря на законные требования пенсионного органа и привлечение ответчика к ответственности по ч.3 ст.17 Федерального закона №27-ФЗ, ответчик не выполняет возложенную на е него законом обязанность по правильному отражению в сведениях персонифицированного учета условий труда застрахованных лиц. Считает ошибочным вывод суда, что в данном деле истец выступает в качестве процессуального истца, действующего в интересах застрахованных лиц, в порядке ст.46 ГПК РФ. Полагает, что в настоящем случае ОПФР по Удмуртской Республике выступает материальным истцом по спору между страховщиком и страхователем по вопросу индивидуального (персонифицированного) учету, данный иск подан пенсионным органом в защиту публичных интересов в рамах выполнения своих полномочий по контролюза предоставлением страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Со ссылкой на нормы действующего законодательства приводит доводы о том, что данный спор между пенсионным органом и страхователем подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства. В связи с этим считает необоснованным прекращение судом производства по настоящему делу.

Изучив материалы дела, оценив доводы частной жалобы, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом определения в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов частной жалобы, находит данное определение подлежащим отмене.

В соответствии с абз.2 ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу если имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

В настоящем случае ОПФР по Удмуртской Республике предъявлен иск к страхователю о возложении обязанности по корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и утверждаемых работодателем перечней должностей, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Требования основаны на то, что в рамках осуществления контрольных полномочий по проверке достоверности предоставленных ответчиком индивидуальных сведений по застрахованным лицам пенсионным органом установлено несоответствие между представленными работодателем индивидуальными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда РФ, которое по требованию пенсионного органа ответчиком не устранено, уведомление об устранении несоответствия в индивидуальных сведениях страхователем не исполнено, корректировка индивидуальных сведений им не произведена.

Прекращая производство по данному делу на основании абз.2 ст.220 ГПК РФ, суд указал, что заявленный ОПФР по Удмуртской Республике спор не связан с защитой его нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, спор заявлен истцом в интересах застрахованных в отсутствие у пенсионного органа полномочий на предъявление иска в интересах указанных лиц, данный спор не подлежит рассмотрению судом в порядке гражданского судопроизводства.

Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может, считая его ошибочным ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.

В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001г. N 167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) ответчик БУЗ УР «РКОД им. С.Г. Примушко МЗ УР» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно п 2 ст.14 данного Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Страхователи обязаны выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (абз.5 п.2 ст.14 Федерального закона N 167-ФЗ).

Правовые основы и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета в целях обеспечения реализации прав граждан в системе обязательного пенсионного страхования установлены Федеральным законом от 01.04.1996г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон N 27-ФЗ).

Статья 5 данного Федерального закона N 27-ФЗ предусматривает, что органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В части 2 статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Статьей 16 Федерального закона. N 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом, в том числе по их учетным данным.

Согласно ст.28 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования

Согласно пунктам 37, 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22 апреля 2020 г. N 211н, контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица.

При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки). Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 15.10.2019г. № 519п утвержден «Порядок осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет».

Из содержания пунктов 17, 18 данного Порядка следует, что при выявлении неполноты (недостоверности) индивидуальных сведений корректировка этих сведений осуществляется пенсионным органом лишь в случае ликвидации или прекращения деятельности страхователя, в остальных случаях внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет производится в установленном порядке на основании представленных страхователем корректирующих форм.

Статья 18 Федерального закона N 27-ФЗ предусматривает, что споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Таким образом, в силу приведенных нормативных положений территориальные органы пенсионного фонда в отношении действующих страхователей не вправе самостоятельно вносить корректировку в сведения индивидуального (персонифицированного) при установлении недостоверности этих сведений. Поэтому при установлении пенсионным органом фактов предоставления страхователем ненадлежащих индивидуальных сведений по застрахованным лицам и при отсутствии корректировки этих сведений самим страхователем в установленном порядке, между пенсионным органом и страхователем возникает спор по вопросу индивидуального (персонифицированного) учета, который в силу ст.18 Федерального закона N 27-ФЗ подлежит разрешению судом.

Поэтому предъявленные в данном деле пенсионным органом к страхователю требования о корректировке индивидуальных сведений об особых условиях труда застрахованных лиц связаны с разрешением спора по вопросу индивидуального (персонифицированного) учета, в связи с чем неоснователен вывод суда о том, что данный иск не подлежит разрешению судом.

Также коллегия находит необоснованным вывод суда о том, что данный иск пенсионного органа подан им не в защиту своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, а в защиту интересов застрахованных лиц в порядке ст.46 ГПК РФ при отсутствии установленного законом права обращения в суд в защиту этих лиц.

Поскольку согласно приведенных выше норм действующего законодательства пенсионный орган наделен полномочиями по контролю за предоставлением страхователями надлежащих сведений персонифицированного учета по застрахованным лицам и вправе возлагать на страхователя обязанность по внесению изменений в индивидуальные сведений ввиду их недостоверности, обращение ОПФР по Удмуртской республике с настоящим иском связано с реализацией им указанных полномочий ввиду невыполнения ответчиком требований пенсионного органа о корректировке представленных индивидуальных сведений.

Поэтому в данном споре пенсионный орган выступает в качестве материального истца и действует, реализуя возложенные на него законом публичные полномочия в сфере индивидуального (персонифицированного) учета. Таким образом, данный иск подан пенсионным органом в публичных интересах, а не в интересах конкретных застрахованных лиц в порядке ст.46 ГПК РФ, как указал суд.

Ссылка суда на то, что действующим законодательством установлены иные виды ответственности страхователя за предоставление недостоверных индивидуальных сведений, в частности, ст.17 Федерального закона N 27-ФЗ предусматривает возможность привлечения страхователя к административной ответственности, по мнению судебной коллегии, не имеет значение при разрешении вопроса о наличии оснований для прекращения производства по данному делу, поскольку указанные обстоятельства возможного привлечения ответчика к иным видам ответственности статьей 134 ГПК РФ не отнесены к основаниям, исключающим разрешением судом возникшего между сторонами гражданско-правового спора.

Совокупность изложенного свидетельствует об отсутствии предусмотренных в абз.2 ст.220 ГПК РФ оснований для прекращения производства по настоящему делу.

При таких обстоятельствах определение суда как постановленное с нарушением норм процессуального права подлежит отмене с направлением дела в тот же суд для рассмотрения по существу. Частная жалоба истца подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.334 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Определение Первомайского районного суда г.Ижевска от 13 мая 2022 года отменить. Дело по иску Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике к БУЗ УР «Республиканский клинический онкологический диспансер им. С.Г. Примушко Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» о возложении обязанности предоставить корректирующие формы сведений индивидуального (персонифицированного) учета и исключении должностей работников из Перечня рабочих мест, профессий и должностей, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, направить в тот же суд для рассмотрения по существу.

Частную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике удовлетворить.

Апелляционное определение в окончательном виде принято 25 августа 2022 года.

Председательствующий Глухова И.Л.

Судьи Батршина Ф.Р.

Солоняк А.В.