дело № 33-924/2022
№ 2-243/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 февраля 2022 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Синельниковой Л.В.,
судей Сенякина И.И., Кравцовой Е.А.,
при секретаре Елизарове А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Тоцкого гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» Министерства обороны Российской Федерации об обязании определить приаэродромную территорию, выделить подзоны, внести сведения в государственный кадастр недвижимости,
по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 09 августа 2021 года,
заслушав доклад судьи Синельниковой Л.В., объяснения помощника военного прокурора Тоцкого гарнизона Великого А.Е., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя третьего лица - командира войсковой части 71592 Калинина А.А., полагавшего доводы апелляционной жалобы подлежащими удовлетворению,
установила:
военный прокурор Тоцкого гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» Министерства обороны Российской Федерации об обязании определить приаэродромную территорию, выделить подзоны, внести сведения в государственный кадастр недвижимости, указав, что военной прокуратурой Тоцкого гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 45123-3, дислоцированной на территории Тоцкого гарнизона ЦВО, требований законодательства в сфере безопасности полетов воздушных судов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды. Установлено, что в непосредственной близости от аэродрома государственной авиации 2 класса «Тоцкое», расположенного на земельном участке с кадастровым номером № в Тоцком районе Оренбургской области, на приаэродромной территории в границах полосы воздушных подходов на смежных земельных участках гражданами ведется индивидуальное жилищное строительство 2 домов.
Согласно действующему законодательству приаэродромная территория военного аэродрома устанавливается решением Министерства обороны Российской Федерации в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду. Проект решения подготавливается оператором аэродрома. Сведения о приаэродромной территории и ограничениях на осуществление определенных видов деятельности на ней подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
Истец просил суд обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» устранить нарушения требований законодательства в сфере безопасности полетов воздушных судов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды войсковой части 45123-3 путем определения приаэродромной территории, выделения в соответствии с правилами на приаэродромной территории подзон в вышеуказанной воинской части, внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о приаэродромной территории войсковой части 45123-3.
Определениями Кировского районного суда г. Екатеринбурга от
23 ноября 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Управление Росреестра по Оренбургской области.
Определением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от
15 декабря 2020 года гражданское дело передано по подсудности в Тоцкий районный суд Оренбургской области для рассмотрения по существу.
Определениями Тоцкого районного суда Оренбургской области от
12 мая 2021 года, 7 июля 20211 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены командир войсковой части 45123-3, дислоцированной на территории Тоцкого гарнизона ЦВО, администрация МО Пристанционный сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, администрация Тоцкого района Оренбургской области, Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации.
Помощник военного прокурора Тоцкого гарнизона Великий А.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в письменных возражениях просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что обязанность по подготовке проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома государственной авиации 2 класса «Тоцкое» возложена на командира войсковой части 45123-3. Границы земельного участка, расположенного под аэродромом, не определены, межевание не проведено, в связи с чем невозможно установить границы подзоны приаэродромной территории. Министерством обороны РФ ведутся работы по оформлению кадастровой документации на земельные участки. Земельный участок, расположенный под аэродромом «Тоцкий», вошел в Перечень земельных участков, требующих оформления в приоритетном порядке в 2021 году. Планируется провести мероприятия по формированию конкурсной документации на определение поставщика на оказание услуг по выполнению комплекса кадастровых работ в случае достаточного финансирования. Полагает, что Министерством обороны Российской Федерации осуществлены необходимые мероприятия по определению приаэродромной территории, выделению в соответствии с правилами на приаэродромной территории соответствующих подзон, внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о приаэродромной территории, правовых оснований для возложения обязанности по определению приаэродромной территории не имеется.
Представитель ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» в возражениях на исковое заявление просил в удовлетворении исковых требований отказать в связи с отсутствием правовых оснований для возложения на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» обязанности по определению приаэродромной территории.
Представители третьих лиц – войсковой части 71592, войсковой части 45123, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Управления Росреестра по Оренбургской области, администрации МО Пристанционный сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, администрации Тоцкого района Оренбургской области, Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица командира войсковой части 71592 – Калинин А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что полномочиями оператора аэродрома по разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории наделен старший авиационный начальник аэродрома, которым назначен командир войсковой части 45123-3. Земельный участок, на котором расположен аэродром «Тоцкий», не оформлен, не отражен на кадастровой карте. Определение подзон приаэродромной территории без надлежащего оформления прав на земельный участок и его границ может привести к ошибкам и ограничению прав неопределенного круга лиц. Указал, что на официальном сайте Министерства обороны РФ размещена согласованная карта (схема) границ полос воздушных подходов, санитарно-защитных зон и зон ограничения строительства, в связи с чем правового вакуума по организации безопасности полетов воздушных судов аэродрома «Тоцкий» не имеется.
Третье лицо – командир войсковой части 45123-3 Ермолаев Н.Ф. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что в 2020 году велись работы по подготовке проекта приаэродромной территории. Проект не был подготовлен в связи с тем, что границы земельного участка, на котором расположен аэродром «Тоцкий», не были определены, участок не поставлен на кадастровый учет. Также войсковая часть не располагала специалистами для разработки данного проекта.
От Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 45123, администрации МО Пристанционный сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, администрации Тоцкого района Оренбургской области поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Решением Тоцкого районного суда Оренбургской области от 09 августа 2021 года исковые требования военного прокурора Тоцкого гарнизона в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены частично.
На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность устранить нарушения требований законодательства в сфере безопасности полетов воздушных судов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды, путем установления приаэродромной территории аэродрома государственной авиации 2 класса «Тоцкое», выделения в соответствии с правилами на приаэродромной территории аэродрома государственной авиации 2 класса «Тоцкое» подзон, внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о приаэродромной территории аэродрома государственной авиации 2 класса «Тоцкое» войсковой части 45123-3.
В удовлетворении иска к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» Министерства обороны Российской Федерации отказано.
В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 1 июня 2021 года № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» в статью 4 Федерального закона от 01 июля 2017 года №135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» внесены изменения, а именно: введена часть 8, в которой указано, что в случае, если до 1 июля 2021 года седьмая подзона приаэродромной территории аэродромов, введенных в эксплуатацию до указанной даты, не была установлена (в том числе в случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 4 ФЗ-135), седьмая подзона приаэродромной территории таких аэродромов подлежит установлению до 1 января 2025 года в соответствии с требованиями ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации. В связи с изложенными обстоятельствами считает требования истца преждевременными. Указывает, что требования истца о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по проведению соответствующих мероприятий является ограничением права на реализацию возложенных на него функций и на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к его компетенции.
В возражениях на апелляционную жалобу военный прокурор Тоцкого гарнизона указал, что считает решение суда законным и обоснованным, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав участников процесса, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации установлены Воздушным кодексом Российской Федерации.
Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности (абзац 2 преамбулы Воздушного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).
Как следует из пункта 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, на приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления определенной деятельности.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального Закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти. На приаэродромной территории могут выделяться семь подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" определено, что по истечении 360 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона нарушение требований Воздушного кодекса Российской Федерации об установлении приаэродромных территорий и соответствующих ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности и эксплуатация такого аэродрома признаются нарушением требований безопасности полетов воздушных судов.
Согласно положениям пункта 2 части 7 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, проект решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории с выделением с первой по шестую подзон приаэродромной территории или с выделением с первой по седьмую подзон приаэродромной территории, включающий в том числе установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, подготавливается оператором аэродрома и утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии данного проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (в случае, если проектом предусматривается выделение с первой по седьмую подзон приаэродромной территории) по согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория (в части соответствия данного проекта решения, выделения на приаэродромной территории подзон, установления в таких подзонах ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности порядку описания местоположения границ приаэродромной территории, порядку выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются эти ограничения), осуществляемому с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, содержащих расчет размера ущерба, подлежащего возмещению гражданам, юридическим лицам и публично-правовым образованиям в связи с установлением ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.
Пунктом 2 Правил установлено, что решение об установлении приаэродромной территории принимается в отношении аэродромов государственной авиации - Министерством обороны Российской Федерации.
Решение включает:
а) текстовое и графическое описания местоположения границ приаэродромной территории и выделенных на ней подзон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (границы приаэродромной территории устанавливаются по внешним границам выделяемых на такой территории подзон, при этом границы приаэродромной территории и выделенных на ней подзон могут пересекаться с границами территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки, и границами земельных участков);
б) перечень ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности) (пункт 3 Правил).
Согласно пункту 4 Правил проект решения подготавливается оператором аэродрома - в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны". Под оператором аэродрома в настоящих Правилах понимается оператор аэродрома гражданской авиации (для аэродромов гражданской авиации), организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации (для аэродромов экспериментальной авиации), федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, или организация, уполномоченная указанным федеральным органом исполнительной власти (для аэродромов государственной авиации).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Министерство обороны Российской Федерации является собственником аэродрома «Тоцкое», расположенного (адрес).
Аэродром «Тоцкое» является авиационной комендатурой войсковой части 45123 (г. Каменск-Уральский).
Приаэродромная территория аэродрома «Тоцкое» расположена на земельном участке с кадастровым номером №, площадью
*** кв.м., находящемся в собственности Российской Федерации. Земельный участок предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования в/ч 17946 Министерства обороны РФ.
Военной прокуратурой Тоцкого гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 45123-3, дислоцированной на территории Тоцкого гарнизона ЦВО, требований законодательства в сфере безопасности полетов воздушных судов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды.
В результате проверки установлено, что в непосредственной близости от аэродрома государственной авиации 2 класса «Тоцкое», расположенного на земельном участке с кадастровым номером № в Тоцком районе Оренбургской области, на приаэродромной территории в границах полосы воздушных подходов на смежных земельных участках гражданами ведется индивидуальное жилищное строительство. В нарушение действующего законодательства приаэродромная территория не установлена.
Обращаясь в суд, прокурор указал, что невыполнение требований федерального законодательства в части установления приаэродромной территории может повлечь нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно выписке из ЕГРН от 15 апреля 2021 года земельный участок с кадастровым номером №, площадью *** кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка ориентир (адрес), категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Судом установлено, что Министерством обороны Российской Федерации принимались меры по выполнению требований закона об установлении приаэродромной территории, а именно: земельный участок с кадастровым номером № (территория аэродрома «Тоцкое») включен в перечень земельных участков, требующих оформления в приоритетном порядке в 2021 году; подготовка проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома государственной авиации 2 класса «Тоцкое» возложена на командира войсковой части 45123-3; в адрес войсковой части были доведены указания о необходимости проработки предварительных расчетов подзон приаэродромных территорий аэродромов государственной авиации; разработано тактико-техническое задание и направлено в адрес вышестоящего штаба в 2020 году.
Несмотря на предпринятые меры аэродром государственной авиации 2 класса «Тоцкое» эксплуатируется в отсутствие принятого и утвержденного в установленном порядке решения об установлении приаэродромной территории, границы земельного участка аэродрома не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, работы по определению границ аэродрома не завершены, не подготовлен проект решения об установлении приаэродромной территории и не направлен вместе с пояснительной запиской и положительным санитарно-эпидемиологическим заключением в вышестоящий орган военного управления для его последующего согласования с Департаментом военного имущества МО РФ и Департаментом строительства МО РФ, а также с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в границах территории которого расположена приаэродромная территория, решение об установлении приаэродромной территории не принято и не направлено в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а также в орган местного самоуправления муниципального образования, в границах территории которого расположена приаэродромная территория.
Разрешая исковые требования по существу, суд пришел к выводам о том, что предельный срок принятия решения об установлении приаэродромной территории, определенный законом до 1 июля 2018 года, наступил, однако собственником аэродрома и уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти -Министерством обороны Российской Федерации, хотя и принимаются меры по выполнению требований закона об установлении приаэродромной территории аэродрома государственной авиации 2 класса «Тоцкое», но решение об установлении приаэродромной территории не принято, приаэродромная территории аэродрома не установлена, что в силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» признается нарушением требований безопасности полетов воздушных судов.
С указанными выводами суд апелляционной инстанции соглашается, признает их законными, обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что при принятии решения суд не принял во внимание положения Федерального закона от 01.06.2021 № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», определившего срок установления седьмой подзоны приаэродромной территории до 1 января 2025 года, не является основанием для отмены решения, так как суд не возлагал на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по установлению седьмой подзоны приаэродромной территории.
В силу п.5 ст.4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ нарушение требований Воздушного кодекса Российской Федерации об установлении приаэродромных территорий признаются нарушением требований безопасности полетов воздушных судов по истечении трехсот шестидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Данный срок истек 1 июля 2018 года.
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ вопрос о том, какие подзоны (с первую по шестую или с первую по седьмую) подлежат установлению на приаэродромной территории, определяется в проекте решения, которое подготавливается оператором аэродрома и утверждается Министерством обороны Российской Федерации. Соответственно вопрос о том, сколько подзон (с первую по шестую или с первую по седьмую) включать в проект решения, а также иные сведения, подлежащие отражению в проекте, относится к компетенции оператора аэродрома. Этот вопрос в судебном порядке разрешению не подлежит.
Довод апелляционной жалобы о том, что возложение на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по проведению соответствующих мероприятий является ограничением права на реализацию возложенных на него функций, является несостоятельным, поскольку невыполнение возложенных законом на ответчика обязанностей, в соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", в установленный законом срок, является нарушением, которое подлежит обязательному устранению в силу закона.
Довод апелляционной жалобы о том, что установить границы подзон приаэродромной территории не представляется возможным, поскольку земельный участок под аэродромом не сформирован, является несостоятельным. Судом установлено, что приаэродромная территория аэродрома «Тоцкое» расположена на земельном участке с кадастровым номером №, площадью *** кв.м., находящемся в собственности Российской Федерации, категория земельного участка определена (в том числе земли обороны), так же как и вид разрешенного использования (в том числе под объекты обороны). То обстоятельство, что аэродром занимает часть этого земельного участка, не свидетельствует о том, что земельный участок не сформирован и на нем невозможно выделить приаэродромную территорию.
Привлечение судом к участию в деле Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, который является обособленным структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации и не имеет статуса юридического лица, не привело к принятию неправильного решения, поскольку Министерство обороны привлечено к участию в рассмотрении дела и его права не нарушены.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым отметить, что возложив на ответчика обязанность совершить действия, суд не установил срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник военного прокурора Тоцкого гарнизона Великий А.Е. для совершения действий, указанных в решении суда первой инстанции, просил установить срок – один год. Судебная коллегия считает этот срок для исполнения решения суда разумным. В силу ч. 1 ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебного постановления должно осуществляются в разумные сроки. Оснований для установления такого срока путем проведения судебной экспертизы не целесообразно, поскольку экспертным путем определить такой срок не представляется возможным ввиду того, что срок выполнения действий, возложенных на ответчика решением суда, зависит от самого ответчика. При этом срок исполнения в течение одного года со дня вступления решения в законную силу судебная коллегия находит разумным, и полагает, что при проведении ответчиком процедуры выделения приаэродромной территории в соответствии с порядком, установленным законом, данный срок является достаточным для исполнения решения суда.
В соответствии со статьей 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения.
Исходя из изложенных обстоятельств, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции изменить путем внесения изменений в резолютивную часть решения относительно срока исполнения решения суда.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 09 августа 2021 года изменить, изложив абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:
«Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в срок до 17 февраля 2023 года устранить нарушения требований законодательства в сфере безопасности полетов воздушных судов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды, путем установления приаэродромной территории аэродрома государственной авиации 2 класса «Тоцкое», выделения в соответствии с правилами на приаэродромной территории аэродрома государственной авиации 2 класса «Тоцкое» подзон, внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о приаэродромной территории аэродрома государственной авиации 2 класса «Тоцкое» войсковой части 45123-3».
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Л.В. Синельникова
Судьи И.И. Сенякин
Е.А. Кравцова
В окончательной форме апелляционное определение принято 24.02.2022.