ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2444/19 от 03.10.2019 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Карвенова Е.В. Дело № 2-2444/2019

№ 33-815/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 октября 2019 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Цакировой О.В.,

судей Сидоренко Н.А. и Лиджиева С.В.

при секретаре Акшибаевой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 июля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Цакировой О.В., объяснения ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим. Решением Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 09 августа 2013 года № <…> ей назначена пенсия за выслугу лет как лицу, замещавшему должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-3 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия». Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года вышеуказанный закон признан недействующим. С 27 июля 2016 года выплата пенсии за выслугу лет прекращена. В настоящее время в Республике Калмыкия отменены дополнительные гарантированные пенсионные права, новые не установлены. На момент прекращения выплаты размер ее пенсии составлял 14 689 руб. 04 коп. Поскольку, исходя из требований Конституции Российской Федерации, объем социальных гарантий не должен уменьшаться, просила взыскать с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с 27 июля 2016 года по 30 апреля 2018 года в размере 310 839 руб. 04 коп. за счет средств бюджета Республики Калмыкия; обязать Министерство финансов Республики Калмыкия перечислить денежные средства в указанном размере из республиканского бюджета на лицевой счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 июня 2018 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству финансов Республики Калмыкия, Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет отказано.

Определением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 05 июня 2019 года заявление ФИО1 об отмене по новым обстоятельствам вступившего в законную силу решения Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 июня 2018 года удовлетворено. Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 июня 2018 года отменено, производство по гражданскому делу возобновлено, дело назначено к рассмотрению в судебном заседании.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представители Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия и Министерства финансов Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились. До рассмотрения дела представитель Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия представил письменные возражения, в которых указал, что сумма, предъявленная ко взысканию, не имеет правовых оснований; доводы, изложенные в иске, основаны на неправильном толковании правовых норм. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований полностью, рассмотреть дело в отсутствие представителя, учесть, что ФИО1 Казенным учреждением Республики Калмыкия «Центр социальной защиты населения г. Элисты» начислена компенсационная выплата за период с 27 июня 2016 года по 04 декабря 2018 года в размере 5 658 руб. 07 коп.

В силу статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 июля 2019 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет отказано.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней истец ФИО1 просила решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований, ссылаясь на доводы, изложенные в иске и поддержанные в судебном заседании. Суд первой инстанции рассчитал пенсию за выслугу лет исходя из 2,8 должностного оклада служащего. Однако закон также предоставляет возможность расчета спорной пенсии исходя из 0,8 денежного содержания служащего. Применяя по аналогии закона порядок расчета пенсии по выслуге лет федерального государственного гражданского служащего, суд при расчете спорной пенсии исходил из должностного оклада государственного служащего Республики Калмыкия. Учитывая повышенный размер должностного оклада федерального государственного гражданского служащего, суд несправедливо указал размер оклада государственного служащего Республики Калмыкия, чем ущемил права истца на достойное пенсионное содержание.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержала, просила решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении ее иска в полном объеме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Разрешая заявленные исковые требования ФИО1, суд исходил из того, что ввиду отмены Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-3 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия», предусматривавшего установление истцу, как лицу, замещавшему должность государственной гражданской службы Республики Калмыкия, пенсии за выслугу лет, и при отсутствии надлежащего механизма соответствующего возмещения, к спорным правоотношениям применимы положения Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Суд произвел расчет пенсии за выслугу лет в соответствии с названным законом, и, поскольку размер страховой пенсии по старости превысил размер пенсии за выслугу лет, правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.

С такими выводами суда следует согласиться ввиду их соответствия требования материального и процессуального законов и фактическим обстоятельствам дела.

В силу пунктов «ж» и «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

В соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», регулирующего правовой статус государственных гражданских служащих, единство системы государственной службы Российской Федерации, взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий; установлений ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов; учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы; соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации (статьи 6 и 7).

Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими свои должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим наряду с равными условиями оплаты труда и отдыха гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (п. 11 ч. 1 ст. 52), а также дополнительные государственные гарантии (ст. 53).

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих осуществляется на основании положений Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», регулирующего порядок и условия установления им пенсии за выслугу лет.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что пенсии за выслугу лет (ежемесячные доплаты к пенсиям) для лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, по своей правовой природе являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением данной категории граждан. Законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, дополнительного обеспечения - в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет, предоставляемого за счет средств соответствующих бюджетов (Определения от 11 мая 2006 года № 88-О, от 3 апреля 2007 года № 332-О-П, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О, от 1 октября 2009 года № 1060-О-О и др.)

Установление данных выплат относится к дискреционным полномочиям законодателя субъекта Российской Федерации, который, принимая такое решение в соответствии с рекомендацией, закрепленной в пункте 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы», должен учитывать положения данного Указа (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2017 года № 2922-О).

Во исполнение предоставленных полномочий Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия был принят Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия», регулировавший правоотношения, связанные с установлением и выплатой пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия.

Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года, Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Законом Республики Калмыкия от 18 ноября 2016 года № 207-V-З вышеназванный Закон Республики Калмыкия № 335-III-З признан утратившим силу.

Вместе с тем, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 27 июля 2016 года указала, что положения Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З следует считать не действующими только в той мере, в какой они позволяют устанавливать ежемесячные доплаты к государственной пенсии перечисленным в них лицам без учета положений, установленных на федеральном уровне по аналогичным должностям.

Исходя из этого обстоятельства, законодатель республики вправе был осуществить иное правовое регулирование, заменяющее признанное недействующим, приведя его в соответствие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу и учитывая общие подходы установления таких социальных гарантий, предусмотренных на федеральном уровне.

Так, на федеральном уровне вопрос предоставления социальных гарантий лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы урегулирован Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы», а также Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Таким образом, вышеуказанным лицам предусмотрена возможность установления ежемесячной доплаты только к страховой пенсии по старости (инвалидности), либо к досрочно назначенной пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Согласно пункту 10 вышеназванного Указа Президента Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.

Введенный в действие с 01 января 2002 года Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ также регламентирует условия назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим.

Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (в том числе ежемесячную доплату к страховой пенсии, пенсию за выслугу лет и др.), но с учетом общих требований, установленных на федеральном уровне при реализации субъектом Российской Федерации данных полномочий.

Между тем, законодатель республики после признания утратившим силу Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З, соответствующий закон, регулирующий правоотношения в оспариваемый период по установлению и выплате пенсии лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, не принял.

Вместе с тем, одним из принципов гражданской службы в силу положений статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, а согласно статье 6 названного Федерального закона взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий.

Так, в силу части 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

С учетом приведенных положений, в случае отсутствия или признания недействующими законов субъектов, регулирующих установление и выплату пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, с учетом общих подходов установления таких социальных гарантий, применяются аналогичные положения закона, предусмотренные на федеральном уровне, имеющие большую юридическую силу.

Так, исходя из единства и взаимосвязи правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, в целях соблюдения основных государственных социальных гарантий государственным гражданским служащих республики, ввиду отсутствия закона и механизма выплаты такой пенсии в оспариваемый период, применимы аналогичные положения Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», регулирующие установление и выплату пенсии лицам, замещавшим должности федеральной государственной гражданской службы посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что со дня признания не действующим Закона Республики Калмыкия № 335-III-З (27 июля 2016 года) и до введения в действие Закона Республики Калмыкия № 51-VI-30 от 1 июля 2019 года, аналогичные положения вышеуказанного Федерального закона № 166-ФЗ применимы для дополнительного пенсионного обеспечения за счет средств бюджета Республики Калмыкия государственным гражданским служащим республики, которое было гарантировано ранее действовавшим законодательством субъекта Российской Федерации, так как иное привело бы к ущемлению прав на достойное пенсионное обеспечение и уменьшению ранее получаемых социальных выплат.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 данного Федерального закона N 166-ФЗ размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, за исключением случаев исчисления размера среднемесячного заработка в соответствии с абзацем 2 настоящего пункта, не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного служащему.

В связи с изложенным, после включения всех выплат и повышений оклада в среднемесячный заработок, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, размер этого заработка не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного указами Президента Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 166-ФЗ федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх указанного стажа пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона.

Таким образом, размер пенсии за выслугу лет исчисляется как разница между общей суммой, определяемой в соответствии со статьями 14 и 21 Федерального закона № 166-ФЗ с учетом стажа государственной гражданской службы и среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, и размером его страховой пенсии по старости (инвалидности) с установленной к ней фиксированной выплатой, без учета сумм, предусмотренных п. 3 ст. 14 Федерального закона № 166-ФЗ, и не является постоянной величиной.

Что касается государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, то в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней. Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к данному Федеральному закону.

При таких обстоятельствах, в случае, когда размер базовой и страховой частей назначенной федеральному государственному служащему трудовой пенсии по старости (инвалидности) превышает учтенную в установленном указанными нормами порядке часть его среднемесячного заработка, пенсия за выслугу лет не может быть установлена (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года № 510-О).

Как видно из материалов дела, истец ФИО1 с 07 августа 1995 года по 01 февраля 2013 года замещала различные должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, имеет стаж государственной гражданской службы 17 лет 4 месяца 18 дней. Решением Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 09 августа 2013 года № <…> с 1 июля 2013 года ей была назначена пенсия за выслугу лет в размере 71 % процента месячного денежного содержания (вознаграждения) в сумме 14689 руб. 04 коп. С 27 июля 2016 года выплата пенсии за выслугу лет прекращена в связи с отменой Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-3.

С 01 августа 2013 года истец является получателем страховой пенсии по старости.

Согласно справке УПФР в г. Элисте Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года размер страховой пенсии по старости истца составлял: с 01 июля 2016 года по 31 января 2017 года – 15164 руб. 98 коп.; с 01 февраля 2017 года по 31 марта 2017 года – 15983 руб. 81 коп.; с 01 апреля 2017 года по 31 июля 2017 года – 16026 руб. 65 коп.; с 01 августа 2017 года по 31 декабря 2017 года – 16031 руб. 83 коп.; с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года – 16 625 руб. 38 коп.; с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года – 17 798 руб. 17 коп.

До назначения пенсии за выслугу лет ФИО1 занимала должность государственной гражданской службы Республики Калмыкия - Председателя Административной комиссии № 4 в Республике Калмыкия.

Как правильно указал суд первой инстанции, в силу вышеизложенных правовых норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации пенсия за выслугу лет подлежит расчету исходя из среднемесячного заработка, не превышающего 2,8 должностного оклада служащего (3835 руб. 38 коп. x 2,8 = 10740 32 коп.) и с учетом стажа истца государственной службы не может превышать 51 % от полученной суммы среднемесячного заработка служащего (10740 руб. 32 коп. x 51 % = 5477 руб. 56 коп.), за вычетом страховой пенсии по старости. По состоянию на 27 июля 2016 года размер страховой пенсии (15164 руб. 98 коп.) превышал размер пенсии за выслугу лет (5477 руб. 56 коп.)

Поскольку в настоящее время страховая пенсия по старости истца составляет 17 798 руб. 17 коп. и превышает сумму пенсии за выслугу лет в размере 5751 руб. 44 коп., то суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Что касается довода апелляционной жалобы о расчете пенсии по выслуге лет исходя из среднемесячного заработка, определенного не из 2,8 должностного оклада, а 0,8 денежного содержания государственного служащего, то судебная коллегия приходит к выводу, что применение предлагаемого истцом способа расчета пенсии также не влечет за собой возможность удовлетворения исковых требований.

Согласно письму заместителя Министра финансов Республики Калмыкия от 23 мая 2019 года № <…> денежное содержание государственного гражданского служащего по должности «Председатель Административной комиссии» в период с 01 июля 2016 года по 31 декабря 2018 года составляло 32638 руб. в месяц, с 1 января 2019 года по настоящее время составляет 34274 руб. в месяц (л.д. 111).

В случае расчета размера пенсии истца за выслугу лет из среднемесячного заработка, не превышающего 0,8 денежного вознаграждения служащего, полученный размер названной пенсии составит 13316 руб. 30 коп. (по состоянию на 27 июля 2016 года 32638 руб. x 0,8 = 26110 руб. 40 коп. Х 51 % (17-летний стаж) = 13316 руб. 30 коп.), что также не превышает размер страховой пенсии по старости пенсии за выслугу лет - 15164 руб. 98 коп.

По состоянию на 17 июля 2019 года (дату вынесения обжалуемого решения) размер пенсии истца за выслугу лет, исходя из 0,8 денежного вознаграждения составит 13983 руб. 79 коп., размер страховой пенсии по старости – 17798 руб. 17 коп. Следовательно, основания для взыскания невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет отсутствуют.

В дополнениях к апелляционной жалобе истец указала, что суд неправильно определил размер пенсии по выслуге лет, исходя из должностного оклада (денежного содержания) государственного служащего Республики Калмыкия, тогда как должностной оклад (денежное содержание) федерального государственного гражданского служащего имеет повышенный размер. В результате суд ущемил права истца на достойное пенсионное содержание. Судебная коллегия признает данный довод несостоятельным.

Поскольку истец замещала должность государственной гражданской службы Республики Калмыкия, а именно председателя Административной комиссии № 4 в Республике Калмыкия, у суда первой инстанции отсутствовали основания для применения при расчете спорной пенсии должностных окладов (денежного содержания) федеральных государственных гражданских служащих.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а:

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца без удовлетворения.

Председательствующий О.В. Цакирова

Судьи С.В. Лиджиев

Н.А. Сидоренко