Судья: Лисина Е.В. Дело 2-2440/2021
Докладчик: Крейс В.Р. 33-2308/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Быковой И.В.,
судей Карболиной В.А., Крейса В.Р.,
при секретаре Хлебникове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 3 марта 2022 года гражданское дело
по иску З.Н.Н. к Толмачевскому сельсовету Новосибирского района Новосибирской области о взыскании денежного содержания, процентов, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе З.Н.Н. на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 2 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Крейса В.Р., объяснения представителей: З.Н.Н. - К.Е.П., Толмачевского сельсовета - З.Д.В. и Г.Н.И., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
З.Н.Н. обратился в суд с иском к Толмачевскому сельсовету Новосибирского района Новосибирской области.
В обоснование требований указал, что занимал должность Главы Толмачевского сельсовета; полномочия были прекращены на основании распоряжения администрации Толмачевского сельсовета от 30.12.2020 с выплатой денежной компенсации за неиспользованный отпуск.
В период с 25.12.2015 по 31.12.2020 он достиг пенсионного возраста и является получателем пенсии по старости. В связи с этим по истечении установленного срока полномочий ему подлежала выплате пятикратная сумма ежемесячного денежного содержания по ранее замещаемой муниципальной должности. Однако, данная выплата не была произведена.
Поскольку был нарушен срок осуществления выплаты, на основании ст. 236 ТК РФ подлежат уплате проценты.
Уточнив требования, истец просил взыскать с Толмачевского сельсовета денежное содержание в размере 439712,50 руб., проценты (денежную компенсацию) в размере 54429,07 руб., компенсацию морального вреда - 100000 руб., расходы на оплату услуг представителя - 35000 руб.
2 декабря 2021 года решением Новосибирского районного суда Новосибирской области отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе З.Н.Н. указывает, что выводы суда о том, что средства для выплаты Главе бюджетом Толмачевского сельсовета не предусмотрены ввиду отсутствия соответствующего решения Совета депутатов сельсовета и отсутствия в бюджете сельсовета соответствующих финансовых средств по данному виду расходов, основаны на неверном толковании положений Устава и бюджета Толмачевского сельсовета.
Указание суда на обязательное наличие в бюджете сельсовета по данному виду расходов обязательной строки, противоречит положениям бюджетного законодательства; строка расходов на содержание Главы Толмачевского сельсовета имеется в бюджете (фонд оплаты труда).
Ссылка суда на то, что в пп. «в» п.5 ст. 23 Устава предусмотрено лишь право Главы на получение выплаты, обязанность осуществления такой выплаты Уставом не предусмотрена, не соответствует положениям Устава.
Выводы суда о том, что взыскание процентов на основании ст.236 ТК РФ и компенсации морального вреда основаны на положениях трудового законодательства РФ, которое не распространяется на выборных должностных лиц органов местного самоуправления, противоречит нормам права.
Таким образом, суд первой инстанций при рассмотрении требований, в результате неправильного применения норм материального права и существенного нарушения норм процессуального права не определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не установил эти обстоятельства, не принял во внимание его доводы и не оценил в совокупности имеющиеся по делу доказательства.
На апелляционную жалобу Толмачевским сельсоветом поданы возражения.
Рассмотрев дело в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив решение, судебная коллегия оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не усматривает.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Согласно части 2 статье 52 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 53 этого же федерального закона).
Из абзаца второго пункта 1 и пункта 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходные обязательства муниципального образования, возникающие в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В силу пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
Судом установлено, что решением очередной 5-й сессии пятого созыва Совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области №25 от 16.12.2015 главой Толмачевского сельсовета избран З.Н.Н.
25.12.2015 З.Н.Н. вступил в должность главы администрации сельсовета, что подтверждается распоряжением №19-рл от 25.12.2015.
30.12.2020 полномочия главы администрации сельсовета были прекращены с 31.12.2020 в связи со вступлением в должность вновь избранного главы сельсовета, с выплатой денежной компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 календарных дней за рабочий период с 25.12.2019 по 31.12.2020 (л.д. 54).
З.Н.Н. с 26.02.2016 назначена страховая пенсия по старости.
В иске З.Н.Н. указывает, что в период осуществления полномочий по выборной должности главы сельсовета он достиг пенсионного возраста, его полномочия прекратились в связи с истечением срока, в связи с чем ему должна быть произведена выплата ежемесячного денежного содержания в пятикратном размере, предусмотренная Уставом.
Между тем, из материалов дела следует, что решением 42-й сессии Совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района НСО пятого созыва №185 от 22.03.2019 принят Устав Толмачевского сельсовета с последующими изменениями (далее - Устав) (т. 1 л.д. 89-126).
Статьей 23 п. 5 п.п. «в» Устава гарантируется депутатам, председателю совета депутатов, главе Толмачевского сельсовета в связи с осуществлением их полномочий по истечении установленного срока полномочий, а также в случае досрочного прекращения полномочий пятикратная выплата Ежемесячного денежного содержания по ранее замещаемой муниципальной должности. Выплата устанавливается в отношении лиц, осуществлявших полномочия выборных должностных лиц и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность.
Гарантии установленные частью пятой настоящей статьи предоставляются при наличии собственных финансовых средств в бюджете Толмачевского сельсовета и сохранении за ним статуса бездотационного муниципального образования.
В соответствии с п. 9 ст. 23 Устава порядок реализации гарантий депутатам, председателю Совета депутатов Толмачёвского сельсовета, главе Толмачевского сельсовета, определенных настоящей статьей, за исключением гарантий, предусмотренных ц п. «а» п. 2 и п.п. «а» п. 3 ч. 3 настоящей статьи устанавливается муниципальными правовыми актами Совета депутатов Толмачевского сельсовета.
Решением 26-й сессии пятого созыва Совета депутатов Толмачевского сельсовета № 115 от 01.12.2017 утверждено Положение «О порядке оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих щ органах местного самоуправления Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области» (далее - Положение) (л.д. 60).
Согласно п. 3 Положения, выборным должностным лицам местного самоуправления Толмачевского сельсовета производятся следующие ежемесячные и иные дополнительные выплаты: 1) ежемесячное денежное поощрение, 2) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, 3) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, 4) иные выплаты.
К иным выплатам в силу п. 3.9 Положения относятся поощрения за продолжительную и безупречную службу, образцовое выполнение должностных обязанностей, единовременное денежное вознаграждение щ связи с выходом на пенсию, а также в связи с юбилейными датами жизни и муниципальной службы. Виды поощрений муниципальных служащий, замещающих должности муниципальной службы в Толмачевском сельсовете, а также порядок их применения определяются отдельным Положением, принимаемым Советом депутатов. Средства на выплату предусматриваются в бюджете Толмачевского сельсовета ежегодно.
Управлением финансов и налоговой политики Новосибирского района на запрос суда представлен ответ, согласно которому в 2015 и 2016 году дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности Толмачевскому сельсовету не предоставлялась, а также не заменялась дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц; в 2017 году бюджету сельсовета была предоставлена дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности в объеме, 3168,97 тыс. руб., в 2018-2020 - решениями сессии Совета депутатов Толмачевского сельсовета принята 100% замена расчетной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на дополнительный норматив отчислений от налога на доходы физических лиц. Размер дополнительного норматива от налога на доходы физических лиц на 2018 год составил 1,21%, на 2019 - 1,14%, на 2020 год - 1,39%. Кроме того, при определении степени дотационности муниципального образования в соответствии со ст. 136 БК РФ должны учитываться как дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности, так и замена её дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ, Законом Новосибирской области от 6 июля 2018 года N 275-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Новосибирской области", Уставом сельсовета, суд пришел к выводу, что Уставом предусмотрено лишь право главы сельсовета на получение выплаты в размере пятикратного ежемесячного денежного содержания по ранее замещаемой муниципальной должности в случае достижения пенсионного возраста в период полномочий выборного должностного лица; обязанность осуществления такой выплаты Уставом не предусмотрена. Поскольку Советом депутатов Толмачевского сельсовета решение об осуществлении такой выплаты З.Н.Н. не принималось, суд отказал в удовлетворении иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Вопреки доводам жалобы, средства для выплаты главе сельсовета бюджетом сельсовета не предусмотрены ввиду отсутствия соответствующего решения Совета депутатов Толмачевского сельсовета и отсутствия в бюджете сельсовета соответствующих финансовых средств по данному виду расходов.
Обязательное наличие в бюджете сельсовета по данному виду расходов обязательной строки не противоречит положениям бюджетного законодательства.
Так, решением внеочередной 47-й сессии пятого созыва Совета депутатов Толмачевского сельсовета № 212 от 28.11.2019 утвержден бюджет сельсовета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Согласно приложению № 2 к указанному решению, в бюджете на 2020 год были предусмотрены расходы на функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования Толмачевского сельсовета в размере 1488,51 тыс. руб. куда включены денежные средства на фонд оплаты труда государственных (муниципальных служащих (главы сельсовета) в размере 1143,25 тыс. руб. и взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных органов) в размере 345,26 тыс. руб.
По штатному расписанию, утвержденному главой администрации сельсовета, с 01.01.2020 размер годового денежного вознаграждения главе администрации составил 1055,31 тыс. руб.
С учетом единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (87942,50 руб.), расходов на обязательное социальное страхование в размере 30,2% (345262,26 руб.), общий размер средств составляет 1488514,76 руб., что соответствует предусмотренному бюджетом на 2020 год размеру расходов на выплату главе сельсовета.
Согласно справке о заработной плате и иных доходах на 2020 год З.Н.Н., за 2020 год им получена заработная плата в общей сумме 1134581,03 руб., что соответствует размеру расходов, предусмотренных бюджетом на выплаты главе сельсовета.
Иные средства для выплаты Главе бюджетом сельсовета предусмотрены не были.
Доводы апеллянта о том, что изначально З.Н.Н. не планировал освобождать замещаемую им должность, а был намерен баллотироваться на новый срок, в связи с чем, при планировании бюджета на 2020 год расходы на выплату гарантии не могли быть заложены, не могут быть приняты во внимание, так как для разрешения данного вопроса могло быть принято отдельное решение Совета депутатов либо могли быть внесены изменения в бюджет, в том числе, по инициативе главы сельсовета, которому такие полномочия предоставлены в силу ст. 28 Устава.
Между тем, Советом депутатов Толмачевского сельсовета решение об осуществлении такой выплаты З.Н.Н. не принималось.
Вопреки доводам жалобы, муниципальное образование – Толмачевский сельсовет является дотационным; администрация представила доказательства того, в какую строку Доходов бюджета заносятся сведения о дополнительном доходе от замены дотаций дополнительным нормативом (Приложение № к Решению СД № – Таблица №, строка с кодом №).
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оцененными судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и согласуются с нормами материального и процессуального права, регулирующими спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 2 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу З.Н.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: