ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2428/2022 от 18.04.2022 Тюменского областного суда (Тюменская область)

УИД 72RS0019-01-2021-004079-73

Дело в суде 1 инстанции № 2-2428/2022

Дело № 33-2106/2022

Апелляционное определение

г. Тюмень

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Журавлёвой Г.М.,

судей с участием прокурора

Плосковой И.В., Смоляковой Е.В., Макаровой Н.Т.,

при секретаре

Магдич И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации г. Тобольска в лице представителя Тудвасевой Ирины Александровны на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 30 ноября 2021 года, которым постановлено:

«Обязать Администрацию города Тобольска в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить объектами инженерной инфраструктуры (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дороги к земельным участкам) земельный участок, кадастровый номер <.......> общей площадью 988 кв.м., расположенный по адресу: Тюменская область, г.Тобольск, <.......>, уч.№<.......>, предоставленный многодетной семье Балуева Евгения Николаевича, Балуевой Киры Геннадьевны.».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Журавлёвой Г.М., выслушав представителя Тудвасеву И.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Макарову Н.Т., полагавшую, что оснований для отмены решения суда не имеется, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Тобольский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов Суслова А.Д., Сусловой С.Д., Сусловой Н.Д. в лице законных представителей Балуева Евгения Николаевича и Балуевой Киры Геннадьевны к Администрации города Тобольска об обязании в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить объектами инженерной инфраструктуры (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дороги к земельным участкам) земельный участок, кадастровый номер <.......> общей площадью 988 кв.м., расположенный по адресу: г.Тобольск, <.......>, уч.№<.......>, предоставленный многодетной семье Балуева Е.Н., Балуевой К.Г.

Требования мотивированы тем, что распоряжением администрации г. Тобольска №<.......> от 12 ноября 2015 года в собственность семье Балуева Е.Н. для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: г.Тобольск, <.......>, уч.№<.......>. В настоящее время указанный земельный участок не обеспечен инженерно-техническими коммуникациями: газовыми, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода, транспортной инфраструктурой, в связи, с чем лица, которые получили данный участок, лишены возможности осуществлять строительные работы, а также подвести к возводимым жилым домам сети инженерно-технического обеспечения, поскольку отсутствуют необходимые коммуникации. В связи с нарушениями закона в адрес администрации г. Тобольска 24 июня 2021 года вынесено представление об устранении нарушений закона. В соответствии с ответом администрации г. Тобольска от 23 июля 2021 года строительство инженерных сетей осуществляется в соответствии с Программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа Тобольск на период до 2028 года включительно, 2029-2031 годы справочно, утвержденной распоряжением администрации г. Тобольска от 14 ноября 2018 года №<.......>. Согласно Программе, по адресу: г.Тобольск, <.......>, запланированы мероприятия: по разработке проектной документации по объекту «Строительство магистральных сетей водоснабжения от <.......> по ул. <.......>, ул. <.......> диаметром 110 мм.». Программой предусмотрено строительство в числе прочего сетей водоснабжения по ул. <.......> в г. Тобольске в период с 2022-2023 годов при наличии источников финансирования. После строительства сетей водоснабжения по ул. <.......> возможно осуществление мероприятий по адресному подключению абонентов. В части обеспечения указанного участка транспортной инфраструктурой осуществлены следующие мероприятия: проект планировки <.......> подготовлен в 2009 году, утвержден распоряжением администрации г. Тобольска от 26 ноября 2009 года №<.......>. Подготовлено техническое задание на разработку проектной документации и расчет сводимости проектных работ. При формировании проекта бюджета города Тобольска на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов средства на выполнение проектно-изыскательских работ по инженерной подготовке <.......> были включены в проект бюджета на 2020 год, но не согласованы с Департаментом финансов Тюменской области. При формировании проекта бюджета г. Тобольска на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы средства на разработку проектной документации по объекту «Строительство дорог со щебеночным покрытием с устройством наружного освещения на площадке для жилищного строительства в <.......> г. Тобольска» также включены на проект бюджета на 2021 год, но вновь не согласованы Департаментом финансов Тюменской области. На сегодняшний день выполнен перерасчет стоимости разработки проектной документации и средства включены на 2022 год. При положительном решении Департамента финансов Тюменской области о финансировании по разработке проектной документации возможна дальнейшая разработка. После получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, будет известна стоимость строительства объекта, следовательно, возможно дальнейшее планирование мероприятий по реализации данного проекта. Развитие газораспределительной системы в Тюменской области, в том числе реализация мероприятий по газификации населенных пунктов, осуществляется в рамках программы газификации Тюменской области на 2019-2023 годы, утвержденной постановлением губернатора Тюменской области от 29 ноября 2019 года №<.......>. Разработчиком данной Программы является Департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области. На сегодняшний день начата работа по формированию перечня мероприятий региональной программы газификация на период с 2024-2029 годов. С целью включения в Программу газификации на период 2024-2029 годов мероприятий по строительству подводящих газопроводов к не газифицированным домам г. Тобольска Департаментом городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации г. Тобольска в адрес ДЖКХ ТО направлен паспорт газификации <.......>, включая земельный участок с кадастровым номером <.......> расположенный по адресу: г.Тобольск, <.......> уч.№<.......>. Бездействие ответчика по формированию инженерной инфраструктуры на предоставленном земельном участке нарушает социальные права граждан, создает препятствия к осуществлению их прав по использованию участка в соответствии с его назначением.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился ответчик Администрация г. Тобольска в лице представителя Тудвасевой И.А., в апелляционной жалобе просит об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения по делу с учетом объективных сроков исполнения решения суда.

Считает решение суда незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела

Полагает, что исковое заявление не содержало требований о бездействии Администрации г. Тобольска по формированию инженерной инфраструктуры на предоставленном земельном участке. Судом первой инстанции было указано, что проведенные мероприятия не свидетельствуют о принятии конкретных мер в отношении обеспечения соответствующей инфраструктурой земельного участка истцов, что не соответствует описательной части решения суда.

Отмечает, что исковое заявление было подано в интересах трех несовершеннолетних детей, на момент рассмотрения дела Суслов А.Д. <.......> года рождения, уже являлся совершеннолетним, обладающим правоспособностью и дееспособностью, однако вопрос о привлечении Суслова А.Д. к участию в деле не рассматривался и о рассмотрении дела в отсутствие Суслова А.Д. судом на обсуждение не выносился и не обсуждался, исковые требования в данной части не уточнялись. Также материалами дела не подтверждены полномочия законного представителя Балуева Е.Н. в отношении несовершеннолетних Сусловой С.Д., Сусловой Н.Д.

По мнению ответчика, исполнение обязанности граждан по подключению своих домов к сетям инженерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории муниципального образования вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для ИЖС, при этом специальный порядок и конкретные сроки обеспечения объектами инженерной инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, законодательством Российской Федерации не установлены.

Указывает, что в Тюменской области порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, предоставляемых на безвозмездной основе для ИЖС гражданам, имеющих трех и более детей, определен только в части обеспечения условиями для технологического присоединения создаваемых на них жилых домов к электрическим сетям, тогда как обеспечение вышеуказанных земельных участков объектами инфраструктуры в сфере газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, объектами дорожной инфраструктуры может быть осуществлено только в рамках ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ответчиком принимаются необходимые меры для обеспечения необходимой инфраструктурой территории, на которой расположен спорный земельный участок.

Полагает, что суд не принял во внимание тот факт, что возможность подключения, предоставленного истцам земельного участка к сетям водоснабжения, газоснабжения, водоотведения существует и в настоящее время, поскольку правообладатель земельного участка обращался с необходимыми заявлениями о выдаче технических условий на подключение к сетям газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, что следует из исследованных в судебном заседании информаций АО «СУЭНКО» и АО «Газпром газораспределение Север».

Отмечает, что полномочия Администрации г. Тобольска в части финансирования программы по газификации отсутствуют, что подтверждается программой «догазификации» в Постановлении от 30.11.2020 № <.......> Губернатора Тюменской области, следовательно, в части газификации объекта Администрации г. Тобольска не является надлежащим ответчиком.

Также отмечает, что в части строительства подъездной дороги к земельному участку не доказана невозможность строительства дома семьей Балуевых при наличии грунтовой дороги, истцами возведен каркас индивидуального жилого дома, из фотофиксации видно, что зимняя дорога укатана и прочищена, что позволяет завозить строительные материалы, также видно наличие сетей энергоснабжения, тогда как ответчик не осуществлял технологическое присоединение к электрическим сетям, следовательно, собственники осуществили технологическое присоединение к жилому дому.

Ответчик выражает несогласие с решением суда в части установления срока «в течение двух лет» для обеспечения объектами инженерной инфраструктуры, поскольку таким установлением сроков нарушается гарантированное Конституцией РФ право местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, самостоятельное формирование и исполнение бюджета муниципального образования и может привести к невозможности исполнения решения суда в установленный срок.

По мнению ответчика, вопрос о возможности подключения спорного земельного участка к объектам инженерной инфраструктуры (газоснабжение, водоснабжение, водоотведение) не рассмотрен, поскольку при подготовке к рассмотрению дела на ходатайство представителя ответчика суд ответил отказом в направлении судебного запроса.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tum.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истцов Суслова А.Д., Балуева Е.Н., Балуевой К.Г. действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Сусловой С.Д., Сусловой Н.Д., представителя ответчика Администрации г. Тобольска, представителя третьего лица Правительства Тюменской области, которые о времени и месте судебного заседания извещены, сведений о причинах неявки не представили.

Заслушав докладчика, представителя ответчика, прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения решения суда в апелляционном порядке не находит.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Пунктом 2 вышеназванного Указа Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14, пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований. В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства. При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро -, тепло -, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

В Тюменской области принят Закон Тюменской области от 05 октября 2011 года №64 «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», ст.4.1 предусмотрено, что земельные участки, предоставляемые в соответствии с настоящим Законом, обеспечиваются устанавливаемыми Правительством Тюменской области условиями для технологического присоединения создаваемых на них жилых домов к электрическим сетям. Мероприятия, требуемые для обеспечения земельных участков указанными условиями, в случае, если они не предусмотрены инвестиционными программами субъектов электроэнергетики, реализуются в пределах средств областного бюджета.

Пунктом 39 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372 "Об утверждении методических рекомендаций" предусмотрено, что до предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Судом установлено, что распоряжением администрации г. Тобольска №<.......> от 12 ноября 2015 года в собственность семье Балуева Е.Н. для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: г. Тобольск, <.......>, уч. №<.......> (л.д.34-35).

Свидетельствами о рождении подтверждается, что Суслов Д.А. и Суслова К.Г. являются родителями Сусловой С.Д., <.......> года рождения, Сусловой Н.Д., <.......> года рождения (л.д.22-23).

В адрес администрации г. Тобольска 24 июня 2021 года вынесено представление об устранении нарушений закона (л.д.47-50).

Из информационного письма администрации г. Тобольска от 23 июля 2021 года, видно, что строительство инженерных сетей осуществляется в соответствии с Программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа Тобольск на период до 2028 года включительно, 2029-2031 годы справочно, утвержденной распоряжением администрации г. Тобольска от 14 ноября 2018 года №<.......> (далее Программа).

Согласно Программе, по адресу: г.Тобольск, <.......>, запланированы мероприятия: по разработке проектной документации по объекту «Строительство магистральных сетей водоснабжения от <.......> по ул. <.......>, ул. <.......> диаметром 110 мм.». Программой предусмотрено строительство в числе прочего сетей водоснабжения по ул. <.......> в г. Тобольске в период с 2022 -2023 годов при наличии источников финансирования. После строительства сетей водоснабжения по ул. <.......> возможно осуществление мероприятий по адресному подключению абонентов. В части обеспечения указанного участка транспортной инфраструктурой осуществлены следующие мероприятия: проект планировки <.......> подготовлен в 2009 году, утвержден распоряжением администрации г. Тобольска от 26 ноября 2009 года №<.......>. Проект межевания разрабатывался в 2019-2020 годах и утвержден Постановлением администрации г. Тобольска от 31 декабря 2020 года <.......>. Подготовлено техническое задание на разработку проектной документации и расчет сводимости проектных работ. При формировании проекта бюджета города Тобольска на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов средства на выполнение проектно-изыскательских работ по инженерной подготовке <.......> были включены в проект бюджета на 2020 год, но не согласованы с Департаментом финансов Тюменской области. При формировании проекта бюджета г. Тобольска на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы средства на разработку проектной документации по объекту «Строительство дорог со щебеночным покрытием с устройством наружного освещения на площадке для жилищного строительства в <.......> г. Тобольска» также включены на проект бюджета на 2021 год, но вновь не согласованы Департаментом финансов Тюменской области. На сегодняшний день выполнен перерасчет стоимости разработки проектной документации и средства включены на 2022 год. При положительном решении Департамента финансов Тюменской области о финансировании по разработке проектной документации возможна дальнейшая разработка. После получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, будет известна стоимость строительства объекта, следовательно, возможно дальнейшее планирование мероприятий по реализации данного проекта.

Развитие газораспределительной системы в Тюменской области, в том числе реализация мероприятий по газификации населенных пунктов, осуществляется в рамках программы газификации Тюменской области на 2019-2023 годы, утвержденной постановлением губернатора Тюменской области от 29 ноября 2019 года №<.......> (с изменением от 30 ноября 2020 года). Разработчиком данной Программы является Департамент жилищно- коммунального хозяйства Тюменской области. На сегодняшний день начата работа по формированию перечня мероприятий региональной программы газификация на период с 2024-2029 годов. С целью включения в Программу газификации на период 2024-2029 годов мероприятий по строительству подводящих газопроводов к не газифицированным домам г. Тобольска Департаментом городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации г. Тобольска в адрес ДЖКХ ТО направлен паспорт газификации <.......>, включая земельный участок с кадастровым номером <.......> расположенный по адресу: г.Тобольск, <.......>, уч.№<.......>.

Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Тюменской области от 05 октября 2011 года № 64 «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что предоставленный администрацией г. Тобольска многодетной семье Балуева Е.Н. земельный участок для индивидуального жилищного строительства, на дату его предоставления, не был оснащен объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности на органы местного самоуправления городских округов, администрация г. Тобольска на дату рассмотрения спора также не обеспечила указанный земельный участок объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дороги к земельным участкам), тем самым не обеспечена возможность ведения истцами строительства и беспрепятственное подключение к инженерно-техническим сетям, чем нарушаются их права и законные интересы.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства суд пришел к выводу, что бездействие администрации г. Тобольска по формированию инженерной инфраструктуры на предоставленном земельном участке нарушает социальные права истцов, создает препятствия к осуществлению их прав по использованию земельного участка в соответствии с их назначением.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, полагая, что они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на нормах права, регулирующих возникшие правоотношения, а доводы апелляционной жалобы истца их не опровергают.

Судебная коллегия, руководствуясь ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность и обоснованность данного решения, исходя из доводов апелляционной жалобы.

Доводы апелляционной жалобы о том, что материалами дела не подтверждены полномочия законного представителя Балуева Е.Н. в отношении несовершеннолетних Сусловой С.Д., Сусловой Н.Д., не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных в дееспособности, защищают в процессе их законные представители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних, а также граждан, ограниченных в дееспособности.

Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, а также граждан, признанных недееспособными, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, защищают в процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Однако суд вправе привлечь к участию в таких делах граждан, признанных недееспособными (ч. 5 ст. 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации права).

Как следует из материалов дела, свидетельствами о рождении подтверждается, что Суслов Д.А. и Суслова К.Г. являются родителями Сусловой С.Д., <.......> года рождения, Сусловой Н.Д., <.......> года рождения (л.д.22-23).

Из протокола судебного заседания от 30.11.2021 следует, что интересы несовершеннолетних Сусловой С.Д., Сусловой Н.Д. также представляла их мать Балуева К.Г. (до смены фамилии Суслова), которая в силу закона являлась законным представителем.

Несостоятельными также являются доводы апелляционной жалобы о том, что исковое заявление было подано в интересах трех несовершеннолетних детей, на момент рассмотрения дела Суслов А.Д. <.......> года рождения, уже являлся совершеннолетним, обладающим правоспособностью и дееспособностью, однако вопрос о привлечении Суслова А.Д. к участию в деле не рассматривался и о рассмотрении дела в отсутствие Суслова А.Д. судом на обсуждение не выносился и не обсуждался, исковые требования в данной части не уточнялись.

Из протокола судебного заседания от 30 ноября 2021 года видно, что прокурор уточнил исковые требования, пояснил, что они обращаются в интересах Балуева Е.Н., Балуевой К.Г., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Сусловой С. и Сусловой Н., а также Суслова А.Д., потому, что он также входил в состав многодетной семьи, которой был предоставлен данный земельный участок (л.д.126 оборотная сторона).

Из материалов дела усматривается, что Суслов А., как лицо, в чьих интересах заявлен иск, извещался о времени и месте судебного заседания самостоятельно. Таким образом, нарушений норм процессуального законодательства при рассмотрении данного гражданского дела, судебная коллегия не усматривает.

Кроме того, как следует из возражений и протоколов судебных заседаний, представитель ответчика на указанные выше обстоятельства, при рассмотрении дела, не ссылался.

Судебная коллегия не принимает во внимание доводы жалобы о том, что полномочия Администрации г. Тобольска в части финансирования программы по газификации отсутствуют, что подтверждается программой «догазификации» в Постановлении от 30.11.2020 № <.......> Губернатора Тюменской области, следовательно, в части газификации объекта Администрации г. Тобольска не является надлежащим ответчиком.

В силу ст. 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся:

подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций;

согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью первой настоящей статьи, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся:

организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 вышеуказанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся:

организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства. При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного комплекса Российской Федерации.

Таким образом полномочия Администрации г. Тобольска в части финансирования программы по газификации предусмотрены действующим законодательством.

Судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание тот факт, что возможность подключения, предоставленного истцам земельного участка к сетям водоснабжения, газоснабжения, водоотведения существует и в настоящее время, поскольку правообладатель земельного участка обращался с необходимыми заявлениями о выдаче технических условий на подключение к сетям газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, что следует из исследованных в судебном заседании информаций АО «СУЭНКО» и АО «Газпром газораспределение Север».

Статьей 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416 «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

6) согласование инвестиционных программ;

8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9.1) установление нормативов состава сточных вод;

10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

На основании ст. 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:

1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;

3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями;

5) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, по информации АО «Газпром газораспределение Север» от 14 октября 2021 года, видно, что заявок на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям газораспределения от Балуевой К.Г., Балуева Е.Н., не поступало (л.д.115-116).

АО «СУЭНКО» от 25 октября 2021 года, в ответ на обращение Департамента городской среды администрации г. Тобольска, сообщает, что заявления от Балуевой К.Г., Балуева Е.Н. на технологическое присоединение к системе водоснабжения и водоотведения земельного участка с кадастровым номером <.......>, расположенный по адресу: г.Тобольск, <.......>, уч.№<.......>, не поступало (л.д.83).

Суд первой инстанции верно посчитал необоснованной ссылку представителя ответчика о необходимости обращения в газораспределительную организацию АО «Газпром Газораспределение Север» в целях реализации истцами права присоединения к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования расположенного в домовладениях, так как истцом Балуевым Е.Н. 01.11.2021 была подана соответствующая заявка на портале государственных и муниципальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», заявка номер <.......>, о чем пояснил в судебном заседании истец Балуев Е.Н.. После подачи заявки он увидел на портале отметку, что «Услуга оказана».

Между тем, суду не представлено доказательств того, что спорный земельный участок обеспечен объектами инженерной инфраструктуры – газоснабжением.

Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что бездействие администрации г.Тобольска по формированию инженерной инфраструктуры на предоставленном земельном участке нарушает социальные права истцов, создает препятствия к осуществлению их прав по использованию земельного участка в соответствии с их назначением.

Судебная коллегия находит ошибочными доводы ответчика об отсутствии установленного срока выполнения данной обязанности, поскольку, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, вопрос с организацией и обеспечением земельных участков, предоставленных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, должен был решен или при их предоставлении либо в течение разумного срока после такого предоставления. С даты предоставления земельного участка семье Балуевых на дату рассмотрения спора судом прошло почти более 6 лет.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в части строительства подъездной дороги к земельному участку не доказана невозможность строительства дома семьей Балуевых при наличии грунтовой дороги, истцами возведен каркас индивидуального жилого дома, из фотофиксации видно, что зимняя дорога укатана и прочищена, что позволяет завозить строительные материалы, также видно наличие сетей энергоснабжения, тогда как ответчик не осуществлял технологическое присоединение к электрическим сетям, следовательно, собственники осуществили технологическое присоединение к жилому дому, правильности выводов суда первой инстанции не опровергают, о каких-либо допущенных судом нарушениях норм материального либо процессуального права не свидетельствуют.

Более того, ответчиком в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дороги к земельным участкам) земельного участка, предоставленного многодетной семье Балуевых 12 ноября 2015 года для целей индивидуального жилищного строительства, при том, что обязанность представления указанных доказательств возлагается на ответчика как обязанное лицо.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Довод апелляционной жалобы о том, что установление срока «в течение двух лет» нарушает гарантированное Конституцией РФ право местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, самостоятельное формирование и исполнение бюджета муниципального образования и может привести к невозможности исполнения решения суда в установленный срок, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонены судом поскольку, заявленный прокурором срок с учетом периода финансового года и возможности утверждения бюджета на очередной финансовый год является разумным.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что распоряжением администрации г. Тобольска №<.......> от 12 ноября 2015 года в собственность семье Балуева Е.Н. для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: г. Тобольск, <.......>, уч. №<.......> (л.д.34-35).

Таким образом, с 2015 года истцы не могут приступить к полноценному осуществлению их прав по использованию земельного участка в соответствии с их назначением.

Довод апелляционной жалобы о том, что вопрос о возможности подключения спорного земельного участка к объектам инженерной инфраструктуры (газоснабжение, водоснабжение, водоотведение) не рассмотрен, при подготовке к рассмотрению дела на ходатайство представителя ответчика суд ответил отказом в направлении судебного запроса, не может повлечь отмену постановленного решения, поскольку на правильность выводов суда не влияет.

В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, повторяют позицию, изложенную стороной ответчика в суде первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом первой инстанции полно и правильно, выводы, изложенные в решении, основаны на исследованных и оцененных в соответствии с правилами ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствах, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, законных оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тобольского городского суда Тюменской области от 30 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации г. Тобольска – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 апреля 2022г.