Дело № 2-243/2020 Председательствующий – судья Сухарькова Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-1933/2020
г. Брянск 25 июня 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю.В., судей областного суда Катасоновой С.В.,
Денисюка О.Н.,
при секретаре Ласой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Брянской области на решение Стародубского районного суда Брянской области от 13 апреля 2020 года по делу по исковому заявлению ФИО1 к Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Брянской области о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по снятию с учета трактора.
Заслушав доклад судьи Денисюка О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 (истица) обратилась в суд с данным иском к Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Брянской области (ответчик), указывая в обоснование заявленных требований, что ей ответчиком необоснованно отказано в снятии с учета трактора ЮМЗ-6л, 1984 года выпуска с государственным регистрационным знаком № 32 проданного 22 мая 2015 года по договору купли-продажи ФИО2 В то время как до настоящего времени она является собственником трактора и ей начисляется транспортный налог. С учетом изложенного, росит суд признать незаконным отказ главного государственного инженера-инспектора гостехнадзора Брянской области по Стародубскому району в предоставлении ФИО1 государственной услуги по снятию с учета трактора колесного ЮМЗ-6л, 1984 года выпуска, государственный регистрационный знак №, обязать Государственную инспекцию гостехнадзора Брянской области предоставить ФИО1 государственную услугу по снятию учета трактора колесного ЮМЗ-6л, 1984 года выпуска, государственный регистрационный знак №.
Решением Стародубского районного суда Брянской области от 13 апреля 2020 года исковые требования ФИО1 удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Брянской области в предоставлении ФИО1 государственной услуги по снятию с учета трактора колесного ЮМЗ-бл, 1984 года выпуска, государственный регистрационный знак №; обязал Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Брянской области предоставить ФИО1 государственную услугу по снятию с учета трактора колесного ЮМЗ-6л, 1984 года выпуска, государственный регистрационный знак №.
В апелляционной жалобе ответчик Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники <адрес> просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что истицей не соблюдена процедура снятия с регистрационного учета транспортного средства, а также не представлены документы на него.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истица ФИО1 возражала против удовлетворения жалобы, считал решение законным и обоснованным.
Лица участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции, будучи извещенными надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явились, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия не представили, об отложении слушания ходатайств не поступало. При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав доклад судьи Денисюка О.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд исходил из того, что факт прекращения права собственности истицы на спорное транспортное средство ответчиком не оспаривается и подтвержден материалами дела, принимая во внимание отсутствие у истицы паспорта транспортного средства, а также возможности получения его дубликата и, как следствие, невозможности снять трактор с регистрационного учета в установленном законом порядке, заявленное требование подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Государственная регистрация автотранспортных средств на территории Российской Федерации производится в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
Согласно п.2 данного Постановления Правительства регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют в частности, органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуются - органы гостехнадзора) - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке (п.3 вышеуказанного постановления).
Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом "действующий", оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации (п.4).
В соответствии с Положением о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 №1291 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», утверждены «Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора)» (утв. Минсельхозпродом России 16.01.1995) (ред. от 26.06.2014) (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.1995 N 785)
Исходя из п.1.2 указанных Правил, правила распространяются на всех юридических лиц Российской Федерации и иностранных государств независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, физических лиц граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся собственниками машин, либо лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях этими машинами, предприятия-изготовители, а также предприятия, организации, учреждения и граждан-предпринимателей, производящих торговлю машинами и номерными агрегатами на основании лицензии, выданной в установленном порядке.
Правила обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (п.1.3 Правил).
Государственной регистрации, учету в соответствии с настоящими Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин (п.1.4 Правил).
В соответствии с п.1.5 Правил, собственники машин либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях машинами, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака "Транзит" или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета машин, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями гостехнадзора национально-государственных и административно-территориальных образований (п.1.10 Правил).
Согласно п.5.1 и 5.2 Правил, владельцы обязаны снять машины с учета по месту их регистрации в случаях: изменения места жительства (юридического адреса) лиц, за которыми они зарегистрированы, если новое место жительства (юридический адрес) находится за пределами территории, на которую распространяется деятельность государственной инспекции гостехнадзора, зарегистрированной машины, а также возникновения иных оснований для изменения места регистрации; прекращения права собственности на машины; списания (утилизации) машин; вывоза машины за пределы Российской Федерации, за исключением случаев временного вывоза.
При снятии с учета машин их владельцы обязаны представить в государственную инспекцию гостехнадзора заявления с отметкой военного комиссариата в необходимых случаях, предъявить документы, удостоверяющие личность в соответствии с п. 2.10 настоящих Правил, регистрационные документы и паспорта машин и сдать государственные регистрационные знаки. В регистрационных документах и паспортах машин проставляются отметки о снятии с учета машин. Государственные регистрационные знаки не сдаются при снятии с учета машин в связи с изменением места жительства или юридического адреса лиц, за которыми они зарегистрированы, в пределах субъекта Российской Федерации.
Таким образом, на владельца самоходной машины возложена обязанность снять ее с учета по месту регистрации в случае прекращения права собственности на машину. Для снятия ее с учета в государственную инспекцию гостехнадзора необходимо представить, в том числе регистрационные документы и паспорт машины, сдать государственные регистрационные знаки.
Как следует из материалов дела, ФИО1 согласно договору купли-продажи транспортного средства от 22 мая 2015 года трактор колесный ЮМЗ-6л, 1984 года выпуска, государственный регистрационный знак № был продан покупателю ФИО2, при этом при передаче трактора покупателю были переданы все регистрационные документы на трактор, регистрацию транспортного средства на нового собственника в ГИБДД обязан был осуществить покупатель в минимальные сроки. Следовательно, ФИО2 является фактическим владельцем указанного трактора.
Также материалами дела подтверждается, что истица обращалась в государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Брянской области, 12 декабря 2019 года в оказании государственной услуги по снятию с учета трактора ей было отказано ввиду отсутствия необходимых для этого документов на транспортное средство, регистрационных знаков, а также самого трактора.
Принимая во внимание изложенное и учитывая, что ФИО1 в Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Брянской области не представлены документы, предусмотренные п. 5.2 Правил, государственный регистрационный знак, то у суда первой инстанции отсутствовали правовые оснований для возложения на ответчика обязанности по снятию самоходной машины, зарегистрированной на имя истицы, с регистрационного учета.
Таким образом, по приведенным выше мотивам вынесенное судом решение не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Требования об обязании покупателя трактора ФИО2 произвести регистрацию транспортного средства истцом не заявлялось.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Стародубского районного суда Брянской области от 13 апреля 2020 года по делу по исковому заявлению ФИО1 к Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Брянской области о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по снятию с учета трактора отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Брянской области о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по снятию с учета трактора отказать.
Председательствующий Ю.В. Горбачевская
Судьи областного суда С.В. Катасонова
О.Н. Денисюк